Однако самой крупной методологической ошибкой является представление, что где-то там на Западе была суперцивилизованная Литва с продвинутой государственностью, которой правил прогрессивный король - чистокровный литовец Миндовг . Никакого княжества как феодального государства у балтов не было, даже у пруссов, как у самого многочисленного племени. В момент образования Литовского княжеств у всех балтов был родо-племенной строй с сильным влиянием языческих жрецов, а их малочисленность объяснялась тем, что они еще толком не успели освоить земледелие. Миндовга русские бояре выбрали не за его грамотность, а за силу, которая стояла за ним в виде его дружины и его влияния среди вождей балтских племен.

Цивилизованность и индустриализация Литвы - это продукт СССР, который она сегодня благополучно утрачивает в Единой Европе. Литва постепенно возвращается к тому положению, который и был у нее до присоединения к России. Считать же себя германцами через родство с пруссами, что декларируют литовские националисты - очевидно, уникальный вид патриотизма, так как всех пруссов без остатка ассимилировали немецкие колонисты, переселившиеся на коренные земли балтов, захваченные орденскими государствами. К сожалению предки литовце не знали о страстном желании их потомков слиться с германцами, потому и воевали сотни лет против Тевтонского и Ливонского орденов, крестовым походом пришедших на земли балтийских народов.

Судя по всему, в средние века восточные славяне не выделяли балтов как чужеродное племя, тем более, что земли балтов издавна находились в глубине территории восточных славян. Часть балтов участвовала в формировании польской и белорусской наций, но благодаря образованию Литовского княжества у балтов появился шанс возникновения впоследствии Литвы и Латвии, как национальных государств.

Только надо отдавать себе отчет, национальные чувства - это ЦЕННОСТЬ, которую народу внушает "национальная" элита ради сохранения своего господствующего положения. Для самой элиты - национальность - пустой звук (яркий пример - Украина), однако, если внушить ее как ценность гражданам, то можно получить в собственность - целый народ, сплоченным этой ценностью. Отдавая дань национальным чувствам - не стоит заблуждаться насчет их происхождения.

Тем читателям, кто ищет ответ на вопрос - как образовалось великое княжество литовское , советую посмотреть на карту, на которой отчетливо видно, что происходит в северо-западном части русской земли (так и называвшейся - Чёрная Русь , по колористическому обозначению сторон света у славян - черная=север), которая на момент образования ВкЛ была НЕПОДВЛАСТНОЙ монголо-татарской империи . Независимость (1) от русских князей и (2) от монгольского ига - была главным условием появления .

Великое княжество Литовское и Русь

Однако, следствием МОСКВАЦЕНТРИЗМА становится то обстоятельство, что история Галицкой и Литовкой Руси выпадают из ортодоксальной российской истории России как истории исключительно Московской Руси , а потом - эта однобокость не позволяет понять , которые вызревали именно в этих "осколках" Киевской Руси, чуждых идее объединения русских земель под властью Москвы .

Сегодня ведется оголтелая война против настоящей и России, где замалчивается тот факт, что Великое княжество Литовское и Русское было русскоязычным государством для утаивания более важного факта, что Русь Литовская была русским государством , основным населением которого были киевские русины. В сознании русичей и жителей Европы нашествие Батыя - не привело в разделению Руси на отдельные части . Западная Русь , Юго-Западная Русь и Северо-Восточной Русь всегда оставались страной русских, лишь намного позже политическая борьба властных элит этих частей Руси развела историю Литовкой Руси , Галицкой Руси и Владимиро-Суздальской Руси (Московия ) по главному критерию - кто будет собирать единую Русь заново .

А, вот представления о государстве у людей в древности полностью соответствовало - как общность людей, неинтересующей никого национальности на какой-то территории - под властью , для индивидуализации которой как раз всех интересовал в первую очередь национальности, хотя бы первичной. Национальность переходила в название государства по той причине, что так можно было индивидуализировать , которые в те времена сплошь представляли собой захваченные силой , населенных множеством разных племен и, чаще - неродственных народностей. В условиях невозможности определить этнический состав народа определенного государства - номинально ему присваивалась национальность его элиты .

Если считать "национальность" по принадлежности к племени, то население Великого княжества Литовского было очень пестрым по национальному составу, однако славяноязычные численно преобладали всегда , сохраняя свой говор как западный диалект древнерусского языка Киевской Руси . Если современный русский язык развивался под огромным влиянием церковного языка Кирилла и Мефодия, который фактически был литературным в Северной Руси, то современный белорусский язык развивался из западнорусского говора под влиянием польского.

Княжество Литовское и Русское

Балты всегда составляли незначительную часть населения Великого княжества Литовского, даже при зарождении литовского государства, отдельного племени литовцев , судя по всему - не было (собственно, смотри ниже о происхождении названия Литва ). Территорию очага зарождения Литовского государства заселяли известные балтоязычные племена - аукштайты , жемайты , ятвяги , курши, латгалы, селы, бежавшие в XIII веке от насильственной христианизации земгалы, пруссы (бортеи или зуки, скаловы, летувинники), среди которых нет литвы . Сегодня уже можно только гадать - откуда взялось слово Литва (как и Русь), но, мы можем точно сказать, что союз балтийских племен, сформировавшийся на территории граничившей с Русью, передал собирательное название государству - Литва , государственным языком которого по причине многонациональности стал древнерусский язык , на котором по аналоги со слово русинъ - и было образовано древнерусское слово литвинъ - литвин - в смысле подданный Литовского княжества. Позднее именно единение на почве подданства одному государству подтолкнуло национальное самосознания родственных балтоязычных племен почувствовать единение в одну народность литовцы .

Подтверждением тому является появление первого упоминания о Литве как прилагательного Lituaе на латыни для названия границы какого-то ранее неизвестного государства с Русью. Потом в Европе появился термин lithuanians для обозначения граждан государства, появившегося на политической арене, ядром элиты которого, судя по месту зарождения, стали аукштайты , в смысле - некоторого СОЮЗА племен балтов , близких к пруссам . Как мы знаем, всех остальных пруссов колонизировал Тевтонский Орден, да так, что они просто растворились, не оставив нам даже языка.

История Литвы Википедия содержит статью Литва (племена) , которая собственно доказывает лишь ТО, что никакого племени с именем литва не было , а просто несколько разных племен балтов, причем, из разных этнических групп, на землях, сопредельных с Черной Русью образовали территориальный союз, получивший внешнее название Литва. Этот союз Литва воевал со своими соседями - союзом балтов Ятвяги, Аукштайты и Жемайтия, хотя племена этих же народностей входили в союз Литва . Члены союза Литва имели название литвины, которое прямо происходит от слова Литва, а вот, от какого слова было образовано слово литовцы мне не совсем понятно. Термин Литва в смысле союз литовский племен балтов - вполне правомерен, а существования отдельного литовского племени не зафиксировано.

Собственно, полное наименование - Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское - отражало многонациональный состав не населения Литовского княжества, которое было намного разнообразнее, а конкретный состав его элиты. Наименования основных народностей вшиты в название государства - княжество Литовское - по той причине, что (1) союз племен балтов под названием Литва дал первых князей, (2) княжество Литовское и Русское не столько по причине численного преобладания русинов, так как территория Литовского княжества формировалась как раз за счет русских земель ослабевшей Киевской Руси, а по присутствию русских бояр, на которых держалось Новогрудское княжество, а добавок (3) - княжество Жемойтское (Жомойтское, Жемайтское, Жямайтское, Жмудское - различные транскрипции названия второго союза балтийских племен, известного на Руси как жмудь - привнесла новая династия князей Гедиминовичей, происходящая из жемайтских племен.

Первое упоминание Литвы в европейских Кведлинбургских анналах относится под 1009 год при описании смерти некоего миссионера Бруно Кверфуртского, который был убит «на границе Руси и Литвы», которая сама упоминается как Lituaе , то есть Litua в форме косвенного падежа (в смысле - литовская - для названия границы).

Возможно, термины Lituaе и lithuanians в Европе получили распространение от крестоносцев Тевтонского Ордена , захвативших земли пруссов , что для соседних родственных балтийских племен стало фактором для формирования собственного государства. Русская летопись упоминают литвинов почти в те же сроки, но в связи с походами князя Ярослава Мудрого в 1040 году против ятвягов . Мне представляется, что причиной карательного похода могущественного киевского князя послужили грабительские набеги дружин формирующегося литовского пргосударства, как союза племен на окраине Руси, так как сами прибалтийские земли вряд ли представляли особый экономический интерес для Руси. Именно во время похода Ярослава происходит закладка Новгрудской крепости как форпоста, позднее превратившегося в русский город Новогрудок , ставший первой столицей Литовского княжества.

Собственно, литовские племена жили в окружении восточных славян из племени кривичей, которым платили дань, поэтому западнорусский говор кривичей был понятен балтам. Для обозначения балтов из литовского союза племен на Руси сконструировали термин литвинъ , литвин - по аналогии с русским самоназванием - русинъ , русин , а в Европе сконструировали термин - lithuanians для обозначения подданных литовского протогосударства.

Для нас уже не столь важно, откуда взялось слово Литва - наиболее вероятно, что это было самоназванием племени, которое когда-то верховодило в союзе балтийских племен и смогло выдвинуть из своих рядов первых правителей - элиту , которая дала собственное самоназвание литвин всем подданным. Уже позднее - из слова литвин произошел этноним литовцы , когда населению основных коренных земель () потребовалось как-то отделять себя от соседей.

Я не настаиваю на достоверности, да и для российской истории вопрос появления государства у балтов имеет отношение лишь в плоскости появления Литовской Руси, ставшей конкурентом Московского царства, вызревающего внутри Владимиро-Суздальской Руси.

В данной статье читателю потребуется представление об империи, как о государственном образование, вся сущность которого состоит в неограниченном расширении границ. Эта "пружина", вшитая в Литовское княжество позволила ему из никому неведомого крошечного города-государства Новогрудка - превратится в самое мощное государство Восточной Европы.

Далее статья Великое княжество Литовское и Русское из Википедии , которую всё равно пришлось немного править . Понять историю литовско-русского государства можно, лишь представляя четкую периодизацию, так как на разных этапах мы имеем дело с совершенно разным государством, которое меняет не только размеры своей территории, но политический вектор развития. Первоначально Литовское княжество возникает и действует как типичное княжество Киевской Руси, участвуя в междоусобице русских князей, продолжающейся несмотря на татаро-монгольское иго.

Однако вскоре две глобальные силы - европейская империя (папский престол и германские императоры) с одной стороны и ханы (элита) Золотой Орды начинаю "растаскивать" оставшиеся без центра русские княжества по разные стороны "баррикады", как по вопросу выбора веры, так и политический ориентации. Причем, особенностью тех времен является буквальное неприкрытое совпадение "интересов государств" с личными интересами их правителей в полном соответствии с теорией элит.

Великое княжество Литовское и Русское

История Великого княжества Литовского

Великое княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии и Литвы, а также частично Украины, России, Латвии, Польши, Эстонии и Молдавии.

Периодизация истории Литовского княжества

1. ВкЛ с 1240 по 1385 годы - как самостоятельное русское княжество, сражающееся против Юго-западной (Галицкой) Руси и Северо-восточной (Владимиро-Суздальской) Руси за собирание киевской земель под себя . Смерть Алекскандра Невского и вспыхнувшая взажда между его наследниками позволило Литовскому княжеству захватить срединные земли Киевской Руси, а позднее и присоединить почти всю территорию Галицко-волынского княжества. превратившись в самое могущественное государство в Восточной Европе.

2. С 1385 года после заключения личной унии с Королевством Польским княжество Литовское входит в союзное государство, где главная роль принадлежит польской шляхте. Причиной послужило ослабление Великое княжество Литовского в ходе войн против Московии, открыто объявившей о собирании русских земель.

С 1385 года находилось в личной унии с Королевством Польским, а с 1569 года - в сеймовой Люблинской унии в составе конфедеративного государства Речи Посполитой. В XIV-XVI веках - соперник Великого княжества Московского в борьбе за господство на русских землях. Было ликвидировано Конституцией 3 мая 1791 года. Окончательно прекратило своё существование после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. К 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи.

Русь и Литва

В русских летописях первое датированное упоминание Литвы относится к 1040 году, когда состоялся поход Ярослава Мудрого против ятвягов и была начата постройка новогрудской крепости - т.е. был заложен русский форпост против литвинов - НОВЫЙ город , название которого впоследствии трансформировалось в Новогрудок .

С последней четверти XII века многие княжества, граничащие с Литвой (Городенское, Изяславское, Друцкое, Городецкое, Логойское, Стрежевское, Лукомское, Брячиславское), покидают поле зрения древнерусских летописцев. Согласно «Слову о полку Игореве», князь Изяслав Василькович погиб в бою с Литвой (ранее 1185 года). В 1190 году Рюрик Ростиславич организовал поход против Литвы в поддержку родственников своей жены, пришёл в Пинск, но из-за таяния снегов дальнейший поход пришлось отменить. С 1198 года Полоцкая земля, становится плацдармом для экспансии Литвы на север и северо-восток. Начинаются литовские вторжения непосредственно в новгородско-псковские (1183, 1200, 1210, 1214, 1217, 1224, 1225, 1229, 1234), волынские (1196, 1210), смоленские (1204, 1225, 1239, 1248) и черниговские (1220) земли, с которыми летописная Литва не имела общих границ. Новгородская первая летопись под 1203 годом упоминает о сражении черниговских Ольговичей с Литвой. В 1207 году Владимир Рюрикович смоленский ходил на Литву, а в 1216 году Мстислав Давыдович смоленский разбил литвинов, грабивших окрестности Полоцка.

Статью Великое княжество Литовское Википедия пришлось подправлять, так как в период ДО образования литовского княжества никакие литовцы не существовали, а были литвины ка собирательно название балтов, совершавших набеги вглубь русских княжеств.

История Литовского княжества

Если следовать летописям, то в начале второго тысячелетия со стороны балтийских племен часто происходили набеги на ближайшие русские княжества, что позволяло русским летописцам соотносить грабителей с уже известной на Руси территорией, за которого закрепилось обобщенное наименование Литва . Однако, сами балты еще не были объединены в единый союз, так как мы знаем по-крайне мере про ДВА союза - отдельно союз жемайтских племен, и интересующий нас - литовский союз на основе аукшайтов, который после вхождения в него ятвягов как раз и получил общее название Литва. В те древние времена, когда национальность у грабителей никто не спрашивал, все банды грабителей со стороны Варяжского моря на Руси называли одинаково и без различи - литвины из Литвы. Литва, выбегая из лесов своих на пограничные псковские сёла, производила разорение .

Собственно, уже ТО, что литовские племена преследовали лишь чисто грабительские цели, говорит нам, что государственная организация Литвы была рыхлой - смысл союзных отношений сводился к созданию единого отряда вооруженных мужчин для осуществления грабежей соседей, которые явно уже имели более высокий уровень государственного устройства в виде княжеств, возглавляемых непременно князья из одной семьи Рюриковичей, что и объединяло их в одну конфедерацию княжеств, имевшей название Русь.

Летописи говорят нам, что русские князья с целью усмирения литвинов - сами совершали карательные рейды на земли балтов , возводя оборонительные крепости на границах с землями балтов, одной из которых и был Новогрудок , превратившийся в центр небольшого новообразованного русского княжества. Однако, на фоне экспансии со стороны крестоносцев и особенно, после поражений Руси от монголо-татар, начинается меняться политика элит этого пограничного русского княжества к соседним союзам литовских племен. Вооруженные дружины из балтов, получившие уже опыт ведения войны, пограничный русский город начинают приглашать для обороны, что в летописной форме выражается как "приглашение на княжение" их вождей (что уже происходило и ранее до Миндовга).

Надо отметить что - история литовского государства , скорей всего, так бы никогда и не началась, потому как балтов уже со всех сторон потеснили Ордена крестоносцев - Тевтонский и Ливонский, ну и, чего скрывать, - сама Русь, если бы в маленьком русском княжестве - бояре (читай правильно - элита) не решились бы пригласить на княжение литовского вождя Миндовга с его дружиной. Так решались ДВЕ проблемы разом - (1) появлялась вооруженная охрана и (2) ПРЕКРАЩАЛИСЬ НАБЕГИ набеги со стороны Литвы, раз сами литвины стали защищать Новогрудок.

Преступить непреклонное правило о возможности княжения исключительно членов семью Рюриковичей, в Новогрудке смогли по обстоятельствам ослабления Руси, когда клан князей Рюриковичей, владевший Русью, был жестокого сокращен в результате поражений в сражениях с монголо-татарами. Собственно, как в отношении крестоносцев, закованных вместе с конями в броню, так и в отношение необычной обманной тактики кавалерии татар, Русь столкнулась с незнакомой технологией ведения войны. Причем, почти безоружные татары на маленьких лошадях оказались даже более неуязвимыми, чем закованные в железо немецкие рыцари.

Третьим условием успеха первого литовского князя - стала почти мгновенная поддержка со стороны папы римского и европейской империи, проводящих при содействии Польши колонизацию прибалтийских земель. Дарование Миндовгу титула короля было авансом для привлечения Литвы на сторону католической Европы. Хотя наследники Миндовга уже не короновались королями, но по всем правилам заполучили титул великих князей даже по понятиям, принятым в империи восточных славян. Королевский титул так и не потребовался литовским князьям, так как Литовское княжество было русским, а на Руси была своя традиция величания правителей, в которой верховным были лишь титул "великий князь".

Каковы причины образования Литовского княжества

Причины образования литовского княжества - в изменении политики русской элиты русского города Новогрудок по отношению к вождям союзов соседних литовских племен с враждебной - на создание единого государственного объединения - русско литовское государство - в виде новгрудского княжества, в котором - в принципе "русском" по своему местоположению - стал править приглашенный литвин Миндовг , как первый литовский князь .

Думаю, тогда никто особо не задумывался - как назвать новое русско-литовское государство - само собой получалось, что прилагательное литовское поставили перед словом княжество , тем более, что Миндрвгу ничего не оставалось, как принять западнорусский язык в качестве государственного - просто, формирование литовско-русского государства началось в русском городе Новогрудок. Какой-либо язык балтов был никому не интересен, так как языком общения русинов и литвинов, вероятно, уже давно был все же русинский язык.

Теперь, после ответа на вопрос - каковы причины образования литовского княжества , я хочу дать представление о самих государствах в эпоху феодализма. В русской ортодоксальной истории на первое место выдвигают как нечто необыкновенное - особенности Киевской Руси как конфедерации почти независимых княжеств, что позволяет некоторым антироссйским историкам утверждать, что самого государства - Киевская Русь - в действительности и не было. Собственно, они апеллируют к сегодняшнему представлению об устройстве государства, как централизованном, создание которого на Руси сумеет завершить только Иван Грозный.

Во-первых, Киевская Русь - это всего лишь термин для обозначения периода в истории Руси, называемого киевским или домонгольским - от до нашествия монголо-татар, когда политическим центром и столицей древнерусского государства был Киев. Тогда феодальная раздробленность, с которой носятся как с писаной торбой - не была уникальной особенностью древнерусского государства - в Европе все государства представляли собой отдельные феоды как некие территорию, которую феодал МОГ ЛИЧНО ОБОЙТИ для сбора налогов. Так как, просто по физическим причинам, феодал большую территорию не мог контролировать, то европейские княжества были небольшими по размерам. Государства в Европе были типа матрешки - маленькие феоды образовывали более крупный феод синьора, больший по отношению к феодам вассалов, так как он их перекрывал. Еще более крупными были феоды синьоров, князей или герцогов, которые в совокупности составляли феод короля или великого князя, феод которого и считался государством.

Во-вторых, принцип, по которому княжить в русских княжествах могли лишь члены исключительно семьи Руковичей - так же не был уникален, хотя исполнялся беспрекословно сотни лет после кровавого урока, преподанного Вещим Олегом киевским "самозванцам" - из простых дружинников, занявших место киевских князей и, приговоренными к смерти лишь за отсутствие родства с Рюриком. Ведь, вся история европейской империи как раз показывает нам борьбу князей за устройство себя или своего потомка на освободившееся место монарха.

Особенности литовского государства были типичными для территориальных империй, каковой несомненно было литовское княжество 13-15 век , так как было образовано вождем язычников балтов, ставшим князем в христианском православном княжестве, населенным русинами, но во вне княжества называемыми уже литвинами. Главная особенность литовского государства заключается в том, что великое государство литовское стало "плавильным котлом", в котором сформировались две нынешние нации - литовцы и белорусы, как потомки тех литвинов и русичей, которых объединило Великое русско-литовское государство , ставшее одной из трех частей Руси в период монгольского ига под названием .

Для понимания истории Великого княжества Литовского следует провести некоторую периодизацию, так как Литовское княжество в 13 веке является "Великим" лишь в мечтах его князей, тогда как Великое княжество Литовское 15 век - самое большое по территории государство Европы (если не считать Золотую Орду или, может быть, Северо-Восточную Русь, которые не имели каких-то зафиксированных границ на Востоке).

Великое княжество Литовское 13 век

Консолидация княжества Литовского проходила на фоне постепенного наступления крестоносцев Ордена меченосцев в Ливонии и Тевтонского ордена в Пруссии, ведущих крестовый поход ради обращения в христианство язычников пруссов , упорно продолжавших придерживаться своих старинных языческих верований. К сожалению детали наличия государственности у самих балтийских племен осталось вне поля внимания летописцев, так как в Тевтонском ордене не велись записи о событиях среди покоряемых балтийских племенах, а русские летописцы со времен похода Ярослава Мудрого теряют интерес к народам этого края Киевской Руси, так как основными врагами становятся крестоносцы Тевтонского и Ливонского орденов, борьба с которыми относится к прерогативам князей Новгородской земли и Псковского княжества. Остальная Русь сосредоточила все внимание на распрях между братьями князьями и первым нападением монголо-татар, уничтожившими цвет российского войска.

Князья Литовского княжества

Надеюсь читатель понимает, что История - это описание деятельности элиты общества, которая принимает решения и часто отвечает жизнью за правильность выбора. Все в полном соответствии с теорией элит - представители народа, живущие в разных концах государства не только не способны дать оценку событию (что важно при написании истории), но даже не знают о нем, если оно не коснулось их лично. Знать и давать оценку - это функция элиты, которая для облегчения жизни своим потомкам, только ради того чтобы они удержались у власти как можно дольше - начинает писать историю как инструкцию на основе накопленного опыта. Летописи писались грамотными людьми в древности по заказу властей, сегодня варианты истории предлагает интеллигенция - а элита выбирает выгодный ей в сегодняшних условиях вариант.

Потому нет истории объективной или "вообще" - каждая пишется из какой-то точки пространства и времени - знать, под определенным углом, который обязательно присутствует и определяет оценку событий, и роль в них представителей элиты. Первые Литовские князь, не обремененные обязательствами перед какими-то многочисленными партиями элиты или чиновников, действовали исходя из своих сугубо личных интересов, распоряжаясь государством как личным имуществом.

Мир многообразен, потому нас интересует характер, личные качества и даже внешний облик князей Литвы, что определенно повлияло на ход истории. Логика развития идет сама собой, а ошибки или тактические удачи князей - это отступление или следование стратегии этой логике, что порой изменяет цели самой логики.

Первые литовские князья

Первый литовский князь впервые упомянут в договоре от 1219 года между Галицко-Волынским княжеством и "князьями" литвы, дяволтвы и жемайтов (литвы - в смысле названия союза литовских племен). На русском языке договора появляется князь Миндовг , как четвертый вождь в списке вождей балтов, что сразу ставит вопрос о причинах, по которым будущий первый князь литовский занял к 1240 году лидирующие позиции среди остальных литовских вождей-князей.

Мы должны понимать, что упомянутые в в летописи литовские князья были все же вождями племенных союзов, так как понятие князь предполагает наличие у него личного замка - крепость или на старорусском детинец, вокруг которого вырастает город. Так как нам о литовских городах не известно, то литовские вожди еще не настолько выделились из среды своих соплеменников, чтобы иметь укрепленное личное жилище со складом для хранения собранной дани. Однако, дальнейшая история утверждения Миндовга как первого среди пятерых вождей, упомянутых в летописи - подтверждает тот факт, что среди балтов уже имеются семьи или роды, которые захватили власти или имеют наследственные преимущества для занятия места вождя. Возможно, еще кто-то благодаря своей личной отваги или мудрости, мог еще занять место вождя, но история возвышения Миндовга показывает, что мужчины из его рода уже осознают ценность поддержки друг друга для нахождения всего рода на привилегированных позиция среди остальных членов племени. Летопись упоминает Миндовга четвертым, а вскоре после его становления на княжение, перечисляются его братья и племянники, которые занимают ключевые места во власти среди балтийских племен. Остальные вожди из летописного списка вождей исчезают с исторической сцены, очевидно, оттесненные сплоченной группой мужчин из рода Миндовга.

Собственно, вышеизложенный абзац является началом отдельной статьи - , как вставки в данную статью, которая уже стала слишком большой. Первые литовские князья действовали еще как вожди дружины из балтов, так как им было важно получать поддержку именно среди своих соплеменников и, соответственно, членов собственной семьи, занявших ключевые места в союзах балтийских племен. Очевидно, ресурс русского Новогрудского княжества был тут же использован для укрепления позиций родни Миндовга во властных структурах союзов литовских пленен.

С другой стороны - приглашение на княжество - имело лишь силу договора наемного предводителя военной дружины, а сама практика приглашения имела древние традиции, когда дружину и изгоняли. Потому первого князя литовского надо рассматривать как удачливого авантюриста, который подобно Рюрику сумел реализовать возможность и закрепиться на месте князя, не имея опоры на какую-то партию или родственные связи среди русских бояр. Скорее всего, первый литовский князь был по женской линии членом династии Полоцких князей, о чем намекает летопись. Само Полоцкое княжество утратило было значение, но ведь веком ранее оно было на вторых позициях среду русских княжеств, уделом первых наследников на трон Киевских Великих князей.

Я выделяю Миндовга и как личность и как вождя балтийских племен, ставшего первым князем и для самих балтов, которые стали гражданами созданного им государства на русских землях Черной Руси и примыкающих землях самих балтов.

Правление Миндовга

Итак, еще раз вспомним геополитическую обстановку в прибалтийском регионе, когда ослабленные поражением от татаро-монголов русские княжества оставляют вне сферы своего внимания пограничные земли, где в нарушение правила стало возможным приглашать князей не из династии Рюриковичей. По одной из гипотез, бояре русского города Новогрудка и литовский князь Миндовг начинают переговоры о приглашении на княжение ближе к 1240-му году, когда Миндовг выдвигается на роль главного вождя среди вождей балтийских племен. Основная опасность для Новогрудка исходила со стороны князя Даниила Галицкого, так как Галицко-волынское княжество в своем экспансионистском устремлении господствовать на всей Руси, само - бывшее самым юго-западное княжеством, "дотянулось" даже до северных окраин Руси. Восточное направление для расширения Галицкого княжества перекрыли татары, на западном князь галицкий искал дружбы с Венгрией, оставалось лишь северное направление.

Первый литовский князь с успехом использовал противостояние Псковского княжества, а главное - Александра Невского, княжившего в Новгороде, с Даниилом Галицким, но в конце концов Литва попадает-таки под влияние Галицко-волынского княжества, которое стало главным борцом против крестоносцев, приглашенных Польским королем на земли пруссов. Новгород и Псков просто бы присоединили Новогрудское княжество, а союз с сильным Галицким княжество обеспечивал Литовскому княжеству возможность независимости от русских княжеств, так и помощь в борьбе с крестоносцами. Кроме того удаленность от Золотой Орды позволяла Литовскому княжеству не платить дань и накапливать ресурсы, даже обеспечивала ему безопасность от внезапных набегов татар. Вся история Литовского княжества - это расширение его за счет слабеющего Галицко-волынского княжества, не имевшего такового удачного геополитического положения.

Рассматривая Великое княжество Литовское в аспекте становления его Литовской Русью, надо вспомнить, что сразу после нашествия татар - Киевская Русь распалась на ДВЕ части - уже давно самовольное Галицко-волынское княжество и северо-восточная конфедерация русских княжеств. Галицкая Русь соприкасалась с европейской империей, у которой и стала искать защиты в противостоянии с Золотой Ордой, а Северо-Восточная Русь с руки Александра Невского вошла в тесный союз с Золотой Ордой. Причем, помощь западной европейской империи потребовала от Галицкой Руси глубокого изменения культурных и религиозных основ , тогда как татары не стремились чего-то менять в захваченных ими государствах, в которых сохранялся их оригинальный уклад жизни. Как показала история, ВЫБОР Александра Невского оказался более эффективным для самосохранения Руси. Ядро для возрождения Руси сохранилось именно в северных княжествах, среди которых Москва стала главным собирателем русских земель.

Наиболее вероятной причиной приглашения именно Миндовга на княжение в русский Новогрудок была его гипотетическая принадлежности к русской династии полоцких князей (см. биография Миндовга), так как в тем времена родство с князьями и династические браки имели решающее значение для занятия княжеского престола. Занятие язычником места князя в православном городе не было чем-то необычным, так как на это никто не обращал внимания. Крещение Миндовга по православному обряду не зафиксировано, но скорее всего было вместе с семьей, так как его сын Войшелк совершает паломничество в Афон и становится монахом, а вот крещение Миндовга по католическому обряду в 1251 году - зафиксированный факт, который явно служил политическим целям ослабления напора со стороны орденских католических государств.

История литовского государства начинается с войн, которые князь Миндовг организует для превращения его крохотного Новогрудского княжества в Литовское княжество, для чего первым делом устраняет соперников среди вождей балтийских племен, заставляя своего племянника Товтивила (ставленника Миндовка в Полоцком княжестве) вместе с остальными вождями совершить поход на смоленские земли, обещая захваченные земли им в управление. Узнав о неудаче похода, Миндовг захватил земли князей-вождей и попытался организовать их убийство. Скорее всего, вожди из неудавшегося смоленского похода вернулись уже не в свои, а в другие племена балтов.

Литовский король

Для ослабления коалиции своих врагов, в которую вошел Ливонский Орден, князь Миндовг идет на хитрость - он "дарит" Ливонскому Ордену земли непокорных ему балтийских племен в обмен, вначале на крещение по католическому обряду, а следом в 1253 году происходит коронация Миндовга по поручению папы Иннокентия IV. Подарив Ливонскому Ордену часть жемайтских и ятвяжских земель, Миндовг укрепляет свою власть над всей Черной Русью (слово "Черная" восходит к древнему обозначению стороны света - Сервер - у , по каковой причине название Бела Русь первоначально станет обозначать Северо-Восточную Русь, а Червонная Русь - южные Галичские земли Руси).

Надо понимать политическое положение Западной (Черной) Руси, которая стала историческим центром княжества Миндовга, как северо-западный клин русских земель, на котором сошлись интересы католических германских орденов и Великого Новгорода противостоящего им во главе с Александром Невским, Польским Королевством и Даниилом Галицким, причем, для последнего Миндовг оказался естественным союзником. Для Галицко-волынского княжество Литовское как независимое представляло интерес для противопоставления соперникам, что никак не отменяло претензий Даниила на княжение по праву Рюриковичей, поэтому, как мы знаем, Миндовг был вынужден передает правление в Новогрудке сыну Даниила - Роману, что вместе с перекрещением Миндовга в католичество, приводит его к противостоянию с собственным сыном Войшелком , возглавившим православную партию.

Биография Войшелка подтверждает тезис, что литовские князья уже в втором поколении стали русскими князьями, так как сын Миндовга демонстрирует исключительность верность православию. Кроме того, Войшелк идет против язычника отца, несколько раз крестившегося в политических целях и перед смертью вернувшегося в язычество, и возвращается на княжение лишь ради становления Литовского княжества истинно русским, так как он сам признает право Рюриковичей на княжение и добровольно передает правление Шварну, сыну Даниила Галицкого. С Войшелка Литовское княжество прочно входит в "обойму" русских княжеств на правах удельного княжества.

Собственно, трудно показать границы литовско-русского государства при Миндовге и Войшелке на карте - я изобразил область, захватывающую русские земли и земли балтов. Для меня важнее показать, что буквально через несколько лет княжения (в 1254 году) Миндовг признает свое русское княжество частью империи галицкого князя Даниила, сажая в Новогрудке, бывшим столицей княжества, - Романа Даниловича, сына Даниила. Фактически, это - было признание законов Руси о княжении, по которым княжить мог лишь член династии Рюриковичей. Вообще-то возникает странная ситуация, когда король Миндовг, передав столицу руриковичу, сам находится в неизвестной резиденции - скорее всего, именно по причине неизвестности - на территории литовских племен. Двоевластие сохранится и при сыне Миндовга - Войшелке, который убьет Романа Даниловича, но потом добровольно отдаст Литовское княжество другому сыну Даниила - Шварну Даниловичу, в свою очередь признав безусловные права рюриковичей на княжение в любом русском княжестве.

Первые литовские князья не могли бороться против правил Галицкой Руси, которая была не только гегемоном в регионе, но и почти единственным естественным союзником литовских князей. Скорей всего, Новогрудское княжество было бы просто присоединено русскими соседями, но как форпост Галицко-волынского княжества в северо-западном углу Руси - оно сохранилось как государственное образование. Покровительство Галицкой Руси приходилось оплачивать передачей власти сыновьям Даниила Галицкого, но они же способствовали расширению территории и укреплению княжества в качестве не удельного, а Великого княжества.

Другое дело, что само Галицко-волынское княжество, для которого Литовское княжество стало уделом - начинает разваливаться по нескольким причинам сразу, что в условиях ослабления влияния галицких князей позволяет новому поколению литовских самозванцев из жмудских вождей захватить власть в Литовском княжестве и создать новую династию литовских князей - Гедиминовичи.

Убийство Шварна как законного русского князя из династии Рюриковичей противопоставило Литовское княжество остальной Руси. После нескольких политических убийств новых князей, очевидно, само выдвинувшихся их военной дружины, княжеская власть наконец консолидируется при Гедимине, как князе Литовского княжества, независимого от галицких великих князей.

Как я уже сказал, деятельность литовских князей освещена в отдельной статье - , но отметим что с Гедимина начинается расширение Литовское княжеств за счет присоединения в первую очередь южных русских земель. После смерти главных (с нашей точки зрения) политических фигур - Александра Невского и Даниила Галицкого происходит дробление их государств на уделы наследников, которые особо себя не проявили, кроме Даниила Александровича, своей миролюбивой политикой выведшего захудалое удельное Московское княжество в первый ряд самых влиятельных княжеств.

Вхождение на пару десятилетий Литвы в политическую систему католической Европы позволило Миндовгу укрепить свою власть среди балтийских племен, и создать союз с Галицко-волынским княжество передачей княжения в Новогрудке сыну галицкого князя Роману Даниловичу (Новогрудский князь 1254-1258). Союз не омрачил совместный поход на Польшу и Литву ордынцев и галичан, организованные под нажимом ханов Золой Орды, не простивших Миндовгу принятия титула короля от римского папы. Сам Даниил Галицкий от похода уклонился, передав командование своему брату - князю волынскому Василько Романовичу , что не спасло его сына Романа Даниловича от пленения Войшелкаом сыном Миндовга, возглавившим русскую партию в Новрогрудке. Роман Данилович был убит в 1258 году, что совпадает по срокам с отречением Миндовга от христианства (не ясно - только ли от католичества) и возвращением к открытой борьбе против католических Орденов. После поддержки нескольких восстаний пруссов, литвины под руководством Мидовг побеждают в битва при Дурбе, ставшей этапом присоединения Жемайтии к ВкЛ. Однако в 1263 году Миндовг вместе с младшими сыновьями был убит в результате заговора, организованного полоцким князем Товтивилом и племянниками Миндовга - Тройнатом и Довмонтом , который закончился занятием места Великого князя Тройнатом (1263-1264), вскоре убившими главу заговорщиков Товтивила.

Великое княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561—1569) и Эстонии (1561—1569).

С 1385 года находилось с Польшей в личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 года — в сеймовой Люблинской унии. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.

Вот отрывок из статьи Игоря Курукина "Великая Литва или «альтернативная» Русь?", опубликованной в журнале "Вокруг Света" в N1 за 2007 год: Хронология основных событий истории (до образования Речи Посполитой):
IX—XII века — развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
Начало XIII века — усиление агрессии немецких крестоносцев
1236 год — литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
1260 год — победа литовцев над тевтонами при Дурбе
1263 год — объединение основных литовских земель под властью Миндовга
XIV век — значительное расширение территории княжества за счет новых земель
1316—1341 годы — княжение Гедимина
1362 год — Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
1345—1377 годы — княжение Ольгерда
1345—1382 годы — княжение Кейстута
1385 год — великий князь Ягайло
(1377—1392) заключает Кревскую унию с Польшей
1387 год — принятие Литвой католичества
1392 год — в результате междоусобной борьбы великим князем в Литве становится Витовт, выступивший против политики Ягайло 1410 год — объединенные литовско-русские и польские войска наголову разбивают рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве
1413 год — Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты
1447 год — первый Привилей — свод законов. Вместе с Судебником
1468 года он стал первым опытом кодификации права в княжестве
1492 год — «Привилей великого князя Александра». Первая хартия шляхетских вольностей
Конец XV века — образование общешляхетского сейма. Рост прав и привилегий панов
1529, 1566, 1588 годы — выход трех редакций Литовского статута — «устав и ухвал», земских и областных «привилеев», закрепивших права шляхты
1487—1537 годы — проходившие с перерывами войны с Русью на фоне усиления княжества Московского. Литва утратила Смоленск, захваченный Витовтом в 1404-м. По перемирию 1503 года Русь вернула себе 70 волостей и 19 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли
1558—1583 годы — война России с Ливонским орденом, а также со Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в которой Литве сопутствовали неудачи
1569 год — подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей — Речь Посполитую



Карта Великого Княжества Литовского, где отображены территориальные изменениявв различные исторические периоды:


---

В середине XIII века князь Миндовг (Миндаугас) железной рукой объединил хаотические племенные союзы. Причем, стремясь побороть тевтонов, он то принимал от Римского Папы королевскую корону (Миндовг остался в истории первым и единственным литовским королем), то разворачивался на восток и искал поддержки против крестоносцев у Александра Невского. В результате страна не узнала татарского ига и быстро расширила свою территорию за счет ослабевших западнорусских княжеств (земель нынешней Белоруссии).

Столетие спустя у Гедимина и Ольгерда уже была держава, вобравшая в себя Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск и Чернигов. В 1358 году Ольгердовы послы даже заявили немцам: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В подкрепление этих слов и опережая московитов, литовский князь выступил против «самой» Золотой орды: в 1362-м разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой древний Киев почти на 200 лет.

По неслучайному совпадению в то же самое время «собирать» земли мало-помалу стали и московские князья — потомки Ивана Калиты. Так к середине XIV века сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусского «наследства»: Москва и основанный в 1323 году Вильно. Конфликта было не избежать, тем более что в союзе с Литвой выступали главные тактические соперники Москвы — тверские князья, стремились «под руку» Запада и новгородские бояре.

Тогда, в 1368—1372 годах, Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву, но силы соперников оказались примерно равны, и дело кончилось договором, разделившим «сферы влияния». Ну, а раз не удалось уничтожить друг друга, пришлось сближаться: некоторые из детей язычника Ольгерда приняли православие. Вот тут-то Дмитрий и предложил еще не определившемуся Ягайло династический союз, которому не суждено было состояться. И не только не стало по слову княжьему: стало — наоборот. Как известно, Дмитрий не смог противостоять Тохтамышу, и в 1382 году татары пустили Москву «на поток и разграбление». Она вновь сделалась ордынской данницей. Союз с несостоявшимся тестем перестал привлекать литовского государя, а вот сближение с Польшей давало ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником — Тевтонским орденом.

И Ягайло все-таки женился — но не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге. Крестился по католическому обряду. Стал польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния 1385 года с западными. С того самого времени литовская история прочно переплелась с польской: потомки Ягайло (Ягеллоны) процарствовали в обеих державах три века — с XIV по XVI. Но все же то были два разных государства, сохранявших каждое свое политическое устройство, систему права, валюту и армию. Что до Владислава-Ягайло, то большую часть своего царствования он провел в новых владениях. Старыми же правил его двоюродный брат Витовт и правил ярко. В естественном союзе с поляками он разгромил германцев при Грюнвальде (1410 год), присоединил Смоленскую землю (1404 год) и русские княжества в верховьях Оки. Могущественный литовец мог даже сажать своих ставленников на ордынский престол. Огромный «откуп» платили ему Псков и Новгород, а Московский князь Василий I Дмитриевич, как будто вывернув наизнанку планы отца, женился на Витовтовой дочери и стал называть тестя «отцом», то есть, в системе тогдашних феодальных представлений, признал себя его вассалом. На вершине величия и славы Витовту не хватало только королевской короны, о чем он и заявил на съезде монархов Центральной и Восточной Европы в 1429 году в Луцке в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I, польского короля Ягайло, тверского и рязанского князей, молдавского господаря, посольств Дании, Византии и Папы Римского. Осенью 1430 года на коронацию в Вильно собрались Московский князь Василий II, митрополит Фотий, тверской, рязанский, одоевский и мазовецкий князья, молдавский господарь, ливонский магистр, послы византийского императора. Но поляки отказались пропустить посольство, которое везло Витовту королевские регалии из Рима (в литовской «Хронике Быховца» даже сказано, что корону отняли у послов и разрубили на части). В результате Витовт вынужден был отложить коронацию, а в октябре того же года внезапно заболел и умер. Не исключено, что литовского великого князя отравили, поскольку за несколько дней до своей смерти он отлично себя чувствовал и даже выезжал на охоту. При Витовте земли Великого княжества Литовского протянулись от Балтийского моря до Черного, а восточная его граница прошла под Вязьмой и Калугой…

В тех случаях, когда в состав Литвы входили высокоразвитые территории, великие князья сохраняли их автономию, руководствуясь принципом: «Старины не рушаем, новины не вводим». Так, лояльные владетели из древа Рюриковичей (князья Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения полностью. Такие земли получали грамоты-«привилеи». Их жители могли, например, требовать смены наместника, а государь обязывался не совершать в отношении них определенных действий: не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать феодов выходцам из других мест, не «посуживать» принятых местными судами решений. До XVI века на славянских землях Великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде» — древнейшему своду законов, данному еще Ярославом Мудрым.

Полиэтнический состав державы тогда отражался даже в ее названии — «Великое княжество Литовское и Русское», да и официальным языком княжества считался русский... но — не московский язык (скорее, старобелорусский или староукраинский — большой разницы между ними до начала XVII века не прослеживается). На нем составлялись законы и акты государственной канцелярии. Источники XV—XVI столетий свидетельствуют: восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя «русским» народом, «русскими» или «русинами», при этом, повторимся, никак не отождествляя себя с «московитами».

В северо-восточной же части Руси, то есть в той, которая, в конце концов, и сохранилась на карте под этим названием, процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, но и степень унификации некогда самостоятельных княжеств под тяжелой дланью кремлевских владык была неизмеримо выше. В бурном XVI столетии в Москве укрепилось «вольное самодержавство» (термин Ивана Грозного), исчезли остатки новгородских и псковских вольностей, собственные «уделы» аристократических семейств и полусамостоятельные пограничные княжества. Все более или менее знатные подданные несли пожизненную службу государю, а попытки отстоять ими свои права расценивались как измена. Литва же в XIV—XVI веках была, скорее, федерацией земель и княжеств под властью великих князей — потомков Гедимина. Иными были и взаимоотношения власти и подданных — сказался образец социального устройства и государственных порядков Польши. «Чужие» для польской знати Ягеллоны нуждались в ее поддержке и вынуждены были даровать все новые привилегии, распространяя их и на литовских подданных. К тому же потомки Ягайло вели активную внешнюю политику, и за это тоже надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

После Люблинской унии, согласно которой в 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посолитую, польская шляхта мощным потоком хлынула на богатые и мало еще заселенные тогда земли Украины. Там как грибы росли латифундии — Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. С их появлением уходила в прошлое былая веротерпимость: вслед за магнатами шло католическое духовенство, и в 1596 году родилась известная Брестская уния — союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой. Основой союза было признание православными католических догматов и верховной власти папы, при сохранении православной церковью обрядов и богослужения на славянских языках.

Уния, как и следовало ожидать, не разрешила религиозных противоречий: столкновения между теми, кто остался верен православию, и униатами были ожесточенными (скажем, во время витебского мятежа 1623 года был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич). Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Такой национально-религиозный гнет привел в итоге к восстанию Богдана Хмельницкого и фактическому отпадению Украины от Речи. Но с другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: в XVI—XVII веках украинская и белорусская знать зачастую отрекалась от веры отцов и переходила в католичество, вместе с новой верой перенимая новый язык и культуру. В XVII веке из употребления в официальном письме выходят русский язык и кириллица, и в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств, украинская и белорусская национальные элиты полонизируются.
Вольница или неволя?

…И случилось неизбежное: в XVII веке «златая вольность» шляхты обернулась параличом государственной власти. Знаменитый принцип liberum veto — требование единогласия при принятии законов в сейме — привел к тому, что буквально ни одна из «конституций» (постановлений) съезда не могла вступить в силу. Сорвать собрание мог любой подкупленный каким-нибудь иностранным дипломатом или просто подвыпивший «посол». Например, в 1652-м некий Владислав Сицинский потребовал закрыть сейм, и тот безропотно разошелся! Позже подобным образом бесславно завершились 53 заседания высшего собрания (около 40%!) Речи Посполитой.

А на деле, в экономике и большой политике тотальное равенство «панов-братьев» привело просто к всевластию тех, у кого были деньги и влияние, — магнатов-«кролевят», покупавших себе высшие государственные должности, но неподконтрольных королю. Владения таких семей, как уже упомянутые литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел были сравнимы размерами с современными европейскими государствами, вроде Бельгии. «Кролевята» содержали частные армии, по численности и оснащению превосходившие войска короны. А на другом полюсе находилась масса того самого гордого, но бедного дворянства — «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли. — Ред.) равен воеводе!» — которое своей заносчивостью уже давно внушило к себе ненависть низших классов, а от «покровителей» просто вынуждено было терпеть всякое. Единственной привилегией такого шляхтича могло оставаться лишь смехотворное требование, чтобы хозяин-магнат порол его только на персидском ковре. Требование это — то ли в знак уважения к древним свободам, то ли в насмешку над ними — соблюдалось.

Во всяком случае, панская вольность превратилась в пародию на самое себя. Все были словно убеждены, что основой демократии и свободы является полное бессилие государства. Никто не желал усиления короля. В середине XVII века его армия насчитывала не более 20 тысяч солдат, а созданный Владиславом IV флот пришлось продать из-за отсутствия средств в казне. Объединившиеся Великое княжество Литовское и Польша не смогли «переварить» огромные земли, слившиеся в общем политическом пространстве. Большинство соседних государств давно превратились в централизованные монархии, а шляхетская республика с ее анархической вольницей без действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной. Все это, как медленно действующий яд, отравляло Речь Посполитую.

Экспозиция разделена на четыре смысловых блока: представлены карты ВКЛ, изданные на территории Великого княжества Литовского, а также Речи Посполитой, Европы и ВКЛ на картах мира. Иными словами, можно увидеть, как территорию Беларуси воспринимали внутри страны, в составе польского союзного государства и как на нас смотрела Европа. Организаторы выставки пытаются ответить на вопрос, могут ли карты помочь белорусам найти себя.

"Хотим мы этого или нет, но подавляющее большинство белорусов выросло на визуальных образах советской образовательной системы. Москва, Камчатка, Курилы и Ташкент вдруг оказываются чем-то ментально близким, а Беларусь вдруг оказывается частью уже не существующей, фантомной реальности. Такой же утерянной исторической реальности, что взирает на нас с полотен старинных белорусских карт ", - считают организаторы.

По их мнению, советская пропагандистская система навязывала визуальный образ "далекого и чуждого нам Запада, растленного и буржуазного". "Давайте смотреть. Смотреть с жадностью, со злостью или радостью, но только не равнодушно. И перед нами распахнется целостная картина нашей реальности ", - призывают организаторы.

Какова же эта действительность?

Первая географическая карта Великого княжества Литовского, иными словами самая старая карта Беларуси, датируется 1595 годом и называется лаконично - "Литва" . Ее издатель знаменитый фламандский картограф, основоположник современной картографии - Герхард Меркатор. Судя по ней, после Люблинской унии 1569 года, положившей начало созданию Речи Посполитой, Литву по-прежнему воспринимали как самостоятельное государство, находящееся в союзе с Королевством Польским.

Карта также позволяет прикоснуться к загадке исчезнувшего легендарного Сарматского озера-моря, о котором писал еще древнегреческий историк Геродот. Это огромное озеро чуть ниже Волковыска на территории современного заболоченного Полесья, которое также принято называть морем Геродота, присутствует и на средневековых картах. На Полесье еще в XIX веке бытовало устное предание, будто некогда Черное море достигало Пинска и отступило только тогда, когда некий князь киевский раскопал горы.

Важную роль в самоидентификации белорусов играет оригинальная карта ВКЛ, созданная руками не зарубежных, а отечественных картографов. В 1613 году такая карта была отпечатана в Амстердаме известным издателем Виллемом Янсзоном Блау по заказу Николая Радзивилла по прозвищу Сиротка. Именно при нем начались невиданные до того по масштабу топографические и гидрографические исследования на землях ВКЛ.

Радзивилловская карта считается одной из лучших географических карт XVII века в Европе благодаря своей точности и художественному исполнению. Она включалась в многочисленные атласы, и ее копировали последующие 150 лет.

Будучи большим патриотом Великого княжества и противником перехода земель Литвы в состав Польского королевства, Радзивилл обозначил на карте две границы ВКЛ - до Люблинской унии и после нее. Кроме того, на карте отражены ключевые военные события с их эмоциональной оценкой самого князя Радзивилла Сиротки. К примеру, можно узнать о битве пятитысячного войска ВКЛ под командованием гетмана Николая Радзивилла (Рыжего) у реки Улла, где в 1564 году им было наголову разбито тридцатитысячное войско московитов под командованием Шуйского.

Эта карта является первым картографическим источником, где использовано название Украина, что делает ее бесценной и для наших южных соседей. Позднее эта карта входила в "Театр Мира, или новый Атлас карт с описанием всех регионов под редакцией Виллема и Иогана Блау" и издавалась в Амстердаме. Атласы издательского дома Блау считались одними из лучших в Европе и пользовались колоссальным успехом. Сейчас издание хранится в Британской библиотеке в Лондоне.

ВКЛ в картах Речи Посполитой

В 1570 году знаменитый фламандский картограф Абрахам Ортелиус составил и издал в Антверпене первый в мире атлас, который назвал "Зрелище шара земного" , где были собраны карты всех известных на тот момент частей света. Под номером 44 была и карта Литвы - первая максимально точная на то время. В ней отражены все крупные города ВКЛ, множество географических названий рек и озер, а также указаны границы, хоть и очень схематично, некоторых княжеств и земель. Несмотря на множество ошибок в географических названиях, их написание соответствует белорусскому произношению с транслитерацией на латынь.

В более поздней карте, созданной французским картографом Николя Сансоном де Аббевилем, названия также давались в их белорусском произношении с транслитерацией на латынь. Например, Medniki, Minski Horodzysche, Niemen, Narocz, Retrow, Lubniki. На этой карте граница Литвы и Белой Руси лежит к востоку от Мстиславльских, Черниговских и Витебских земель. То есть, под Белой Русью подразумеваются земли, расположенные на востоке от сегодняшних границ Беларуси, захваченные московитами у литвинов в начале XVI века.

ВКЛ в картах Европы

В неаполитанской "Карте современной Евр[опейской] Сарматии или Венгрии, Польши, Руси, Пруссии и Валахии" , изданной в 1507 году, впервые в истории употребляются географические названия Polonia и Lithuania в заголовке карт. Кроме того, впервые в топонимике Литвы появляются названия рек Вилия, Неман, Буг, городов Медники (Myednyky) - летняя резиденция литовских князей, Троки (Troky). На карте зафиксировано исконно белорусское написание латиницей географических названий Wilno, Grodno, Kofno, Lyda, Brestze. Эта карта является наследницей птолемеевской, античной традиции, а в эпоху поздней античности греки и римляне называли Сарматией земли Восточной Европы, а их жителей сарматами.

"Карту моря и описание северных земель и их чудес, старательно выполненных в год Господа нашего 1539 в Венеции" создал шведский священник Олаф Магнус на основе своих путевых заметок и зарисовок с натуры. К примеру, есть миниатюра, в деталях изображающая, как медведи добывали в наших лесах мед диких пчел, чем автор подчеркнул изобилие этих мест. Карта является дополнительным аргументом считать, что "Белой Русью" в то время называли именно Московию, а "Черной Русью" называли земли Псковщины, частично принадлежавшие ВКЛ. Белая Русь находится в самом верху фрагмента на территории нынешней Ленинградской области.

Любопытным для определения отношения Европы к Литве можно считать антропоморфные (аллегорические) карты . Такие карты вошли в моду во второй половине XVI века и считаются прообразом политических карт. Одна из первых таких карт - "Королева Европа" (карта Европы в виде женской фигуры). Размещение стран на теле женщины носило символичный характер. К примеру, Турция - враг Священной Римской империи - вообще не попала на карту. На уровне сердца женщины размещена Богемия - родина Папы Римского того периода.

Конкретно для белорусов важным является тот факт, что Литва в видении автора, а значит, и христианских правителей, воспринималась неотъемлемой частью тела Европы. Этого не удостоились, например, Англия и "пораженная ересью" Скандинавия. Более того, в аллегорическом смысле Литва, как и Польша, Ливония, Венгрия, представлены ногами континента, на которых стоит вся Европа. Положение вне тела у ног Европы заняли азиатские Московия, Скифия и Тартария, находящиеся на одном уровне с захваченными Османской империей Грецией и Болгарией.

Карту "Европа, новое описание Виллема Блау" 1650 года по бокам обрамляют гравюры, виртуозно описывающие традиционные костюмы знатного сословия европейских народов. Среди них есть и фрагмент шляхетской культуры Речи Посполитой. Однако карта оставляет много загадок. По версии автора, границы Литвы достигли Черного моря, что не соответствовало действительности. Трудно представить, что такой опытный и авторитетный картограф, как Виллем Блау допустил ошибку, "вернув" ВКЛ утерянные южные земли. Тем более что годами ранее он издал радзивилловскую карту и как никто другой из европейских картографов владел самой точной информацией по политическим границам Великого княжества. Автор прекрасно знал о претензиях ВКЛ на эти земли в лице его крупнейших магнатов, и в частности - Николая Радзивилла. Допущенная им "ошибка" может свидетельствовать о том, что автор разделял взгляды на историческую справедливость правителей Литвы. Это может быть также благодарностью заказчику карты с надеждой на возможное сотрудничество в будущем.

ВКЛ на старинных картах мира

Ценнейший и самый крупный исторический артефакт средневековой картографии, дошедший до наших дней, - Эбсторфская карта мира - относится предположительно к 1290 году. В ней встречается едва ли не первое картографическое изображение таких топонимов, как Полоцк (Plosceke), Смоленск (Smalentike), Неман (Memela), Ливония (Livonie), Рига (Riga). Хотя автор допустил ошибку: Полоцк и Смоленск оказались на одной реке - Двине, и Смоленск оказался ближе к морю, чем в реальности. На одной реке также оказались Новгород и Киев.

"Планисфера Фра Мауро" 1450 года - венец средневековой картографии. Земли Великого княжества на карте отображены достаточно подробно: есть основные воднотранспортные артерии страны (Двина, Неман, Днепр) и некоторые дороги, соединяющие города и провинции. В карте соседствуют античные топонимы (Сарматия, Черная Русь, Красная Русь) с современным - Литва. Кроме того, это первая из известных карт, где была обозначена Белая Русь.

Карта мира Клавдия Птоломея 1482 года, автором версии которой является немецкий картограф Николай Герман, содержит ряд ошибок. К примеру, искажены размеры земного шара, что косвенно привело к открытию американского континента. Опираясь именно на карты Птоломея, Христофор Колумб решил плыть в Индию в западном направлении. По Птоломею территорию ВКЛ с юго-запада на северо-восток пересекают мифические Рифейские горы. Согласно древнегреческой мифологии эти горы давали начало всем рекам в Европейской Сарматии, и на них располагалось жилище северного ветра Борея.

Великое княжество Литовское — государство на территории восточной Европы, существовало с первой половины 13-го века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561-1569) и Эстонии (1561-1569).

Какая незадача и «вот такой рубец» всем почитателям Киевской Руси, от которой пошел мир — сам Киев был частью вот этого самого княжества Литовского.

Посмотрите на карту — тут и Московское (также Великое) княжество размером с Молдавию (она на карте тоже есть). Сейчас Литва — маленькое государство и на самом деле в те далекие времена никакой Литвы вообще не было. Литва и Великое княжество Литовское совсем не одно и тоже, хотя конечно современная Литва находится на той территории, которую занимало упомянутое княжество, но только лишь малую его часть.

В период с 1250 по 1350 годы племена, населявшие прибалтийские территории, вошли в стадию разложения родового строя. Массового объединения между племенами не было, так что и государства как такового тоже не существовало. Но феодальные отношения уже зарождались. Зарождались они под влиянием всё того же Запада — в конце XII века германцы полезли в Прибалтику со своими крестами, мечами и новой, христианской верой. Прибалтийцы отчаянно сопротивлялись, что и ускорило возникновение центра управления, т.е государства.

Отношения с Русью и другими соседями

С Русью отношения были традиционно мирные, добрососедские. Прибалтика издревле связана с Русью. Правда не совсем понятно, но есть сведения о том, что прибалтийские племена платили дань Руси со времен Игоря Старого. За что платили — не выяснил. Может за охрану границ?! В XI-XII веках весь бассейн Западной Двины, от моря до верховьев, был в под управлением полоцких князей. Особенно тесными были отношения с Новгородом и Полоцкой землей, которые вероятно даже участвовали в сопротивления экспансии западных держав на Прибалтику.

На независимость Литовского княжества на протяжении веков претендовали неоднократно. Государство вело постоянные войны с Россией, отстаивая свои территории, а также с Польшей, желающей присоединить этот европейский «лакомый кусочек».

Каждый военный конфликт заканчивался в итоге заключением новой унии, которая перекраивала имеющиеся границы между странами. Разумеется, военные конфликты изматывали как само Литовское княжество, так и ее непримиримых соперников и соседей.

Далеко не всегда Литовское княжество проигрывало в противостоянии со своими соперниками. Так, например, Ливонская война, приведшая в итоге к объединению Польши и Литвы в единое государство Речь Посполитая, стала одной из самых кровопролитных в российской истории. Однако проследить все изменения, происходившие с Литовским княжеством можно лишь в том случае, если разобраться с имеющимися историческими событиями и фактами. Как же менялось положение страны с течением веков, и каким образом гордому Великому княжеству Литовскому удавалось вновь и вновь возвращать себе свободу?

Год Уния ВКЛ и Польши Предпосылки Тип унии Содержание Последствия

Кревская.

Польская шляхта мечтает прибрать к рукам земельные и трудовые ресурсы ВКЛ. Амбициозный великий князь Ягайло Ольгердович с воодушевлением принимает польскую корону

Польский король одновременно является великим князем литовским

ВКЛ отвергает Ягайло. Князем становится возглавивший восстание Витовт Кейстутьевич. Уния была сорвана

Городельская

Совместная победа над Ливонским Орденом в Грюнвальдской битве 15.07.1410 сближает польскую и литовскую знать

Межсословная

Польская шляхта и кияжеско-литовская знать братались и объявляли себя единой сословной группой

Начинает складываться феодальное землевладение. Городские веча теряют прежние права. Некатолики, дискриминируются. Начинается исход православной знати в Россию

Люблинская

Ливонская война с Россией требовала объединения сил

Меж­государственная

Польша и ВКЛ отныне представляли собою единое государство — Речь Посполитую, унаследовавшее все особенности средневековой польской государственности

В деревнях организуются феодальные фольварки. Особенно тяжелым стало положение украинских крестьян. В городах внедряется магдебургское право

Берестейская (Брестская)

Необходимость избавиться от идеологического влияния Российской Православной Церкви в свете учреждения в 1589 г. московскою патриархата. Конформизм киевского митрополита Михаила Рогозы

Межконфес­сиональная

Православное исповедание оказывается в Речи под запретом. Возникает униатская церковь с обрядностью, напоминающей православную, но подотчетной папскому престолу

Национальный и феодальный гнет в украинских и белорусских землях усугубляется религиозной дискриминацией Подпольные православные общины («братства») становятся очагами национально-освободительной войны

Карта: Великое княжество Литовское в 13-15 веках. На карте изображены территориальные изменения Литовского княжества на протяжении XIII – XV веков, происходившие на землях, которые являлись предметом спора с русскими княжествами. В то время как на территории русских княжеств распространялось ордынское влияние, Литовские князья не упускали возможности присоединить военным путём часть русских земель к своему государству. Ослабленная золотоордынским игом Россия не могла оказать должного сопротивления.


Close