Изучая краткое содержание работы Шолохова, мы видим казака Гаврилу и историю о том, как он снарядил своего единственного сына Петьку на фронт. Ждет он с женой его возвращения, вот только не дождутся. Петька убит на поле боя. Не верят старики в данную весть, верят что Петя вернется. Берегут все его вещи. Время идет, а сына нет. Парень пропал без вести, а в Филипповку приходят красные. Вся жизнь перевернулась, появилось еще больше седины на висках, ведь в смерти сына старики винят именно их. Так и коротали бы они со старухой свои дни в полуразвалившемся хозяйстве, но случай перевернул всю их жизнь.

Во дворе Гаврилы между продотрядниками и казаками произошла стычка, во время которой казаки расправились с красноармейцами. Среди них казак нашел тело парня, чей возраст совпадал с их погибшим ребенком. Он был в тяжелом состоянии. Старики выходили его, а позже привязались к нему настолько, что стали считать своим сыном, несмотря на то, что в нем чужая кровь. Называли они его Петькой, предложив остаться навсегда. Николай обещал подумать над предложением и пожить пока до лета. С приобретением нового чужого ребенка, жизнь стала ярче, вот только приносят им письмо, где парня зовут на завод, обратно на Урал. И Николай принимает страшное для стариков решение, уезжать. Расставание было горестным и печальным, ведь старики вновь лишались человека, который заменил им родную кровинушку.

Анализируя работу Чужая кровь дальше, мы видим поднятую автором тему преемственности поколений, которая является основой человеческой жизни. Каждый человек стремиться оставить свой след, передав все созданное своим потомкам. Только осознавая, что после тебя остается наследник, человек может быть по-настоящему счастлив, его жизнь приобретает смысл. Вот поэтому, когда сын не вернулся с фронта, основы жизни стариков стали рушиться, ведь незачем было Гавриле поддерживать дома и постройки. По этим же причинам зародилась и любовь стариков к чужому ребенку. Доброта и милосердие побеждает классовую ненависть к людям, которые нарушили казачьи устои.

Жаль только, что Николай не остается у Гаврилы. Его классовое сознание оказалось сильнее человеческих чувств, вот он и уезжает на завод, что манит его, уезжает, чтобы и дальше служить революции.

Чужая кровь герои рассказа

Говоря о произведении Шолохова и его героях, мы видим насколько точно удалось автору передать их образы, отражая их характеры и качества.

Рассказ «Чужая кровь», как драматический луч надежды.
«Донские рассказы» Михаила Шолохова являют собой апофеоз трагизма братоубийственной вражды. Повествования поочередно свидетельствуют о противоестественности Гражданской войны. Но окончательный приговор ей выносит рассказ «Чужая кровь». Пронзительная новелла о несчастном старике, дважды потерявшем надежду, требует от пристрастного читателя определить свое отношение к Гражданской войне, где не найти ни правых, ни виноватых. Проникновение вглубь эпопеи, поможет достигнуть эту цель.
Закат жизни человека заставляет его осмысливать прошедшие годы и думать о будущем через детей, как оправдании своего существования. Дети рождают смутные надежды на будущее и уверенность что жизнь прожита не напрасно. Лихие годы Гражданской войны ломают жизнь любого, кто вольно или невольно попадет под ее молох. Наверное, не одной казачьей семье на Дону пришлось пережить в ту пору страшные утраты. Но автор остановил внимание на одиноких стариках, Гавриле и его жены, потерявших единственного сына, но не утративших надежды на благополучный исход.
С приходом зимы все больше дум одолевают деда Гаврила. Воспоминания роем лезут в седую голову. Не дает покоя дума о судьбе сына Петра, сгинувшего без вести в бездне войны. Единственный сын – «солнце в окошке», все труды ради него. Даже когда пришлось снаряжать его на войну против большевиков, старик не пожалел четверых быков дабы справить лихого коня и добротную амуницию, что и офицеру не зазорно поиметь. Наставил сына на службу как водится, чтоб не позорил отца и тихий Дон.
Месяц спустя заявились в станицу «красные». Как мог Гаврила демонстрировал новой власти свое презрение. Назло всем носил шаровары с красными лампасами, украшал грудь крестами и медалями за службу царскую жалованными. Пропал Петро, ради чего жить, десятилетия изматывающих трудов пошли прахом, так пропади пропадом и новая власть!
Протест протестом, а пришла весна, айда пахать. Тут уж как веками повелось, землю надобно обиходить. Да и не умерла у них со старухой еще надежда на возвращение сынка. Правда, замечает он странности стали появляться в поведении бабки. Вот и глаз начал дергаться, и рот скривило. Гаврилу и самому невыносимо было тащить «тяжкий крест», но он как мог, крепился, да еще и на старуху покрикивал. Скорее для своей блажи справили сыну полушубок и папаху, приготовили на всякий случай одежду и обувки.
Забрезжил было лучик надежды с возвращением из Турции сослуживца Петра, казака Прохора Лиховидова. Зазвали его в гости и долго обихаживали, стараясь оттянуть время трагической вести. В конце концов, сказал гость страшную правду старикам, отчего дед пришел в неописуемую ярость, а старуха с горя чуть умом не тронулась.
Шло время, как-то на баз деда Гаврилы заявился председатель сельсовета с незнакомыми людьми. Так, к старому казаку подкатила продразверстка в лице незваных гостей. Старик начал было скандалить, но его твердо одернул белобрысый начальник с пистолетом. На том бы и покончили, но вихрем налетели кубанцы, разгромили продотряд, постреляв и порубив красноармейцев. Столь же быстро как появилась, так и исчезла в степи банда казаков, а дед остался среди мертвых тел.
Улеглась злоба глядючи на погибших. Жалко ему стало повисшего на плетне председателя, порубленных бойцов и самого продкомиссара который показался совсем юнцом. Случайно прикоснувшись к нему, старик почувствовал тепло. Не оставил он парнишку помирать на холоде. Затащил в хату и четверо суток обихаживал, лечил и кормил раненого, пока не ослабла цепкая хватка смерти.
Всю зиму старики выхаживали чужака и не заметили, как прикипели душой к мальчишке. Любовь матери к собственному сыну неожиданно ожила и перешла на свалившегося к ним на голову беспомощного врага. Сам Гаврила в разговоре вызнал имя парня – Николай. Упрямый дед предупредил, что они с бабкой будут звать его Петром. Как сына.
С каждым днем все сильнее привязывался к вновь обретенному сыну Гаврила. Постепенно полюбил он парня так, что, к вящему ужасу самого старика тускнел образ родного сынка. Даже старуху, неотрывно находящуюся у кровати больного, дед немного ревновал. С интересом слушал он историю жизни юноши, бывшего рабочего уральского завода. Стали уже старички уговаривать подопечного остаться с ними, даже невесту стали искать, надеясь на чудо.
Не случилось чуда. Пришло письмо, снова изломалось вновь обретенное счастье стариков. Позвали их нового сына заводчане восстанавливать свое предприятие. Не смог Николай-Петр обнадежить Гаврила и его бабку, потянуло его на свой завод. Вновь ярко блеснувшее солнышко, затянулось для стариков пеленой. Дед, поняв, что новый сын не вернется, тихонько попросил обещать матери вернуться. В глубине души он тешил себя надеждой, что может, хоть этот сынок вернется.
В рассказе автор намеренно смешал все чувства, возникающие в котле Гражданской войны. Показал, как в безысходности может появиться прощение и любовь, рождающая надежду на светлое будущее.

«Донские рассказы» Михаила Шолохова стали предвестниками «Тихого Дона». Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве. Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.

Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе «Чужая кровь», который завершает «Донские рассказы», не возвращаются два сына старика Гаврилы - один «белый», другой «красный», один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук. Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как «деды и прадеды службу царям несли».

Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, «вторглись в казачий исконный быт», «вывернули наизнанку» обычную дедову жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: «срубили Петра насмерть». После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: «Одного сына убить?! … Не верю!...»

Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших «очищенную, смугло-золотую пшеницу», Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.

Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а «сквозь леденящий холодок» голой груди прощупал «потухающее тепло». Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь. И пусть пока была она для него «гадливо-холодной», но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, «шафранно-бледного, похожего на покойника». Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.

Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, «пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына». Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.

Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал. Вскоре между Гаврилой и Николаем «увязались простые и любовные» отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.

Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: «Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра». Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.

Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, «ревниво хранивший чужую тайну», отчего старый казак «невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой». Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную чернозёмь». Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.

И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания - старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» крикнул:

- Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…

Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: «Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам». Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.

Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» - всё, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

Идея и тема рассказа "Чужая кровь". и получил лучший ответ

Ответ от Green flower[гуру]

Ответ от Крис [гуру]
Тема – это тема гражданской войны, самой страшной войны, потому что в ней врагами оказываются близкие люди, а также тема семьи -революция и гражданская война привели с самым трагическим последствиям: разрушили семьи, непримиримыми и жестокими врагами стали близкие люди. В условиях гражданской войны понятия «родной», «чужой» теряют свою родовую, кровную мотивацию, и на первый план выходят политические, социальные принципы. Собственно ужас гражданской войны и заключается в том, что люди борются не со внешним врагом, а буквально «брат идет на брата»..Нет надежды у героев рассказа “Чужая кровь”. Они старики, оставшиеся без сына, без вести пропавшего на войне. Нет сына – нет смысла жизни. Старики выхаживают раненого красноармейца, даже называет именем сына. Он для них воплощение смысла жизни. Заглавие рассказа отражает его содержание: чужая кровь никогда не станет родной.Идея – показать события гражданской войны на Дону, противоборство между “отцами” и “детьми”, красными и белыми, казаками и “иногородними”. Человек у Шолохова поставлен в нравственную коллизию выбора, пытается соединить полярные стихии жизни – кровавое и социальное.Произведения Шолохова помогают понять самое трудное время в истории страны, узнать о жизни донского казачества, сделать для себя вывод: человек должен жить и трудиться в мирном государстве. Самая страшная война – это война между отцом и сыном, между братом и братом, между гражданами одной страны, у нее нет победителей, есть только побежденные.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Идея и тема рассказа "Чужая кровь".

Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына. Молодой человек оклемался и, покинув стариков, вернулся в родной город. Не удержали его ни новые возникшие чувства к обретённым отцу и матери, ни их мольбы остаться.

Главная мысль произведения Чужая кровь Шолохова

Произведение учит не предавать память о своих умерших родственниках в угоду новым близким.

Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» - это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.

Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину.
Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.

Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.

Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».

Трогает за душу финал расставания, даже отъезд должен происходить по месту, где дорога провалилась. Но ничто не помешает планам красноармейца присоединиться к рабочим завода.

Картинка или рисунок Чужая кровь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Диккенс Приключения Оливера Твиста

    Роман рассказывает о маленьком мальчике, которому пришлось пережить в своей жизни много несправедливостей и горя. Оливер много раз был подвластен искушению.

  • Краткое содержание Лермонтов Бэла (глава из рассказа Герой нашего времени)

    Печорин приехал служить в опасные кавказские горы. Местные жители от рождения головорезы, обманщики, ещё и пьяницы. Как позже признается Григорий, он думал под пулями забыть свою тоску. Всегда у него так: чем-то увлекается, а после ему от этого тошно

  • Краткое содержание Шмитт Оскар и Розовая Дама

    В данном произведение идёт повествование мальчика десяти лет, страдающего раковым заболеванием, о собственной жизни и времен проведённой в больницы, где за ним следят и ухаживают смотрительницы Розовые Дамы

  • Краткое содержание Беляев Голова профессора Доуэля

    Ученый, профессор Керн принимает на работу Мари Лоран. Она поражена мрачностью обстановки кабинета Керна, но еще больше поражается она, когда узнает, что должна будет ухаживать за оживленной головой профессора Доуэля, который недавно умер

  • Краткое содержание Яковлев Верный друг

    В произведении «Верный друг», созданном советским писателем Юрием Яковлевым, рассказывается о дружбе между детьми разных национальностей.


Close