, учитель-логопед, МОУ “СОШ № 28” г.Сыктывкара.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными . При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими

недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

  • генерализация окончаний - окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, “под большОМ дубОМ”.
  • ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, “под огромнОЙ дубОЙ”.
  • трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову “солнышко”, по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: “солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и т.п.”.
  • неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как “зажевывание” окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию.

    Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений.

    Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

    Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

    какОЙ? деревяннЫЙ

    какАЯ? деревяннАЯ

    какОЕ? деревяннОЕ

    какОМУ? деревяннОМУ

    какОЙ? деревяннОЙ

    какОМУ? деревяннОМУ

    Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

    Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

    1. На первом этапе у учащихся формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже.
    2. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

    Остановимся подробнее на первом этапе.

    У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

    ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

    блюдО онО мОЁ болъшОЕ

    Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Ученики находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формируется алгоритм грамматического действия:

    Окончание

    названия

    предмета

    Окончание

    названия

    признака

    предмета

    Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

    Для того, чтобы дети осваивали многовариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

    * Подстановочного характера :

    • дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен... улица/ в словосочетаниях, предложениях;

    “Подбери предмет к признаку” - Морозный…, морозная…, морозное…

    “Подбери признак к предмету” - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

    Подобрать как можно больше признаков к слову зима : снежная, суровая, холодная…

    Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

    *Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

    “Исправь ошибку” - красивая сапоги, теплый шапка…

    *На классификацию

    Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

    Из предложенных слов выписать прилагательные;

    *Составление словосочетаний и предложений

    составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

    * Дидактические игры : “Назови цвет” - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

    “Назови форму” - огурец (какой?)…овальный и т.д.

    “ Подбери признак” - яблоко (какое?)…

    “Отгадай, что это?” - Круглый, полосатый, сахарный?,

    “Волшебный мешочек”, “Лото” (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

    Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

    Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

    Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

    Первый вариант. Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

    Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

    Картинки соответствующих цветов:

    Второй вариант.

    На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок-уголков).

    Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, “желтая репка”) и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

    Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

    Окончания.

    Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

    Тему “Животные” можно аналогично отработать с прилагательным “хвостатый”, согласуя его с существительными мужского и женского рода.

    Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

    Виды заданий.

    Подбор слов-определений к существительным.

    Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

    Подбор существительных к прилагательным.

    На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
    Свежая, свежие, свежий, свежее.
    Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

    Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.

    Весеннее, чистое, голубое … (небо).
    Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
    Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
    Хищный, голодный, злой … (зверь).
    Летнее, желтое, горячее … (солнце).
    Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

    Согласование прилагательных с существительными.

    Игра “Про что я задумала”. На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: “Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака”.

    Чудесный мешочек
    Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
    Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
    Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
    1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
    2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

    3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

    Что бывает в это время года
    Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
    Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, “Зимний лес”, “Цветущий луг” и так далее).

  • В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
    Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).
  • К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
    Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
    Весна - ветер.
    Лес - озеро.
    Пух - одеяло.
    Вкус - еда.
    Чай - куст.

    Слуховой диктант.

    Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
    Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

    Работа с деформированными предложениями.

    Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
    Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
    По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
    Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)
  • Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
    Есть сладкое слово - конфета,
    Есть быстрое слово - ракета,
    Есть кислое слово - лимон,
    Есть слово с окошком - вагон,
    Есть слово колючее - еж,
    Есть слово промокшее - дождь,
    Есть слово зеленое - ель,
    Есть слово упрямое - цель.
  • Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
    Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
  • Игра “Один - много”. Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
    Интересная книга - интересные книги.
    Спелая груша - …
    Душистый ландыш - …
    Полное ведро - …
    Чистое стекло - …
    Сочный арбуз - …
    Дождливый день - …
    Грозовая туча - …

    Игра с мячом “Наоборот”. Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
    Холодная вода - горячий песок.
    Светлые волосы - …
    Добрый человек - …
    Трудолюбивая девочка - …
    Ранняя весна - …
    Высокое дерево - …
    Веселая песня - …
    Глубокий пруд - …
    Солнечный день - …
    Хорошая хозяйка - …

    Работа с индивидуальными карточками.

    Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

    Работа над согласованием существительного с прилагательным
    Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
    На доске ставятся карточки со словами-признаками.
    Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
    Солнце - теплое, ласковое, яркое.
    Облака - легкие, воздушные.
    Цветы - нежные.
    Птицы - перелетные.

    Список использованной литературы.

    1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
    2. Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках “окружающий мир (развитие речи)” - ж. “ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД” №4, 2009, с. 5-8
    3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
    4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
    6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - https://med-tutorial.ru/med-books/book/70/
  • Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

    Предварительная работа:

    Усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
    - усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
    - усвоены понятия «единственное и множественное число».
    - проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

    Оборудование:

    Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

    Программное содержание:

    Продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
    - продолжать развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным;
    - развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
    - закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
    - развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
    - развивать словарный запас детей;
    - формировать навыки общения и правильного поведения.

    Методы и приемы:

    Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

    План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
    3. Работа с картинками.
    4. Определение темы занятия.
    5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
    6. Игра «Четвертый лишний».
    7. Физкультминутка.
    8. Игра «Угадай-ка».
    9. Работа с карточками.
    10. Игра «Светофор».
    11. Физкультминутка.
    12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
    13. Антонимы.
    14. Упражнения на релаксацию.
    15. Итог занятия.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

    2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

    Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

    Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
    Как пыхтит тесто?
    Пых- пых- пых…
    Как паровоз выпускает пар?
    Чух - чух - чух…
    Как шипит гусь?
    Шшшшшшшшшш……
    Как мы смеемся?
    Ха- ха- ха……
    Как накачиваем насос?
    Ссссссссссссссссс….
    Как дуем на одуванчик?
    Фффффффффф…..

    

    Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

    Речевая гимнастика:
    Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

    Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

    3. Работа с картинками:

    Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
    какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
    Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
    пианино, пальто.
    Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

    4. Определение темы занятия:

    Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
    существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
    группах.
    Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

    У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
    Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

    6. Игра «Четвертый лишний»:

    Инструкция : назови 4-й лишний, объясни - почему?

    1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
    2. Корова, лиса, собака, тигр .
    3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
    4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
    5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
    6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
    7. Лимон, персик, апельсин, груша .
    8. Репа , чеснок, салат, огурец.
    9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
    10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
    11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
    12. Конь , собака, корова, свинья.
    13. Лиса , заяц, волк, медведь.

    7. Физкультминутка:

    «Вы, наверное, устали?»
    Вы, наверное, устали?
    Ну, тогда все дружно встали.
    Ножками потопали,
    Ручками похлопали.
    Покрутились, повертелись
    И за парты все уселись.
    Глазки крепко закрываем,
    Дружно до 5 считаем.
    Открываем, поморгаем
    И работать продолжаем.

    8. Игра «Угадай-ка»:

    Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
    Ответьте, про кого мы можем так сказать:
    - крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
    - глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
    - длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
    - красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
    - серый, голодный, злой- Серый Волк.
    - рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
    - толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
    - зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
    - лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
    - дикий, отважный, ловкий - Маугли.

    9. Работа с карточками по вариантам:

    1 вариант: Тигренок

    Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

    2 вариант: Синица

    Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

    3 вариант: Цветы цветут

    Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

    Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

    10. Игра «Светофор»:

    Инструкция: разделите предметы на группы - по цветам:
    Вопросы: какой, какая, какое, какие?

    Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
    Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок.
    Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

    11. Физкультминутка:

    «Вновь у нас физкультминутка»

    Вновь у нас физкультминутка,
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись.
    (наклоны вперед и назад)
    Разминаем руки, плечи,
    Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
    И совсем не уставать.
    (рывки руками перед грудью)
    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо- влево, раз и два.
    Думай, думай, голова.
    (вращение головой)
    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка
    (садятся за парты)

    12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

    Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

    Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

    13. Антонимы:

    Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

    Большой - маленький
    Толстый - тонкий
    Голодный - сытый
    Тупой - острый
    Твердый - мягкий
    Широкий - узкий
    Короткий - длинный
    Веселый - грустный
    Легкий - тяжелый
    Чистый - грязный
    Добрый - злой

    14. Упражнения на релаксацию:

    Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

    Комплекс упражнений:
    «Роняем руки» - поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
    «Трясем кистями» - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
    «Стряхиваем воду с пальцев» - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
    «Поднимаем и опускаем плечи» - как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

    15. Подведение итогов:

    Что вам понравилось на занятии?
    Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия

    Тема:

    «Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»

    Цель:

    Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже

    Задачи:

    Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.

    Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.

    Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.

    Формировать и развивать УУД

    Оборудование:

    нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями

    Ход занятия

    1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

    1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.

    Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры

    Основная часть

    Откройте свои тетради и запишите число.

    (Снег+сугроб)*Д.п

    (Снег+пурга) *Р.п

    Какие части речи вам встретились в словах -ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)

    Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)

    Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»

    3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)

    Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.

    Упражнение на подбор окончаний с Логошей

    С Логошей мы прощаемся, подумайте, чему он вас научил?

    4.Улица окончаний. (работа с таблицей)

    Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)

    5. Гимнастика для глаз

    М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов

    6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.

    Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)

    Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.

    Слова для справок:

    Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие. солнечные, ярким, голубого.

    Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.

    Какие знания мы с вами закрепили?

    Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.

    7.Физминутка

    8.Площадь рассказов

    Соберите слова в предложения, а предложения в рассказ.

    Зима, стояла, суровая.

    Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти

    Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.

    Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.

    Итог:

    У вас на партах лежат листы со смайликами, покажите, как вы себя чувствовали на занятии?

    Комфортно ли вам было?

    Что было сложного?

    Что нового узнали?

    Что было сложного?

    прислала

    Кулагина Е.Г.

    Учитель-логопед

    Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол ). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах .

    1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

    Врач зашла в палату (некорр.). - Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

    Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

    Алёна , мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

    2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:

    Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

    3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

    Толпа людей шумели и волновались (некорр.). - Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

    Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) - Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

    Согласование с местоимением «кто», «что».

    Местоимения «кто» («кто-то») и «что» («что-то») по умолчанию требуют согласования в единственном числе: кто - мужского рода, что - среднего.

    Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.

    Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.

    Согласование со словами в другом роде и числе возможно только в том случае, если употребляется с уточняющим местоимением «тот» (та, то, те):

    Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.

    Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.

    Согласование существительных, связанных с числительными «два», «три», «четыре», с определениями.

    1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.

    2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:

    С пригорка было видно две заснеженных вершины.

    Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.

    Согласование между сказуемым и подлежащим, представляющим собой собирательное количество («большинство», «половина», «ряд», «часть»).

    1. Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
    2. Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.

    Из этого правила есть несколько исключений , когда сказуемое может употребляться во множественном числе:

    • Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
    • Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
    • Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными : Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
    • Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.

    Такие же правила распространяются на предложения со словами «много», «мало», «сколько», «несколько», «столько», «немало» в роли подлежащего и согласования с ним сказуемого.

    Тема урока : Согласование имени прилагательного с именем существительным

    Тип урока : комбинированный

    Цели урока : - формирование умений и навыков определения имен прилагательных в тексте, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными; совершенствование каллиграфии письма, обогащение словарного запаса;

    Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, коррекция внимания и восприятия;

    Воспитывать интерес к предмету.

    Ход урока:

    I. Организационный момент. (2 мин.)

    II. Повторение пройденного материала. (7 мин.)

    (слайд № 2)

    1.Вступительное слово:

    «Дорогие ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с самостоятельной частью речи - именем прилагательным. Сегодня мы узнаем, с кем и как эта часть речи «дружит».

    Вот в этом красивом доме живёт красивая художница-волшебница Имя прилагательное. Она будет нас сопровождать во время урока. Позвольте вам представить её:

    (слайд № 3)

    Я слово замечательное, -

    Говорит нам прилагательное,

    Я равного себе не знаю:

    Я признаки обозначаю.

    Без признаков предмета нет-

    об этом знает целый свет.

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь

    Меня вам надо знать, беречь.

    Прилагательным меня называют

    И по падежам меня склоняют.

    Признаки обозначаю,

    Все предметы украшаю,

    Разукрашу, опишу,

    Какой есть предмет скажу

    (слайд № 4)

    Что представить наглядно как выглядит Имя прилагательное в тексте предлагаю вам следующее стихотворение:

    Эта страница зелёного цвета,

    Значит, на ней постоянное лето .

    Бродят в траве золотые б укашки .

    Вся голубая , как бирюза,

    Села, качаясь, на венчик ромашки,

    Словно цветной самолёт, стрекоза.

    Вот тёмно-красная божья коровка ,

    Спинку свою разделив пополам,

    Вскинула крылья прозрачные ловко

    И полетела по важным делам .

    III. Воспроизведение и коррекция знаний (7 мин.)

    (слайд № 4)

    «Игра разведка». Вот вам небольшой текст, в котором жудожница- волшебница Имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых она это сделала:

    Снег белый. Но бывает голубой, синий, с еребристый , на закате даже красный, а по форме - пушистый , рассыпчатый . Его можно потрогать - он холодный, свежий, колючий .

    Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным. Посмотрите, что у нас получилось:

    Снег. Но бывает, на закате даже, а по форме - , . Его можно потрогать - он,.

    (слайд № 5)

    2. А сейчас попробуем определить предметы по признакам, которые обнаружим в загадках:

    Загадки

    Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (гриб)

    Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелёк. (одуванчик)

    Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

    Аленький, маленький, круглый, блестящий, в руке его тросточка, внутри его косточка. (вишня).

    (слайд № 6)

    «Отгадай, кто это?». А теперь мы проверим, как вы знаете сказочных героев из мультфильмов:

    Ответьте, про кого мы можем так сказать:
    - крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
    - глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
    - длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
    - красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
    - серый, голодный, злой- Серый Волк.
    - рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
    - толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
    - зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
    - лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
    - дикий, отважный, ловкий - Маугли.
    (слайд № 7)

    4. Как художница Имя прилагательное украшает слова, вы можете увидеть на следующих примерах:

    (слайд № 8) Дерево- зелёное, ветвистое..

    (слайд № 9) Кошка - рыжая, усатая, домашняя.

    Гриб - большой, несъедобный, ядовитый.

    (слайд № 11) ТОРТ.

    5. А теперь скажите, какие из признаков-прилагательных относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!

    IV. (слайд № 12) Физминутка для глаз. (4 мин.)

    V. Актуализация знаний к новой теме. Сообщение темы урока.

    1. (слайд № 13) Кластер «Имя прилагательное»

    Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

    VI. Сообщение новых знаний

    1. (слайд № 14) Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным и «надевает ту же одежду, что и имя существительное», т.е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

    «Прилагательное + существительное».

    2. (слайд № 15) Вот какое нарядное платье у нашей художницы. Это различные окончания украсили его.

    3. (слайд № 16). Имя прилагательное отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

    4. Словарь: (слайд № 17).

    5. (слайд № 18).Измените прилагательные по родам и числам.

    6. . (слайд № 19).Исправьте ошибки: (письменно)

    роза садовое,

    чистый пруды,

    белая пароход,

    красивая платье,

    хорошей друга,

    у синих забора,

    у высокой столба,

    трудный задача,

    кислая яблоко,

    7. . (слайд № 20). Алгоритм работы с именем прилагательным.

    8. (слайд № 21). Согласуйте имя прилагательное с существительным

    родн... (краем, отечества, городом).

    VIII. (слайд № 22). Физминутка.

    IX. Закрепление знаний

    1. (слайд № 23). Дописать окончания.

    Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк____, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

    2.(слайд № 24). Подобрать имена прилагательные к именам существительным.

    Вечер, ночь, утро (сырой, лунная, раннее, осенний, ясное, прохладный, долгий, летняя, радостное, тихая, тёплое, звёздная).

    3. (слайд № 25). Антонимы (устно).

    Большой -маленький
    Толстый - тонкий
    Голодный - сытый
    Тупой - острый
    Твердый - мягкий
    Широкий - узкий
    Короткий - длинный
    Веселый - грустный
    Легкий - тяжелый
    Чистый - грязный
    Добрый - злой

    4. (слайд № 26). Самостоятельная работа.

    За грибами

    Два друга пошли в лес за грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли (какое-то) лукошко. Они собирали грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша и Коля побежали домой.

    5. (слайд № 27).

    Знаешь ли ты, что… (опрятный)

    . (слайд № 28). (красный)

    6. (слайд № 28). Игра «Ласковые слова)

    Вспомните и назовите все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называла мама, папа, бабушка и др. люди.

    А теперь назовите этими словами своих соседей по парте.

    VII. Повторение и обобщение. (3 мин.)

    (слайд № 29).Имя прилагательное.

    (слайд № 30). «Верные-неверные утверждения»

    (слайд № 31). Синквейн

    Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

    1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

    3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Прилагательное

    Какое, какая, второстепенные

    Согласуется, склоняется, изменяется

    Обозначает признак предмета

    Часть речи

    VIII. Подведение итогов. (3 мин.)

    IX. Домашнее задание. (2 мин) (Упр. 141)


    Close