Технологическая карта урока: Ориентирование на местности (1 час)

Учитель географии «Гимназия№22 г. Белгорода» Власова Г.А.

5 класс

Предмет география

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать определения понятий «ориентирование», «азимут»

Планировать учебную деятельность при изучении темы;

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

Раскрывать существенные признаки понятия «румб»

Давать определения понятиям

Называть и объяснять способы ориентирования,

Владеть устной (письменной) речью

Называть алгоритмы работы с компасом и гномоном;

Строить монологическое высказывание

Уметь определять азимут по компасу на местности и по плану;

Уметь объяснять содержание совершаемых действий

Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта

Уметь аргументировать свою точку зрения

Раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов местности

Формировать действия целеполагания

(в том числе преобразование практической задачи в познавательную)

Уметь планировать пути достижения цели

Самостоятельно оценивать правильное выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Самостоятельно распределять свое время

Создавать и преобразовывать схемы для решения задач

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели

Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности

Диагностический инструментарий:

Тетрадь. «Мой тренажер» (задания1-4, с 16;20, 21, с 20-21;

Задание№7 на с.32;

Ресурсное обеспечение программы:

§8 учебника

Таблица «План и карта»

Таблица «Умение ориентироваться на местности»

Компасы ученические

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Проверка ведения дневников наблюдений»

    1.Проверяет ведение дневников наблюдений за погодой.

Сообщают информацию о погоде за прошедшие дни.

Умение правильно организовать наблюдение за погодой.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время сообщения информации о погоде.

Этап «Проверка домашнего задания»

1. Повторяет

правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

    Организует работу по контрольно-измерительными материалами по географии (тесты) (3мин.).

    Географический диктант

Из 7 заданий 3 мин

Решают тесты. 5 заданий

Умение правильно заполнять ответы.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время повторения правил работы с КИМами.

Слушают учителя.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать учителя.

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1.Работает с рубриками перед параграфом – учитель задает вопросы.

А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки.

Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь.

Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в городе – направо, налево, прямо…

Вспомните

1.как человек ориентируется на незнакомой местности?

2. Какие местные признаки позволяют человеку ориентироваться на местности?

Вы узнаете

1. Что такое ориентирование.

2. что такое стороны горизонта и какие они бывают.

3.Зачем нужен компас и как с ним работать.

3. Подводит итог работы над рубриками.

4. Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут».

Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

Задача сегодняшнего урока

Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения

о теме урока

Выделяют существенную информацию из ответов на вопросы.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Этап «Работа по изучению нового материала»

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Организует работу по изучению новой темы.

Как вы думаете (проблемный вопрос)

Можно ли ориентироваться без компаса?

    Объяснение

2.Организует работу по выделению главной мысли темы :

формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами.

2. Предлагает: давайте запомним и запишем в тетрадь:

ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

3. Организация практической работы –

по формированию умений пользоваться компасом:

Изучить правила пользования компасом;

Работа с компасом в паре;

Решение заданий на определение сторон горизонта в учебном кабинете;

Обозначение на составленном плане кабинета

объектов, расположенных по сторонам горизонта

Учащиеся слушают

с целью:

Понимания ими содержания главной мысли новой темы представлений об ориентировании на местности

Учащиеся вслух произносят новые термины и записывают их в тетрадь: ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Учащиеся знакомятся с алгоритмом работы с компасом

Решают задачи на определение сторон горизонта в учебном кабинете.

Результаты работы оформляют в виде таблицы.

Наносят на план кабинета объекты, согласно сторон горизонта.

Анализировать содержание нового материала с выделением главной мысли: об ориентировании на местности

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме для овладения алгоритмом по умению использования

Компасом.

Осознанно выполнять работу по заполнению таблицы.

Осознанно выполнять работу по нанесению объектов на план кабинета

Весь класс слушает объяснение учителя.

Все обучающиеся готовы ответить на вопросы.

Участвуют в изучении и овладении алгоритмом, помогают учителю.

Умение следить за объяснением учителя, понимать на слух содержание нового материала.

Умение заполнять таблицу по итогам наблюдений

Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь работать с таблицей.

Уметь работать с планом кабинета.

Учащиеся по ходу объяснения выделяют новые термины.

В ходе работы школьники контролируют правильность и полноту записи новых терминов.

По мере необходимости исправляют, уточняют записи.

В ходе заполнения таблицы обучающихся осуществляют самоконтроль понимания содержания таблицы.

Самоконтроль за действиями.

Учащиеся выбирают лучшие работы.

Делают записи в тетрадь новых терминов: ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас.

Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать неточности в ответах.

Осуществлять взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.

Оценивают работы.

Этап «Работа по закреплению нового материала»

1.Ставит цель на проверку знаний нового материала (вопросы с.32)

Что такое ориентирование?

Как называются основные стороны горизонта?

Как называют прибор для определения сторон горизонта?

Есть ли на Земле территории, на которых невозможно точное определение сторон с помощью компаса?

Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы.

Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

Классом прилагают усилия по решению учебной задачи.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения.

Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать неточности в ответах.

Деятельность учителя

Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности)

Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано?

В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

Проблема- С или С-В?

Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение -- азимут . Что же такое азимут?

Открываем учебники и прочитаем определение азимута.

Так что такое АЗИМУТ?

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.

А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке.

90 о, 180 о, 270 о, 360 о

А как нужно ориентироваться на местности?

А ночью?

По звёздам.

закрепление

Деятельность учителя

Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.

Вы- пилоты. С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Белгород –Сочи, Белгород - Москва, Белгород - Лондон, Белгород - Рио- де – Жанейро,

Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса?

Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта

Записывают задание на дом.

Этап «Рефлексия». Ответить на вопрос: понравился урок или нет? На интерактивной доске вставляют смайлики, соответствующие ответу.

Этап «Выставление оценок»: учитель выставляет оценки и комментирует их.

«ФГОС учебники» - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010). Образовательная система «Школа 2100». Отличия касаются прежде всего базисных учебных планов. Биология. Учебники для ФГОС.

«Реализация ФГОС» - 300+837= 1237 электронных книг. Особые условия к проектированию самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы. Широкое привлечение к учебному процессу представителей российских и зарубежных компаний, государственных организаций. Общественно-профессиональная аккредитация – новый подход к оценке качества образования.

«Работа по ФГОС» - «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения». Теоретическая основа. Умения универсальные учебные способы действий. Объект оценки. «Деятельностный метод обучения. Структура проверочных работ. Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные.

«ФГОС нового поколения» - 634050, г.Томск, ул.Беленца, 11 51-80-62, 51-36-12 http://tomintech.ru. Спасибо за внимание! Зам. директора по УМР Е.А.Терентьева. Планирование и организация работы по переходу на ФГОС нового поколения (основные результаты). Основные результаты работы. Короткий срок для разработки основных профессиональных образовательных программ; Отсутствие методических рекомендаций для оценки общих и профессиональных компетенций учащихся; Отсутствие единой системы по разработке и оценке ПМ; Сложность процесса включения работодателей в разработку основных профессиональных образовательных программ.

«Урок по ФГОС» - Фгос. V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. М.Е. Ларина Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов. Урок современного типа. Учебная ситуация строится с учетом: 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Требования ФГОС». 3. Урок комплексного применения знаний.

«Внедрение ФГОС» - «Педагогизация». Реализация проекта позволит преодолеть трудности внедренческого периода ФГОС. Выбор УМК. Новые технологии. Общественный договор. Наличие проектной проблемы. Федеральный. Принципы построения ФГОС. Муниципальный. Работа школы по внедрению ФГОС. Работа учителя. Новые средства и технологии обучения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовил учитель географии МБОУ «Кобраловская основная общеобразовательная школа» Бразин Алексей Михайлович Урок – презентация «Ориентирование на местности».

В переводе с латыни « ориенс » означает «восток». Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта. Основные стороны горизонта – это север, юг, запад, восток. Стороны горизонта по другому называют странами света или румбами.

Румбы на старинном компасе

В незапамятные времена в Китае был изобретен простой и надежный прибор, с помощью которого можно ориентироваться. Это хорошо всем известный компас.

Зюйдвестка Лучшими картографами прошлого были голландцы. С давних пор существует традиция называть румбы по голландски: север – норд, юг – зюйд, восток – ост, запад – вест. Именно они изобрели головной убор особой формы. Это брезентовая шляпа – зюйдвестка.

Что такое ориентирование? Как называются основные стороны горизонта? Как называется прибор для определения сторон горизонта? Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта? Проверим знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии. Практические работы я рассматриваю как средство связи теории с практикой. Выполнение их способств...

Рассматривается проектная деятельность на уроке и в домашнем задании (2 этап урока). 13 урок раздела Подобные треугольники....

Возможность создания экологической тропф и использование её при проведении комплексной экскурсии на местности при изучении темы "П.К. свой местности"

Описаание и оформление экологической тропы и экологического маршрута, организация экскурсионной деятельности, учебно-познавательногй и научно-исследовательской работы. При прохождении маршрута проводи...

В презентации наглядно показаны способы ориентирования на местности по местным признакам, по звездам, солнцу и луне, при помощи часов и подручных средств....

Цель урока:

Научить учащихся ориентироваться на местности без карты, определяя стороны горизонта наиболее распространенными способами, определить свое местоположение относительно сторон горизонта, определить расстояние на местности различными способами, определять направления на предмет и правильно выйти к намеченному пункту.

Методика проведения занятия:

На первом уроке учебный материал довести до учащихся в виде теоретического изложения. Для второго урока выбрать на местности район, где были как можно больше местных предметов. Заранее подготовить схему маршрута движения по азимутам.

Материальное обеспечение:

компасы, ручные механические часы, плакаты, диафильм "Туризм", раздаточные материалы, учебники по НВП.

Ход урока.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

а) построение, рапорт дежурного, приветствие;

б) осмотр внешнего вида учащихся;

в) выполнение отдельных строевых упражнений.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ.

Сущность ориентирования состоит из 4 основных моментов:

  • определение сторон горизонта;
  • определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов;
  • отыскание нужного направления движения;
  • выдержать выбранное направление в пути.

Ориентироваться на местности можно с помощью топографической карты и без нее. Наличие топокарты облегчает ориентирование и позволяет разобраться в обстановке на сравнительно большом участке местности. При отсутствии карты ориентируются с помощью компаса, по небесным светилам и другими простейшими способами.

Топографическое ориентирование проводится в такой последовательности:

определяются направления на стороны горизонта и на этих направлениях замеча
ются хорошо видимые местные предметы (ориентиры). Местные предметы, формы
и детали рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, назы
ваются ориентирами.

определяются относительно сторон горизонта направления на несколько местных
предметов, указываются названия этих предметов и определяются расстояния до
них.

Выбранные ориентиры нумеруются справа налево- Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное название (ориентир 1- нефтяная вышка, ориентир 2- зеленая роща).

Для указания своего местоположения (точки стояния) относительно известных ориентиров надо назвать их и сообщить, в каком направлении от них находится точка стояния. Например:" Нахожусь на высоте 450 м южнее от нефтяной вышки. Влево 500 м- " зеленая роща", вправо 300 м- овраг".

2. ПРОСТЕЙШИЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОРОН ГОРИЗОНТА.

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

  • по магнитному компасу;
  • по небесным светилам;
  • по признакам некоторых местных предметов.

На рисунке показано взаимное расположение сторон горизонта и промежуточных направлений, заключенных между ними. Взглянув на рисунок, легко понять, что для определения направлений на все стороны горизонта достаточно знать только одно. Промежуточные направления используются для уточнения ориентировки, если направление на предмет не совпадает строго с направлением на одну из сторон горизонта.

Определение сторон горизонта по компасу,

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова. Затем рассказываю при помощи компаса его устройство.

Правила обращения. Чтобы убедиться в исправности компаса, надо проверить чувствительность его стрелки. Для этого компас устанавливают неподвижно в горизонтальное положение, к нему подносят какой-либо металлический предмет, а затем убирают. Если после каждого смещения стрелка будет устанавливаться на прежнем отсчете, компас исправен и пригоден к работе.

Для определения сторон горизонта по компасу надо отпустить тормоз стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будут соответственно обращены на север, юг, восток, и запад.

Определение сторон горизонта по небесным светилам

По положению Солнца. В таблицах приводится время суток, в которое в северном полушарии Земли Солнце находится на востоке, юге, западе в разные периоды года.

По Солнцу и часам. При наличии механических часов стороны горизонта в безоблачную погоду по Солнцу можно определить в любое время дня.

Для этого необходимо установить часы горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (см. рисунок); угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру "1" разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам и будет указывать направление на юг. Зная направления на юг, легко определить и другие направления.

По Полярной звезде. Ночью при безоблачном небе стороны горизонта можно определить по Полярной звезде, которая всегда находится на севере. Если встать к Полярной звезде лицом, то впереди будет север; отсюда можно найти и другие стороны горизонта. Положение Полярной звезды можно найти по созвездию Большой Медведицы, которая имеет вид ковша и состоит из семи ярких звезд. Если провести мысленно прямую линию через две крайние звезды Большой Медведицы, отложить на ней пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами, то в конце пятого отрезка будет находится Полярная звезда.

По Луне. Если из-за облачности Полярной звезды не видно, но в то же время видна Луна, ею можно воспользоваться для определения сторон горизонта. Так, зная местоположение Луны в различных фазах и время, можно приближенно указать направления на стороны горизонта.

По признакам местных предметов.

При отработке этого учебного вопроса учащимся раздаю карточки-задания с рисунками местных предметов. Учащиеся определяют признаков местных предметов, при помощи которых можно определить направления на стороны горизонта. Их убеждаю в том, что этот способ менее надежный, чем изложенные выше. Однако в определенной обстановке он может оказаться полезным, а иногда единственно возможным.

Из долголетних наблюдений установлено, что:

  • кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;
  • мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;
  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;
  • на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;
  • ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;
  • ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;
  • около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;
  • просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии
  • север-юг, запад-восток;
  • на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;
  • алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;
  • нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;
  • на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ НА ПРЕДМЕТ.

При ориентировании на местности величина горизонтального угла определяется приближенно на глаз или с помощью подручных средств.

Чаще всего при ориентировании на местности пользуются магнитным азимутом, так как направление магнитного меридиана и величину магнитного азимута можно легко и быстро определить с помощью компаса. При необходимости установить величину угла сначала надо найти начальное направление. Это будет магнитный меридиан.

Магнитным меридианом называется направление (воображаемая линия), указываемое магнитной стрелкой и проходящее через точку стояния.

Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, отсчитанный от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки до направления на предмет (см. рис.). Магнитный азимут (Ам) имеет значение от О 0 до 360 0 .

Как определить магнитных азимутов на предмет?

Для того, чтобы определить магнитный азимут на предмет с помощью компаса надо встать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь- мушка совпала с направлением на местный предмет.

В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного(прямого) азимута(направления) на предмет.

Задания по определению магнитного азимута на предмет.

Для отыскания обратного пути используют обратный азимут, который отличается от прямого на 180 0 . Чтобы определить обратный азимут надо к прямому азимуту прибавить 180 0 "(если он меньше 180 0) или вычесть 180 0 (если он больше 180 0).

Упражнение 1.

Определить обратные азимуты. Прямой азимут 260 0 ; Прямой азимут 38 0

Как определить на местности направления по заданному азимуту? Для этого необходимо:

  • Установить указатель мушки компаса на отсчет по шкале, равный заданному азимуту;
  • Держа компас горизонтально прорезью визирного приспособления к себе, повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки встал против нулевого деления шкалы;
  • Удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии удаленный предмет(ориентир). Это направление на ориентир и будет
    искомым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Упражнение 2.

Определить направления по заданному азимуту. Ам= 270 0 ; Ам=93 0 ; Ам=330 0 .

4. ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ НА МЕСТНОСТИ.

При выполнении различных задач в разведке, при наблюдении за полем боя, при целеуказании и ориентировании на местности и т.д. возникает необходимость быстро определять расстояния до ориентиров, местных предметов, целей и объектов.

Существуют различные способы и приборы для определения расстояния.

Вот более простые способы измерений.

Глазомер. Основные приемы глазомерного определения- по отрезкам местности, по степени видимости предмета.

По отрезкам местности заключается в способности мысленно представлять на местности привычное расстояние, например 50,100,200 м. При этом надо учитывать, что с увеличением расстояния кажущаяся величина отрезка постоянно сокращается.

По степени видимости. Для определения расстояний по степени видимости и кажущийся величина предметов рекомендуется таблица.

Определение расстояния по угловым размерам.

Если известен размер(высота, ширина или длина), можно определить по формуле тысячной,

Где дальность до предмета равна высоте (ширине, длине) предмета в метрах умноженная на 1000 и делённая на угол, под которым виден предмет в тысячных.

Угловые величины целей измеряются в тысячных с помощью полевого бинокля, а также подручных средств. (см. рис.)

Формула " тысячная" широко применяются при ориентировании на местности и в огневом деле. С их помощью быстро и просто решаются многие задачи, например:

1. Человек, средний рост которого 1,7 м. виден под углом 0-07. Определить расстояние до человека. Решение Д=В*1000/У = 1.7*1000/7 = 243м

2. Танк противника, высота 2.4м, виден под углом 0-02.

Определить дальность до танка.

Решение. Д=В*1000/У = 2.4*1000/2 = 1200м.

Измерение расстояний шагами. При измерении расстояний шаги считают парами. После каждой сотни пар шагов счет начинается снова. Чтобы не сбиться в подсчете, рекомендуется каждую пройденную сотню пар шагов отмечать на бумаге или каким-либо другим способом. Чтобы измеренное шагами расстояние перевести в метры, надо знать длину шага. Если пройденное расстояние достаточно определить приближенно, то принимают, что расстояние в метрах равно числу пар шагов, увеличенному в полтора раза, так как пара шагов в среднем равна 1,5 м.

Например, человек прошел 450 пар шагов. Пройденное расстояние приближенно равно 450* 1.5= 675м.

Для автоматического отсчета количества пройденных шагов может быть использован специальный прибор- шагомер.

5. ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ.

Сущность движения по азимутам состоит в умении найти и выдержать с помощью компаса нужное или заданное направление движения и точно выйти к намеченному пункту, т.е. надо знать данные для движения- магнитные азимуты с одного ориентира на другой и расстояние между ними. Эти данные подготавливают и оформляют в виде схемы маршрута движения или таблицы.

Схема для движения по азимутам

Таблица для движения по азимутам

Номер и наименование ориентира

Магнитный азимут

Расстояние до азимутов

Пары шагов

1-отдельное хвойное дерево

2-изгиб дороги

3-куст

4-курган

5-водонапорная башня

При движении по азимутам пользуются промежуточными (вспомогательными) ориентирами. На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам.

Для обхода препятствий замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути, обходят препятствие и продолжают движение, определив по компасу направление прерванного пути.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итога уроков.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Урок географии в 5 классе

Тема: «Ориентирование»

Учитель географии, Вульф Татьяна Викторовна

Личностные: Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные: Умение определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Предметные: Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Форма урока: исследовательская работа, работа в группах.

Оборудование: для учителя: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений. - М.: Дрофа, 2012.; компас, карточки со сторонами горизонта, мультимедийная презентация, проектор, экран, вода, блюдца, березовая кора, иголки; для ученика: учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш.

Ход урока:

Организационный момент

Готовность учащихся к уроку.

Проблемная задача

Мет.ук.: предложения записаны на доске заранее.

1.Компас помогает ориентироваться.

2.Вернуться в незнакомом месте к своему дому или машине, имея только компас нельзя.

Прочитайте хором предложения, записанные на доске. Какой вопрос у вас возник?

Ответы детей:

Зачем нужен компас?

Как компас помогает ориентироваться?

Как в незнакомом месте вернуться к машине?

Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление на свой дом или оставленную машину?

Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на ваши вопросы.

Актуализация знаний

Мет.ук.: заранее раздать карточки со сторонами горизонта.

Вспомните, где расположены стороны горизонта(север, юг, запад, восток)? Укажите на карточке расположение сторон горизонта. Вспомните, как называют по-другому север, юг, запад и восток?(основные стороны горизонта)

Какие еще есть стороны горизонта помимо севера, юга, запада и востока? (северо-запад, северо-восток, юго-восток и юго-запад). Верно.

А как называют по-другому эти стороны горизонта? (промежуточные стороны горизонта)

Изучение новых знаний

А откуда мы знаем, что есть такие стороны горизонта?

Какой прибор нам поможет определить стороны горизонта? Конечно же компас. Предполагают, что компас был изобретен в Древнем Китае. В настоящее время он верно служит путешественникам, мореплавателям и военным. Как вы думаете, почему? Компас - прибор для определения сторон горизонта. Компас имеет несложное строение. В коробочке на острие иглы закреплена свободно вращающаяся магнитная стрелка - самая важная часть прибора. Один ее конец показывает на север, а другой - на юг. Это связано с магнитными свойствами нашей планеты. Специальный рычаг может фиксировать стрелку в нужном положении. Конец стрелки, указывающий на север, окрашен в синий цвет, а указывающий на юг - красный.

Мет.ук.: заранее раздать каждому ученику компас.

У вас на партах лежат компасы, сейчас мы с вами попробуем определить где у нас север, где юг и т.д.

При пользовании компасом необходимо придерживаться некоторых правил, а иначе он неверно будет показывать вам направление:

1. Установить компас нужно на ровной, горизонтальной поверхности.

2. Освободить зажим и дать стрелке успокоиться.

3. поворачивать аккуратно компас, совместив синий конец стрелки с буквой «С».

4. По шкале определить нужное направление.

Как можно ориентироваться, если вы оказались в лесу?

Давайте встанем и покажем стороны горизонта. Где у нас встает солнышко? Правильно, на востоке. Встаньте так, чтобы вытянутая правая рука была направлена на восток.

Теперь стоя в таком положении, лицом мы стоим к какой стороне горизонта? Правильно, мы стоим лицом к северу.

Левая рука какую сторону горизонта нам указывает? (запад)

А спиной мы стоим к какой стороне горизонта? Правильно, спиной мы стоим к югу.

Вспомнили, что с помощью компаса можно узнать стороны горизонта. Еще говорят, что с помощью компаса можно ориентироваться. А что же такое ориентирование? Обратимся к учебнику, с. 79. Помним, что определения у нас выделены голубым цветом.

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.

А как еще можно ориентироваться, если у вас не окажется компаса?

Как же определяют стороны горизонта по солнцу?

Вначале люди определяли стороны горизонта по восходу солнца. Более того, само слово «восток» — это видоизмененное слово «восход». На латинском языке «восток» — «ориенс», видимо, от этого и произошло слово «ориентироваться». Восток еще у первобытных пародов пользовался особым вниманием и поклонением: с востока появилось солнце — источник света и тепла на Земле. На восток молились, именно поэтому алтари церквей обращены на восток. При ориентировании на местности надо это учитывать, так как на земле сохранилось еще много этих памятников старины.

С течением времени люди заметили, что ориентироваться по восходу солнца не совсем правильно, так как эти данные бывают верны только дважды в году: в дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября).

В эти дни — день равен ночи — на всем земном шаре солнце точно восходит на востоке. В остальное время года «места» восхода и захода не находятся точно на востоке и западе, и поэтому только в полдень, по тени вертикальных предметов, можно определить точно направление на север и юг, а по нему уже и направление восток — запад. Для наших географических широт в 7 часов утра солнце находится на востоке, в 1 час дня — на юге и в 19 часов — на западе.

Но как найти стороны горизонта по солнцу вообще в любое время дня? Для этого существует способ определения сторон горизонта по солнцу и часам. Часы кладут на ладонь так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце.

Угол, который образуется на циферблате часов между часовой стрелкой и цифрой 1, делим пополам. Линия, которая разделяет этот угол, и будет направлением север — юг (рис. 47). При этом юг находится в той стороне, где солнце было в середине дня.

Положение луны на небосводе очень точно определено и в каждый данный момент и относительно солнца.

Это значит, что и по луне можно также совершенно точно определить стороны горизонта.

В лунную ночь, во время полнолуния, луна находится в 19 часов — на востоке, в 1 час ночи — на юге и в 7 часов утра—на западе (рис. 48). Во время же первой четверти (четвертая часть поверхности луны) она в 19 часов находится на юге, а в 1 час ночи—на западе. Запомнив это, уже можно определить по луне и направление север — юг, а от него и азимут на любой местный предмет. Во время последней четверти луна находится в 1 час ночи — на востоке, а в 7 часов утра— на юге. А как отличить первую четверть от последней? Оказывается, это очень просто. У луны первой четверти «рога» направлены в левую сторону и приставленный к ним палец показывает букву «Р» и слово «растет» (рис. 48). В последней четверти «рога» направлены вправо и образуют букву «С» и слово «стареет». Так можно отличить первую четверть луны от последней.

Рисунок 47.

Рисунок 48.

Для определения сторон горизонта по луне и часам есть еще способ. В этом способе требуется на глаз разделить радиус диска луны на 6 равных частей и оценить, сколько таких частей содержится в поперечнике видимого серпа луны (рис. 49). В случае если луна прибывает («растет»), то полученное число надо вычесть из часа наблюдения. И, наоборот, при ущербе луны («стареет») указанное число надо прибавить к часу наблюдения. Полученная сумма или разность укажет час, когда в том направлении, где наблюдается луна, будет находиться солнце (днем). Следовательно, определив этот час и принимая луну за солнце, можно легко определить по часам и луне направление север — юг, как это было описано выше. Помня, конечно, что на луну надо направлять не часовую стрелку, а то деление циферблата часов, которое было вычислено по вышеуказанному способу.

Рисунок 49.

Пример. Положение и размеры луны (рис.49) мы наблюдаем в 5 часов 34 минуты утра. Видимая часть диска луны в поперечнике содержит по оценке на глаз десять шестых долей его радиуса. Луна «стареет», следовательно, надо прибавлять к часу наблюдения ее размер:

5 ч 34 мин+10 ч==15 ч 34 мин, то есть будет 3 ч 34 мин.

Установим эту цифру на циферблате часов на луну, тогда прямая, делящая пополам угол между указанной цифрой и цифрой 1 на циферблате покажет нам направление север — юг. В полнолуние, когда виден весь диск луны, то есть когда луна и солнце находятся на одном направлении, на луну следует наводить непосредственно часовую стрелку и определять направление север — юг как будто это было солнце.

Но как быть, когда луны не видно? Надо уметь ориентироваться по звездам. Окинув взглядом ночной небосвод с множеством светил на нем, мы всегда можем обнаружить семь ярких звезд, образующих как бы огромный ковш, называемый созвездием Большой Медведицы. Четкое расположение на небе, большая яркость, высокое стояние над горизонтом, хорошая видимость зимой и летом сделали их самыми заметными на небе Северного полушария. И вот, тысячи лет назад по этим звездам, как по компасу, финикийцы и греки водили свои корабли по морям и океанам. И в наше время ярко мерцающие огоньки Большой Медведицы являются путеводными светилами при ночных плаваниях, полетах, сухопутных передвижениях ночью. Если соединить две крайние звезды ковша Большой Медведицы и мысленно продолжить эту линию на пять таких же расстояний, она достигнет Полярной звезды (рис. 50), которая всегда указывает север. Она является последней звездой в «хвосте» созвездия Малой Медведицы. Оно также состоит из семи звезд, но менее ярких, и также имеет форму ковша, однако значительно меньших размеров. Точность определения направления истинного меридиана по этому способу составляет 1-2°.

Рисунок 50.

Определение сторон горизонта по различным местным признакам менее надежно, чем по небесным светилам. Поэтому пользоваться ими надо осторожно, проверяя результаты разными способами. Этих способов ориентирования очень много. Они могут быть подразделены в зависимости от разновидностей местности: для леса, степи, гор, населенных пунктов, пустынь. Кроме того, имеются способы ориентирования зимой, по следам ветра, по живым ориентирам и др.

У вас на партах лежит игла, березовая кора и блюдо с водой. Как можно с помощью этих предметов определить стороны горизонта?


Close