Когда твои мама или папа работают в школе, то готовься все 11 лет прилежно учиться и примерно себя вести. А о любом проступке родители всегда узнают первыми. Приятного мало. В то же время ты всегда можешь рассчитывать на их помощь и поддержку. Герои рубрики «По правде говоря» поделились своими историями: каково это, когда твой родитель – учитель?


Просто был собой

Александр Кранцевич, инженер-конструктор, Минск:

– Еще до того как пошел в школу познакомился с будущими учителями – коллегами моей мамы, которые часто бывали у нас в гостях. Отметки мне не завышали, оценивали объективно: на что знал, то и получал. Несмотря на то, что в школе был активистом, участвовал в олимпиадах, моя дисциплина прихрамывала. И мама, разумеется, узнавала о любой провинности, как только заходила в учительскую. Правда, на многие огрехи педагоги закрывали глаза, успеваемость и личные заслуги перевешивали. На отношения с одноклассниками никак не влияло то, что моя мама педагог: с кем-то хорошо ладил, а с кем-то не очень. Но и огромной ответственности на себе не чувствовал, старался быть собой.

Нагоняй за невыученную химию

Дина Эль-Сахмарани, ученица 10-го класса, Лида:

– Не вижу ничего плохого в том, что учусь в школе, в которой работает мама. Она ведет у нас химию, и, когда не готовлюсь к уроку, получаю от нее нагоняй. Как и все. Педагоги не смотрят, что я дочка учителя, не выделяют меня среди других школьников и оценки не завышают. С одноклассниками проблем никогда не было, хотя иногда мне кажется, что многие из них ко мне хорошо относятся только потому, что моя мама учитель. Частенько просят, чтобы замолвила перед ней словечко и помогла. Стараюсь хорошо учиться, следить за своим поведением, чтобы не подводить маму. Не хочется, чтобы она из-за меня краснела перед коллегами, поэтому чувствую на себе огромную ответственность.

Такая, как все

Валерия Ницевич, студентка, Минск:

– Мама преподавала в моем классе белорусский язык и литературу. Спрашивала с меня, как и со всех учеников, поблажек с домашним заданием не делала. Да и мне было бы неловко, если бы в учительской ее коллеги обсуждали мое плохое поведение или невыполненную домашку. Обращаться к маме по отчеству и на «вы» не составляло труда. Еще в пятом классе поняла, что дома она мама, а в школе – учитель. Не было особых привилегий и перед другими педагогами. Может, они и требовали от меня немного больше, но лишь потому, что я была олимпиадницей и отличницей. А если писала какую-нибудь работу плохо, получала заслуженную оценку. Правда, одноклассники часто говорили, что хорошие отметки ставят из-за того, что мама работает в школе. Сначала обижалась, но потом относилась к их словам более спокойно. Позже и самим одноклассникам стало все равно, что стоит у меня в дневнике.

Под контролем

Никита Жибуль, ученик 11-го класса, Гореничи:

– Так сложилось, что мама не только работает в школе, в которой я учусь, но и преподает в моем классе. Ко мне она относится так же, как и к другим ученикам. Всегда могу обратиться к ней за помощью, когда мне что-то непонятно по предмету. Для мамы важно, чтобы ученик знал материал, она не ставит цель наказать плохой отметкой. Она очень требовательная, но справедливая: если видит, что не успел дочитать произведение, разрешит ответить в следующий раз. Никогда не пользуюсь «особым» положением, а, наоборот, стараюсь маму не подводить. Ведь она в любой момент может заглянуть в журнал и посмотреть успеваемость.

Жалоб не поступало

Наталья Воюш, детский массажист, Минск:

– Перешла в школу, где работал папа, и первое время коллеги говорили ему: «Ну, будем знать, кому жаловаться». Однако я была старостой класса, неплохо училась, жалоб по поводу оценок и поведения к папе так и не поступило. Никогда не чувствовала, что должна делать что-то лучше, чем другие, только из-за того, что мой отец учитель. Даже по отчеству называла папу редко, в моем классе он ничего не преподавал, и мы чаще пересекались в неформальной обстановке. Есть небольшие плюсы в том, что кто-то из родителей работает в школе. Забыл взять еду – тебя покормят, отменили урок – найдется где скоротать «форточку», обидели одноклассники – есть кому защитить. А минусов нахожу всего два: учителя постоянно просят тебя в чем-то поучаствовать и уверены, что ты должен быть лучше остальных.

Провинился – мало не покажется

Глеб Енко, ученик 11-го класса, Лида:

– Учиться в школе, где работает твоя мама (а в моем случае она еще и классный руководитель), не так круто, как кажется. Если что-то натворил, она узнает об этом первой, и уже дома меня ждет серьезный разговор. Ты должен быть примером для других, а тебе хочется быть как все. Многие дети думают, раз мама учитель, то обязательно дает списывать, исправлять ошибки. Но на самом деле это не так. Я для нее такой же ученик, как и мои одноклассники. Зато когда не выучишь что-то по другим предметам, педагоги напомнят: «Енко, мама – учитель, а ты не подготовился».

КОМПЕТЕНТНО

Екатерина Касько, психолог:

– Когда кто-то из родителей работает учителем в школе, ребенок чувствует повышенную ответственность за свои действия, поступки, оценки. Он старается делать все идеально, чтобы быть примером для остальных. И нередко боится совершить ошибку, потому что каждый его промах может привлечь внимание окружающих. Ученику, оказавшемуся в подобной ситуации, можно порекомендовать записаться в кружок по интересам или секцию вне школы. В новом коллективе ребенок поймет, что не стоит пытаться соответствовать чьим-то ожиданиям: нужно просто оставаться собой.

Нашим бабушкам и дедушкам сегодня по 50-60 лет, значит когда они учились во 2-3 классе, это были шестидесятые годы прошлого века. Это было время, когда Советский Союз (так называлась тогда наша страна) восстанавливался после Великой Отечественной войны, когда наш Юрий Гагарин полетел впервые в космос, когда появилось телевидение и когда ваших мам и пап ещё не было на свете…

Глядя на бабушку, даже не верится, что она когда то была девочкой и бежала в школу с ранцем. Или посмотри на дедушку. Ты можешь представить себе, что он боялся признаваться своей маме, что за «домашку» получил двойку? А это всё было!

Государство старалось делать как можно больше для детей, так как руководители страны понимали, дети - это будущее государства. Строились новые школы, дворцы пионеров, создавались пионерские лагеря. Все спортивные секции и кружки были бесплатными. Можно было одновременно заниматься спортом и посещать кружок, ну например, «Мастерок», где учили лепить из глины фигурки, выжигать по дереву, музыкальные школы и художественные студии - и всё бесплатно.

Первого сентября, как и сейчас, все школьники шли с цветами в школу, всего лишь на один урок. Он назывался «Уроком мира». Ученикам выдавали учебники, которые им доставались от ребят, перешедших в старший класс. На последний странице учебника были указаны фамилия и имя ученика, владевшего учебником ранее, и всегда можно было понять по учебнику, неряха этот ученик или аккуратный.

Уроки длились по сорок пять минут, а в начальной школе дети учились с первого по третий классы. Основными предметами были арифметика (математика сегодня), русский язык, чтение, физкультура, труд и рисование. Самая высокая оценка - ПЯТЬ, самая низкая - ЕДИНИЦА. Все дети в школу ходили в школьной форме, а если кто-то из ребят пришёл в грязной форме, его могли не пустить в школу. В каждой школе была своя столовая, и после первого урока вся школа наполнялась ароматом вкусного обеда.

Тетради, дневники и другие школьные принадлежности были у всех одинаковые, потому что в магазинах выбор канцелярской продукции был небольшой. Шариковых ручек тогда ещё не было, все писали чернилами, и у каждого была чернильница-НЕПРОЛИВАЙКА.

На переменах наши бабушки и дедушки любили играть в «колечко», «испорченный телефон», «ручейки», «море волнуется, раз», фанты, «съедобное-несъедобное» и многие другие игры, всех и не перечесть. После школы, когда уроки сделаны, вся детвора собиралась во дворе. Тогда самой любимой игрой были прятки. Азарт накалялся, когда наступал вечер, опускались сумерки, и водящий не сразу мог найти спрятавшихся. Салочки, или догонялки, казаки-разбойники - тоже доставляли массу удовольствия. Мальчишки часто гоняли во дворе футбол, девочки играли в скакалки, классики, прыгалки, в «магазин».

Октябрята и пионеры

В первом классе, в октябре, всех первоклашек, принимали в октябрята, прикалывали на школьную форму октябрятский значок в виде красной звездочки с изображение юного Ленина, основателя Советского Союза. Октябрята жили по правилам, которые должен был знать и соблюдать каждый октябрёнок:

Октябрята - будущие пионеры.
Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Стать октябрёнком было почётно, а октябрятская звёздочка являлась предметом гордости каждого первоклашки.

В третьем классе лучших октябрят принимали в пионеры. Пионер - значит первый. В ноябре от каждого класса выбирали по пять кандидатов (это были лучшие ребята в классе), и на общешкольной линейке, под знамя школы, под барабанную дробь, старшие пионеры принимали новых членов в ряды пионерской организации. Юные пионеры перед всей школой произносили слова пионерской клятвы. После чего им повязывали пионерский галстук красного цвета. Красный галстук был одного цвета с государственным флагом Советского Союза, цвета крови, пролитой нашими предками за свободу и независимость Родины. У пионеров были свои законы, которые каждый должен был соблюдать. Из пионеров могли и с позором исключить, например, за подлость, за неуважение к старшим, за разгильдяйство, за плохую учёбу. Но таких случаев было очень мало, потому что все ученики очень дорожили званием ПИОНЕР. Остальных ребят принимали в пионеры 22 апреля в День рождения В.И. Ленина и 19 мая - в День пионерии.

Законы пионеров

Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
Пионер - надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

У пионеров было множество обязанностей: сбор металлолома и макулатуры, уборка в парках и скверах города, ведение школьной стенгазеты, тимуровская работа и многое другое. Но самое главное - это шефство над октябрятами. Пионерам давали «подшефный» первый класс, чтобы познакомить детей со школой, помочь им освоиться, они должны были следить за их внешним видом, помогать в учёбе.

Пионеры, приняв на руки доверчивых, испуганных первоклашек, отвечали за них во всём. Первые месяцы проводили с ними все перемены, везде водя за ручку. Девочки приносили из дома бантики и заколки, заплетали малышкам на переменках косички - ведь не у всех мам была возможность это сделать дома, многие уходили рано на работу. Мальчишки учили своих подшефных играть в футбол после уроков, кататься на коньках. Делали с первоклашками домашнюю работу. Водили их в кино после уроков, покупая билеты на свои карманные деньги. Отвечали на вопросы первоклашек.

Что такое зарница

Самая захватывающая игра того времени была ЗАРНИЦА. Проводилась она 23 февраля, в День Советской Армии. В школе всех участников игры делили на две команды. Игра начиналась с построения на линейке. Командиры команд сдавали рапорт главнокомандующему, поднимали флаг и получали задания. Здесь же перед всеми ставилась боевая задача, рассказывались правила игры и условия судейства. Команды отправлялись на задания по маршрутному листу.

Обычно основное действие игры проходило в близлежащем лесу. Но, до того как добраться до леса, по пути проверялись строевые и военные навыки. Здесь нужно было выполнить множество разнообразных заданий: пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании по карте и владении рацией. В лесу ученики встречались со своими соперниками, и начиналась перестрелка снежками и самая веселая заключительная часть игры - «Захват знамени», или «Захват высоты». У каждой команды своя база, свой флаг. Цель команды - захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти своё знамя. К этой части ЗАРНИЦЫ готовились заранее. Из картона и цветной бумаги мамы вырезали погоны и пришивали их к одежде детей. Пришивали очень крепко, чтобы было как можно труднее их оторвать. Погоны - это главный атрибут жизнедеятельности участника игры. Погоны сорваны - значит «убит». Сорван один погон - значит «ранен». В командах определялась тактика и стратегия захвата, распределялись люди, всё как в настоящих военных действиях. В заключение игры учеников, мокрых и снежных, немного замерзших, ждали полевая каша, горячий чай и подведение итогов. А на следующий день на линейке победители и лучшие ребята получали подарки и грамоты.

Кто такие тимуровцы

В школах времён наших бабушек и дедушек все ребята были Тимуровцами. Тимуровец - это пионер, который помогает людям. Он может помочь бабушке перейти дорогу, донести до дома тяжёлую сумку, помогает одиноким по хозяйству дома, тем, кто плохо ходит, сбегать в магазин за продуктами. Или одиноким старикам уделить внимание - просто прийти и поговорить. Ребята искали в городе пожилых и одиноких людей, которые становились тимуровскими объектами. На дверях домов, где жили люди, нуждавшиеся в помощи, прикреплялась красная звезда. Это обозначало, что за хозяином этого дома ухаживают тимуровцы. Люди, которым помогали Тимуровцы, были очень благодарны за помощь и часто в школу приходили письма, в которых бабушки или дедушки просили вручить Тимуровцам на общешкольной линейке почетную грамоту.

Как отмечали новый год

Все ребята ждали Новогодний утренник в школе. Родители готовили новогодние костюмы: кто-то был белочкой, кто-то зайчиком, кто-то солдатом. В конце декабря в школьном спортзале возле красивейшей новогодней елки собирались ребятишки в маскарадных костюмах и ждали появления Деда Мороза со Снегурочкой. Это был настоящий праздник, кто танцевал, кто рассказывал стихи, кто пел песенку перед Дедом Морозом и обязательно получали от него подарок. Подарки получали все дети без исключения. Они были упакованы в синюю цветную бумагу, украшенную рисунками с изображением героев мультфильмов, сказок. Конфеты всякие разные: батончики, ириски, «Мишка на Севере», «Курортные», «Ананас», шоколадки… И, конечно же, мандаринка. Наши бабушки и дедушки до сих пор помнят запах этого подарка. Если сейчас бабушка берёт в руки мандаринку, она сразу же думает о Новом годе. Вот спросите у неё.

Как отдыхали в пионерском лагере

Закончился учебный год, в табелях выставлены оценки - наступило лето. Все дети разъезжаются по пионерским лагерям. Пионерский лагерь - это было настоящее счастье. Некоторые ребята так любили пионерский лагерь, что ездили туда на всё лето. Рисовали стенгазеты, устраивали праздник Нептуна и дни именинника, проводили соревнования, устраивали спектакли. Всё, чему ребята научились в школе, в спортивных секциях и кружках, они могли применить в лагере в различных конкурсах художественной самодеятельности и соревнованиях.

По лагерю передвигались в составе пионерского отряда и обязательно под какую-нибудь речёвку. Когда, например, шли в поход, то все вместе хором распевали:

Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд!
Сильные, смелые.
Ловкие, умелые.
Ты шагай - не отставай,
Громко песню запевай.

Когда шли в столовую:

Раз, два, - мы не ели!
Три, четыре, - есть хотим!
Открывайте шире двери,
А то повара съедим!

В лагере часто проводились пионерские костры, возле которых ребята пели песни, рассказывали интересные случаи из своей жизни. Интересно было послушать разговор «Расскажи мне обо мне», когда все ребята начинали по очереди рассказывать одному из своих товарищей о его положительных качествах и на что в характере следует обратить внимание, какие его действия могут обидеть людей, а какими можно наоборот гордиться. Это помогало ребятам узнать о самих себе правду и в будущем задумываться о своих поступках.

За три недели проведённые в лагере, ребята успевали так подружиться, что расставаясь плакали. И обещали через год снова встретиться в этом же лагере. На прощание друг другу писали пожелания на пионерских галстуках.

Вот, примерно так жили наши бабушки и дедушки, когда им было по 7-12 лет. Может я, что-то упустил?

Папа решает, а Вася сдает

Современные родители зачастую радуются грядущим каникулам куда больше собственных детей. Шутка ли, каждый вечер после работы их ждут не сделанные уроки, над которыми нужно корпеть после работы из последних сил. В погоне за рейтингами и высокими баллами ЕГЭ школы любыми способами убеждают родителей, что сделать отличника из своего чада - задача пап и мам.

До какой степени стоит помогать детям в учебе, попытался разобраться корреспондент «МК».

Привычка учиться

После первого сентября жизнь многих современных родителей стремительно превращается в ад. Бесконечные проекты, доклады и олимпиадные задания уже снятся мамам и папам по ночам. Да и как тут забыться во сне, ведь в любой момент опять звякнет проклятый телефон, где в родительском чате снова обсуждают способы решения задачи по математике или проекта по окружающему миру про то, как нарисовать мир глазами кузнечика. И быть безответственным-то не очень получается, в любом классе находятся гиперорганизованные предки, которые уже все сделали раньше и лучше всех.

Когда я читаю форум наших родителей, у меня возникает просто комплекс неполноценности какой-то, - рассказывает Юлия, мама третьеклассницы. - Я максимум могу проверить у дочки, что уроки все сделаны, и то не всегда. Но не садиться же самой за парту вместе с ней, я свое уже давно отучилась. Такая же история и у моей подруги, дочка которой ходит в школу другого района. В каждом классе постоянно появляется все больше и больше родителей, для которых учеба ребенка превращается в смысл жизни. Кто-то часами ваяет проект по окружайке, кто-то специально не ведет свое чадо в школу, чтобы вместе с ним занять призовое место на олимпиаде из дома. К чему это? Разве кто-то сомневается, что взрослая тетя способна выполнить задания 3-го класса на «отлично»?

Подогревают помешательство родителей на успехах ребенка и многие учителя, в свою очередь запуганные требованиями администрации школы в срочном порядке повышать успеваемость в классе.

В этом году у моего сына-третьеклассника сменилась учительница по английскому, - рассказывает Оксана. - Почти сразу же она влепила сыну «тройку» за то, что он что-то ответил не так. На родительском собрании я спокойно спросила у этой дамы, нельзя ли немного подождать с плохими оценками, чтобы дети очухались после лета и к ней привыкли. Невинный вопрос перешел в проповедь англичанки о том, что я виновата в этой «тройке» сама, так как оценка ребенка - это на самом деле оценка родителя. Вот так новость! А может быть, все-таки учителя? Или педагоги у нас теперь нужны только для заполнения электронного журнала?

Безусловно, катализатор повышенного внимания к учебе со стороны родителей - сама система нашего образования. Если послушать большинство директоров школ, то главными словами в их речах будут бесконечные рассуждения о месте школы в бесконечных рейтингах, призерах олимпиад, наградах и грамотах. Редкий директор станет хвастаться тем, что в его школе ребенку просто и комфортно учиться независимо от его природных способностей. Да и что хотеть, ведь финансирование наших школ, получение ими дополнительных грантов напрямую зависят от баллов выпускников по ЕГЭ и позиции в злосчастных рейтингах.

Не сотвори себе Эйнштейна

По мнению детского психолога Анны Альбертовой, подобная гонка за успехом все чаще и чаще приводит к серьезному травмированию психики детей и подростков. Ведь если твой ребенок не Эйнштейн, с этим все равно ничего не поделаешь.

Помогать первокласснику в учебе, конечно, нужно. Дети этого возраста еще не очень собранны, им сложно привыкать к новому образу жизни, но, главное, чтобы эта помощь не затянулась на долгие годы, - объясняет Альбертова. - Многие дети, родители которых проявляют чрезмерный интерес к оценкам и процессу обучения, невольно начинают делать все за него, чтоб получилось лучше. В результате потом ребенок хватает «трояк» на важной контрольной, даже не потому что не знает правильного решения задачи, а просто от страха, что надо работать самому без помощи взрослого. А дальше - круг начинает замыкаться, школьник нервничает из-за оценок, переживает, что не оправдал надежды, возложенные на него заботливыми родителями. И здесь уже недалеко до комплекса неполноценности или серьезного невроза.

По оценкам Минздрава, с каждым годом в Москве неуклонно растет количество детей с психологическими проблемами и проблемами, связанными с нервной системой. К сожалению, в редких школах сейчас можно встретить хорошего детского психолога, реально занимающегося диагностикой детей, выявлением их проблем на ранней стадии. По большей части психолог в школах лишь формальная должность, держат его не для реальной помощи школьникам, а просто, чтоб выполнить требования чиновников от образования. Да и хорошие специалисты редко готовы пойти работать в школу, проще спокойно зарабатывать на индивидуальных консультациях.

Главная помощь в заботе о психике ребенка опять же ложится на родителей, - уверена Анна Альбертова. - Не нужно делать все за ребенка, нужно научить его, как все делать самому. Как в детстве мы учим наших детей заправлять кровать или чистить зубы, точно так же еще перед школой ребенка надо приучить, что уроки и сбор портфеля - его обязанность и в этом нет ничего страшного. Школа - это естественная часть жизни, но не единственная, помимо этого есть семья, друзья, свободное время - и жизнь не ограничена лишь успехами в учебе. В семье, где проблемы обсуждают, ведут себя спокойно и не зацикливаются на успехах чада, дети чаще добиваются большего, чем чада, помешанные на оценках. Кроме того, родитель не может быть для ребенка еще и учителем, это несовместимые роли. Да и обязанности учителей в школе пока у нас никто не отменял. Простой пример - учить таблице умножения должна школа, а считать деньги, к примеру, расплачиваться в магазине, планировать свой бюджет - задача родителей. В этом и разница этих ролей.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ирина Труманова, учитель русского языка и литературы с 35-летним стажем:

Современные московские дети в силу сложившихся после развала СССР условий жизни значительно менее самостоятельны, чем были их родители. Если раньше отпустить ребенка в школу одного даже в 1-м классе было в порядке вещей, то сейчас их водят туда за ручку иногда и в 5-м классе. Это, к сожалению, нередко сказывается и на отношении ребенка к учебе. Самое печальное, что я постоянно наблюдала в старшей школе, - это то, что большинство детей элементарно не умеют учиться. А ведь именно умению учиться в первую очередь должны были обучить ребенка учителя начальной школы. И это именно то, в чем педагогам вполне могли и должны были помочь родители. Беда в том, что научить учиться в подростковом возрасте намного сложнее, чем в 7–10 лет, иногда это просто невозможно. Конечно, участие родителя в учебе ребенка в начальной школе во многом зависит от способностей и характера их чада. Кому-то нужно лишь изредка помочь разобраться в сложном материале, кого-то контролировать систематически. Главное - сразу приучать ребенка, что уроки - его личное дело, а у мамы и папы есть свои, взрослые обязанности. Помогать и учиться практически вместе, а то и за школьника, как нередко сейчас бывает, просто недопустимо. Кстати, ученики, которым чрезмерно помогают родители, очень часто лучше учатся в начальной школе, но потом резко сдают позиции по сравнению с самостоятельными детьми. Учителя, которые напрямую говорят родителю, что оценка ребенка зависит от него, либо молоды и неопытны, либо вообще зря пришли в эту профессию.

Просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.

«Урок математики».


Крестьянский обед в поле.» (1871).

Учебный год в сельской местности в давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как "1-сентября" и "каникулы" в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.


«У дверей школы».

Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: "one room schoolhouses". Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При этом школа была одна на несколько деревень, и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.


«Снова в школу».

В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей брали плату за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.


«Новый ученик».

Так, приведя ученика впервые в школу: "...родители приносили «хлеб-соль» - белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу - сыр и масло, после каждого праздника - «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров".


«Школа».

Надзор со стороны чиновников образования за школьными учителями был не менее, чем за учениками. Но при этом их не очень волновал уровень знаний учителя - только его благонадежность.


«Школьный экзамен».

В переводе с греческого слово "педагог" означает "ведущий ребенка". В древней Греции педагогами были рабы, которым вменялась в обязанность охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до школы — и элементарное обучение грамоте. Примечательным было то, что "древние греки в педагоги выбирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому" . Обязанности свои педагог обязан был нести до вступления воспитанника в возраст совершеннолетия.


«Защита школьников.»

С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статуты, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано, как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.


«После школы».

Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.


«Урок слова Божьего».

Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися "мастерами" и "мастерицами".


«Урок труда».

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины 19 века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.


«Первый рисунок».

В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.


«Наказание».

За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.


Наказание розгами в школе.

«Пороть или не пороть?» - в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях, и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».


В сельской школе. (1883).

В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому - геометрии, географии, истории.


«Урок счета».

Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а также вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.


«Бретонская школа».

Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: "Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу".


«Кругосветное путешествие».


«Маленькие курильщики».


«Перемена».


«Урок пения».


«Урок пения».


«Курильщики».


«Юные музыканты».


«На школьной площадке.»


«Устный счет». В народной школе.


«Темные пятна».

Хотелось бы отметить еще один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал "Положение о гражданских мундирах". Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.

Проектная работа Мои родители выпускники школы, в которой я учусь (посвящено 20-тилетию школы)

Если вашей школе предстоит отметить юбилей, то я предлагаю свою идею, в которой участвуют ученики начальных классов, чьи родители учились и были выпускниками этой же школы.

1 СЛАЙД О ШКОЛЕ
-Сегодня наша школа отмечает свой юбилей. Ей исполняется 20 лет. А чем интересна наша школа, чем она отличается от других школ?
-Мы, ученики 3-а класса школы №22, учимся в этой школе всего лишь 3-й год и нам интересно было узнать об истории нашей школы.
И вот мы в музее нашей школы.
2 СЛАЙД (в музее)
Руководитель музея Баринова Елена Геннадьевна рассказала нам много интересного о нашей школе, о ее истории, традициях, о выпускниках и спросила, знаем ли мы, кто из наших родителей учился в этой школе. Нас заинтересовал этот вопрос и мы решили выяснить, кто же из наших родителей был выпускником школы №22. и почему они привели нас, своих детей, тоже в эту школу.

Но с чего начать? Мы разделились на группы, составили план работы каждой группы, спросили об этом своих родителей и провели анкетирование на эту тему в других классах. И вот что у нас получилось. Оказывается, что
среди учеников 4-х классов -.. мам и пап наши выпускники
3-х классов-..
2-х классов-.
1-х классов-

4 СЛАЙД (диаграмма)

Эта работа увлекла нас еще больше и нам захотелось поподробнее узнать о выпускниках наших родителях.
Один из классных часов мы посвятили умению составлять и проводить (брать) интервью. Мы брали интервью у своих родителей и попросили ребят из других классов сделать то же самое. Вопросы мы задавали такие:

1.Здравствуйте. Мы ученики 3-а класса. Мы проводим опрос. Не могли бы вы ответить на наши вопросы?
2. Представьтесь, пожалуйста.____________________________________
3. Назовите, когда вы закончили нашу школу._______________________
4. Вспомните, как звали вашего первого учителя.
5.Кто был вашим классным рук. в старших классах?
6. Какие предметы для вас были любимыми и почему.
7.Какие воспоминания у вас о нач. школе? Что вам особенно запомнилось?
8. А что в старших классах?
9.Если вы живете не в районе школы 22, то почему своего ребенка вы повели учиться в эту школу?

Нас интересовало, какие воспоминания остались у наших родителей о школе, где теперь учимся мы- их дети. Вот некоторые выдержки из воспоминаний
(Выдержки из воспоминаний).

Ученик.: А моя мама хоть и не была ученицей этой школы, она училась в 10 школе, но зато мамина первая учительница теперь и моя первая учительница это Елена Геннадьевна Коршунова. Она и помогала нам в этой работе.

Это лишь малая часть бывших выпускников. Все фотографии и воспоминания родителей-выпускников о школе мы записали и поместили в созданную нами электронную книгу МОИ РОДИТЕЛИ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ 22 ,мы надеемся, что эта книга даст начало хорошей и доброй традиции и мы думаем, что она ежегодно будет пополняться. Надеемся, что учителя, о которых тепло вспоминают наши родители, будут и нашими любимыми и добрыми наставниками.

Эту книгу мы решили подарить директору школы 22 Гавриловой И.Е, а заодно взять у неё интервью.
9. СЛАЙД (в кабинете)

1.Скажите, пожалуйста, трудно ли быть директором школы?(да, очень трудно)
2...Вы любите детей?(да, очень)
3...А каких детей вы любите больше?(разных: послушных и не очень, воспитанных и балованных)
4.Чтобы вы хотели пожелать ученикам? (быть успешными в обучении, вырасти здоровыми, сильными и добрыми, а по окончании школы стать успешными в жизни)

Ученики:
1 Школа это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа это место, где ребёнка больше всего воспитывают.
2.Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге.
3. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь, и, конечно, его первый учитель

4 Всем известно, что о человеке судят по его делам; думается, об учителе судят по его ученикам. Ученики зеркало учителя. Именно в учениках можно увидеть проявление искренности и благородства, глубину и тонкость чувств учителя. С праздником!


Close