Библиотека и школа: грани взаимодействия

Ах, школа

«Что школа для тебя?» - вы спросите с улыбкой.

«Мой дом, - отвечу я, - и первый и второй.

Моя семья – не будет здесь ошибки:

Все так перемешается порой».

Опять звонок, опять мои уроки,

На перемене – шум и теснота.

Как все привычно: планы, тесты, сроки,

Журнал, конспекты, двойки, суета…

Ах, школа, школа, кто хоть раз связал

Жизнь личную с твоей судьбою,

Тот навсегда останется с тобой,

Тот навсегда будет пленен тобою.

Ах, школа, школа! Ты моя любовь

И первая, и, может быть, последняя…

Придет пора – расстанемся с тобой,

Моя образовательная средняя.

В соответствии с указом президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года учителя» от 10 марта 2009 года, 2010 год Д. Медведевым был объявлен годом учителя.

"Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в РФ Годом учителя", - заявил Медведев, выступая в среду с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.

В Год учителя в Омской области усилия власти и общества будут направлены на повышение престижа профессии учителя и поддержку педагогов.

В 2010 году в регионе большое внимание будет уделено модернизации сферы образования с учетом подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров. Это одно из важных направлений.

Качество образования должно быть таковым, чтобы выпускник омской школы был конкурентоспособным, мог поступить в любой вуз страны.

В течение года пройдут десятки муниципальных и областных мероприятий для педагогов. Будут открыты галереи портретов лучших представителей профессии, состоится слет педагогических династий, будут вручены ведомственные и государственные награды.

В году глава правительства вместе с профессиональным сообществом обсуждали базовые параметры модернизации школы, где главным результатом стала Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Президент отметил пять ключевых составляющих этой инициативы:

Первое - уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовится к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.

Второе - одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Именно из них в будущем вырастут новые, известные миру российские конструкторы, ученые, деятели культуры.

Третье - ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Четвертое - сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Получить реальную отдачу станет возможно, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически.

Пятое - именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая. Многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня и заниматься их здоровьем должны, в том числе, педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующие риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.

Общеизвестно, что высокое качество образования сегодня – высокое качество жизни завтра. Таковы реалии настоящего времени.

Каждый год первого сентября школьный звонок возвещает о начале нового учебного года.

А это значит, не только у школ начинается новый творческий сезон, к школам неизменно присоединяется библиотека. Библиотеки и школы, по сути, выполняют одну и ту же миссию – открывают юным муромчанам окно в мир знаний, информации, создают условия для духовного развития, образования и самообразования.

Только объединив усилия всех заинтересованных организаций можно достичь позитивных результатов. Эта истина проверена многолетним опытом совместной деятельности, где педагоги и библиотекари активно участвуют в проведении мероприятий для детей. Будь то значительные Акции по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, или вечера встреч с лучшими людьми нашего района, или организация летнего отдыха детей.

Стало доброй традицией: перед началом учебного года координировать совместные планы деятельности, намечать перспективы, разрабатывать новые проекты, направленные на улучшение качества обслуживания детей.

В последние годы педагоги и библиотекари часто используют возможность привезти детей в библиотеку, где ребятам открыты большие возможности для получения различной информации.

В библиотеках имеется богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от информационной помощи учителю при подготовке к урокам и проведения разнообразных массовых мероприятий, до организации клубов по интересам при библиотеках, а также возможности «Интернет» и «Центра правовой и муниципальной информации».

Необходимо отметить, что в коллективе библиотек работают профессионалы своего дела, люди глубоко преданные своей профессии, способные привить ребенку не только любовь к книге, но и желание жить по принципам доброты и милосердия.

Юный читатель и помощь ему – это главная задача для работников библиотек и педагогов школ. Библиотекари и учителя совместно работают над формированием информационной культуры, умением читать литературу для получения нужной и достоверной информации, прививают навыки поиска и ее оценки, и умение использовать найденную информацию для самообразования и творчества.

Уважаемые учителя школ и преподаватели учреждений дополнительного образования!

Для улучшения качества и качества работы, как учителя, так и библиотекаря, нами была сделана выбора наиболее интересных материалов для подготовки внеклассных мероприятий, классных часов, выпускных вечеров, различных бесед по творчеству писателей, выдающихся деятелей культуры и науки и т. д.

1. В помощь профессиональной деятельности

Олейник Л. «Стираем» русский язык [Текст] / Л. Олейнк // Сценарии и репертуар. – 2007. – Вып.10. – С. 42-51.

Урок для старшего школьного возраста.

Зинатулина Н. Информационный мост: библиотека – образованию [Текст] / Н. Зинатулина // Библиотека. – 2008. - №12. – С. 40-42.

Взаимодействие школы и библиотеки.

Лекомецв Д.Г. Земля - наш общий дом [Текст] / Д.Г. Лекомцев // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 108-112.

Материал для проведения уроков географии.

Красильников В.Д. Космическая одиссея [Текст] / В.Д. Красильников // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 20-28.

Путешествие в мир физики, астрономии и космонавтики.

Бузулева Л. «Десант» в отдаленные школы [Текст] / Л. Бузулева //Библиотека. – 2008. - №1. – С. 40-41.

Опыт посещений библиотекарями отдаленных школ района.

Фомина Л. Читательское развитие как педагогическая задача [Текст] / Л. Фомина // Библиотека. – 2009. - №7. – С.36-39.

Пушкова С. Учитель, воспитай ученика [Текст] / С. Пушкова //библиотека. – 2008. - №12. – С. 27-29.

Роль школьной библиотеки в воспитании школьников.

Бонашевская Т.И. Сказки от овечки про верные словечки [Текст] / Т.И. Бонашевская, О.В. Шуган // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.3-10.

Театрализованное поэтическое представление о частях речи.

Дурова Н.В. Использование «цветных» перифраз в начальной школе [Текст] / Н.В. Дурова //Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 10-12.

Чугунова Н.П. В мире фразеологизмов [Текст] / Н.П. Чугунова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.12-15.

Значение, происхождение и употребление в речи.

Ахметова Н.В. Пифагор о числах [Текст] / Н.В. Ахметова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 22-23.

Фектистов В.Ю. Легкие нашей планеты [Текст] / В.Ю. Феоктистов // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 8-11.

Урок географии о тропических лесах.

Крюкова Н.С. Римские цифры [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. – №4. – С. 13-14.

Внеклассное мероприятие по математике.

Крюкова Н.С. странички устного журнала химического вечера [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 17-19.

Борисова О.В. Визитные карточки учителей на конкурс «Учитель года» [Текст] / О.В. Борисова. – 2009. - №10. – С. 8-13.

Визитные карточки учителей музыки, начальных классов и физики.

Бушмелев А.И. Презентация класса [Текст] / А.И. Бушмелев // Последний звонок. – 2009. - №12. – С.12.

Ковалева Е.Н. Самопрезентация классного руководителя [Текст] / Е.Н. Ковалева // Последний звонок. – 2009. - №12. – С. 12-13.

Шарапова Т.Н. Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» [Текст] / Т.Н. Шарапова // Последний звонок. – 2003. - №9. – С. 9-10.

География. Поколение полюсов.

Рыжков В.А. Государства мира [Текст] / В.А. Рыжков // Последний звонок. – 2008. - №5. – С. 4-5

Географическая викторина.

Брагина Н.М. Веселые уроки естествознания [Текст] / Н.М. Брагина // Последний звонок. – 2003. - №12. – С. 12-15.

Игровая форма проведения урока о истории возникновения химии.

Агеева И.Д. Веселая экономика [текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 3-6.

Материалы для познавательных игр по экономике.

Агеева И.Д. Нестрашная астрономия [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 6-12.

Роль библиотеки в реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения

//Библиотека и закон. - 2014. – Вып. 37 (2, 2014). – С.125-133.

ФГОС начального общего образования

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это – совокупность требований, которые обязательно должно выполнять каждое образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

С новыми образовательными стандартами в жизнь учащихся пришли изменения. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: формировать, давать знания. Стандарты второго поколения: развивать умения. Целью такого образования становятся не только знания, но и умения ставить цель и добиваться её, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия. Ключевая установка Стандарта – учебная самостоятельность школьников.

В новых образовательных стандартах важен результат обучения: не набор знаний, а набор умений, необходимых для обучения в течение всей жизни. В т.ч. умение вычленять информационную потребность, находить, обрабатывать и использовать информацию.

Кроме этого, в процессе реализации новых образовательных стандартов образовался совершенно иной подход к информационному обеспечению образовательного процесса:



· Появился спрос на тексты стандартов и их разъяснения (учителя, родители, специалисты учреждений дополнительного образования и т.д.);

· Потребовался доступ всех участников образовательного процесса к информационно- методическим фондам;

· Изменились требования к информационному обеспечению: представление разных точек зрения, разных источников информации на разных носителях;

· Изменилась структура информационного запроса (от конкретного запроса по факту - к проблемному запросу, запрос на методику организации учебной деятельности и т.д.);

· Возникла потребность в обучении учащихся навыкам информационной грамотности.

Если сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, то мы можем получить представление о том, как это было раньше и как это выглядит сейчас.

Раньше Сейчас
Степень успеваемости ученика можно было узнать, только посмотрев его текущие и итоговые оценки. У каждого ученика есть свое персональное портфолио, в котором отражаются все его заслуги (грамоты, дипломы, оценки, результаты тестов и т.д.)
Роль учителя в образовательном процессе сводилась лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, как ученик его усвоил. Сейчас учитель своего рода наставник. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Родители, как законные представители детей, не имели возможности влиять на содержание школьных программ. У школы есть право самостоятельно формировать школьную программу, на основе примерного учебного плана, учитывая при этом и пожелания родителей.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых стандартах на внеурочную деятельность отведено 10 часов в неделю. Школа, учащиеся и их родители самостоятельно выбирают, чем будут заниматься дети в отведенное время.
Роль техники в процессе обучения сводилась к минимуму. Закрепление полученных знаний на практике, используя современную технику - компьютеры, интерактивные доски, видеокамеры и т.д.
В старой школе практические задания по той или иной теме ограничивались лабораторными работами. Учащиеся новой школы углубляют свои знания и отрабатывают полученные навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах процесс обучения проходил с помощью заучивания или многократного повторения, с минимальным применением игры. В новых ФГОСах применяются разные формы обучения. Познание через игру – один из главных принципов новой начальной школы.

Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества

Какое отношение к новому образовательному стандарту имеют библиотеки? Какова роль библиотеки в реализации новых образовательных стандартов?

Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки, независимо от статуса. В современном обществе такого рода деятельность требует все больших усилий и применения нестандартных форм и методик. Способствовать решению данной проблемы могут новые образовательные стандарты, которые дают возможность для социального партнерства со всеми институтами детства.

Новые образовательные стандарты выводят совместную работу библиотеки и школы на совершенно иной уровень. Ориентир новых стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов.

Как правило, сотрудничество библиотеки со школой, до введения новых образовательных стандартов, осуществлялось традиционными методами:

· организация массовых мероприятий на базе библиотеки;

· совместная работа по определенным направлениям деятельности;

· организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;

· коллективное и индивидуальное информирование;

· реализация совместных проектов.

С введением новых образовательных стандартов этого стало явно недостаточно, и перед библиотеками теперь ставятся другие цели и задачи. И в рамках сотрудничества за основу взяты новые направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения:

l Интеграция учащихся в библиотечное и информационное пространство.

l Создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.

l Развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.

l Развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.

l Создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.

l Развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Основополагающая роль библиотеки в реализации стандартов нового поколения состоит в том, что чтение рассматривается как базовый фактор получения, освоения и применения знаний. Полноценная реализация замыслов нового стандарта предусматривает активную деятельность библиотек в информационно-методическом обеспечении образовательного процесса. Каким образом? Что библиотека может предложить? В первую очередь свои фонды, каталоги. Затем - интернет и веб-каталоги. Далее - электронные образовательные ресурсы и развитие информационной грамотности учащихся. Это в идеале. Но, не всегда и не все библиотеки располагают хорошо укомплектованными фондами. Также не все библиотеки имеют в своих фондах электронные образовательные ресурсы. Каталоги тоже у всех разные. Таким образом, напрашивается следующий вывод. Если у библиотеки нет возможности вести активную деятельность в полномасштабном информационно-методическом обеспечении образовательного процесса, то следует обратить пристальное внимание на один из аспектов данной деятельности - на развитие информационной грамотности учащихся. То есть, занять определенную нишу и осуществлять деятельность по продвижению книги и чтения, исходя из своих возможностей.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся и развития информационной грамотности, начиная с самого раннего возраста. В этом случае стандарты начального общего образования дают библиотеке ряд преимуществ в организации работы по пропаганде книги и чтения.

В качестве примера возьмем Стандарт начального общего образования по Литературному чтению. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении.

Стандарт по литературному чтению ставит перед собой различные цели, в их число входят и такие как: формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и воспитание интереса к книге и чтению.Все это, как мы видим, перекликается с непосредственной деятельностью детских библиотек по продвижению книги и чтения. Проще говоря, у библиотеки и школы в этом случае одни цели и задачи.

Стандарт по литературному чтению содержит несколько позиций, имеющих прямое отношение к деятельности детских библиотек. Процитируем некоторые из них, заложенные в такое понятие, как «обязательный минимум обучения»:

· понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;

· различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня;

· иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения;

· умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Кроме этого в Стандартах заложены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. В результате изучения литературного чтения ученик, в том числе должен:

· знать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

· различать жанры художественной литературы (сказка литературная и сказка народная, рассказ, стихотворение, басня, повесть);

· владеть навыками:

Самостоятельного чтения книг;

Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Далее, если мы заглянем в учебник «Литературное чтение» для начальных классов, то увидим, что в нем есть разделы, при изучении которых также нужна непосредственная помощь библиотеки. К ним относятся разделы «Самое великое чудо на свете» (2,3 класс), «Из детских журналов» (2 класс), «Наши проекты» (темы проектов «О чем может рассказать библиотека», «Самые интересные рубрики из детских журналов») и другие.

Авторы учебника «Литературное чтение» позаботились о том, чтобы у учителя был инструмент приобщения детей к чтению. Например, учебник второго класса открывается разделом «Самое великое чудо на свете». В разделе есть вступительная статья, рассказывающая о «книжных чудесах», продумана система заданий, пробуждающих интерес школьника к библиотеке, представлены два проекта на разные темы «О чём может рассказать библиотека» и «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Также для развития читательских мотивов продуман иллюстративный ряд, по которому можно понять историю развития книги. Но тема приобщения к чтению и развития читательских мотивов на этом разделе не заканчивается. В учебник введены специальные рубрики, так же повышающие мотивацию чтения, например: «Как хорошо уметь читать» (для тех, кто сам уже может читать литературные произведения) и «Разноцветные страницы» (для тех, кто ещё только учится читать). В конце каждой части учебника размещена рубрика «Советуем прочитать», где представлены красочно оформленные обложки рекомендуемых для чтения книг по каждой изученной теме.

Таким образом, учебник создаёт благоприятные условия для занятий чтением во внеурочной деятельности (желательно в библиотеке) и дома, предлагает целостную систему подготовки читателя. В этой системе подготовки читателя активное участие должны принимать и работники детских библиотек, в функциональные обязанности которых входит непосредственное руководство чтением юных читателей.

Конечно, все вышеперечисленные знания, умения и навыки младший школьник, так или иначе, получит и в рамках урочной программы. Но если учитывать, что в учебной программе на это предусмотрено определенное количество часов (которых явно недостаточно), то помощь библиотеки в процессе обучения крайне необходима.

Не маловажное значение здесь имеет и тот факт, что знания эти идут от специалистов-профессионалов, в силу своей профессии знающих о книге и чтении всё. При этом библиотекари дают не только теоретические знания, но и организовывают при библиотеке практические занятия, используя ресурсы своего книжного фонда. Например, в процессе изучения темы «Справочная литература» библиотека имеет возможность продемонстрировать все разнообразие видов справочной литературы, помогая учащимся получить практические навыки работы с литературой универсального содержания.

Вся дополнительная информация, идущая не в разрез со школьной программой, которую в рамках занятий предоставляет библиотека, педагогами школы только приветствуется. Большой плюс педагоги школы от сотрудничества с библиотекой видят и в том, что в систематичных занятиях участвует весь класс, в отличие от кружков по интересам, посещение которых ограничивается индивидуальными интересами ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, сам собой напрашивается вывод: школа для успешной реализации новых образовательных стандартов нуждается в библиотеке, а библиотека готова оказать ей в этом всяческую помощь и поддержку.

При этом сотрудничество является взаимовыгодным для всех участников процесса: школа пользуется информационными ресурсами и услугами сторонней организации, учащиеся дополнительно получают необходимые знания, а библиотека осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения.

Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначился взаимный интерес и предпосылки для совместного решения поставленных задач. Но здесь возникает вопрос, в рамках какого правового поля организовывать сотрудничество. И мы вновь обращаемся к Стандартам, в которых оговаривается реализация в образовательных учреждениях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Согласно Стандартам, реализация внеурочной деятельности осуществляется следующим образом:

· Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом.

· При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

· Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

· Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения.

· Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим видам, направлениям и формам внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности
Игровая деятельность Спортивно-оздоровительное
Познавательная деятельность Художественно-эстетическое
Проблемно-ценностное общение Научно-познавательное
Досугово- развлекательная деятельность Военно-патриотическое
Художественное творчество Общественно полезная деятельность
Социальное творчество Проектная деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности
Мастерская Клуб
Театр Кружок
Секция Студия

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением:

· Внутришкольная модель реализуется в образовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

· Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов образовательного учреждения. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.

· Смешанная модель является самой распространённой, поскольку многие образовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Благодаря положению Стандарта о внеурочной деятельности, библиотека имеет законодательно закрепленное право активно использовать внеурочную программу образовательного стандарта с целью приобщения детей к чтению и формирования их информационной грамотности.

При этом правовая основа сотрудничества библиотеки и школы должна соответствовать положениям Стандарта, и должна быть зафиксирована документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другим учреждением.

Статья"Сотрудничество школы и библиотеки".Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ

Начало ХХI в. ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения в профессиональных журналах и на страницах газет. Что читать, как читать, - над этими вопросами размышляют министры и депутаты, ученые и учителя . Неожиданным стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путина. Отрадно, что и наше правительство понимает проблемы современной школы.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность - патриота и гражданина России.Я думаю, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения (21 ноября 2006 г., Москва), задача которой - "повышение культурной компетентности граждан России за счет: повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до уровня, соответствующего адекватной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа". В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита» должны способствовать "повышению интеллектуального потенциала нации,должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны".

Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям. Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу. Годы перестройки России как нового государства не могли не сказаться на одной из самых чутких ее ветвей – на культуре. Именно учителя литературы чувствуют серьезные изменения в духовной и нравственной сферах жизни общества. Никогда, наверное, никакое время не требовало от учителя таких духовных усилий, такой самоотдачи, такой огромной работы по самовоспитанию и воспитанию юных душ, как сегодняшнее непростое время. «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет…, заметил Д.С.Лихачев. Я думаю, что таким предметом является книга.

В практике работы педагогического коллектива МОУ СОШ №25 г.Балашихи важная роль отводится литературе и искусству как основе воспитания. На уроках Зиннатуллиной М.А., Рубцовой О.М., Сороки Е.Ю., Стребежевой А.М. Лучшие произведения классической и современной литературы служат материалом непосредственного и благотворного влияния на формирование нравственного облика ученика. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являются примерами для подражания, всесторонне раскрывая нравственно-эстетические гуманистические идеалы.

Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений.

В результате длительного общения с литературой и искусством развиваются эстетические потребности, эстетические чувства, художественный вкус, формируется внутренний мир подрастающей личности, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал . Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе. Большую помощь в этом учителям оказывает школьная библиотека. Е.Е.Печенкина,заведующая школьной билиотекой,проводит выставки книг, библиотечные уроки,круглые столы с обзором литературы, организовывает продажу методической литературы. Большой интерес у читателей библиотеки вызывает ежегодная выставка творческих работ учащихся.

Закладывая основы мировоззрения будущего гражданина, педагоги заботятся о духовном богатстве личности, его эмоциональных и художественных интересах. Школа, под руководством директора Акимовой Н.Г, сотрудничает с библиотечной системой города Балашихи, в частности, с библиотекой семейного чтения им Н.Ф.Дмитриева (заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина), и Центральной районной библиотекой им. Ф.И.Тютчева, директором которой является кандидат педагогических наук Покрасова Л.Н. Ежегодно заключаются договора о творческом сотрудничестве и составляются планы совместных мероприятий, которые реализуются в течение года. Учащиеся 10-х - 7-х классов для закрепления и расширения знаний, полученных в процессе обучения, приняли участие в мероприятиях, проводимых городской юношеской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС»,которые были посвящены творчеству А.С.Пушкина, С.Есенина, Л.Н.Толстого.

На протяжении многих лет в рамках православного абонемента библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева проводятся традиционные беседы, направленные на укрепление духовности и нравственности подрастающего поколения.Основам православной культуры школьников обучает настоятель храма Неопалимая Купина о. Дмитрий Савин. Постоянными слушателями абонемента являются учащиеся 7 б класса во главе с кл. руководителем Сорокой Е.Ю. Ученики начальной школы вместе со своим учителем Хомяк Л.Н. являются членами детского досугового клуба «Почемучка». Начиная с первого класса, посещают ребята занятия клуба, готовятся к ним вместе с родителями и учителями. «Почемучки», как ласково называет их заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина, с радостью бегут на занятия клуба. Ведь эти занятия помогают раскрыть личность каждого. В клубе проводятся литературные игры, встречи с интересными людьми (В.Карпушин,А.Глотин, Крупин В. И др.).С удовольствием ребята вместе со своими старшими наставниками готовят устный журнал «Хочу все знать», интеллектуальную, ставшую традиционной игру«Что? Где? Когда? Почему?»

В библиотеке открыта литературно-музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству русского поэта Н.Ф. Дмитриева (1953-2005).В открытии этой экспозиции приняли участие и школьники. Жизнь и творчество Дмитриева- открытие для многих, и не только для учеников, ведь Н.Ф.Дмитриев жил в м/р-не «Новый Свет» и работал в школе № 25 учителем русского языка и литературы. Традиционными для старшей и средней школы стали уроки литературы, вечера поэзии, круглые столы. 6 февраля уже который год походит вечер памяти Н.Дмитриева, в подготовке и проведении которого принимают активное участие ученики и учителя школы №25.

Традиционны и уроки, которые проходят в Центральной районной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. В библиотеке в 2005году при поддержке российского ученого Чагина Г.В. был открыт Литературный музей жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Хранителем наследия Ф.И.Тютчева на Балашихинской земле является заведующая литературного музея Л.В.Казакова. Частыми посетителями музея стали и ученики нашей школы (со дня открытия музея его посетили около 5 тысяч человек). В музее насчитывается 500 экспонатов.Это и портреты, и стенды с биографией поэта,картины,иконы, рукописи,бюсты и т.д. Основу литературной экспозиции составляют, конечно же, книги. Интересно, необычно проходят уроки литературы в музее. Урок «Мое открытие Тютчева», посвященный творчеству Ф.И.Тютчева, прошел 29января 2011г. Ученики читали стихи,анализировали, делились своими поэтическими открытиями, внимательно рассматривали экспозицию. Думаю, никто не ушел с такого урока разочарованным. Многие захотели принять участие в ежегодном литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве».

С 2010г. в нашей школе стал работать литературный кружок. Ребята занимаются сбором материалов о жизни и творчестве Н.Ф.Дмитриева - поэта и педагога,пропагандируют творчество поэтов – балашихинцев, пробуют писать сами. Вместе с библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева готовятся к юбилею Н.Ф.Дмитриева, который будут торжественно отмечать в 2013 году. Сейчас ученики школ № 25 и № 2 совместно с городской библиотекой и отделом культуры г.о.Балашиха начали подготовку к Дмитровским чтениям проходящим вот уже который год в феврале – марте.

Активно участвуют ученики нашей школы и в литературном творческом конкурсе «Первоцвет» им. Н.Дмитриева. Павлова Елена,ученица 10 а класса, в номинации «Поэзия» в 2010 г. заняла третье место. Ребята из школьного научного общества «Пегас» занимаются различными проектами: «Влияние жаргонизмов на нашу речь», «Роль прецедентных феноменов в речи различных социальных слоев общества», «Влияние Q » , «СМИ и наша речь» и т. д. Сейчас работают над проектом «Книга и ее роль в нашей жизни». Юных исследователей волнует многое: что читают сегодня современные школьники? Какие книги, газеты, журналы лежат на их столах и живут в сердцах?

Люди различных социальных групп читают абсолютно разную литературу. Чтобы узнать, что именно предпочитают люди различных социальных групп, юные исследователи обратились к библиотекарю городской библиотеки семейного чтения им.Н.Ф. Дмитриева г.Балашихи З.Ф.Артюхиной. Вот какие выводы удалось сделать ребятам:

Младшие школьники (1-4 кл.) читают русские народные сказки, сказки зарубежных читателей, а также классиков советской детской литературы (Гайдара, Драгунского, Паустовского, Носова)

Среди школьников 5 – 9 классов популярностью пользуется фантастика, фэнтези, приключения.

Учащиеся старшей школы (10-11 кл.) чаще обращаются в библиотеку за русской и зарубежной прозой, которой нет в школьной программе.

Студентов интересует профессиональная литература, непосредственно связанная с видом их деятельности.

Молодые женщины обращаются в библиотеку с просьбой найти что-нибудь из сентиментальной литературы, их чаще всего интересуют романы, детективы, мемуары. Бывает, что они приходят с целью перечитать мировые классические произведения, которые являются школьной программой. Также их интересуют обучающие книги (кулинария, этикет, уход за детьми и др.)

Мужчины обращаются в библиотеку не так часто, как женщины, однако если они всё-таки туда приходят, то либо интересуются профессиональной литературой, либо берут русскую и зарубежную прозу или поэзию. Это, конечно, неплохо, но в современном мире редко увидишь человека, увлеченно читающего классику. О роли книги верно сказал Д.С. Лихачев: «Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры».

Ввиду заявленной темы актуальной на сегодняшний день остается проблема чтения, поднятая еще в открытом письме М. Ф. Ненашева. В частности, в нем говорится, что в России более 50% россиян не читают, а 52 % никогда не покупают книги. В 1990 г. на тысячу населения подписка составила почти 1900 экз. (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), а в 2005 г. составила всего около 200. Ныне в России всего 20% населения читают газеты и журналы. А что происходит сейчас в школе?

«Пегасовцы», работая над проектом, анкетируя учеников своей школы, родителей и друзей, анализируют: изменилось ли отношение к чтению за последние годы. К каким выводам они придут, неизвестно. Что же остается современной школе?..

Атмосфера творчества и доброжелательного сотрудничества создана во всем образовательном пространстве г.о. Балашиха. Такая атмосфера способствует активному включению личности растущего человека в социокультурную жизнь города и общества в целом. Учащиеся школы № 25, их родители, под руководством педагогов активно принимают участие в литературных конкурсах,проводимых в городе, - «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве», «Русь моя Православная», «Эра фантастики», «Мое Подмосковье» и т.д.

Так, Переверзева Анна, ученица 10а класса в литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве» за эссе «Природа в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева» удостоена звания лауреат конкурса и награждена Дипломом 1 степени, а Проворная Екатерина -3 степени. Работы ребят опубликованы в литературно-публицистическом журнале «Балашиха: голоса сердец» и говорят о серьезном, ответственном подходе ребят к творческому наследию поэта, о серьезной исследовательской работе, проводимой учителями школы. Постоянны публикации молодых талантов в местном литературно-публицистическом журнале. Четыре рассказа поместила в журнале Проворная Е.: «Лес», «Однажды весной», «Голос земли», «Леший». Павлова Елена, Ерофеева Катя (выпускница школы) постоянно публикуются в рубрике «Поэзия».Бывший ученик нашей школы Пехов Алексей – известный современный писатель- фантаст, опубликовал более шестидесяти романов, которые нашли своего читателя не только среди молодежи,но и среди людей старшего поколения. Вся работа современной школы не может не проходить в содружестве с библиотекой.

Только благодаря взаимодействию «трех китов» (семья-школа-библиотека) у юных читателей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение его понимать и наслаждаться им, появляется способность творить.

Мечта, сформировать гармоничную личность, объединяет учителя и детских библиотекарей-педагогов. В проекте совместной работы библиотеки и школы хотелось бы предусмотреть такие программы, как "Читающая семья", "Школа, где процветает книга", "Читающий город", "Почитаем перед сном", "Рождественские чтения" и т.д. Отличительной особенностью проекта является эстетическое развитие личности в процессе приобщения к искусству и культуре своей Родины. Это знакомство с высокохудожественными старинными книгами, посещение музеев. Во время Недели детской книги хотелось бы, чтобы Балашиха и ее окрестности стали настоящей читающей страной. Хотелось, чтобы и в нашем районе, как в районах Мурманской области, стали традиционными фейерверки не только в честь города, но и в честь создателей детских книг . В человеческой природе заложено стремление к исполнению желаний, об этом свидетельствуют былины, легенды и сказания. Реализация мечты создателей и участников проекта о "Читающем городе детства" нашла свое творческое воплощение в Мурманской области. Возможно, этот проект позитивно повлияет на кризис детского чтения в настоящее время. Стоит задуматься.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны организаторами которых являются не только школы,но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ формирования личности гражданина. Учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, в Балашихинском районе создаются гармоничные условия для духовно-нравственного воспитания школьников в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей. Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача школы - раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина,способного жить в современном мире. Благодаря самозабвенному служению и высокому нравственному подвигу современного учителя, содружеству школы и библиотеки,сохранится и будет развиться культура России, приумножится богатство родного языка, что сможет « способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны -повышению интеллектуального потенциала нации» . Надеюсь, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.


Ольга Скандакова

"Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. "

Виктор Астафьев.

Тесное сотрудничество нашего детского сада и детской библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным формам работы приходят новые : конкурсы, театрализованные спектакли, интерактивные мероприятия.

Цель этого сотрудничества : раннее приобщение детей к чтению художественной литературы, воспитание маленького человека как увлечённого, думающего читателя .

Свою работу мы строим на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов .

С некоторых пор библиотека не только приглашает к себе малышей, их родителей и воспитателей, но и сама «приходит в гости» .

Детям очень понравился приход сотрудника отдела детской библиотеки , ведь она пришла не с пустыми руками, а принесла с собой книги! Новые, интересные, необычные :"живая книга", книга- панорама, книжка-малышка, всех видов и не перечесть!

От такого сотрудничества выигрывают все : библиотека получает новых читателей , воспитатели имеют возможность знакомить детей с новинками художественной, научно – познавательной литературы, периодическими изданиями для дошкольников , а дети приобщаются к чтению, так как у них формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности .


Публикации по теме:

«Знакомство с библиотекой». Конспект мероприятия в подготовительной группе Предварительная работа: Воспитатель с библиотекарем заранее обговаривают время проведения экскурсии и её содержание. Педагог предлагает.

Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

В мире современных технологий родители почти не ходят сами и тем более не водят своих детей в библиотеку, поэтому мы решили организовать.

Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»В наш век информационных технологий роль книги изменилась,.

Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования.

Доклад «Взаимодействие детского сада с районной детской библиотекой» Слайд 1. Слайд 2. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 426 от 12 июня 2014 года в Российской Федерации 2015 год объявлен.

Занятие Школы юного читателя ко Дню рождения Джанни Родари. Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима» Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима»Цели: познакомить с произведениями Д. Родари; приобщить детей к творчеству Д. Родари;.

Круглый стол, на котором шла речь о создании единого информационного, досугового и методического пространства библиотек района, состоялся 24 марта на базе Информационно-методического центра.

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ

С инициативой о таком сотрудничестве выступил районный Комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Заявленная тема заинтересовала и собрала большое количество участников. Ее конкретизировала заведующая методической службой Центра Юлианна Шевякова: «Сотрудничество и взаимопомощь различных библиотечных учреждений органичны и выгодны каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга. А главное, мы объединяемся для решения задач, отвечающих общим интересам. Ведь миссия у нас одна – привлечь детей к чтению. Если удастся наладить неформальное сотрудничество, то у школьных библиотек появится масса новых возможностей по развитию у детей и учащейся молодёжи устойчивого интереса к литературе, книге, чтению».

Сотрудничество библиотек, прежде всего, реально поможет школьным библиотекарям. Чаще всего работу в школе проводит один библиотечный сотрудник. У него колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников и многое другое. До творчества и проведения массовых и действительно интересных мероприятий порой просто не доходят руки. И здесь берутся помочь муниципальные библиотеки.

Ещё один рабочий момент – территориальная удаленность некоторых школ от муниципальных библиотек. Для Кубинской школы №2, Одинцовской школы №17, а также для Перхушковской и Новогордковской общеобразовательных школ рекомендовано организовать передвижные пункты выдачи художественной литературы.

В ходе обсуждения коллеги познакомились с уже имеющимся опытом сотрудничества муниципальных библиотек со школьными библиотеками и учителями словесности. А заведующая одинцовской библиотеки семейного типа №4 Елена Коблюк рассказала о работе школьного летнего лагеря в муниципальной библиотеке. Идея так понравилась, что принято решение запланировать совместную работу муниципальных и школьных библиотек с детьми в летних пришкольных лагерях. А школьным библиотекам рекомендовано посещение муниципальных библиотек в период летних лагерей и проведение совместных библиотечных уроков.

Опытом работы со школами поселения поделились библиотекари Лесногородской поселковой библиотеки имени И.А. Новикова. Солидный потенциал этой публичной библиотеки оказался востребованным в образовательном процессе.

Участники круглого стола, распределившись на группы по поселениям, поближе познакомились и обсудили общие задачи. В диалоге были рассмотрены различные формы совместной работы с детьми, участие в организации летних лагерей при библиотеках, возможность обмена литературой и оперативной информацией, ведь сейчас практически все библиотеки оснащены компьютерами, имеют доступ в Интернет. Детям будет предложено приходить в библиотеку для подготовки учебных проектов. Это особенно актуально для сельской местности. Есть также задумка подключить библиотеки к самой большой базе электронных книг «ЛитРес». Тогда школьники могли бы скачивать в библиотеке на свои электронные носители подлинную книгу, а не её «пиратскую» версию. На базе библиотек планируется проводить и различные мастер-классы. Это очень актуально сегодня. Например, мастер-классы по созданию буктрейлеров в некоторых библиотеках уже опробованы. И выяснилось, что детям это на самом деле интересно.

По итогам круглого стола всем школьным библиотекам рекомендовано составить и передать в Информационно-методический Центр списки художественной и научно-популярной литературы, которые необходимы их читателям.


Close