Выучить материал и ответить на вопросы экзаменатора, то есть подготовиться. Общеизвестно, но почти никогда не работает. Благополучно пережив семестр, 95% студентов сталкиваются с ситуацией, когда нужно выучить гору билетов буквально за несколько дней. Но и это реально: воспользуйтесь методикой «3-4-5», найдите альтернативную подачу лекций, задействуйте визуальную память. Подготовьте конспекты и заставьте свой организм запомнить максимум информации. Как именно все это делать – расскажем далее.

Подготовка организма и стимуляция памяти

Не кидайтесь заниматься в тот же момент, как получили задание или экзаменационные билеты. Подготовьте свой организм. Чем более эффективно будет работать ваш мозг, чем больше энергии вы будете получать изнутри – тем более успешной будет подготовка, тем больше вы сможете запомнить и не забыть в последующем.

Что нужно сделать для организма:

  • Высыпаться и соблюдать режим дня (вставать и ложиться в одно и то же время).
  • Правильно питаться – предпочитать богатую углеводами и витаминами пищу бутербродам и снекам.
  • Отдыхать и по возможности чередовать виды деятельности – отдых за компьютером или просмотром фильма не лучшая идея.
  • Выжимать больше энергии из своего организма за счет регулярной зарядки или обязательной прогулки.
  • Поработать над психологической устойчивостью, изолировать себя от тревоги и стрессов.

Прописные истины. Но практически никто этим рекомендациям не следует, не осознавая важность подготовки своего организма к занятиям в период экзаменационной сессии. А ведь именно его неготовность главная причина невозможности запомнить простейшие формулы, правила, термины. Вам кажется, что вы все делаете правильно, а результата нет. Организм просто отказывается учиться. Относиться к нему бережно в ваших интересах.

Обязательно спите 7-8 часов или столько, сколько вам необходимо. Сон не отнимет у вас время, потому бодрым вы сможете освоить примерно на 50% больше материала, чем уставшим и разбитым.

Не можете уснуть из-за мыслей об экзамене и потенциальном отчислении после получения отрицательной отметки? Прогуляйтесь, выпейте теплого чаю с медом и постарайтесь снять с себя груз ответственности – это всего лишь сессия, которую вы точно не сдадите, если не будете спать.

Ешьте больше продуктов богатых клетчаткой, сложными углеводами и витаминами . Орехи, овсянка, другие крупы из цельных зерен, цитрусовые фрукты и не забывайте о яйцах. Яйца, кстати, богаты холином, который улучшает память и замедляет процессы старения.

Также на память благотворно влияет куркума – приправа, которая также входит в состав карри. Орехи и каши дарят энергию, цитрусовые фрукты – бодрость. Полезным будет и шоколад. Главное – не объедаться. Энергия должна идти на занятия, а не на переваривание пищи. Уберите пирожки и конфеты с рабочего стола, а вот чай и орехи можно оставить.

Поиск мотивации и разработка плана занятий

Казалось бы, мотивация есть – нужно обязательно сдать сессию. На самом же деле это всего лишь страх потерпеть неудачу и быть отчисленным. Вам нужна настоящая мотивация. Вспомните «бонусы», которые причитаются успешно сдавшим сессию студентам.

Во-первых, это стипендия. Во-вторых, другие поощрения для студентов-отличников. В-третьих, это ощущение свободы и отлично проделанной работы – эйфория, которую нельзя сравнить ни с чем другим. Идеально, если вы сможете сделать себе подарок в случае успешно сданного экзамена – гаджет, отдых в каком-то необычном месте или хотя бы праздник в кругу друзей.

Для чего это все? Для эффективности занятий. Заставить себя ежедневно учить действительно сложно – это всегда можно отложить назавтра или просто не суметь из-за отсутствия желания. Мотивация необходима, чтобы вы занимались, а не разглядывали обои или переписывались с друзьями в социальных сетях.

Никто не будет стоять над вами с палкой, никто не будет заставлять учить. Вы должны проявить волю и сделать это с мотивацией гораздо проще, чем без нее. Представьте, что вы спортсмен, который идет к олимпийскому золоту. Сессия – ваша маленькая война. И вы должны победить. И вы сможете это сделать, если заслужите победу путем работы.

Разработка плана подготовки к сессии

Обязательный этап подготовки к занятиям, которым нельзя пренебрегать. Как сдать сессию и зачеты на отлично, если у вас нет плана действий? План занятий – это план действий. Каждый пункт в нем – конкретный и измеримый. На каждую часть материала отведен свой промежуток времени. Вам не приходиться хаотично искать, что бы поучить сейчас, а что можно оставить на потом. Все структурировано и разложено по полочкам.

Как разработать план подготовки:

  1. Структурируйте по датам все зачеты и экзамены.
  2. Определите время для подготовки к каждому предмету.
  3. По возможности добавьте к этому времени резервные 12 часов.
  4. Рассчитайте ежедневное время занятий.
  5. Объедините все в таблицу.

На выходе вы должны получить примерные представления о времени, которое необходимо будет затратить на подготовку к каждому предмету, и единый график, которого необходимо придерживаться.

Трезво оценивайте свои силы – едва ли вам хватит 10 минут, чтобы выучить каждый билет. Затраченное на освоение время важно умножить на 2 – эти часы уйдут на повторение и закрепление материала. Подобное расписание рекомендуется составлять в случае, если у вас есть не менее 25-30 дней на подготовку.

Подбор оптимальной методики подготовки

Планирование . В этом случае вы составляете расписание, рассчитываете количество необходимых для подготовки часов и сводите все в единый график. Классический метод, который настоятельно рекомендован студентам, страдающим от недостатка дисциплины и/или привыкшим проходить подготовку поэтапно, планомерно. Вы будете знать, что ежедневно вам необходимо изучать не менее, скажем, 5-ти билетов. Вы будете видеть конечную цель каждый день – это дисциплинирует студента и часто упрощает подготовку, делает сам процесс более прозрачным.

Повторение через день . Суть методики заключается в том, чтобы начинать изучение с самого сложного материала, постепенно переходя к более простым билетам. При этом ежедневно нужно повторять то, что вы изучили позавчера. То есть: в первый день вы учите 5 билетов, во второй еще 5 билетов, в третий – учите 5 билетов и повторяете 5 билетов, которые учили в первый день. Также необходимо оставить минимум 2 дня на вторичное повторение: в первый день необходимо закрепить первую половину изученных билетов, во второй – вторую соответственно.

Три-четыре-пять. Здесь необходимо разделить подготовку на три равные части. Например, у вас есть 3 дня до зачета или экзамена. В первый день необходимо прочитать материал, постараться вникнуть в него, то есть подготовиться на «тройку». Во второй – изучить те же билеты более углубленно, во всем разобраться и выучить предмет на «четверку». В третий – повторить все тот же материал, освежить в памяти трактовки терминов и подготовиться на «пятерку». Эта методика малоэффективна для подготовки к сдаче «технических» предметов и лабораторных работ. Но для теории и гуманитарных предметов она вполне подходит.

Визуализация . Еще один довольно эффективный метод – это визуализация. Нам необходимо визуализировать не только то, что мы не можем запомнить, но и структуру материала в целом. Способ эффективен, если вы готовитесь максимум к двум предметам одновременно. Лучше всего, если предмет будет один. Сначала составляем конспекты по всему материалу: пишем (если так лучше запоминается) или размечаем маркерами распечатки. Параллельно выписываем всё, что сложно запоминается (даты, термины, персоналии, формулы) – крупно и аккуратно, чтобы потом повесить над рабочим столом. Если эта информация каждый день будет у вас перед глазами, шансы запомнить ее существенно повышаются.

Экстренные меры: подготовка за 1-3 дня

Как хорошо сдать сессию, если на подготовку осталось всего 1-3 дня? В этом случае необходимо отказаться от классического алгоритма подготовки с составлением графиков и поэтапной подготовкой – вы попросту не успеете. От идеи готовиться по ночам также отказываемся – минимум 5-6 часов вы должны спать каждый день, иначе мозг просто не сможет работать на 100%. Как сдать сессию если ничего не знаешь, а времени осталось совсем мало:

  • Найти лекции, конспекты, краткое содержание.
  • Попробовать скорочтение или чтение с угла на угол.
  • Посмотреть готовые решения задач и вникнуть в алгоритм.
  • Сделать краткий конспект – выписать основные тезисы по каждому билету.
  • Стимулировать работу мозга питанием и прогулками (кислородом).

Запасаемся орехами, шоколадом и цитрусовыми фруктами (если они вам не противопоказаны), по утрам кушаем овсяную кашу и начинаем учить.

Никаких успокоительных и тем более психотропных препаратов не принимаем – будет только хуже.

Если у вас нет лекций и конспектов, постарайтесь найти их в интернете. Если в распоряжении только учебники – читайте быстро или с угла на угол, пользуясь содержанием и подзаголовками как маяками. Параллельно составляйте тезисный конспект – обычно это 5-6 очень коротких тезисов по каждому билету, как бы план ответа. В последнюю ночь учить не стоит – как сдать сессию на отлично, если ваш мозг хочет только спать и категорически отказывается работать? Поэтому высыпайтесь перед экзаменами.

  1. Частичная изоляция . Когда я не сдал сессию на первом курсе, то сразу же понял ошибку: я не обеспечил достаточной изоляции. Нельзя хорошо подготовиться, если вы постоянно отвлекаетесь на разговоры с друзьями, на социальные сети и на просмотры роликов в YouTube. Изолируйте себя от всего, что крадет время.
  2. Нужно спать . Не в первый раз говорим об этом. Вот вам мнение исследователей: выспавшиеся студенты часто способны запомнить в 3-4 раза больше информации, чем те, кто не спал в предыдущую ночь. Зачем мучить себя, если вы все равно останетесь в проигрыше? Обязательно высыпайтесь.
  3. Пишите конспекты . Даже если у вас есть лекции, даже если сам процесс написания не помогает вам запоминать информацию – все равно пишите. Лучше не развернутые, а тезисные – 5-7 ключевых тезисов из каждого билета. Опираясь на эти конспекты, проверяйте себя и отвечайте развернуто, повторяйте.
  4. Откажитесь от успокоительных . Если вас не преследуют панические атаки и успокоительные не назначены врачом – не принимайте их. Здоровое волнение – это нормально. Боритесь с ним расслабляющей музыкой, прогулками, шоколадом и верой в собственный успех. Успокоительные же способны нарушить работу мозга.
  5. Нивелируйте проблему . Сессия – это не проблема. Это нормальный, рабочий процесс. Несмотря на ее важность, не стоит делать из происходящего трагедию. Даже если вас отчислят – это будет всего лишь решаемая проблема. Не накручивайте себя, не создавайте трагедий в своей голове.
  6. Готовьте организм . Кушайте богатые холином яйца, насыщенные сложными углеводами каши, орехи и бодрящие цитрусовые фрукты – питайте мозг. Гуляйте, давая организму больше кислорода. Давайте вашему организму отдых с переменой вида деятельности – если вы учили, то потанцуйте, поболтайте с друзьями, главное не сидите все за тем же компьютером.
  7. Стимулируйте память . Доверьтесь себе и постарайтесь как можно чаще устраивать проверки, репетируя экзамен. Отвечайте по билетам без подглядывания в конспекты и учебники. Выполняйте упражнения на развитие памяти. Составляйте планы ответа, по которым вам легче всего воспроизводить материал.
  8. Найдите мотивацию . Именно она ложится в основу дисциплины при подготовке к экзамену. Представьте, как будете чувствовать себя после сдачи экзамена, какие бонусы получите. Осознайте необходимость сделать работу, которая может повлиять на ваш успех в будущем и сделать его более достижимым.
  9. Следуйте плану . Без грамотного плана подготовка невозможно. Если под «заниматься» вы понимаете что-то абстрактное и не знаете, какой объем материала необходимо выучить сегодня, то задача многократно усложняется. Сам процесс становится хаотичным, теряется порядок подготовки.
  10. Откажитесь от «хитростей» . Шпаргалки стоит писать только в том случае, если это поможет вам лучше запомнить материал. Использовать их на экзамене не рекомендуется. Равно как и микронаушники или телефоны – вероятность того, что все пройдет гладко, стремится к нулю. При этом волнение может сбить вас и помешать ответить на билет даже при наличии отличных знаний.

Как сдать сессию на 1 курсе

По уровню материала первая сессия студента самая простая, но эмоционально – самая сложная. Вы никогда не сдавали экзамены в таком формате, преподаватели наверняка пугали отчислением, а колоссальный объем материала за семестр попросту не уложился в голове. Отсюда страх, паника, отсутствие плана действий. Как сдать 1 сессию в этом случае.

Для одних студентов приближающаяся зимняя сессия станет первой в жизни, для других она привычное дело. Пока экзамены и зачёты не развели нас по разные стороны экзаменационного стола, хочется дать некоторые советы — в первую очередь, конечно же, тем, кто сдаёт сессию впервые.

Прежде всего, с экзаменами связано много сомнительных поверий, которые иначе, как языческие, охарактеризовать нельзя. Вот некоторые из них: во время сессии якобы нельзя мыться, стричь волосы, ногти, приходить отвечать надо в одной и той же одежде, не стирать её до начала каникул. А главное — накануне экзамена, ровно в полночь, открыть окно, высунуть туда зачётную книжку и что есть силы закричать: «Халява, ловись!».

Не будем вдаваться в критику этих и подобных суеверий, поговорим лучше о том, что реально помогает сдать экзамены и зачёты.

Прежде всего, как только вам выдали зачётную книжку, носите её до конца сессии с собой, каждый день. Нередко случается, что преподаватель вдруг захотел на последнем семинаре поставить вам «автомат» или, что более реально, принять зачёт, не дожидаясь официальной даты. Зачётка у вас осталась дома, а без неё принимать экзамены и зачёты запрещено. Придётся приходить к экзаменатору в другой день, когда будет на руках зачётка. Но в том-то и дело, что преподаватель может за это время забыть про обещанный «автомат», передумать его ставить, умереть, в конце концов (такие случаи, к сожалению, тоже бывали).

Готовясь к экзамену или зачёту, вы можете сделать шпаргалки. Они, по моему глубокому убеждению, полезны — потому что помогают систематизировать изученный материал. Но если уж вы набрались мужества принести шпаргалку в аудиторию и подсматривать в неё, готовясь к ответу, то будьте готовы при неблагоприятном развитии ситуации за неё и пострадать.

Если вы хорошо знаете предмет, установили деловые отношения с преподавателем (до такой степени, что он знает вас как отличного студента) и уверены в своих силах, то идите отвечать в числе первых. Пять баллов почти наверняка вам обеспечены. Если же в собственных знаниях имеются серьёзные сомнения, то лучше всего идти к столу экзаменатора среди последних. Ведь, как правило, последними сдают плохие студенты, и ваш ответ, даже не такой уверенный, как вам бы того хотелось, после двоек и троек будет выглядеть весьма солидно.

Никогда не спорьте с экзаменатором! Если даже он отправляет вас на пересдачу, не обращайтесь к нему с сомнительными предложениями типа: «Давайте вы меня спросите о чём-нибудь ещё». Уверяю вас, преподаватель предлагает вам встретиться ещё раз не от большого желания снова с вами пообщаться. Более того: за крайне редким исключением, на экзамене никто не собирается заваливать вас, если даже вам кажется, что вам задают излишне сложные вопросы. Это как в старом анекдоте: студент выходит с экзамена и говорит однокурсникам: «Ох, уж препод меня заваливал, заваливал!». А потом выходит из аудитории экзаменатор и переводит дух: «Ну, я его вытаскивал, вытаскивал!».

Бывает, что вы идёте отвечать, а экзаменатор вдруг встаёт и говорит вам: «Посидите тут, а я пока пойду пообедать», — не умоляйте принять экзамен у вас прямо сейчас. Помните, что голодный экзаменатор не склонен к компромиссам, а если и уступит вашим просьбам, то спрашивать будет коротко и жёстко, гораздо строже обычного, и полученная оценка вряд ли вас обрадует.

Если вы недовольны своим результатом и не хотите тройку или четвёрку, то просите экзаменатора, чтобы поставил двойку или отметил вам неявку. Помните: пересдавать можно только с двойки. Пересдачи с тройки и четвёрки разрешаются только на выпускном курсе — для красного диплома.

Конечно, оценки — далеко не главное, ради чего учится студент. Но знайте, что на первом курсе вы, образно говоря, работаете на зачётку, а со второго курса ситуация меняется: зачётка начинает работать на вас. Большинству преподавателей психологически трудно после всех пятёрок влепить вам тройку или даже четвёрку (хотя, конечно, и такое бывает). И наоборот: если у студиозуса в зачётке стоят одни тройки, а на экзамене он отвечает очень прилично, экзаменатор начинает задумываться о природе такого ответа: «Наверное, он списал со шпаргалки или повезло с билетом. Задам-ка я ему дополнительные вопросы посложнее!».

Нередко, сдав трудный экзамен, студиозусы торжественно уничтожают конспекты по этой дисциплине. И зря делают: на выпускном курсе те же вопросы повторятся на государственном экзамене. Каждый год приходится видеть выпускников, которые с жадными глазами подбегают к младшекурсникам с просьбами одолжить, подарить или даже продать конспекты. Не уподобляйтесь таким выпускникам!

И, наконец, помните: сессия завершается, как правило, к Татьянину дню, 25 января. Это не только годовщина основания Московского университета, но и один из официальных государственных праздников — День российского студенчества. Сделайте себе подарок к этому дню: сдайте экзамены и зачёты без хвостов, чтобы ничто не омрачало вашей радости!

В заключение — несколько правил общего характера. Они очень простые.

1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не убеждайте себя: «Я дура (дурак), я тупая (тупой), у меня, как всегда, ничего не получится. У меня плохая память на даты (имена, детали и т.п.). Я завалю сессию, меня отчислят». Слышите? НИ-КОГ-ДА!

2. Знайте себе цену и уважайте себя. Имейте в виду: любая оценка — условность. Ведь экзамен, независимо от результата, — не последний день Помпеи.

3. Высоко ставьте перед собой планку. Ведь вы — творческая личность, а у творческих личностей, как известно, далеко не всё всегда идёт по шаблону.

4. Никогда не говорите экзаменатору: «Я всё читал(а), но ничего не помню». В таком случае вы зря потратили время на конспекты и книги: лучше бы вместо этой никому не нужной подготовки сделали бы что-нибудь по-настоящему полезное или хотя бы погуляли на свежем воздухе.

5. Помните: вы именно такие, какими хотите себя видеть!


Вы именно такие, какими хотите себя видеть!

4. Изменить цвет логотипа и полоски с рубриками.

Экзамены. Сессия. Эти два слова являются ужасными для студента. После почти полугода гуляний в сессионный период студент резко активизирует свою мозговую деятельность. И только для того, чтобы сообразить - как же обхитрить преподавателя и списать со шпоры. Поэтому дадим несколько советов как сделать, чтобы все знания, которые «зубрилы» заучивали в течение нескольких месяцев, влезли в ваши головы лишь за несколько дней.

Правило номер один. Нужно хотя бы несколько раз посетить лекцию, чтобы знать преподавателя в лицо. И одно из главных условий, чтобы преподаватель знал, как выглядите вы.

Правило номер два. Во время лекций лучше не спать. Если не хочется записывать, то можно хотя бы слушать.

Правило номер три. Если лекции уже прогулял, то следует узнать у однокурсников, придется ли по этому предмету сдавать экзамен, взять лекции, узнать имя преподавателя. И тогда, возможно, удастся избежать стресса во время сессии.

Правило номер четыре. Во время экзамена обратите внимание преподавателя на себя, чтобы завоевать его доверие. Как это сделать? Нужно подстроиться под его состояние души, под его настроение. Можно спросить о его семье, о его делах. Как-то тонко найти ниточки, за которые можно потянуть, выявить его интересы. Возможно, ему нравится то, что интересно вам, тогда будет проще завязать разговор.

Пятое правило. Не стоит заходить в кабинет, где сдают экзамен, последним. Желательно идти на экзамен в числе первых. Пока преподаватель еще не устал и настроение ему не успели испортить.

Шестое правило. Поможет избежать стресса умение переводить вопрос в другое русло. Только надо делать это тонко, медленно, но умело. Перейти желательно на тот вопрос, ответ на который вам известен.

Седьмое правило. Если все-таки захотелось изучить предмет и блеснуть знаниями, то следует знать несколько тонкостей. Учить желательно начинать с того вопроса, который считается самым сложным, поэтапно переходя к более легким. Нужно быстро успокоиться и вспомнить то, что знаете. К экзаменатору идти с уверенным видом, улыбаясь, не показывать своего страха. Если вы придете с таким видом, то преподаватель не поймет, что вы не готовы и будет время решить, что делать дальше. Главное - выиграть время, а дальше можно уже что-то придумать, как-то списать, что-то ляпнуть. Очень хорошо, если, придя на экзамен, вы будете хоть что-то знать и хоть что-то понимать в предмете, который сдаете.

А если серьезно, то стоит прислушаться к следующим советам.

Инструкция по сдаче экзаменов

Организованность. Перед сдачей экзаменов есть время для подготовки. Используйте это время с пользой, выключите телефон, заблокируйте на компьютере все социальные сети и ваши любимые сайты. Сконцентрируйтесь, составьте расписание или график, по которому вы будете готовиться к экзамену. Обязательно соблюдайте режим дня, уделите внимание сну.

Организуйте все источники получения информации. Соберите все конспекты, проверьте, каких у вас не хватает, если такие есть, то перепишите их у сокурсников. Проверьте, есть ли у вас все учебные пособия. И помните, что у вас всегда есть незаменимый помощник - Интернет.

В день экзамена перед выходом из дома хорошо позавтракайте овощами и молочной пищей. Выйдите на полчаса раньше, чем обычно. Не заучивайте конспекты перед дверью аудитории, так только навлечете панику и хаос в голове. Уместно будет вспомнить поговорку: «Перед смертью ненадышишся!»

На экзамене. Вот вы с преподавателем один на один, так сказать решающая схватка! Итак, что ни в коем случае не следует делать:

1) Молчать! Говорите, говорите хоть что-нибудь, если не знаете ответа на поставленный вопрос. Естественно, не о вчерашнем матче «Зенит» - «Спартак»…

2) Никогда не говорите «Я не знаю», лучше - «Я несколько подзабыл» или «Мне трудно ответить».

3) Не используйте такие выражения, как «Меня на этой теме не было», «Я потерял конспект» или «Меня позвали в этот момент». Помните, что преподаватель тоже заинтересован в том, чтобы вы сдали экзамен.

Главное правило - спокойствие и еще раз спокойствие. Тогда все будет хорошо, и всем будет приятно: вам - за хорошую оценку, преподавателю - потому что у него такой замечательный и умный студент. Успехов вам на сессии!

09.08.2018

Сессия на первом курсе

Статистика неутешительна – порядка 20% первокурсников покидают ВУЗ уже после первой сессии, поскольку не могут сдать необходимые экзамены или вообще не допускаются к ним.

Рассмотрим основные ошибки первокурсников.
1. Не пишут конспекты лекций.
Если в школе всю необходимую и исчерпывающую информацию можно было найти в учебнике, то в институте учебник – лишь помощник. Помимо учебника крайне важно прочитывать конспекты лекций. Зачастую преподаватели в зачет или экзамен включают ровно ту информацию, которую они рассказывали на лекции.

2. Учебник и конспект – единственные источники знаний.
Для того чтобы иметь более полное представление о предмете, порой бывает недостаточно только заучить лекцию или прочитать учебник. Студент, который желает стать хорошим специалистом своего дела, должен стремиться расширять свои знания, в т.ч. и с помощью периодических изданий, статей в сети Интернет и т.д.

3. Зубрежка в ночь перед зачетом или экзаменом.
Нельзя надеяться на свою прекрасную память и оставлять все до последнего. Статистика показывает, что экзамены сдают лучше и проще те, кто в течение семестра постепенно усваивает информацию. Зубрежка в ночь перед днем Х не дает гарантии того, что в голове к утру останутся хоть какие-то знания.

4. Откладывать все на последний день.
Эта ошибка – одна из самых распространенных. Практически никто не может за одну ночь написать блестящую курсовую работу, выучить весь учебник или выполнить чертеж. Лучше каждый день выполнять часть заданного, чем бегать на пересдачи.

Информация для первокурсника: как проходит сессия

В большинстве отечественных ВУЗах учебный год разделен на два семестра, каждый по полгода. При таком разделении студенты сдают две сессии – зимнюю и летнюю. Сроки проведения и длительность сессии зависит от правил, установленных в учебном заведении.

Не смотря на то, что в каждом учебном заведении свои правила, есть некоторые общие черты, присущие сессиям.

Перед сессией студенты в течение одной-двух зачетных недель сдают зачеты. Чаще всего студент за это время обязан получать допуск к сессии. Если студент имеет хотя бы одну задолженность по предмету (не сдал курсовую, контрольную, тест и т.д.) или не посещал пары, то он не будет допущен к сессии. Иногда отсутствие учебных долгов и пропусков занятий дает студенту автоматический зачет, и, значит, дополнительное время для подготовки к экзаменам.

Как правило, на саму сессию выносится не более пяти научных дисциплин. Между каждым экзаменом есть запас в два – три дня.

В том случае, когда студент получает оценку ниже, чем рассчитывал, он имеет право на пересдачу, что бывает сразу после сессии либо в течение следующего семестра.

Но если во время сессии он умудрился получить сразу три неудовлетворительные оценки, то лишается не только возможности пересдать экзамены, но и дальнейшего обучения в университете.

Если вопрос, как подготовиться к сессии, заставляет вас нервничать, повышает уровень тревожности и лишает психического равновесия, вам обязательно нужно купить бензопилу. Зачем? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Перед вами – 7 действенных советов на тему подготовки к сессии . Если уж вам пришлось стать главным героем фильма ужасов под названием «Сессия грядёт», не выбирайте роль жертвы. Не бойтесь сессии, пусть сессия боится вас!

Честное слово, ну не так уж страшна сессия, как её малюют! Что страшит больше всего? Психологи утверждают: 1) неизвестность; 2) невозможность повлиять на ситуацию.

Неизвестность – это фактор, который заставляет ребёнка бояться темноты, а студента-первокурсника – трепетать перед сессией. Как справиться с этой проблемой? (Не с темнотой, а с сессией). Выяснить как можно больше о том, что вас ждёт:

  • Узнать, что и когда нужно сдавать (зачёты, экзамены), составить график – это поможет распределить силы. Забить график в компьютер и смартфон, чтобы всегда был под рукой. Для наглядности его можно даже распечатать на листе А3 и повесить на стену.
  • Выяснить условия допуска к каждому испытанию. Записать условия прямо в графике, под конкретным экзаменом или зачётом. Например: зачёту к белой магии надо сдать для допуска реферат, к зачёту чёрной – отработать все пропущенные лекции и семинары, к экзамену спецкурсу по метанию файерболов – сдать коллоквиум, к экзамену по приготовлению волшебных зелий – не забыть про три лабораторные, а то эта ведьма сожрёт с потрохами. Примерно так
  • С помощью старшекурсников и других источников информации () собрать информацию о том, как проходит сдача того или иного зачёта, экзамена, составить психологические портреты преподов.
  • Узнать у старших братьев по разуму, а также у самих преподавателей, какими источниками (лекциями, учебниками, статьями, монографиями) лучше пользоваться для подготовки к экзаменам.
  • Точно узнать о том, как сдавать «хвосты», сколько можно «завалить» экзаменов и когда будет дополнительная сессия. Будем надеяться, что эта информация вам не понадобится, но обладание ею снизит чувство тревожности. Ведь если знаешь, ужасная неизвестность (что будет, если я не сдам?!!) превращается в запасной план действий (не сдал? Переходим от плана А к плану Б).

Второй фактор страха – ощущение, что ты не контролируешь ситуацию. Этот фактор, кстати, лежит в основе аэрофобии. Человеку трудно понять, как эта многотонная фиговина держится в воздухе, его мучает ощущение, что он полностью зависим от пилотов и вообще от воздушной стихии, а сам ничего сделать не может. Поэтому один из способов лечения аэрофобии – детальное разъяснение принципов работы самолёта и основ аэродинамики. А уж если человека пустить в кабину «порулить» или усадить рядом с пилотом в небольшом самолёте или вертолёте, он в большинстве случаев перестаёт бояться полёта, так как чувствует себя примерно так же, как рядом с водителем автомобиля.

Понимаете, в чём дело? Нужно обрести контроль над ситуацией. Понять, что и как. Именно отсутствие контроля над ситуацией вызывает страх перед сессией не только у первокурсников, но и у матёрых студиозусов, имевших негативный опыт «зачистки хвостов». Следовательно, для борьбы с растерянностью перед сессией после этапа сбора информации необходимо продумать свои дальнейшие действия:

  • Что мне надо сделать, чтобы подготовиться к сессии?
  • Где взять нужные учебные материалы?
  • Как лучше готовиться к сессии, чтобы всё успеть, какие методы подготовки применять?

Ответы должны носить конкретный, конструктивный характер!

Итак, в целом с паникой справились. Есть готовность к конструктивному решению стоящих задач. Но как, как одолеть эту громаду конспектов, учебников, научных журналов, многотонных собраний сочинений?! Вы собрали информацию о сессии, преодолев неизвестность, но глыба кажется неподъёмной.

Что делать? Брать в руки бензопилу!

Один из основных принципов тайм-менеджмента гласит: чтобы съесть слона, надо приготовить из него груду бифштексов.

Во-первых, сразу приступать к поеданию такой громадины настолько страшно, что хочется отложить это занятие на потом. Задача кажется нереальной (ты же лопнешь, деточка).

  • Во-вторых, откусывая то от хобота, то от левой ноги, то от правой, то от области в районе хвоста, вы теряете логику работы. Ешьте бифштексы один за другим, то есть делите работу на конкретные задачи и подзадачи.
  • В-третьих, «кусочничая» и надгрызая слона с разных сторон, вы даже при плотно набитом животе будете видеть перед собой почти не уменьшившуюся громадину. Разделение туши на бифштексы позволяет оценить объём проделанной работы.

В общем, составляйте максимально конкретный, разбитый на задачи и подзадачи, план подготовки и сдачи сессии. И – приятного аппетита!

А теперь представьте себя Президентом. Ну, или хотя бы директором крупного предприятия. Если сроки поджимают, гора бифштексов до сих пор нетронута, а преподаватели уже намекают на свободную жизнь вне вузовских стен – вообразите себя антикризисным менеджером.

  • Выберите оптимальную стратегию подготовки к каждому из экзаменов и зачётов.
  • Выявите приоритеты (самые сложные для вас предметы и темы; зачёты и экзамены самых строгих преподавателей; самые срочные и важные доклады-рефераты). Проведите ранжирование задач по значимости. Нет смысла посвящать львиную долю зачёту у препода, который всем поставит росписи в зачётке, не вслушиваясь в ответы, в ущерб подготовке к сложному экзамену.
  • Наладьте поставки. Выясните, у кого можно взять конспекты, можно ли скачать нужные книги в интернете, сколько будет стоить заказ контрольной или шпаргалок у студлансеров (если потребуется).
  • Делегируйте часть задач тем, кто может вам помочь. Например, студлансерам. Они с удовольствием помогут вам сгрызть не то что слона, а целого бронтозавра
  • Велите переговоры, налаживайте связи. Выходите на контакт с преподавателями. Значительную часть проблем с недопусками можно решить путём переговоров.
  • Заведите отчётность. Не только планируйте подготовку к сессии, но и отмечайте пройденные этапы пути.

Кстати, эти навыки пригодятся вам в профессиональной жизни!

Впрочем, многим студентам, готовящимся к сессии, нравится другая роль – роль полководца. Это уже вопрос вкуса и темперамента. Рассматривайте зачёты и экзамены как бои и военные кампании, разрабатывайте личную стратегию и тактику победоносной войны. Решайте, куда бросить основные силы, где наметить прорыв блокады, а где привлечь ресурсы союзников. Студлансеры по ленд-лизу тушёнку не высылают, зато снабжают шпаргалками, докладами, контрольными, лабораторными и рефератами.

Поработайте над мотивацией. Чем сильнее мотивация – тем проще подготовиться к сессии. Определите для себя цели этой подготовки. Напишите, нарисуйте, распечатайте мотиваторы. Развесьте по стенам, вложите в тетради и учебники.

Учтите, что такие цели, как «Не вылететь из вуза», «Не загреметь в армию», «Не получить нагоняй от предков» и даже «Получить стипендию» работают плохо. Выработайте мотивацию, затрагивающую аспекты самореализации, будущих профессиональных достижений. Ну, что-то вроде «Я готовлюсь к сессии, чтобы через десять лет стать классным спецом и купить виллу в Сорренто».

Да, кстати: не начинайте мотиваторы с отрицания. Забудьте о частице «не». Мотиваторы должны быть положительными, утвердительными. Даже примитивное «Остаться в вузе» мотивирует подсознание лучше чем «Не вылететь из вуза», а простое «Сдать сессию» – лучше, чем «Не завалить сессию».

Ещё одна фишка: установите награды. И промежуточные, и глобальную. Это усиливает мотивацию.

Чувствуете, что, несмотря на все мотиваторы, вас затягивает болото скуки? Относитесь к сессии, как к игре. Вас ведь не надо мотивировать на любимые танчики или космолёты, или во что вы там любите играть? Вот и сессия может стать увлекательным квестом – всё зависит от вашего отношения!

Включайтесь в эту игру пораньше! Особенно если в вашем вузе действует балльно-рейтинговая система допусков или попросту преподы очень пристально следят за вашими успехами в течение семестра.

Даже если вы поклонник спринтерской стратегии подготовки к экзаменам (попросту говоря, готовы выучить китайский за ночь), план боёв надо составить заранее. Ведь, помимо подготовки к зачётам и экзаменам, сессия включает ещё множество других моментов. И порой получение допусков ко всем этим экзаменам и зачётам – задача более сложная, чем подготовка ответов.

Недооценка этих моментов нередко приводит к катастрофе очень умных ребят, которые с лёту могут ответить на любой вопрос экзаменатора… И самоуверенно являются на экзамен, не учтя того, что допуска у них нет. Особо опасны для таких студентов преподы-бюрократы, зарывшиеся в груды докладов-рефератов. Ещё опасней преподы-нарциссы, балдеющие от собственных лекций. И, само собой, считающие, что этот восторг должно разделять и всё остальное человечество, а кто прогуливает лекции – враг народа и кандидат на отчисление.

Чтобы успешно подготовиться к сессии и не загреметь к невропатологу, воспользуйтесь этими рекомендациями:

  • Изучите методы мнемотехники, концентрации, познакомьтесь с методом ассоциаций и другими интеллектуальными фишками, которые помогут вам лучше усваивать информацию.
  • Создайте для себя оптимальные условия работы. Оптимальная температура для занятий составляет 19 – 22 С, влажность – на уровне 50 – 60%. Лучший свет – дневной рассеянный. Сосредоточиться помогают ароматы лимона и эвкалипта. Порядок на столе улучшает концентрацию . Научитесь также говорить твёрдое «нет» гаджетам, соцсетям и иным отвлекающим факторам.
  • Оптимизируйте питание. Почаще включайте в рацион , и пореже – пиво и прочие безблагодатные субстанции.
  • Спорт – отличный метод восстановления организма после интеллектуальных нагрузок. Он обеспечивает идеальное переключение режимов деятельности.
  • Не забывайте про отдых. Не грузите на своего верблюда больше, чем он может вынести, иначе в разгар сессии бедняга может рухнуть под весом соломинки. Но в то же время не забывайте, что отдых – это процесс восстановления сил после труда, а не вместо .

Вы справитесь! Как уже говорилось в начале статьи, не так страшна сессия, особенно если вы вооружены бензопилой, мотиваторами и хорошо работающим мозгом. Одна из проблем, мешающих подготовиться к сессии – драматизация ситуации. Помните, каким страшным казался зверушкам Тараканище из сказки Чуковского?

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
Звери задрожали,
В обморок упали…

Не падайте оборок, не преувеличивайте масштабность стоящих перед вами задач. Это всего лишь сессия – одна из многих. Нормально всё будет. Прорвётесь!


Close