Расписание поездов по станции Шымкент, отображенное на этой странице, носит информативный характер и не содержит оперативных изменений, связанных с ремонтными работами и другими обстоятельствами. При планировании поездки рекомендуется уточнять расписание в справочной вокзала.

Поезда по станции Шымкент

На сегодняшний день расписание поездов по станции Шымкент включает 55 жд рейсов дальнего следования, из которых 12 совершаются ежедневно. Минимальное время стоянки поездов 0 ч 10 м(состав по маршруту Алматы 2 - Атырау), а максимальное 0 ч 35 м(рейс по маршруту Москва-Казанская - Бишкек 2). Больше всего в расписании поездов прибывает из населенных пунктов: Алматы , Актобе в 06:48, 20:29 соответственно. Составы, отправляющиеся от станции Шымкент следуют далее по маршрутам - Шымкент - Атырау , Шымкент - Алматы , Шымкент - Актобе отправлением в 03:06, 20:44, 03:54 соответственно.При планировании поездки стоит учитывать, что расписание некоторых поездов, таких как 369Н Новосибирск-Главный - Ташкент-Пасс.(прибытие - 23:58, отправление - 00:16), 017Щ Бишкек 2 - Москва-Казанская(00:55, 01:13), 322Т Нукус - Алматы 2(00:58, 01:18), 076Ц Петропавловск - Кзыл-Орда(01:43, 01:58) имеют особый график движения, поэтому рекомендуется уточнять расписание на конкретную дату.

Чимкент расположен на юге Казахстана. Долгое время он находился на стыке нескольких средневековых государственных образований и переходил из одних рук в другие. В 1864 году город был силой присоединён к Российской империи. В последнее время стала появляться информация о быстром росте Чимкента и повышении его роли в жизни Казахстана. Предполагается, что в течение нескольких лет численность его населения превысит 1 миллион человек.
Т. к. мне пришлось просидеть во Внуково лишние сутки, то план поездки был нарушен в самом её начале. Пришлось исключить из него Караганду. Все билеты я купил заранее, поэтому в Караганду из Астаны всё равно пришлось ехать, но только для того, чтобы пересесть на местном вокзале в поезд, следующий до Алма-Аты. Начав располагаться в плацкартном вагоне, я обнаружил, что багажная полка уже, чем обычно, и мой велосипед, в сложенном виде, лежит там очень ненадёжно, раздумывая, сразу падать вниз или подождать, пока состав начнёт движение. На мой вопрос проводник ответил:
- Это же бизнес-класс! Наши пассажиры ездят с малым количеством багажа!...
У меня было два варианта. Договариваться о переходе в купейный вагон или просить проводника устроить велосипед в его служебном купе. Т.к. оба они предполагали доплату, то я предпочёл первый, всё-таки, при этом улучшались ещё и условия поездки. Я уже бывал в этих краях, в 2007 году, и поделился после возвращения своими впечатлениями с Интернетом. В частности об этом поезде №1 Астана - Алма-Ата:
"...в его сооружении использовали много пластика. Выглядит красиво, но тесновато. В купе, вместо привычного стола, почему-то умывальник (которым так никто и не пользовался). Спальные места опускаются из ниши, и делали это постоянно без нашего на то желания. Ещё раз убедился, что удобней классического российского купе пока ничего не придумали ..."
В этот раз я сразу завалился спать и продолжал данное занятие почти до прибытия в Алма-Ату, поэтому ничего добавить или опровергнуть в приведённой выше фразе не могу. В последний момент я решил выйти на станции Алма-Ата 1, чтобы на велосипеде проехать к главному вокзалу Алма-Ата 2. Сейчас можно сказать, что это время было потрачено не слишком рентабельно, т.к получилось всего несколько фотографий, которые покажу позже.
После объявления посадки на поезд, который должен был доставить меня в Чимкент, я старался не мешкать, т.к. пассажиру со складным велосипедом правильнее зайти в вагон пораньше, чтобы найти место для своей громоздкой поклажи. Вагон опять оказался необычным, в этот раз китайского производства. Он напоминал наш купейный, только купе были без дверей и каждое предназначалось для шестерых пассажиров! (Три полки в высоту с каждой стороны). Для багажа была небольшая ниша, уходящая в коридор, но она была занята сумкой ранее зашедшего пассажира. Я остановился в раздумьях. Пассажиров пока ещё было мало. В этот момент ко мне обратился молодой здоровый парень:
- Вы не согласитесь перейти на другое место? Мы тут едем компанией...
- Пожалуйста. Но мне нужно купе с пустой багажной полкой, чтобы положить велосипед...
Он ринулся активно проверять весь вагон и вскоре позвал меня:
- Проходите сюда!...
Только я занял место, как подошёл человек с огромным баулом и совершено спокойно поставил его в проход между полками, полностью исключив возможность какого-либо передвижения по купе. Т.к. это было очень неудобно, то одна из пассажирок забрала багаж на свою полку (нижнюю) и спала, свернувшись калачиком. Опасаясь, что удовлетворение буйных железнодорожных фантазий заставит руководство Казахской железной дороги предложить мне, как пассажиру, на обратном пути из Чимкента в Алма-Ату, что-либо, вообще не пригодное для перевозки велосипеда, я сразу поинтересовался у попутчиков:
- Не знаете, какого типа вагоны будут у меня на обратном пути?... - и показал билет.
- Обычные, можете ехать спокойно..
Чимкент встретил жарким солнечным утром и верблюдом, возлежавшим у колонны с часами (зверя справа от неё я так и не смог идентифицировать).

Карта города у меня была плохая, да и информации особой о Чимкенте я перед поездкой не собрал, поэтому сначала выяснил, в какой стороне центр города. Сунувшись в подземный переход, обнаружил, что он завален мусором, поэтому местные жители в него и не шли, а переходили дорогу там, где им удобней... Рядом с вокзалом стояли дома, построенный в советское время. На одном из них уцелел плакат, рассказывающий о том, как дружно жили люди в многонациональном Казахстане. Когда от дворовой помойки отошли два копавшихся в ней немолодых джентльмена, показалось, что они как бы продолжают во Времени сюжет плаката: один из них был казах, другой русский. Причём русский был в очках, видимо, много читал, в своё время...

Заглянув поглубже под сень деревьев, обнаружил юрту-кафешку, посетители которой наслаждались едой и хорошей погодой (это лучше всего делать в прохладной тени).

Памятник Кабанбай батыру, не раз водившему казахское войско против джунгар (монгольская народность). Учитывая, что фотография сделана в первой половине дня, показывает полководец на северо-запад. Что он говорит в этот момент?
- Братья-казахи! Нам всё труднее защищать свою землю от врагов. Нужно обратиться к российскому царю за помощью, а то и, вообще, признать его своим государём...

Выходим к большой площади Ордабасы. В центре её монумент "Ана жер", посвящённый независимости Казахстана.

Здесь же центральная мечеть города. Зимой неподалёку настроились ставить новогоднюю ёлку, но служители мечети добились её переноса в другое место.

Я хотел съездить, между делом, в древний пригород Чимкента - Сайрам. Мне сказали, что маршрутки туда идут от центрального рынка. Подъезжаю, уточняю у таксистов, где именно они стоят, и начинаю пристёгивать велосипед к столбу, предварительно сняв рюкзак.
- Вы что, собираетесь его здесь оставить? - округлил глаза один из водителей.
- Да. Трос-то металлический...
- Не вздумайте... Всё равно украдут...
Я останавливаюсь. Уточняю у него:
- Скажите пожалуйста, сколько нужно времени на поездку в Сайрам?
- Несколько часов уйдёт...
После некоторого раздумья решаю не ехать, т.к. может не хватить времени на сам Чимкент.
Это фотография рынка. Он огромен, но внутрь я не заходил.

Город занимает большую территорию. Значительная часть застройки - невысокие дома. Интересного среди них немного.

Собор Николая Чудотворца (1988 г).

Его двор зелен и тенист. Набираю воды и пью, сидя на скамейке. Рядом рабочие занимаются переноской мебели какого-то иного скарба. Руководит всем этим пожилая дама с босыми ногами. Делаю ей комплимент:
- Ловко у Вас получается командовать мужчинами...
- Да что Вы, я женщина простая...
- Видно, - я чуть опускаю взгляд.
Она понимает мою иронию и добавляет:
- Жарко просто... - по её интонации я понимаю, что она готова ответить на несколько вопросов.
- Скажите, пожалуйста, в Чимкенте есть ещё церкви? Я турист из России, хотел бы их сфотографировать, если они интересны.
- Есть, но объяснить, как туда проехать я не могу. Да и небольшие они...
- Мало храмов получается, город-то большой...
- Хватает. Русские-то уезжают...

Памятник генералу Великой Отечественной Сабиру Рахимову. Он погиб в 1945 году. С Сабиром Рахимовым связана запутанная история, касающаяся его национальности. Он записывал себя во всех анкетах узбеком. И потому, после Великой Отечественной войны, считался единственным узбекским генералом-героем. Его именем был назван район Ташкента и станция метро. Был ему установлен и памятник. Но один упорный казахский учёный долго копал и вытащил на свет факты, свидетельствующие о том, что Рахимов то ли был казахом, то ли он из смешанной семьи (отец - казах, мать - узбечка). Получалось, что в Ташкенте увековечили память казаха (по крайней мере, тень на генерала была брошена). Его имя исчезло с карты Ташкента, а памятник демонтировали (в 2011 году), пообещав, правда, просто перенести его в другое место. А в Чимкенте установили свой в 2012 году.

Два новых здания в характерных стилях.

Это, вроде бы, китайский ресторан.

Ещё одна мечеть. Видно, что население бывших советских республик тянется к Исламу. В китайском вагоне, который доставил меня в Чимкент, в туалете был врезан кран недалеко от пола и стояла обрезанная пластиковая бутылка для воды. После того, как очередной правоверный заходил туда по большой нужде, пол был полностью залит водой (туалетной бумагой они не пользуются). При этом бросалось в глаза, что мыла на полочке нет...

Но цивилизация приходит и в религиозные заведения.

Интересное здание в небольшом сквере я сначала принял за учреждение культуры. Оказалось, что это ресторан.

В саду можно было увидеть барашка.

Сквер рядом с памятником Рыскулову (советский деятель).

Ещё одна юрта. Интересно, нужно ли её владельцу выплачивать сборы в таком же размере, как и владельцам стационарных торговых точек? Попытался поговорить с русским жителем города. Почему-то казалось, что новости с "Большой земли" его должны волновать. Но ошибся. Ни к России, ни к Чимкенту у него никакого интереса не было. Как всегда, мне приходилось, время от времени, задавать вопросы горожанам. Как-то здесь люди вяло отвечали. Почти половина из них (и русские, и казахи) отнекивалась, не выказывая какого-либо желания поговорить.

Комплекс "Киш-миш". Скорее всего, развлекательный.

С большим старым парком, что для этих мест очень важно.

Ещё одно подобное заведение с налётом национального колорита.

Какими-то закоулками выбираюсь на бульвар Кунаева. Бывший советский руководитель республики не забыт в Казахстане.

Протестантская церковь.

Фонтаны рядом с универмагом "Шымкент". Но надо сказать, что их в Чимкенте немного.

Ещё один в районе площади Ордабасы.

Больница советского времени постройки.

Дворец бракосочетаний.

Думаю, что семейство оленей здесь уже давно.

Здание с восточным фасадом.

Памятник композитору Шамши Калдаякову.

Неподалёку огромная маска.

Аллея чимкентских героев.

Административное здание.

Поблизости находится этнопарк Кен-баба. Его достоинства хорошо понимаются в солнечную погоду (которая, наверное, здесь обычное явление).

Заглянем в какую-нибудь хижину.

На территории установлены макеты достопримечательностей Казахстана.

Есть свой писающий мальчик.

Театр кукол находится в бывшем Никольском соборе (начало XX века).

Театр оперы и балета работает в здании бывшего ДК "Машиностроитель".

Два раза видел на улицах города памятники тюльпанам. Почему именно эти цветы изображены никто мне так и не ответил (спросил у двух человек, больше не стал).

Парк Абая. Надо сказать, что городские парки - привлекательная сторона Чимкента. Почему-то в нём слонялось много сотрудников МВД.

Здесь расположен монументальный комплекс, посвящённый Великой Отечественной войне. (Если я не ошибаюсь).

Мальчишки читают фамилии земляков. Или родных... Школьники здесь встречались только в форме. Белый верх, чёрный низ. Уже позже заметил, что у обоих синие галстуки. Иначе бы поинтересовался, что они означают...

Есть в парке и современная военная техника.

Казахи издревле были скотоводами и кочевниками. И всё это время рядом с ними были лошади. Памятник посвящён именно этому...
Когда ехал в поезде в Чимкент, то залюбовался табуном за окном. Кони скакали по бескрайнему полю, гривы развевались на ветру... Казалось, что они олицетворяли здесь Вольность, Бесконечность и Свободу... Невольно высказался:
- Красиво!... А для чего их так много?...
- Как?... А Вы знаете, какая из них колбаса вкусная!... - сказавшая фразу женщина практически сразу поняла, что сделала это не к месту, и в купе, на какое-то время, воцарилась тишина...

Я опять подобрался к старому городу, который расположен, вообще-то, недалеко от вокзала, просто я утром отправился в другую сторону. Старая мечеть.

Её двор был ещё открыт. Вслед за мной вошёл мальчишка с бутылью для воды и стал набирать её из колодца.

Сооружение напомнило мне узбекские мечети, которые я хорошо запомнил во время предыдущей поездки. Не удивительно, ведь ещё сто лет назад Чимкент был населён преимущественно узбеками.

Минарет, в ожидании ночи, старался запастись теплом, подставляя кирпичные бока лучам заходящего солнца...

На холме, являющемся стратегической высотой данной местности, был разбит целый парк, посвящённый обретению независимости Казахстаном. Наличие помпезных сооружений в честь начала самостоятельной жизни данной страны сильно удивляло. Если вспомнить историю, то казахские ханы сами обратились к России с просьбой принять их под своё крыло. Причины на то были серьёзными, т.к. со всех сторон казахов теснили соседние племена и народы. Часть которых просто исчезла с лица Земли, т.к. не выдержала изнурительной борьбы за своё существование. Казахи же, в составе России, благополучно прошли сквозь длинное лихолетье и сохранили свою огромную территорию с помощью штыков российской армии. Теперь же вся страна заставлена грандиозными памятниками, посвящёнными этому событию, будто бы кто-то их удерживал. Если вспомнить недавнюю историю, то решение о распаде СССР было принято без Назарбаева и он был волен делать что угодно.

Девочки, вы местные жители?...
- Да...
- Давайте покажем миру, что в Чимкенте есть красивые невесты!...
Какая же женщина, понимая, что она привлекательна, откажется показать себя... Им-то что, сфотографировались и пошли дальше... А меня потом вопрос стал терзать, какая же из них симпатичнее? В конце концов, я определился с выбором, но оглашать его не буду, т.к. это может поссорить подруг...

Ротонды по периметру холма.

Отсюда хорошо просматривается город. Это центр, в нём достаточно высоких зданий. За мостом виден монумент, находящийся на площади Ордабасы, показанный в начале рассказа.

Достаточно быстро стемнело, и заработала подсветка фонтана. Этого я и ждал. Теперь все пункты поездки были выполнены.

Шымкент (также Чимкент) — город в Казахстане, областной центр Южно-Казахстанской области. Современный город с населением на начало 2010 года 735 746 человек (в том числе: Аль-Фарабийский район - 251 188 человек, Абайский район - 239 258 человек и Енбекшинский район - 245 300 человек) - второй город Республики Казахстан (после Алматы), при этом руководство города, исходя из размеров энерго- и водопотребления, оценивает численность населения города около миллиона. Одновременно является одним из основных промышленных, торговых и культурных центров.

Этимология

Вокруг названия города ведётся немало споров. На основе упоминаний о Чимкенте в различных исторических источниках учёные трактуют происхождение его названия по-разному: «город-сад», «зелёный город», «город, окружённый дёрном». Мнение о связи названия с дёрном объясняется тюркским «Шым» / «Чим» — дёрн и иранским «кент» (кенд, канд) — город, поселение. В другом толковании название берёт своё начало от согдийского (иранского) «чиминь-чемень», то есть луг, цветущая долина, или с добавлением «кент» — зелёный (цветущий) город.

История

Поселения на территории современного Шымкента уже существовало на рубеже XI−XII веков. Вместе с тем, существует гипотеза и о более раннем возникновении Шымкента, выдвигаемая на основании найденных в ходе археологических раскопок захоронений, относящихся по оценкам специалистов к V−VI векам. В дошедших до нашего времени письменных источниках, впервые о Шымкенте упомянул персидский историк Шараф ад-дин Али Йа(е)зди (1425 год) в книге «Зафар Наме» («Книга побед») при описании военных походов Тимура.

На протяжении столетий Шымкент нередко подвергался опустошительным нашествиям завоевателей. В начале XIII века через Сайрамский оазис прошли в Мавераннахр войска Чингисхана, после чего он стал частью владений потомков завоевателя. В XIV веке в результате успешных военных действий против ханов Ак-Орды и Золотой Орды Тимур включил его в состав своей державы. В начале XVI века Шымкент вошёл в состав Казахского ханства, затем на протяжении XVII-XVIII веков стал объектом нашествий джунгарских завоевателей. Несмотря на бесчисленные войны и междоусобицы, пагубно сказывающиеся на жизнедеятельности населения, Сайрамский оазис продолжал представлять собой регион развитого земледелия, садоводства и ремесла.

В конце XVIII века и 1-й половине XIX века за владение Шымкентом вели борьбу Кокандское и Бухарское ханства. В 1810−1864 годах город представлял собой военный лагерь-крепость под властью Коканда с многочисленным войском и резиденцией наместника хана. В 1821 г казахский султан Тентек-торе возглавил восстание против Кокандского ханства. Войска повстанцев взяли штурмом Сайрам и Шымкент, однако из Коканда прибыли крупные силы, которые после нескольких сражений подавили восстание.

В 1864 году город был штурмом взят русскими войсками и становится важным транзитным пунктом, связывающим европейскую часть России и Западную Сибирь со Средней Азией. В 1914 году, в честь 50-летия присоединения Казахстана к Российской империи, городу было присвоено имя русского генерала Черняева, но в 1924 году возвращено прежнее название.

В 1930-х годах в Шымкенте построен свинцовый завод. На его долю приходилось 70 % от общего объёма свинца производимого в СССР. Введены в эксплуатацию масложировой комбинат (МЖК), чулочная и зеркальная фабрики. В 1932 году создана база сельскохозяйственной авиации, положившая начало созданию и развитию городского аэропорта.

В годы Великой Отечественной войны Шымкент стал одним из городов СССР, куда был эвакуирован ряд промышленных предприятий страны. Из прифронтовой полосы сюда было перебазировано 17 заводов и фабрик. Город производил запасные части к танкам, снаряды, металл, свинец, оптические приборы и другую продукцию. Две пули из трёх, отстрелянных в фашистов, были сделаны из Шымкентского свинца. Семеро Шымкентцев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Интерес горожан и общественности Южного Казахстана к началу летоисчисления города Шымкент уже имеет свою историю, которая ведет начало с дореволюционного времени. Академик В. В. Бартольд, опиравшийся на средневековые письменные источники указал, что впервые Шымкент упоминается в сочинении «Зафар-наме» (Книга Побед) историка Шараф-ад-дина Али-Йазди, как «деревня около Сайрама».

В 1912 году, используя опросные сведения и этнографические данные, исследователь Туркестанского края А. Добросмыслов в своей книге «Города Сырдарьинской области» утверждал, что город Шымкент существовал уже в XII веке. Основным аргументом послужило сообщение жителей города, которые утверждали, что в Шымкенте покоятся останки Баба-Дервиша — современника Ходжа Ахмета Яссауи.

В 1980 году Р. Бекназаров, А. А. Клименко, М. С. Сейсенбаев отметили, что большинство ученых склонны считать, что в XI-XII веках городское поселение — предшественник Шымкента уже существовало. Спустя несколько лет в 1991 году М. Аяпов и Н. И. Наумов в историко-информационном путеводителе без ссылки на конкретный источник писали: «Шымкент — один из древних городов республики, ему более 1300 лет».

Н. П. Подушкин в историко-информационном путеводителе повторил вслед за В. В. Бартольдом, что Шымкент упоминается в «Зафар-наме» (1365−1366 годах). Уточнение этой даты возможно при обнаружении новых письменных документов, что маловероятно, или при широкомасштабных археологических работах, утверждал он. Однако в «Зафар-наме» имя города упоминается в форме Чаманкент и Чимикент. В переводе узбекистанских ученых А. Ахмедова и Х. Бобобекова по этому поводу читаем: «Бахрам Жалаир, не спросив разрешения у Сахибкирана, вернулся с войсками Жеты из Ташкента и отправился в сторону Сайрама и дошли до Чаманкента…». С. Волин это сообщение из сочинения Али-Йазди по Калькуттскому изданию перевел так: «…Бехрам Джелаир без разрешения и одобрения Тимура и Кейхосрова с войском Джете ушел из Ташкента к Сайраму. Так как обозы Тимура и Кейхосрова были у Бехрама, то они со своими людьми поскакали вслед (за ним) в ту сторону. Когда они прибыли в Сайрам, то нашли свои обозы в селении Чимикент».

Данные обстоятельства указывают на то, что в этимологии слова «Шымкент» ещё имеются вопросы, и топоним может быть истолкован по-другому, что, в свою очередь, является темой отдельной работы. Как видно в вопросе о возрасте города не было ещё единого мнения. Учёные ссылались на сведения из «Зафар-наме». Последние же явились опорными в датировке возникновения города Шымкента. Эта дата, принятая как время появления города, указывается в различных справочных изданиях, путеводителях, картах-схемах города Шымкента. Однако первое упоминание города в источниках отнюдь не означает, что он возник в это время. Понятно, что ответ на вопрос о начале жизни города могли дать только археологические исследования.

Роль археологии в вопросах определения возраста городов общеизвестна — благодаря ей стали известны возраст Самарканда, Бухары, Ходжента, Ташкента, Казани. И археологические исследования городища Шымкент начались.

Судьба городища Шымкент в качестве объекта археологии была довольно типична для крупных издревле урбанизированных центров. Руины древнего Шымкента быстро разрушались в процессе бурного роста города XIX−XX веков. При этом уничтожалась в значительной степени периферийная часть памятника. В настоящее время шахристан городища Шымкент и возвышающаяся в центре современного города цитадель имеют сравнительно небольшую площадь, которая составляет 4 га.

Первые же широкомасштабные исследования 2003 года сразу же опровергли мнение, что город Шымкент возник в XIV веке. Уже в верхних строительных горизонтах была обнаружена монета Бухар-худатского типа, чеканенная в VIII веке с именем «ал-Махди». Была найдена ранне-средневековая керамика VII−IX веков и керамика «караханидского типа» XI−XII веков.

Всего на городище было заложено три стратиграфических раскопа.

Здесь мы должны пояснить, что понимается в археологии под «стратиграфическим исследованием». Стратиграфия — это изучение культурных слоев конкретного археологического объекта. Дело в том, что в период жизнедеятельности человека все предметы быта (органические и неорганические остатки, в том числе и архитектурно-археологические конструкции), накапливаются в одном и том же месте. Постепенно здесь образуется бугор — тобе, достигающий высоты нескольких метров. Чем дольше жил на этом месте человек, тем выше тобе. Археологи разрезают памятник и сантиметр за сантиметр фиксируют найденные предметы. Они шифруются, нумеруются и изучаются в кабинетных и лабораторных условиях. Нижний не тронутый человеком слой называется в археологии «материком», а культурный слой над ним и дает дату возникновения памятника.

Мощность культурных напластований Шымкента составила в общей сложности 14 метров. В самом нижнем слое Шымкента собран комплекс керамики, который датируется концом III в. до н. э. — началом II в. до н. э., он характерен для урбанизированных поселений Согда. Это сделанные на круге красно-ангобированные чаши, цилиндрические сосуды, корчаги. Эта керамика находит аналогии в городской культуре Самарканда (городище Афрасиаб) III—II века до н. э., что указывает на контакты Самарканда и Южного Казахстана. В слоях стратиграфического шурфа отразилась история города, начиная со II века до н. э., когда в Средней Азии господствовало Греко-бактрийское государство, граничившее с востока с государством Кангюй, центр которого находился по долине Сырдарьи. Первые сведения о Кангюе мы находим во II в. до н. э. в записках китайского путешественника Чжан-Цяня. Выше к свите культурных слоев примыкали материалы отрарско-каратауской культуры, датируемой I в. до н. э. — VI в. н. э. Таким образом, возникновение Шымкента как поселения городского типа относится ко II в. до н. э.

Стратиграфия памятника даёт возможность проследить взлёты и экономические спады, смуты и военные действия. Например, в слоях VIII—IX веков Шымкента обнаружены повсеместно пожары и предметы вооружения в виде наконечников стрел. Этот период нам известен походами арабов и саманидов. Они принесли на территорию Южного Казахстан ислам. Крупнейшим городским центром Южного Казахстана в это время был город Испиджаб-Сайрам. В те годы об Испиджабе и его округе, в которую несомненно входил и Шымкент, величайший арабский географ Х века Аль-Макдиси писал: «Эта славная пограничная крепость и место войны за веру. Они не знают неурожая и не платят хараджа». В период X−XII веков расширяются рабаты Шымкента. Они тянутся вдоль речки Кочкар-аты. С целью выяснения площади рабатов Шымкента в 2004-05 годах было заложено 4 стратиграфических шурфа. Они располагались в старом городе. Был найден археологический материал, который указывал, что территория города далеко выходила за пределы шахристана и занимала площадь приблизительно 300 га. Сейчас рабаты Шымкента застроены жилыми микрорайонами.

Археологическая экспедиция помимо изучения стратиграфии памятника ведет раскопки широкими площадями. Вскрытые участки верхнего строительного горизонта датируются в основном ХVIII-XIX вв. Изучены южные и западные оборонительные стены шахристана. На вскрытых участках выяснено, что к оборонительным стенам примыкали различного рода помещения: для жилья и хозяйственных нужд. В них найдены предметы быта и вооружения XIX века. Найдено большое количество пуль и пушечных ядер. Ядра различных размеров. Несомненно, они принадлежат орудиям кокандского гарнизона, их калибр соответствует размерам стволов орудий, хранящихся в фондах Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.

Археологические исследования, проведённые по верхнему строительному горизонту городища Шымкент, установили, что после захвата города русскими войсками, последовавшего в сентябре 1864 года, цитадель и шахристан подверглись перепланировке. Хотя кардинальные перемены в целом в общей планировке внешней оборонительной стены не произошли, внутренняя часть крепости была приспособлена под нужды гарнизона. Это в первую очередь прослеживается в западной оборонительной стене, где были снивелированы башни и к ним пристроены комнаты, очевидно использованные для военного персонала. Все это согласуется с данными А. К. Гейнса, который говорил, что на месте кокандской крепости находится русский гарнизон, а в самой цитадели — военный госпиталь. В материальной культуре также наблюдаются перемены. Наряду с местной керамической продукцией, появляются предметы российского фабричного производства.

Найденные предметы материальной культуры в настоящее время изучаются и реставрируются. Они займут достойное место в музеях Казахстана. Городище Шымкент с его средневековой крепостью при полной реставрации и воссоздании может стать крупным объектом туризма по маршруту Великого Шелкового пути.

Исследования городища Шымкент продолжаются…

Экономика

Шымкент — один из ведущих промышленных и экономических центров Казахстана. В городе насчитывается 69 промышленных предприятий цветной металлургии, машиностроения, химической, нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности.

В советское время крупнейшим предприятием города было ЧПО «Фосфор», производившее жёлтый фосфор и триполифосфат натрия. Ныне нефтехимическая и фармацевтическая промышленность представлена такими предприятиями как ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (бывший Чимкентский НПЗ — переработка нефти), АО «INCOMTYRE» (бывший НПО «Чимкентшина» — производство шин), АО «Химфарм» (производство лекарственных препаратов). Металлургическая — АО «Южполиметалл» (бывший ЧСЗ, Чимкентский свинцовый завод — производство свинца и др. продукции). Машиностроение — АО «Карданвал» (производство карданных валов и крестовин для автомобилей и тракторов), АО «Южмаш» (производство кузнечно-прессовых машин, запчастей и оборудования), ТОО «Электроаппарат» (производство силовых выключателей и др. продукции).

Предприятия легкой промышленности — «Восход» (изготовление швейных изделий из шерстяных и полушерстяных тканей: костюмов, пальто, курток и т. д.), «Адал» (текстильное производство), «Эластик» (производство носков из высококачественной пряжи). Строительные материалы производят АО «Шымкентцемент» (бывший Чимкентский цементный завод), «Курылыс материалы» (производство строительного кирпича) и другие. Также в городе работают АО «Шымкентмай» (бывший МЖК) и ТОО «Кайнар» (переработка семян хлопчатника, подсолнечника, сафлора, сои, производство пищевого рафинированного масла и др. продукции), АО «Шымкентпиво» (производство пива), АО «Визит» (производство прохладительных напитков), АО «Шымкентсут» (производство молочной продукции) и др.

Городские СМИ

Областная общественно-политическая газета «Южный Казахстан» (издаётся также на казахском и узбекском языках), сайт газеты
Областная общественно-политическая газета «Панорама Шымкента», Архив газеты на Бизнес-Портале Шымкента
Областная еженедельная общественная газета «Рабат», сайт газеты
Рекламно-информационный еженедельник «Деловой Курьер»
Еженедельная рекламная газета «Шара-Бара» сайт газеты
Еженедельная специализированная информационно-рекламная газета «Вакансия Плюс»
Южно-Казахстанская областная еженедельная информационно-развлекательная газета «Смотри кино»
Ежемесячная бесплатная газета о здоровом образе жизни «Не болей!»
Южно-Казахстанская областная еженедельная рекламно-информационная газета «Рио. Из первых рук.», сайт газеты
Телерадиокомпания ОТЫРАР сайт

Искусство и культура

Осуществляемая в городе культурная политика исходит, прежде всего, из сложившегося жизненного уклада населения, синтеза самобытных национальных культур полиэтнического общества Южного Казахстана. В Чимкенте действует 19 культурных национальных центров: казахский, славянский, узбекский, татаро-башкирский, немецкий, еврейский, корейский, курдский, польский, азербайджанский и др. При их участии и поддержке проводятся народные праздники, решаются вопросы совершенствования образовательно-воспитательной деятельности, национальной политики и досуга населения Чимкента. Для их работы предоставлен Дом дружбы имени С. Сейфуллина.

В 2002 году в Шымкенте была возрождена «Аллея ветеранов». В городе действуют 8 парков и скверов, три из них были основаны ещё в середине XIX и начале XX века. Успешно работает областная филармония имени Ш. Калдаякова, старое здание которой находится в данный момент на реконструкции. Никогда не пустуют залы трёх дворцов культуры. Современные фильмы можно посмотреть в трёх кинотеатрах. Уникальные экспонаты эпохи Государства Кангюй выставлены в областном краеведческом музее, основанном в 1920 году. В городе действуют 28 библиотек.

Большой популярностью, как у детей, так и у взрослых пользуются такие объекты культуры и отдыха, как парк им. Абая, аквапарк, технопарк, этнографический парк «Кен-баба», развлекательные центры «NIMEX LAND» и «Бамзик». Ну и, конечно же, детская железная дорога, протяженностью около 6 км, соединяющая северную часть города с дендропарком, зоопарком, ипподромом.

В 2007 году был открыт торгово-развлекательный комплекс MegaCenter. Комплекс состоит из 4 этажей, паркинга, ледового катка и др. В данном месте можно не только приобрести разнообразные товары потребления, но также посмотреть фильмы в сети кинотеатров KinoPark 5, воспользоваться услугами Народного Банка и БТА, заказать и приобрести авиабилеты по многим направлениям, а также многое другое. Для детей открыт детский центр Babylon. Практически весь 3 этаж занят под Фуд-Корт.

В Шымкенте функционируют Южно-Казахстанский областной русский драматический театр, Южно-Казахстанский областной казахский драматический театр имени Д. Шанина, Театр оперы и балета Южно-Казахстанской области, Театр сатиры и юмора Южно-Казахстанской области и Театр кукол Южно-Казахстанской области.

Туризм и отдых

Шымкент ещё с давних времен привлекал внимание путешественников и учёных. Так как город является областным центром Южно-Казахстанской области, то, как правило, с него и начинаются все туристические маршруты в различные уголки региона. Оказанием туристских услуг в городе занимаются 20 специализированных фирм и учреждений. Направления маршрутов предусматривают такие виды туризма, как посещение исторических мест, путешествия в экзотические районы, охота и рыбалка, горный туризм. В Южном Казахстане имеются святые места и архитектурные сооружения, к которым осуществляется паломничество (зиярат).

Вернувшись в прошлом году из Казахстана без фотографий, чаще всего из увиденных городов я вспоминал Чимкент - столицу Южно-Казахстанской области. Не могу сказать, чтобы он мне "понравился" - но точно впечатлил: в России как-то совершенно непривычно зрелище растущих городов, Чимкент же за постсоветские годы вырос почти вдвое - с 380 до 640 тысяч (а фактически ещё больше), обогнав Караганду и став третьим по величине городом Казахстана - причём в отличие от Астаны, без всякой помощи сверху. Никто не создавал Чимкенту особых условий для роста, но и никто толком до сих пор не отреагировал на этот рывок. Чимкент не то что "развивается" - он ПРЁТ.

Мой рассказ о Чимкенте будет в трёх частях: в первой - о колорите, во второй - об архитектуре и достопримечательностях, в третьей - об одном интересном месте на самой окраине.

В Чимкент можно было проехать и напрямую из показанного , но я всё же вернулся в Туркестан и стартовал утром, в предрассветном сумраке. Дорога пересекает несколько небольших оазисов, за тонированным окном чередуются плоские пространства и зелёные аулы, пролетают городища и сельские мечети... на половине Южно-Казахстанской области (другую половину занимают пески Муюнкума с их урановыми рудниками) размером с Подмосковье живёт два с половиной миллиона человек, почти пятая часть населения Казахстана. Попадаются и экс-русские сёла с руинами церквей , а в ауле Екпинды сохранился необычный для Средней Азии Красный мост (1886). В общем, безлюдный Казахстан здесь поразительно уплотняется. Хребет Каратау остаётся позади, а впереди, уже с южной стороны, вырисовываются новые горы - это уже корневой Тянь-Шань, невысокая оконечность Таласского Алатау. И первое впечатление от Чимкента выглядит так: километры строящихся коттеджей. Они действительно строятся, их будущие хозяева живут рядышком во времянках, вагончиках. даже в юртах, и между двумя приездами заметны изменения. Чимкент растёт не только вглубь, но и вширь, с огромной скоростью расползаясь по окрестным сопкам:

2.

Маршрутка очень долго петляет по городу, и второе впечатление - езда. Она здесь без преувеличения ужасна - машин явно больше, чем могут вместить улицы, вчерашние всадники не обременены культурой вождения, и вдобавок типично по-азиатски бибикают при каждом действии. У меня от чимкентских дорог быстро начинали сдавать нервы: если еду - от бесконечных рывков, торможений и резких поворотов, если иду рядом - от гудков. Говорят, здесь более 350 тысяч автомобилей, то есть почти как жителей накануне распада СССР, а масштаб перепланировок хотя и по словам местных, велик - но явно недостаточен.

3.

Автовокзалов в городе несколько, все на окраинах, оба нужных мне направления (Туркестан и Тараз) обслуживает автостанция "Самал" на севере города. Вид её тоже не совсем привычен - огромный "загон", на одном конце которого находится собственно автовокзал (изнутри очень цивильный) с кафешками и стоянкой больших межобластных автобусов (в основном в Алма-Ату и Караганду), а дальше - множество "лежбищ" маршруток и частников в города области и соседний Тараз. При этом надо понимать, что во-первых один и тот же город могут обслуживать маршрутки, минивэны и легковушки - цена у них у всех разная, а "лежабища" могут быть далеко от друга; а во-вторых маршруты автостанций частично пересекаются: с северного "Самала" можно уехать в Сары-Агаш (граница с Узбекистаном, за которой почти сразу Ташкент), а с юго-западного "Бекжана" - в Тараз (на северо-восток), но только время наполненния будет совершенно разным.

4.

Следующее впечатление - общественный транспорт. Когда-то здесь был троллейбус, но ныне весь оборот держится на автобусах разного масштаба: от "Газелек", в которых пассажиры утрамбовываются в трёх измерениях, до крупных автобусов (причём муниципальные в основном "с иголочки", а частные - сильно подержанные из Европы). Главная фишка последних - зазывалы, в принципе встречающиеся по всему Казахстану вплоть до Алма-Аты, но в Чимкенте какие-то особенно зазывалистые. Зазывала, частенько приходящийся сыном или младшим братом шофёру, целый день скачет по салону, собирает деньги за проезд, на подходах к остановкам орёт что-нибудь типа "Базар бар ма?! Универсытэт дайндыламыз!" ("Базар - есть?! Университет - готовимся!"), а на остановках ещё и выскакивает и диким голосом оглашает последующий маршрут: "Базар, озеро, универсытэт, па праспэкту!!!". По-моему это адская работа, но глядя на энтузиазм зазывал, легко подумать, что им это нравится.

5.

Но так же переполнены и суматошны и тротуары, и первые этажи домов, облепленные вывесками. В принципе факторы роста Чимкента вполне ясны: во-первых, до столицы всея Средней Азии Ташкента отсюда всего сотня километров, Южно-Казахстанская область как бы вклинивается в Узбекистан, и Чимкент обладает в общем-то большинством тех же плюсов расположения, что и Ташкент. Но при этом в Казахстане по сравнению с Узбекистаном гораздо выше уровень доходов, гораздо больше свободы (в Ташкенте, например, почти нереально прописаться), а ЮКО в принципе одна из самых богатых областей Казахстана благодаря своим урановым и полиметаллическим рудникам, и ясное дело, доходы с них идут не в аулы, а в Чимкент и две столицы. В общем, люди прут в Чимкент и с юга, и с севера.

6.

В нынешнем Чимкенте казахи составляют 62% населения (меньше, чем в Актюбинске или Семипалатинске), но и русских лишь 14% (меньше только в и Атырау) - а ещё 10% составляют узбеки. Фактически их здесь ещё больше, только формально они живут не в самом городе, а в его древнем предместье Сайрам (крепостью-форпостом которого никогда и был сам Чимкент). Именно узбеки в Чимкенте коренное население - сто лет назад, когда Чимкент (11 тыс. жителей) был уездным городом Сырдарьинской области, их тут было 85% населения. А в Средней Азии, как я заметил, самый-самый "восточный колорит" - именно там, где узбеки.

7. Штурм книжного магазина в начале учебного сезона.

Просто зарисовка из чимкентского центра. На другой стороне улицы, измученный национальной кухней, я зашёл в пиццерию - но даже пицца здесь по сути открытая самса с сыром и зеленью. Общепита и магазинов в Чимкенте тоже очень много. Тут всего очень много.

8.

Узбекская девушка набирает воду в арыке - арыки тут есть, хотя и не такая большая сеть, и вполне себе рабочие.

9.

Старушка торгует куртом - твёрдыми шариками очень сухого и солёного творога, которыми ещё в старину перекусывали чабаны на степных пастбищах, утоляя и голод и жажду. Продукт на любителя (я так и не проникся), но в Южном Казахстане очень популярен.

10.

Люляйка собирает милостыню. Люли - это среднеазиатские цыгане, в отличие от рома (европейских цыган) мусульмане. Говорят, гораздо более назойливые и приставучие, но у меня впечатление обратное. Может, просто мало их знаю, да и близко старался не подходить.

11.

На улицах стоят юрты:

12.

Но это не дома стихийных поселенцев, как в Улан-Баторе, а кумысные. Это явление характерно для Чимкента, Тараза и Талды-Кургана - увидев в городе юрту, смело заходите испить пиалушку кобыльего кумыса или верблюжьего шубата: стоят эти напитки тут чуть дороже "кока-колы".

13.

На 9/10 Чимкент состоит из "коттеджеобразного" частного сектора с кривыми улицами на склона, многоэтажки же образуют по всему городу лишь несколько крупных "островов". Советско-казахский стиль узнаваем:

14.

В общем, Чимкент - город-контраст. Ещё считается, что тут самые вредные в Казахстане менты, но я как-то не сталкивался. А вот гопоты тут хватает - вчерашние сельские оборванцы, озверевшие от близости красивой жизни, и в сумерках мне тут было некомфортно. В целом, в Казахстане Чимкент занимает то же место, что Донецк на Украине или Краснодар в России - город, которым пугают детей и выходцев из которого считают наглыми куркулями (одно из множества прозвищ Чимкента - Техас), а он знай себе растёт и развивается, не всегда цивилизованно - но мощно.

15.

Гостиниц тут тоже дикое количество, и они недёшевы. Я останавливался в гостинице "Орда" на улица Байтурсынова - у них есть ровно 1 одноместный номер за 5500 тенге (1200р.), остальные в полтора-два раза дороже, то есть сама по себе гостиница более высокой категории и в общем мне там понравилось в оба приезда.

16.

Оба раза я начинал осмотр города с этого места, доехав от автовокзала или гостиницы общественным транспортом. В обиходе оно известно как Озеро, хотя никакого озера здесь давно уже нет, официально - сквер Калдаякова, расположенный между Центральным рынком и центральной площадью. Как вспоминает oo_o_oo , озеро в 1990-е годы поглотил разросшийся базар, а уже в нулевые его загнали в первоначальные рамки, а на отвоёванной территории и разбили этот сквер.

17.

38.

Дорога с автостанции "Бекжан" в сторону Ташкента пролегает как раз по задворкам свинцового завода, и неудачно съездив на священную гору Казыгурт, на обратном пути я сошёл в районе за заводом. Моё внимание привлекло огромное православное кладбище на холме, виды которого я уже показывал в . Кладбище выглядит абсолютно заброшенным и даже дорога к нему не ведёт - оно занимает вершину останца, от окружающих построек отрезанную к тому же глубокой траншеей.

39.

На другой стороне покоются не только люди, но и машины... а внизу кто-то строит дом. Завод как на ладони, хотя и слишком велик, чтобы окинуть его отсюда одним взглядом:

40.

Но лишь тут стало ясно, что завод заброшен. Найти каких-то вразумительных сведений о его судьбе я так и не смог. Хочется верить, его не закрыли, а просто перевели на другую площадку подальше от жилья - всё же это очень грязное производство - но что на самом деле, я не знаю.

41.

Грузовая станция, ржевые тележки, на которых вывозились шлаки и непостижимое самих количество шлаков... Кстати, железная дорога - это уже не Ташкентская магистраль, а Турксиб. Вокзал в Чимкенте большой и цивильный, но внешне абсолютно унылый - в 2012 я съездил к нему "для галочки", а в этот раз даже не счёл нужным.

42.

Вдалеке, со стороны Туркестана за промзоной и частным сектором видна Южно-Казахстанская областная мечеть, законченная буквально в этом году и ставшая крупнейшей в Казахстане. О ней я ещё напишу в третьей части.

43.

С противоположной стороны тоже вдали - пучок труб цементного завода:

44.

Теоретически, за железной дорогой - "городок свинцевиков" с вполне добротной сталинской архитектурой, в том числе ДК Металлургов и администрация завода. Но, задёрганный чимкентской манерой езды и замученный жарой, я туда уже не поехал. Вдали видна Цитадель и вертикали парка Независимости:

45.

Сложно поверить, что каких-то 25 лет назад это был тихий провинциальный город рабочих в тени Ташкента.

46.

Спустившись с кладбища, по дороге к остановке набрёл на юрту. Здесь же жилой дом и при нём конюшня с белыми кобылами. Конечно же, в юрте продавали кумыс, и хотя соседство с углём и свинцом вряд ли пошло ему на пользу, кумыс тут оказался одним из самых вкусных, что я пил - "прямо из под кобылы":

47.

Юрта, как бы, и не настоящая - каркас металлический, обшита какой-то тканью... но внутри всё равно чувствуется некоторая аутентичность - не по форме, так по духу. Скорее всего, эти люди приехали сюда совсем недавно из какого-нибудь аула или даже кишлака в Узбекистане, своими руками построили этот домишко, а лошади... может и с родины. Я не расспрашивал их, всё это лишь мои домыслы.

48.

Хозяйская дочь взбивает чудо-напиток:

49.

Такой вот странный город, суматошный и многоликий. Тем не менее, даже без искусственных вливаний, Чимкент растёт немногим медленнее, чем Астана, и с годами вполне может стать столицей Казахстана, а то и, потеснив Ташкент - всей Средней Азии. Вот только разгребать "болезни роста" придётся очень долго...

50.

В следующей части - о двух "старых городах" внутри этого Вавилона: русском и узбекском.

КАЗАХСТАН-2013


Close