Практически каждая экскурсия по итальянскому городку Римини начинается с триумфальной Арки Августа — не только местного символа, но и античной достопримечательности всей страны. При взгляде на это величественное сооружение в памяти всплывают фотографии из учебника по истории и кадры из известного кинофильма «Спартак».

Этот древний свидетель истории прекрасно сохранился до наших дней, чего не скажешь о других сооружениях подобного типа. Несомненно, время не пощадило и Арку Августа и наложило на неё свой неизгладимый отпечаток. Так, во время одного из землетрясений конструкция лишилась своего бронзового украшения — колесницы из четырёх лошадей и статуи Октавиана Августа, управлявшей квадригой. Оценить былую композицию теперь можно только по макету достопримечательности, который находится в городском музее Римини .

Предприимчивые гибеллины, правившие городом в Средние века, восполнили «потерю» и дополнили арку зубцами, напоминающими своей формой букву «М».

А вот разнообразный декор, которым так богато украшено сооружение, остался в неизменном виде. Если посмотреть на конструкцию с внешней стороны, можно увидеть два медальона с изображениями бога Юпитера и его сына Аполлона. С внутренней стороны арку украшают изображения покровительницы страны — Минервы и бога Нептуна, здесь же и символ римского величия — головы быков.

Арка Августа — самое древнее сооружение подобного типа в Италии.

1 из 5

История Арки Августа в Римини

Триумфальное сооружение появилось в Римини ещё в 27-ом году до нашей эры. Арка прославляла величие действующего в то время императора Гая Юлия Цезаря Августа (он же Октавиан Август), об этом свидетельствует сохранившаяся на сооружении надпись. Народную любовь правитель завоевал своими подвигами и правильной политикой, в частности, строительством дороги, которая соединяла Рим и Адриатическое побережье.

Находившаяся на пересечении двух дорог Виа Эмилия и Виа Фламиния арка служила не только украшением, но и выполняла роль городских ворот. Чуть позже конструкция обзавелась дополнительным укреплением в виде широкой крепостной стены (частично разрушена в результате бомбардировки во время Второй Мировой войны). Правда, в качестве оборонительного сооружения арку воспринимать довольно трудно — она никогда не имела дверей и не закрывалась. Это обстоятельство напрямую связано с мирной политикой Октавиана Цезаря — не закрывать вход в город без веской на то причины.

При строительстве Арки Августа использовался истрийский камень — популярный в то время материал, имевший форму больших квадратов. Его использовали и при возведении ещё одной местной достопримечательности — моста Тиберия . Для создания дополнительной прочности фундамент арки соорудили из песчаника.

Для придания большей красоты Арку Августа снабдили заимствованным у этрусских мастеров архитектурным элементом — полукруглым сводом.

Что касается первоначальных размеров, то ширина арочного проёма достигала без малого десять метров, толщина стен — почти четыре метра.

Как добраться

Арка Августа располагается неподалёку от городского парка Alcide Cervi, рядом проходят улицы Corso d’Augusto и Largo Giulio Cesare. Попасть в исторический центр Римини на общественном транспорте возможно, но иногда может возникнуть путаница с остановками.

Например, от автовокзала города вас довезёт автобус № 1. Дойдите пешком до остановки 4 Rimini Fs, затем проезжаете четыре остановки, выходите на пятой под названием Arco d’Augusto, от неё до Арки Августа 34 метра. Доехать можно автобусами под номерами 8,9. Конечная станция та же. Если решите прокатиться на автобусах № 2, 14,15,19 идти пешком придётся чуть больше, около четырёх минут. Выходите на станции Gramsci Santa Rita.

Самый быстрый маршрут с учётом возможных пробок — добраться на автомобиле . Автовокзал Римини и Арку Августа разделяет один-два километра (в зависимости от выбранного пути). Курс нужно держать в сторону Via Roma, а ехать по Via Dante. Учтите, что машину придётся оставить на парковке, а потом немного прогуляться пешком (прямого подъезда к достопримечательности нет). Ещё один немаловажный нюанс — парковка стоит денег, бесплатна она только для жителей близлежащих домов.

Если не хотите беспокоиться насчет парковки, воспользуйтесь такси (есть привычный многим Uber). Правда, с учётом большого наплыва туристов небольшое расстояние до исторического памятника может обойтись вам в немаленькую сумму.

Самый оптимальный вариант для любителей прогулок — пройтись пешком . При медленном темпе общий путь займёт у вас всего минут 12. Если вы идёте из стороны автовокзала, следуйте на юго-восток по Piazzale Cesare Battisti в сторону Via Dante Alighieri, оказавшись на Via Maurizio Brighenti, сверните налево и пройдите около 52-х метров до триумфальной Арки Августа.

Арка Августа на панораме Google

Видео про Арку императора Августа

Неподалеку от Преторианских ворот, за пределами древней городской стены Аосты находится исторический памятник времен Римской империи, которому насчитывается более 2000 лет. Триумфальная Арка Августа была возведена в честь императора Августа, войска которого под предводительством Авла Теренция Варрона Мурена в 25г. до н.э. одержали победу над салассами, полностью истребив местное кельто-лигурийское племя.

Триумфальная арка Августа: предыстория появления

На самом деле, не зная о событиях, связанных с появлением Арки Августа, может показаться, что сооружение совершенно не заслуживающим внимания. Но давайте-ка разберемся…

Еще до прихода римлян на территорию современного региона Валле д’Аоста в конце 3 века до н.э., салассы держали под своим контролем стратегически важные перевалы через Альпы, известные сегодня как Малый и Большой Сен-Бернар. Кроме того, на своей земле они добывали золото. С чужаками, мечтавшими заполучить в полное распоряжение горные переходы в Галлию, а заодно и прибрать к рукам рудники, у местных жителей изначально дружбы не сложилось – покоряться они не собирались, а потому время от времени возникали конфликты и стычки. Римлян, в свою очередь, не устраивало то, что салассы оказались несговорчивыми, да к тому же, постоянно пытались перекрывать и отводить в сторону потоки реки, именуемой сегодня Дора-Бальтеа, что сказывалось на плохом орошении нижележащих по течению земель. Местные горцы попросту вынуждали покупать воду. В конечном итоге, все это спровоцировало вмешательство римской армии в 143г. до н.э., в результате которого была одержана первая существенная победа над салассами. Но в связи с большими потерями со стороны римлян, Сенат этот триумф признавать отказался. Спустя полвека легионерам удалось установить свой форпост на дороге, ведущей в долину Аоста, после чего началась постепенная колонизация северных территорий.




Но храбрые салассы не сдавались. Горные тропы они продолжали контролировать, взимая с римлян плату за проход. Длилось это вплоть до 35-33гг. до н.э., пока войска Августа путем осад и блокады не принудили местных подчиниться. Но те вскоре восстали, чем и предрекли собственный народ на полное уничтожение. Путем обмана о, якобы, выплате контрибуций, римляне сумели захватить несколько тысяч боеспособных салассов, после чего продали их в рабство с условием освобождения не ранее чем через двадцать лет. Женщин и детей постигла та же участь. Результатом стало окончательное исчезновение альпийского племени, основание поселения «Августа Претория Салассов», ставшего впоследствии городом Аоста, и возведение Арки Августа, о которой идет речь в данной статье.

Судьба победителя салассов – Авла Теренция Варрона Мурена (около 66г. до н. э. - 22г. до н.э.) – сложилась печально. Через два года после того, как местное население было уничтожено, Авла Теренция избрали консулом, но спустя год обвинили в заговоре против пасынка императора Августа – Тиберия, занявшего уже впоследствии императорский трон. Несмотря на всевозможные ходатайства, победителя салассов осудили и вскоре казнили.

Описание Арки Августа

Древнеримский архитектурный памятник, являющийся красноречивым свидетельством победы римлян над местным племенем, представляет собой монументальную однопролетную арку, имеющую под замковым камнем высоту 11,4 метра. Ее проход в самой широкой части составляет почти 9 метров. Отдельно стоящее сооружение никогда не являлось проемом в городской стене. Арка предназначалось для парадного въезда значимых личностей древнеримской эпохи на территорию Августа Претория Салассов, как тогда называлась современная Аоста. По сути, именно Арка Августа определила основные формы триумфальных арок, возведенных в эпоху Римской империи.


Конечно, архитектурный образ Арки Августа в Аосте не отличается совершенством. Ее пропорции тяжеловаты и грубоваты. Отсутствие венчающего аттика (декоративной стенки) объясняется его сносом в 1716 году из-за появившихся глубоких трещин. Поэтому сооружение кажется немного «прибитым» сверху. Арка Августа украшена десятью полуколоннами с колокообразными капителями коринфского направления, характеризующегося наличием лиственного орнамента. На фризе просматриваются дорические элементы и детали. Изначально на арочных поверхностях красовались рельефные изображения со свидетельствами победы над салассами.


То, как выглядит Арка Августа сегодня, является следствием реставрационных работ, проведенных более ста лет назад – в 1912 году. Деревянное распятие под сводом арки впервые появилось в 1449 году. Считалось, что оно спасает город и его жителей от наводнений при разливах бурной реки Бутье, стекающей с гор. В настоящее время распятие заменено на копию, но оригинал не пропал. Его переместили в Музей Сокровищ при Кафедральном соборе Аосты (Cattedrale di Aosta). В средние века на месте распятия находился иной образ Христа, а Арку часто именовали на французский манер Saint-Voût, что означало «Образ Спасителя».

В истории Арки Августа был любопытный факт. В 12 веке она являлась местом жительства одной из знатных семей города. В целях защиты от набегов неприятелей, ее представители соорудили фортификационное укрепление, в котором постоянно дежурили арбалетчики. Когда и при каких обстоятельствах объект был покинут – достоверно не известно.

Арка императора Августа, расположенная в Римини, представляет собой одно из самых древних творений римской цивилизации. Более того, она является самой первой аркой на территории Италии, построенной во время существования великой империи.

Тысячи туристов приезжают в Римини каждое лето не только для того, чтобы отдохнуть на Адриатическом побережье, но также полюбоваться знаменитыми памятниками культуры ушедшей цивилизации.

История возникновения Арки Августа

Арка императора Августа была воздвигнута по указу Сената Рима в 27 году до н.э. в знак торжественного завершения строительства дороги Via Flaminia, ведущей из Рима к городам Адриатического побережья.

Начало работ по устройству дороги было положено в 220 году до н.э. во время правления Гая Фламиния. Изначально проект строительства предполагал соединение Рима с городом Фано, который расположен в центральной части страны на Адриатическом побережье.

В более позднее время было принято решение продлить дорогу вдоль морского берега до ворот, находящихся на юге Римини.

Строительство масштабного пути было окончено только в 187 году до н.э. уже после смерти Гая Фламиния.

Символ нового пути

Чтобы ознаменовать открытие нового пути, сенатом было принято решение о строительстве монументальной Арки, посвященной императору Августу.

В верхней части Арки и сейчас можно разглядеть надпись, сохранившуюся до наших дней: «Сенат и Народ Римский посвящают этот монумент императору Цезарю Октавиану, сыну божественного Юлия Цезаря, в седьмой раз императору, в седьмой раз консулу и назначенному в восьмой раз консулом по случаю реставрации дороги via Flaminia и других дорог Италии, им установленных и упорядоченных».

Архитектура

Арка Августа выложена из применявшегося в то время истрийского камня в виде больших квадратов. Этим сооружение напоминает не менее знаменитый мост Тиберия, построенный из того же материала и выложенный в форме тех же квадратов.

Фото: Timofey Zadvornov / Shutterstock.com

Проем арки составляет приблизительно девять метров. Над арочным сводом располагается антаблемент, на котором изначально возвышалась статуя императора Августа, управляющего скульптурной четверкой лошадей.

В средние века квадрига была заменена на зубчатое навершие, так называемые «гиббелиновы зубцы». Такая необходимость замены была связана с землетрясением, разрушившим изначальную композицию.

На фасадах Арки расположены четыре медальона в виде рельефных изображений бога Аполлона, Юпитера, Миневры и Нептуна.

Излюбленное место туристов

Арка Августа, являясь на первый взгляд довольно незамысловатым сооружением, поражает своей величественностью и монументальностью, придающей ей особую торжественность. И по сей день она олицетворяет собой могущество существовавшей римской цивилизации, выступая в настоящее время в качестве южных ворот города.

Возле центральной достопримечательности города собирается много туристов. Здесь можно посидеть и отдохнуть, полюбовавшись видом грандиозного старинного сооружения, при взгляде на который события прошлых эпох как-будто оживают.

Прекрасная перспектива также открывается на пешеходную улицу Римини Corso D’ Augusto с множеством кафешек и чудесной архитектурой домой.

А недалеко от арки Августа находится знаменитый мост императора Тиберия.

Как добраться до арки императора Августа

Арка Августа находится на пересечении улиц Corso D’ Augusto и Via XX Settembre, недалеко от центрального железнодорожного вокзала Римини. Найти ее несложно – Арка заметна издалека, к тому же к ней ведет постоянный поток туристов.

Мы находимся рядом с Аркой Константина. С вами Бет Харрис, Стивен Цукер и Валентина Фолло. Мы видим арку на фоне Колизея. Может, начнём с вопроса: в чём особое значение Арки Константина? В Риме было много арок, но сохранились лишь несколько из них. В наше время некоторые из арок могут наблюдать туристы и студенты, которые прогуливаются по улицам Рима. Эти арки были посвящены воинам-победителям, как правило, в знак их победы над другой страной. Обычно они были расположены в стратегических районах города, поскольку они отражали некое послание и, следовательно, располагались в определённых местах. Арка была посвящена Константину и его победе над другим римляном. В истории Рима были времена, когда в Империи случались волнения. За один трон боролись несколько претендентов, которые хотели стать императорами. Победителем стал Константин, поэтому несколько странно, что это - памятник в честь победы римлянина над другим римлянином. В каком-то смысле это была гражданская война... Именно так, это была гражданская война. Обычно триумфальные арки посвящались победам над другими странами, чтобы показать распространение могущества Рима за его пределы. Интересно, что эта арка по сути - отражение смуты в римской истории и в какой-то степени это свидетельство объединения Рима. Да, это был момент, когда Константин наконец-то смог вернуть всю власть в свои руки. Это очень любопытно, поскольку арка также расположена по маршруту Триумфальной дороги. После триумфа самые важные военачальники могли проехать с парадом по улицам Рима, демонстрируя свои трофеи, то есть они могли показать захваченных животных, пленников, военную добычу, произведения искусства... Функция арки - постоянное напоминание о праздновании и военной гордости. Верно, как правило, панели арки показывают сцены триумфа. Давайте посмотрим поближе? Да, мы можем взглянуть поближе. Константин решил использовать некоторые трофеи, полученные не на этой войне, а взятые с других памятников города Рима. Для этого он взял элементы с уже существовавших памятников. Он хотел показать себя по-настоящему хорошим императором, и поэтому позаимствовал элементы у тех правителей, которые считались достойными. Стать императором после гражданской войны всегда было сложно, верно? Так что нужно было становиться лучше. Это было трудное и волнительное время, шло много войн, причём не только гражданских, но и с другими народами. Этому предшествовал так называемый Золотой век Рима. Если отсчитать назад и пропустить один век. Возможно, это как в случае с президентом Обамой, который сказал: «Я как Джон Ф. Кеннеди». Точно, это именно такой случай. Константин не ограничился словами, а наглядно это продемонстрировал, взяв элементы у существующих памятников. Он просто взял портреты этих императоров и поместил их на собственную арку. Естественно, лица на портретах были заменены на лицо Константина. Итак, размеры арки монументальны. Можно прочесть послание, написанное снизу вверх. Снизу символы побед - своеобразных ангелов... предшественников ангелов... Я вижу что-то вроде ниши. Это и есть ниша, это победа... символ победы. Да, именно. Это женское изображение... Затем обычно следуют пленники, враги, поверженные у ног этих символов победы. Итак, это вражеские военачальники. Конечно, они не могли показывать римлян, поскольку собственный народ не показывают с ними в одной арке. Были взяты обычные элементы триумфальной арки. Здесь всё достаточно стандартно. Точно! Они склонили головы, можно рассмотреть целые семьи: мать, отца, ребёнка... У них очень скорбные лица, поэтому понятно, что они взяты в плен. Конечно, пленникам суждено стать рабами города, так что их ждал печальный конец. Дальше идёт 2-й уровень, и мы видим окружности, которые были заимствованы у бывшего памятника Адриана. Адриан был очень важным императором, его называли императором-философом. Он любил греческое искусство, много путешествовал, посещал провинции. Он был императором-философом, который приносил пользу своему народу. Изначально они показывали сцены охоты и жертвоприношения богам, Они не имели отношения к военным победам и сами по себе не несли особенного смысла. Но их размещение в арке, конечно, было важным изменением, поскольку этим демонстрировалась успешность императора во всех сферах. Фактически император считался хорошим императором из-за того, что он был хорошим охотником... Можно вспомнить фасад Американского музея естественной истории в Нью-Йорке: там Теодор Рузвельт изображён как охотник, учёный, филантроп, то есть показаны все грани... ... великого лидера. Итак, что делает Адриан? Вот охота на кабана, на медведя, на льва... После охоты, естественно, происходит жертвоприношение в благодарность богам. Примечательно, что круглые панели вставлены в красный камень. Этот красный камень типичен для времён Константина. Это специальный камень, называемый «порфир», который привозили из Египта и могли использовать только императоры. Этот камень достаточно трудно обрабатывать. То, что мы видим, было высечено во II в. и вставлено в порфир, что символизировало... ...особые почести? Именно так. Это придаёт важности. Именно Константин поместил Адриана в порфир, демонстрируя почёт к предыдущему императору, своё уважение, можно сказать, принимая на себя часть величия Адриана таким образом Да. Если посмотреть на верхний уровень, своего рода верхний этаж, аттик, мы видим две вещи: Мы видим свободно стоящие статуи пленников. Они показаны в странных штанах, коротких туниках, мантиях и очень странных головных уборах - нечто вроде мягких остроконечных шапок. Они назывались «фригийские шапки» и с их помощью изображали иностранцев. Не забывайте, что штаны тогда носили только варвары, а римляне носили тоги. В данном случае это изображения наций и народов, которых победил Троян, и, вероятно, они были взяты с главного форума - главной площади, которую построил Троян после войны в честь празднования своей победы. В данном случае это ещё одно заимствование у другого великого правителя - императора Траяна. Интересно упомянуть про стили и различные способы передачи изображений на арке. Главное, что, если подходить ровно спереди, мы видим единственный элемент, высеченный для этой арки во времена Константина. Это длинный фриз, изображающий императора, сидящего на троне и раздающего монеты народу как жест щедрости. Это был типичный элемент римской художественной иллюстрации: император хороший, император щедр к народу, император великодушен, он может раздавать богатства, полученные в ходе войны. Но у него нет головы. Правда, у него отсутствует голова. Особенность этой панели в том, что люди показаны в меньшем масштабе по сравнению с императором, который изображён на более высоком уровне как главная фигура на фронтоне. Эта тенденция и дальше сохранится в искусстве: самые важные лица смотрят с памятника прямо на вас. Это напоминает более поздние явления в средневековом искусстве. Точно. По сути это начало такого стиля. Если посмотреть на другие панели, видно, что император на вас не смотрит. Он обращается к другим людям, изображённым на панели. Они хотели донести, что император - самая важная фигура, поэтому он больше и показан на переднем плане. Мы видим такой же тип взаимодействия в средневековом искусстве, где всё очень прямолинейно, самая важная фигура показана спереди, больше по размеру, соблюдён иерархический порядок в ущерб натуралистичности. Всё это берёт начало в классицизме I и II вв. Просто это другой подход. Здесь говорится нечто иное про общество, создавшее искусство. Это то, чем занимается искусство. Император начинает отделять себя от народа, которым он должен править. Интересно. Думаю многие, посмотрев на фриз, увидят эти формы не только более иерархическими, но и более символичными, Ведь так? То есть вы упомянули глубокий натурализм круглых панелей, а здесь фигуры выглядят, мне кажется, Менее проработанными. Есть ощущение, что их создавал не очень искусный ваятель. Дело в том, что одной из причин, по которой учёные говорят об использовании Константином элементов от существующих памятников, является то, что он приказал построить арку в то время, когда немногие художники могли повторить мастерство своих предшественников. Другие учёные говорят, что это признак влияния так называемого массового искусства, которое веками использовалось простым народом. Потому что если обратить внимание на надгробные памятники среднего класса, даже I и II вв., мы не найдём много отличий. Некоторые учёные выдвинули предположение, что такое массовое искусство обращено непосредственно к среднему классу. В некотором смысле их стиль противопоставлялся более проработанному и, возможно, более утончённому. Итак, перед нами по-настоящему политическая цель. Влияние низших классов на высшие действительно существовало. Если вспомнить более поздние времена, то в XIX в. намеренно использовались элементы народного искусства. Или искусство необученных или менее обученных художников, чем в случае с официальным или «профессиональным» стилем. У них были очень разные цели и мотивы. Это трудно не расценивать как упадок, или декаданс, как вы сказали. Они перестали изучать методы изображения человеческой фигуры или просто не имели возможности обучаться. Но это могло происходить совсем непреднамеренно. Конечно, древние римляне смогли по-настоящему усовершенствовать арку и использовать её в архитектурных целях. Мы очень чётко видим замковый камень, клинчатые камни и пяту. Арка в римской архитектуре была новаторством. Это было красивое сооружение, которое можно декорировать, то есть это украшенная форма. Несмотря на то, что не всё уцелело, проход сохранился, но в городе такой проход не нужен. Я хочу сказать, конечно, что это кульминационная точка этой триумфальной процессии, так что она была важна. Знаете, раньше даже мы могли пройти под аркой. Но теперь она огорожена, и памятник отделён от города. Он полностью утратил связь с улицами и людьми. Теперь это только памятник, и он больше не является тем, чем был раньше. Он был связан с улицей, а через улицу с форумом - главной площадью римлян, центром общественной жизни города. Так что это действительно ворота, кульминационная точка, как вы сказали. Да.

Сюда приезжают многочисленные туристы из разных стран мира, считая главным достоянием Римини - море и песчаные пляжи Адриатики. Между тем, этот древний город Италии богат историческими памятниками, здесь также есть тематические парки, в которых можно провести целый день.

Историки установили точную дату основания римского поселения Аримина (Ariminum) на берегу моря. Это было в 268 году до н. э.

С тех давних времен осталась Арка Августа (Arco di Augusto), возведенная в честь императора Цезаря Октавиана Августа (Gaius Iulius Caesar Octavianus Augustus) в 27 году до н. э. после окончания строительства дороги между Римом и побережьем Адриатики. На сегодня она - самая знаменитая достопримечательность Римини и самая древняя арка Италии. Сюда считают своим долгом наведаться все путешественники, приезжающие на курорт.

Первоначально арку венчала скульптурная группа - квадрига, которой управлял Цезарь Октавиан Август. Аттик сооружения украшала надпись - посвящение и благодарность Цезарю за построенные дороги: «Сенат и Народ Римский посвящают этот монумент императору Цезарю Октавиану, сыну божественного Юлия Цезаря, в седьмой раз императору, в седьмой раз консулу и назначенному в восьмой раз консулом по случаю реставрации дороги Фламиния и других дорог Италии, им установленных и упорядоченных».

Во времена Средневековья арка служила воротами, а рядом для защиты от неприятелей были возведены неприступные стены. Тогда же квадригу заменили зубцами, а вот древние барельефы не тронули. И сегодня можно увидеть на фасадах изображения главных римских богов - Зевса, Аполлона, Нептуна и Минервы.

На севере города Римини протекает небольшая речушка Рубикон (Rubicone). Всем, наверняка, знакома крылатая фраза: «Перейти Рубикон». Это и есть та самая легендарная река, вошедшая в историю.

Коротко объясним смысл фразы Цезаря. «Перейти Рубикон» - буквально принять трудное решение, от которого будет зависеть будущее. Именно в 50-х гг. до н. э. великий римский полководец, в те времена консул, раздумывал, как ему поступить после победной войны в Галлии. Идти на Рим, захватить власть в империи или, как того требовал сенатский указ, оставить руководство войском? Гай Юлий Цезарь после долгих раздумий (это все происходило на берегу Рубикона) воскликнул: «Жребий брошен!» (Alea jacta est!) и отдал приказ легионам переправляться через реку, которая в те времена отделяла Галлию и Италию.


Close