Есенин Сергей Александрович - родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, Рязанской губернии. Русский поэт, в ранние годы был ярким представителем новокрестьянской поэзии, более зрелые работы относились к имажинизму. Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается картина морального и духовного созревания начинающего поэта. Этот период жизни отразился в первых работах Есенина, тогда им было написано 60 стихотворений и поэм. В них он отразил свою любовь ко всему живому, к самой жизни и к родине. Начало этой любви поэт черпал из красоты окружающей природы. В первых стихах Есенина чётко просматриваются темы революции и отношения к родине. В 1914 году его стихи появляются в печати. Чуть позже Есенин увольняется с работы и посвящает всё своё время творчеству. В марте 1915 года поэт приезжает в Петроград, где знакомится с А. Блоком, который дал высокую оценку стихам Есенина и помог ему, познакомив со знаменитыми издателями и писателями. И тогда Есенин становится знаменитым, его часто приглашают в литературные салоны и поэтические вечера.

Восхищаться уж я не умею и пропасть не хотел бы в глуши, но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души.

По смешному я сердцем влип, я по-глупому мысли занял.

Если тронуть страсти в человеке, nо, конечно, правды не найдешь.

Грубым дается радость. Нежным дается печаль.

Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь.

В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство.

В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей.

Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в "Business" и остального знать не желает.

Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.

Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам.

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.

Жизнь - обман с чарующей тоскою.

Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем.

Жить нужно легче, жить нужно проще, все принимая, что есть на свете.

Пусть твои полузакрыты очи и ты думаешь о ком-нибудь другом, я ведь сам люблю тебя не очень, утопая в дальнем дорогом.

Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни, только не целованных не трогай, только не горевших не мани.

Снова грусть и тоска мою грудь облегли, и печалью слегка веет вновь издали.

Я с любовью иду на указанный путь, и от мук и тревог не волнуется грудь.

Время даже камень крошит.

Жизнь... Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно... Да, однако если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы все-таки должны знать, зачем живем... зачем она, жизнь? Зачем жить? На все ее мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетенный из шиповника. Неужели так и невозможно разгадать?

Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны.

Казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство.

Но и тогда, когда во всей планете пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть, - я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь".

Чем сгнивать на ветках - уж лучше сгореть на ветру.

В дружбе тоже есть чувства.

Но и тогда, когда во всей планете пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть, – я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Ты идешь не тропкой, а дорогой, не считая радостные дни, только девочек невинных ты не трогай, неиспорченных красавиц не мани.

По нелепости своей несусветной впустил в душу ее, и теперь могу думать только о глупостях.

Грубым дается радость. Нежным дается печаль.

Опять тоска и горе сердце, душу и тело пеленою облегли, снова тревогой, кровью и потом пахнет откуда-то издали.

Только в разлуке можно хорошо разглядеть человека.

Нужно ради будущего, завязывать с прошлым.

Есть что-то прекрасное в лете, а с летом прекрасное в нас.

Расстояние открывает глаза на настоящие ценности, которые вблизи просто не замечаются.

В ненастье, буран и житейскую стынь, при тяжких потерях, тоскливо и грустно, казаться счастливым и деловым – не просто театр, это тоже искусство.

Все начинается со взгляда. Всегда.

Наверное во мне слишком много тепла, раз я всегда встречаю холодных.

Умирать нам не в ново, как пылинке на солнышке. Жизнь нам также нелегко, испьем ее же до донышка.

Тонкие люди гораздо меньше умеют веселиться, они созданы большей мерою для страданий.

Удивляться и радоваться я не желаю, но и гнить мне не хотелось бы в глуши, в имение к себе я вас с прискорбием приглашаю к истокам русской незапятнанной души.

Умей смертельно ненавидеть, тогда научишься любить.

Мне всегда казалось странным строить церкви золотые, а на ужин не найти даже корки хлеба для ребенка.

Если хочешь мертвым поклоняться, то живых тем сном не отравляй.

На самом деле самый большой талант в жизни нашей — это постоянно иметь хорошее настроение и при этом простым быть, как монета медная.

Может быть наше существование и обман, но как же он все-таки прекрасен…

Как по мне, так в лете все прекрасное.

Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Мы столько раз бываем обмануты, что сердцу, право, уже стоит привыкнуть.

Жить нужно, чтобы радоваться, а не тосковать.

Чем проще ко всему относишься, тем легче принимать жизнь.

Никому не отдавайте того, с кем счастливы.

Грусть обняла меня нежно, и тоскою веет, как прежде.

Жизнь ничтожна и неприятна, когда кругом зловещая атмосфера и тревога. Радость богача заглушают громкие стоны и вырывающийся из-под земли людской плач. Радость вновь вернется, когда утихнут крики о помощи, а горе и беда навсегда отодвинутся далеко за горизонт.

Перед временем никто и ничто не в силах устоять.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире - странник. Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Время даже камень крошит.

Тяжело удивить чем-либо, ведь все уже было: и жизнь и смерть.

Жить - так жить, любить - так уж влюбляться.

Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
А Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Коль гореть, так уж гореть, сгорая.

Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

В жизни много несправедливостей.

Цитаты Есенина

Не жалею я, не зову тебя, совсем не плачу. Ведь все рассеется, как с яблонь белых дым.

Тишине нельзя научиться у людей. Умение молчать можно получить лишь от звезд, далеких и безликих.

От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду.

Он целовал её так, словно её губы были кислородом.

Чего стоит жизнь, если на дороге твоей только трупы смрадные и раны гнойные, а за богатством своим слез горестных не замечаешь.

Жить нужно легче, жить нужно проще, Все принимая, что есть на свете.

Люди в этом мире только гости, рано или поздно они уходят.

В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей.

В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.

Жить с раскрытой нараспашку душой - все равно, что ходить с раскрытой ширинкой.

В лунном золоте целуйся и гуляй.

Не влюбляйся, милая, любовь — дело гиблое.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.

И какой бы путь не выбрал ты, девственных всех пропускай, не тронь, ведь волшебная невинность красоты ничего не знает про огонь.

Дом, где родился поэт. Олицетворение. Е. Лебедева. Сельская начальная школа. Проверь себя. Государственный музей-заповедник. Черемуха душистая. Творчество Есенина. Метафора. Физкультминутка. А. Шевелев. Правильно ставь ударение. Проталинка. Речевая разминка. Сергей Есенин. Памятник С.Есенину. Родился в Рязанской губернии. Словарная работа. Левитан. Первая книга стихов. Большое видится на расстоянии.

«Поэма «Анна Снегина»» - Беседа по вопросам. История создания поэмы «Анна Снегина». Каким видится прошлое лирическому герою. Высказывания о Есенине. Как высказывается отношение к войне. Лидия Кашина. Традиционная для русской литературы тема. Анна Сардановская. Каковы настроения земляков поэта. Как соотносятся автор и лирический герой. Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина». Эпиграф к уроку. За горами, за жёлтыми долами.

«Есенин «Черёмуха»» - С. Есенин. Сергей Александрович Есенин. Стихи о природе. Белая береза. Ознакомить учащихся с биографией С. Есенина. Физкультминутка. Поет ручей. Первая книга стихов Сергея Есенина. Речевая разминка. Стихотворение. Черемуха. Ветхая избушка. Прочитать выразительно.

«Есенин поэма «Анна Снегина»» - Язык поэмы. Замысел поэмы. Мужицкие войны. Прототип Анны Снегиной. Действие «Анны Снегиной». Главная тема. Мельник. А.С.Пушкин. Поэма «Анна Снегина». Мужик. Л. И. Кашина. Письмо. Ольга Снегина. Эпический план. Поэт. Пугачев. Михайловское. Эпическая тема поэмы. Есенин читал «Анну Снегину». Анна Сардановская. Псевдоним. Евгений Онегин. Земля. Прон Оглоблин. Анна Снегина. Персонаж. Тема империалистической и братоубийственной гражданской войны.

«Не бродить, не мять в кустах багряных» - «Не бродить не мять в кустах багряных…». Имя тонкое растаяло, как звук. Эпитет. Аллитерация. Предварительное задание. Словарная работа. Впечатление совершенства. Образ природы. Чтение стихотворения. Пусть порой мне шепчет синий вечер. Каким настроением овеяно стихотворение. Беседа по вопросам. Слова, обозначающие цвет.

«Стихотворение «Пороша»» - Зимний сказочный пейзаж. Загадки, над которыми в детстве думал поэт. Медленное падение снега создает сказочную картину. Стихотворение « Пороша». Будьте здоровы. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Физминутка. Разминка. Движение помогают передать слова. Сергей Александрович Есенин 1895-1925. Расположите слова, которые обозначают движение снега. ЛГ чувствует природу. Аллитерация. Почему вороны серые.

Оказался в самом центре литературной жизни Серебряного века (можно даже сказать, что он сам был одним из ее центров). С ним дружили десятки поэтов, писателей, критиков и просто ярких личностей.

Многие оставили интересные свидетельства о жизни и творчестве поэта. Мы отобрали наиболее примечательные из них.

«...Вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слёз. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши. <...>

Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно разновесна. Казалось, что он мечет их, одно - под ноги себе, другое - далеко, третье - в чьё-то ненавистное ему лицо. И вообще всё: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза - всё было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час. <...>

Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось».

«Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Ещё до революции, в 1916 году, меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это - необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность. Так он был повёрнут ко мне, писателю другой школы, другого возраста, и всегда меня поражала эта повышенная душевная чуткость. Таким я видел его в 1916 году, таким я с ним встретился в 18–19-х годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 году, и таким был наш последний разговор до его трагической кончины. Не стану говорить о громадном и душистом таланте Есенина, об этом скажут лучше меня. Об этом много было сказано, но меня всегда поражала эта чисто человеческая нота».

«Весной 1918 года я познакомился в Москве с Есениным. Он как-то физически был приятен. Нравилась его стройность; мягкие, но уверенные движения; лицо некрасивое, но миловидное. А лучше всего была его весёлость, лёгкая, бойкая, но не шумная и не резкая. Он был очень ритмичен. Смотрел прямо в глаза и сразу производил впечатление человека с правдивым сердцем, наверное - отличнейшего товарища».

«Фамилия Есенин - русская - коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, осень, Ясень - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом».

Анатолий Мариенгоф

«Каждый день часов около двух приходил Есенин ко мне в издательство и, садясь около, клал на стол, заваленный рукописями, желтый тюречок с солеными огурцами.

Из тюречка на стол бежали струйки рассола.

В зубах хрустело огуречное зеленое мясо и сочился соленый сок, расползаясь фиолетовыми пятнами по рукописным страничкам. Есенин поучал:

Так, с бухты-барахты, не след идти в русскую литературу. Искусную надо вести игру и тончайшую политику.

И тыкал в меня пальцем:

Трудно тебе будет. Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга! Кто этому поверит? Вот. смотри. Белый. И волос уже седой, и лысина величиной с вольфовского однотомного Пушкина, а перед кухаркой своей, что исподники ему стирает, и то вдохновенным ходит. А еще очень не вредно прикинуться дурачком. Шибко у нас дурачка любят... Каждому надо доставить свое удовольствие. Знаешь, как я на Парнас восходил?..

И Есенин весело, по-мальчишески, захохотал».

Георгий Иванов

«Наивность, доверчивость, какая-то детская нежность уживались в Есенине рядом с озорством, близким к хулиганству, самомнением, недалеким от наглости. В этих противоречиях было какое-то особое очарование. И Есенина любили. Есенину прощали многое, что не простили бы другому. Есенина баловали, особенно в... литературных кругах».

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Составил подборку цитат русского поэта Сергея Есенина .

В цитатах Есенина много разнообразных чувств и страстей, но маловато оригинальных мыслей.

Цитаты сгруппированы по темам: отношения, о себе, жизнь, родина, времена года, любовь, душа, вера, Запад, жизненная этика, природа, пьянство, смерть, поэзия, счастье, советская Россия, человек.

Об отношениях

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

И я знаю, мы оба станем
Грустить в упругой тишине:
Я по тебе - в глухом тумане,
А ты заплачешь обо мне.

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

Простите мне...
Я знаю: Вы не та -
Живете Вы
С серьёзным, умным мужем;
Что не нужна Вам наша маета,
И сам я Вам ни капельки не нужен...

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Не криви улыбку, руки теребя,-
Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо -
Не тебя я вижу, не к тебе пришел.
Проходил я мимо, сердцу все равно -
Просто захотелось заглянуть в окно.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела…

О себе

Всё живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Наука нашего времени - ложь и преступление. А читать, - я и так свой кругозор знаний расширяю анализом под собственным наблюдением. Мне нужно себя, а не другого, напичканного чужими суждениями.

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным!

Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле.

Я тем завидую,
Кто жизнь провел в бою,
Кто защищал великую идею.
А я, сгубивший молодость свою,
Воспоминаний даже не имею.

Я устал себя мучить бесцельно.
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца.

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать -
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придётся так же мне.

И нет за гробом ни жены, ни друга.

О жизни

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Жизнь - обман с чарующей тоскою.

Жизнь - обман, но и она порою Украшает радостями ложь.

Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды.

Видно, так заведено навеки -
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Жизнь… Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно. Да, однако если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы все-таки должны знать, зачем живем.

Наша жизнь - простыня да кровать. Наша жизнь - поцелуй да в омут.

Долгие, долгие тяжкие года
Я учил в себе разуму зверя...
Знаешь? Люди ведь все со звериной душой, -
Тот медведь, тот лиса, та волчица, -
А жизнь - это лес большой,
Где заря красным всадником мчится.
Нужно крепкие, крепкие иметь клыки.

Жизнь ломает многих, но не многие находят силы подниматься и двигаться вперед.

Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье.

Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

Где ты, где, моя тихая радость - Все любя, ничего не желать?

И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, -
Я говорю на каждый миг,
Что всё на свете повторимо.

О родине

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
А Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Много в России
Троп.
Что ни тропа -
То гроб.
Что ни верста -
То крест.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния.

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

О временах года

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас.

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

О любви

Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
«Ты - моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру.

Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Ты - мое васильковое слово, Я навеки люблю тебя.

Я нашептал моим левкоям об угасающей любви...

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Мне хотелось в мерцании пенистых струй С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй...

Тот же месяц, только чуть пошире,
Чуть желтее и с другого края.
Мы с тобою любим в этом мире
Одинаково со всеми, дорогая.

О душе

Пусть сердцу вечно снится май...

В такой-то срок, в таком-то годе
Мы встретимся, быть может, вновь...
Мне страшно, - ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь.

Я сердцем никогда не лгу.

Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Коль гореть, так уж гореть, сгорая.

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.

Если раньше мне били в морду, То теперь вся в крови душа.

Совершенно лишняя штука эта душа. С грустью, с испугом, но я уже начинаю учиться говорить себе: застегни, Есенин, свою душу, это так же неприятно, как расстегнутые брюки.

О вере

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему.

Жили весь век свой нищими
И строили храмы божие...
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.

Чужда и смешна мне сия мистика дешевого православия, и всегда-то она требует каких-то обязательно неумных и жестоких подвигов.

На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам...
Может, пригодиться...

О Западе

Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам.

Америка - это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества.

Американец всецело погружается в «Business» и остального знать не желает.

Тот, кто знает Америку по Нью-Йорку и Чикаго, тот знает только праздничную или, так сказать, выставочную Америку.

Сила железобетона, громада зданий стеснили мозг американца и сузили его зрение. Нравы американцев напоминают незабвенной гоголевской памяти нравы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Как у последних не было города лучше Полтавы, так и у первых нет лучше и культурней страны, чем Америка.

Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет.

О жизненной этике

Жить нужно легче, жить нужно проще, Все принимая, что есть на свете.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство

Тех, которым ничего не надо, Только можно в мире пожалеть.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

Живи так, как будто сейчас должен умереть, ибо это есть лучшее стремление к Истине. Счастье - удел несчастных, несчастье - удел счастливых. Ничья душа не может не чувствовать своих страданий, а мои муки - твоя печаль, твоя печаль - мои терзанья...

О природе

Песня, луг, реки затоны,-
Эта жизнь мне только снится.
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Как в смирительную рубашку, Мы природу берем в бетон.

О пьянстве

И так всегда. За пьяною пирушкой,
Когда свершается всех дней круговорот,
Любой из нас, приподнимая кружку,
В неё слезу нечаянно прольёт.

Я уж готов. Я робкий.
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки -
Душу мою затыкать.

Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.

И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

О смерти

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Мне не нужен вздох могилы,
Слову с тайной не обняться.
Научи, чтоб можно было
Никогда не просыпаться.

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

О поэзии

Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Поэт должен думать о смерти, чтобы острее чувствовать жизнь.

Нужно обязательно проветрить воздух. До того накурено у нас сейчас в литературе, что просто дышать нечем.

О счастье

Счастье, - говорил он, -
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.

Своею гордою душой Прошел я счастье стороной.

Глупое сердце, не бейся.
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья...
Глупое сердце, не бейся.

Так случилось, так со мною сталось,
И с того у многих я колен,
Чтобы вечно счастье улыбалось,
Не смиряясь с горечью измен.

Ваше равенство - обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов - хорошая приманка,
Подлецам - порядочный улов.

Перед отъездом из Европы в Америку я вспомнил про «дым отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за «Русь», как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию… С того дня я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство.

Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

О человеке

Мы не живём, а мы тоскуем.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире - странник. Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Если тронуть страсти в человеке, То, конечно, правды не найдешь.

Грубым дается радость. Нежным дается печаль.

О разном

Успокойся, смертный, и не требуй Правды той, что не нужна тебе.

Я полон дум о юности весёлой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй - не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.

Итак, в эмоциональных цитатах Есенина преобладают темы противоречивых личных отношений, противоречивого себя, противоречивой жизни, противоречивой родины. Удивительно, что при глубокой погруженности Есенина в отношения с женщинами цитат о женщинах как таковых как-то и не нашлось.

Поэты-современники по-разному оценивали личность и творчество Есенина. Вот что писал о нем Сергей Городецкий: «Он уже тогда сознательно шел на то, чтобы быть первым российским поэтом. И вот в имажинизме он как раз и нашел противоядие против деревни, против пастушества, против уменьшающих личность поэта сторон деревенской жизни. В имажинизме же была для Есенина еще одна сторона, не менее важная: бытовая. Клеймом глупости клеймят себя все, кто видит здесь только кафе, разгул и озорство. Это был выход из его пастушества, из мужичка, из поддевки с гармошкой. Это была его революция, его освобождение».

Марина Цветаева же дает достаточно жесткую оценку: «У Есенина был песенный дар, а личности не было. Его трагедия - трагедия пустоты. К 30-ти годам он внутренно кончился. У него была только молодость». Впрочем, в строках самого поэта мы находим множество подтверждений этой оценки.

По-видимому, Есенину не хватило воли и разума, чтобы выбраться из трех крепких сосен саморазрушительных страстей, пьянства и внутренней пустоты. Для примера: сравните однозначно негативные оценки жизни и людей, встреченных им в Европе и США («Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет») и плохо скрываемый энтузиазм от встречи с американской жизнью, целый букет интересных, живых персонажей в «Одноэтажной Америке» Ильфа и Петрова.


Close