Пушкина неслучайно считают классиком, образцом русской поэзии и читают до сих пор. Несмотря на немного устаревшую за 200 лет манеру изложения, его произведения передают чувства ярко и выразительно. Анализ стиха «Сожженное письмо» помогает понять, какими поэтическими методами воспользовался автор, чтобы передать душевное состояние своего лирического героя.

Пушкин любил женщин, и поэтому в любовной лирике, посвященной кому-то из них, у биографов всегда возникали разногласия и споры на тему, кому посвящено то или иное произведение. «Сожженное письмо не стало исключением.

При чтении этого стихотворения, воображение рисует молодого человека, сжигающего письмо. Нашему герою жаль расставаться с бумажным выражением любви, он вначале колеблется, но вынужден сделать это, потому что «она велела». Тогда он решается предать столь дорогое письмо огню.

Влюбленный мужчина наблюдает, как дорогие сердцу листы превращаются в пепел, медленно плавится сургуч. Вот остался только пепел. Пепел милый. Это все, что осталось от письма, которое держала в руках любимая женщина Пушкина. Здесь Пушкинисты расходятся во мнениях. Одни, и их подавляющее большинство, считают что она – это княгиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-лейтенанта, графа Михаила Семёновича Воронцова.

Страстный и пылкий поэт был влюблен в нее, посвящал ей свои творения, но почти все биографы Пушкина сходятся во мнении, что сама княгиня Елизавета не отвечала ему взаимностью, хотя глубоко уважала его и почитала его талант. Пушкин посвящал стихи любимой женщине.

Это небольшое лирическое произведение было написано Пушкиным в Михайловском, куда он был сослан не без содействия графа Воронцова, ревновавшего свою жену к поэту.

По мнению других пушкинистов, стихотворение посвящено Софье Федоровне Пушкиной, к которой он даже сватался, но получил отказ. В стихотворении «Сожженное письмо» автор предается печали, но, скорее всего не потому, что его любимая попросила сжечь письмо, а потому, что она отказалась ответить на его чувства, и он остается с ними наедине. «Ничему душа моя не внемлет» В этих словах передается смирение автора с волей любимой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» подтверждает правоту слов Гоголя. В этом стихотворении нет ничего лишнего, каждое слово передает эмоцию, чувства. Стихотворение посвящено отношению Пушкина к любимой женщине.

Стихотворение относится к любовной лирике, написано в жанре элегии. Прочувствовать состояние влюбленного героя помогают инверсия, то есть перестановка слов в предложениях (пламя жадное, темные свернулися листы); фонетика, сочетание шипящих в первой строке передает шуршание сгорающей бумаги, треск пламени.

«Перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит». В старину клея как такового не было, и все письма запечатывались разогретым сургучом, склеивающим бумагу. Чтобы получатель мог узнать, вскрывалось ли письмо во время доставки, на теплом сургуче ставили печать с изображением дворянского герба или вензеля (инициалов). Теперь можно понять, почему автор обращает на сургуч внимание. Он следит, как искажаются черты столь дорогой его сердцу печати, и горечь переполняет его сердце.

По композиции стихотворение представляет собой одночастное произведение. В нем один лирический герой, который сжигает письмо от любимой, потому что она велела. Этой фразой автор вводит другого героя, точнее героиню. Она незримо присутствует здесь. Пушкин мастерски использует художественные приемы для передачи элегического настроения. Основная идея стихотворения кроется в строках. Можно сжечь письмо, расплавится сургуч, но любовь все равно останется в сердце, от чего сердце обречено тосковать и ныть, если любовь безответна.

Литературный анализ этого стиха, показывает, что поэт при его написании использовал силлабо-тоническое стихосложение. Произведение, посвящено теме любви, написано шестистопным ямбом. Все поэтические произведения Пушкина безупречны с точки зрения формы, в них выдержана рифма, соблюден ритм, количество строк в строфах. состоит из 15 строк, рифма мужская, смежная, то есть строки рифмуются попарно (аабб). Последняя строка, написанная без рифмованной пары, оставляет у читателя ощущение незавершенности.

«Сожженное письмо» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Одна из жемчужин любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина - стихотворение под говорящим названием «Сожженное письмо » , которое было написано в 1825 году. История создания произведения прекрасна, ибо повествует о любви, но горька и трагична, потому как любовь эта «погибшая в огне».

История создания

В 1823 году, летом, Александр Сергеевич переезжает в Одессу из Кишинева, где поэт коротал дни южной ссылки. На новом месте жительства Пушкин становится служащим в канцелярии графа Михаила Воронцова, градоначальника. По первости отношения Пушкина и Воронцова складывались вполне дружескими: поэт часто бывает в доме графа, развлекая гостей чтением своих стихов во время светских проемов. Переломным моментом пребывания на службе у Воронцова станет знакомство Пушкина с женой градоначальника, Елизаветой.

Утомленная и болезная графиня, ждущая ребенка, вызывала сочувствие Александра Сергеевича. Но спустя полгода он вновь видит ее на губернаторском балу, где приходит в изумление и восторг. Перед ним прекрасная женщина, отличающая удивительной красой, образованностью и увлечением литературой. Первые минуты тесного общения графини и поэта воспламеняет их сердца любовным чувством, у них завязывается роман. Елизавета не стала даже и скрывать это от мужа, отчего по городу очень скоро поползли слухи о Воронцове-рогоносце, который стал объектом насмешек. Воронцов не смог терпеть того, потому бросил все силы на то, чтобы Пушкин покинул Одессу.

Александр Сергеевич уехал в Москву в 1824 году. Графиня подарила поэту сердоликовый перстень со старинной гравировкой перед отъездом. Такой же перстень остался и у Воронцовой, напоминая о любви к поэту. Художник не желал мириться с тем, что ему больше не доведется видеть возлюбленную, но та настаивала на том, чтобы отношения были прекращены. Однако влюбленные какое-то время после отъезда Пушкина переписывались, скрепляя послания перстнями-печатками. Елизавета каждый раз ставила возлюбленному условие о сожжении компрометирующих ее посланий.

Тема, рифма, жанр стихотворения

В «Сожженном письме» Пушкин горько говорит о том, что не может пойти против воли любимой. Бесценные для него письма он придает огню, смотря, как дорогое сердцу посланье становится горстью пепла. Первые строки стихотворения проникнуты болью, трепетом и горечью. Лирический герой кажется нам бессильным, опустившим руки, колеблющимся, но твердо намеренным выполнить желание любимой женщины. Для него это дело чести: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…» Александр Сергеевич прощается с любовью, покидающей его, но не с письмом. Состояние героя тревожно, изменчиво.

Едва успокоившись, его сердце вновь заходится болью, отчего строки читаются «взахлеб». Восклицательные знаки, контрастирующие с молчанием, дополняют общий темп и характер «Сожженного письма». Для того, чтобы ясно и ярко передать терзающие его чувства, Пушкин использует разнообразные красочные выражения («милый пепел» , «горестная грудь» , «жадное пламя» , «унылая судьба» ). И пепел мил поэту, он его бедная отрада, единственное напоминание об погибшей в пламени любви. Последняя строка остается без рифмы, словно дотлев, как дорогое сердцу послание:

Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

Первые три четверостишья использована смежная мужская рифма, в последнем трехстишии - тоже, но последняя строка остается без рифмы, что символично для «Сожженного письма». Жанр определить невозможно, поскольку творение несет в себе черты элегии, романса, послания и даже сонета. Размер, которым написано «Сожженное письмо» - шестистопный ямб. Литературное направление - романтизм.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел – воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел – воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.


Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел - воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика - одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо - символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.


Подобные документы

    Встреча с А.П. Керн: "Я помню чудное мгновенье". Стихи, посвященные Е.К. Воронцовой ("Талисман", "Храни меня, мой талисман", "Сожженное письмо", "Ночь"). Начало работы над "Евгением Онегиным": образ русской женщины. Стихи, посвященные Гончаровой.

    реферат , добавлен 21.10.2010

    Стихотворения Пушкина и Ходасевича, в которых присутствует образ няни. Роль образа няни в жизни этих поэтов. Краткий анализ стихотворений: "Не матерью, но тульскою крестьянкой", "Наперсница волшебной старины", "Наша ветхая лачужка" и "Вновь я посетил".

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    А.С. Пушкин - "солнце русской поэзии", её великое начало и совершенное выражение. Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем в лирике двадцатых годов и в стихах Пушкина более позднего периода, анализ произведений.

    сочинение , добавлен 21.09.2010

    Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

    реферат , добавлен 08.05.2013

    Виды и тематика лирики. Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А.С. Пушкина лицейского периода. Лирика А.С. Пушкина Болдинской осени 1830 г. Зрелая лирика А.С. Пушкина 30х годов: темы, образы, жанры. Становление реализма в лирике А.С. Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2012

    Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта "Храни меня, мой талисман" (1825).

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А.С. Пушкина по праву считается стихотворение "Я помню чудное мгновение". Оно посвящено А.П. Керн, племяннице П.А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году.

    сочинение , добавлен 03.04.2006

    Встреча и знакомство А. Пушкина и И. Пущина в царскосельском лицее. Отношения близких друзей после окончания лицея. Изгнание Пущина на каторгу в Забайкалье. Стихотворение А. Пушкина "Мой первый друг…", посвященное его первому и лучшему другу И. Пущину.

    презентация , добавлен 17.03.2011

    Адресаты любовной лирики Пушкина и первая его любовь. Раевская и Голицина: страдания и вдохновенность. Бурный роман и стихи, посвященные Керн. Жена новороссийского генерал-губернатора. Преданное самоотверженное чувство Ушаковой. Свадьба с Гончаровой.

    презентация , добавлен 10.10.2011

    Начало жизненного и творческого пути Пушкина, его детство, окружение, учеба и проба пера. Идейная направленность "Пророка". Работа над поэмой "Борис Годунов". Любовная лирика поэта. Стихотворения, в которых Пушкин обращается к библейским молитвам.


Close