Из ИСТОРИИ!


Обычай у моряков всех стран носить на фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков и моряков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие. Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.

В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года, когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку. Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и на другой день у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями. Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.


Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораб¬лей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии - золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый- цвет пламени и черный - цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

И наши матросские ленты, как черные птицы летят….

Одним из атрибутов военно-морской формы одежды, пришедшей еще из прошлого века, является матросская ленточка на бескозырке. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала определяется тип головного убора для матросов со специальной ленточкой с номе-ром экипажа. В этом же приказе определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.


19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название ко-рабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Дли-на ленточки определена в 140 сантиметров.


С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих эки-пажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».



Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.
После Октябрьской революции в 1921 году произошло некоторое изменение флот-ской формы одежды. Претерпела изменения флотская бескозырка. Стала меньше тулья, исчезла белые выпушки (которые связывали с монархическими атрибутами), укоротилась длина ленточек и было отменено ношение георгиевских ленточек. На ленточках стали исчезать названия кораблей и появились названия флотов. В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который существует до сегодняшнего дня. Однако на линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.
Во время Великой Отечественной войны получили новую жизнь георгиевские ленты, ставшие называться гвардейскими. Гвардейские флаги и ленточки получили за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками 16 подводных лодок, 18 над-водных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.
После Великой Отечественной войны названия кораблей исчезли полностью с военно-морских ленточек и их заменили безликие «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д., а то и просто «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Сохранили лишь свою специфику ленточки курсантов военно-морских училищ. «ВВМУ ИМ. ФРУНЗЕ», «ВВМУС ИМ. ПОПОВА». «ВМИУ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО» и т.д. К этому времени наверно и следует относить первое появление большого количества флотских значков определявших названия военных кораблей. Стремясь, каким-либо образом выделиться из безликой массы всех моряков на форменках матросов и тужурках офицеров, мичманов и матросов появились значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями «ГРОЗНЫЙ», «СВИРЕПЫЙ», «АЗОВ» и т.д. Начальство боролось с этими, как тогда назывались неуставными значками. Коменданты различных гарнизонов срывали их с груди арестованных матросов, а политработники вели негласную борьбу под видом сохранение военной тайны принадлежности к кораблю. И тем не менее традиция появилась и жила.



Появились так называемые «дэмэбовские» ленточки с надписями корабля славянской вязью и золотыми полосками на концах по количеству отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально, как правило, в похоронных бюро. Командованием ставились задачи офицерам кораблей по изъятию этих ленточек. Ленточки изымались, выбрасывались, но матросы продолжали их изготовлять и одевать их на увольнение в запас.
Так продолжилась старая традиция несмотря на все усилия командования и прежде всего политорганов, видевших в этой традиции прежде всего восстановление традиций цар-ских времен. И наверно им было невдомек, что это было прежде всего проявление патрио-тизма, верности своему кораблю и флагу своего корабля.


Новые времена несколько ослабили прежнее отношение к «неуставным» ленточкам и сами командиры кораблей стали нелегальным порядком изготовлять матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями «БЕСПОКОЙНЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», «МОСКВА», «БЕСПОКОЙНЫЙ» и т.д.
Меня всегда восхищало, когда на день ВМФ взрослые 40-50-летние мужчины одева-ют на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу и идут встретиться и праздновать вместе с бывшими сослуживцами, этот действительно ставший для них родным праздник и вспомнить службу на своих кораблях и будни в далеких океанских походах. Они гордились и гордятся своими кораблями, своей службой и хранят как память для внуков и правнуков свои бескозырки с ленточками.
В Балтийском военно-морском институте в 2001 году прошла выставка матросских и курсантских ленточек из коллекции капитана 1-ого ранга Мекелита С.В. По его словам он начал собирать ленточки кораблей ВМФ в начале 90 годов, когда встретил в городе курсанта Каспийского военно-морского училища имени Кирова. С горечью офицер подумал, что исчезло это училище, исчезли училища имени Павла Степановича Нахимова, Севастопольское военно-морское инженерное училище, Киевское военно-морское политическое училище и ряд других. Ушли традиции, ленточки, знаки. Стремление сохранить и оставить что-то для потомков возникло в душе у него и он начал собирать нагрудные знаки и матросские ленточки. Сегодня ленточек в коллекции уже больше 100, различных времен, кораблей, флотов и даже стран. Штатные и нештатные, новые и старые, красивые и не очень.
На выставке были предоставлены обозрению посетителей ленточки практически все военно-морских учебных заведений, всех флотов и некоторых кораблей различных времен. На фоне других прекрасных экспонатов выделяются наиболее значимые и ценные экспонаты - это матросская ленточка 1917 года эскадренного миноносца типа «Новик» «КАПИТАН 1 РАНГА МИКЛУХО-МАКЛАЙ» и гвардейская ленточка крейсера «КРАСНЫЙ КАВКАЗ», ленточка знаменитого крейсера «АВРОРА».
Есть в коллекции ленточка сторожевого корабля Украинского военно-морского флота «ГЕТМАН САГАЙДАЧНЫЙ», ленточки военных флотов Польши, Германии, Швеции. Есть нештатные ленточки таких кораблей, как «БЕСПОКОЙНЫЙ», «НАСТОЙЧИВЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ» и некоторых других. На выставке представлены ленточки всех флотов и различных времен, всех военно-морских училищ, простые и гвардейские. Выставка очень интересна с точки зрения военно-морской истории, военно-морских традиций и весьма познавательна.
Матросские ленточки - это прежде всего традиция военно-морского флота. Сегодня они напоминают о тех кораблях и людях, которые сражались и многие погибли за свободу и независимость нашей Родины. А значит, они имеют право на существование и наверно пора возродить славную традицию военно-морского флота России и ввести именные ленточки кораблей и подводных лодок, чтобы каждый служивший на них мог гордиться своей принадлежностью к славному и орлиному племени моряков, как писал об этом когда-то славный писатель -маринист Леонид Соболев.

Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что любящая рука матери или невесты, вышивавшая спасительную молитву, незримо оградит его от всяких бедствий на море. Иногда на ленте рисовалась краской надпись с именем любимой или со словами, определявшими характер ее владельца: Не тронь меня, Храбрейший, Морской бродяга и т. п. В 1872 г. ленты появились на фуражках. До этого времени на околышах матросских фуражек, как уже говорилось выше, ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном.

Таким образом, с 1852 по 1872 г. нижние чины морского флота носили фуражку-бескозырку без ленты, а при парадной форме - круглую лакированную шляпу с лентой, которая впоследствии перешла и на бескозырку. В ноябре 1872 г. специальным приказом генерал-адмирала («начальника всего флота и Морского ведомства») уже точно определился тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах. 19 августа 1874г. приказом генерал-адмирала была объявлена новая форма одежды. С тех пор и уже на долгое время были установлены фуражки-бескозырки черного цвета с белой шерстяной выпушкой (кантом) , черными лентами и названием корабля или номера экипажа на нем, а также с кокардой, укреплявшейся на тулье. Тогда же были утверждены продолговатый шрифт надписей на ленте и ее длина-140 см.

С 8 июля 1878 г. матросы Гвардейского флотского экипажа и матросы кораблей, комплектовавшихся личным составом этого экипажа, стали носить на фуражках-бескозырках черно-оранжевые Георгиевские ленты с надписью «Гвардейский экипаж» . В ознаменование достославного участия черноморских экипажей в обороне Севастополя морским чинам этих экипажей также были пожалованы Георгиевские ленты. Существует мнение, что черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты повторяют бывшие династические цвета. Это неверно.
Исторические геральдические цвета русской монархии-золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых цветов Георгиевской ленты существует определенное указание 1769 г. , что цвета даны чисто «военные»: оранжевый-цвет пламени, черный -цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

После Октябрьского переворота форма моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) оставалась без изменений. В 1921 г. был утвержден образец обмундирования для военных моряков: для командного состава - фуражка и зимняя шапка, пальто (с 1925 г. -шинель) цвета маренго, черная тужурка и брюки, темно-синий и белый кители; для краснофлотцев - фуражка-бескозырка, пальто (с 1925 г. -шинель) цвета маренго, черный бушлат, темно-синяя фланелевая и белая рубахи с синим воротником, тельняшка, черные брюки и рабочая одежда из серой парусины. Бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям - стали несколько уже околыш и канты, уменьшена длина ленты, а вместо названия корабля на лентах появилось название флота. В 1923 г. для краснофлотских лент был утвержден единый кубический шрифт, существующий и до сих пор. Лента служила (да и теперь служит) для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Особой лентой на фуражках матросов военно-морского флота является лента Гвардейских кораблей, утвержденная вместе с Гвардейским знаком в 1943 г. Эта лента имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся традиционных полос оранжевого и черного цветов.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1923 г. была введена черная, без белых кантов, мягкая краснофлотская фуражка с лентой и металлической эмблемой. Знак-эмблема у краснофлотцев в 1924 г. заменен общевойсковой красной эмалированной звездочкой. В 1933 г. мягкий образец фуражки заменен твердым, с проволочным каркасом в полях.

Проходят годы, меняются моряцкие формы и головные уборы, а матросская лента до сих пор остается главным атрибутом отличия моряка. С течением времени этот символ флота видоизменялся — менялась длина ленты, шрифт, написание букв. Интересна и сама история появления матросской ленты на морском флоте.

Немного истории

Происхождение этого морского символа имеет несколько историй возникновения.

Первая берет свое начало еще с древних времен, когда человек преклонялся перед стихией. Жены или матери рыбаков перед тем как проводить своих родных в плаванье, дарили вышитые ими атласные ленты. Там были вышиты слова молитв о скорейшем возвращении или просто слова любви. Такие ленты были своего рода оберегом для рыбаков. Считалось, что они помогали им в борьбе со стихией, спасали от несчастий. Существует несколько легенд, в которых рассказывается как благословленному лентой рыбаку удалось спастись во время потопа, в то время как другие его соратники погибли. Также во времена дальних плаваний моряки собирали свои длинные волосы лентой, на которых писали свои морские качества. Например, на ленте могло быть написано «Непобедимый» или «Не тронь меня».

В другой истории о появлении лент у моряков рассказывается как во времена первого морского флота англичане держали осаду голландской крепости. Для большей уверенности они подвязали на свои шляпы ленты с надписью «Неустрашимый». Все же пробиться через осаду им не удалось и они отступили перед надежно защищенной голландской армией. Но традиция подвязывать шляпы лентами впоследствии распространилась и на другие морские флоты.

В истории военно-морского флота упоминается ношение траурной ленты. Тогда моряки, служащие в английском флоте, в память об адмирале Нельсоне во время траурной процессии повязали на свои шляпы черные ленты.

Появление лент в русском флоте

Матросская фуражка-бескозырка, схожая с современной, впервые вошла в жизнь русских моряков в 1811 году. Ее ввели как повседневный головной убор для всех рангов моряков. Она заменила неудобные конусообразные шляпы, которые моряки носили до этого. В 1872 году император Александр II утверждает ношение лент на бескозырках для нижних рангов матросов. На ленту полагалось наносить название экипажа. Раньше буквы наносились на околыш бескозырки. Если изначально лента была парадным вариантом, то впоследствии ее ввели как будничный вариант для всех моряков.

Следующим изменением стал цвет бескозырок и лент. В 1874 по приказу генерал-адмирала были установлены черные бескозырки с лентами. Для нанесения букв на ленты был установлен точный размер и форма, а также установлена точная длина ленты — 140 сантиметров. Номер экипажа или название всегда наносились на ленту. Иногда надпись дополняли якорем.

С 1878 моряки Черноморского флота в качестве награды за оборону Севастополя получили право ношения георгиевских ленточек. История появления георгиевских лент берет свое начало еще с 1769 года, когда императрица Екатерина II указала цвета гвардейского состава. Черный — цвет дыма, оранжевый — цвет огня.

Для моряков надписи на лентах были поводом для гордости, поскольку это указывало на их причастность к составу флота и было символом морского братства.

Современное значение

Раньше основным практическим применением лент было фиксирование их вокруг шеи во время непогоды. При шторме удержать бескозырку было довольно сложно, поэтому моряки завязывали ее под подбородком. Также во время боя сохранить головной убор было довольно важно. В случае гибели моряка по бескозырке можно было его идентифицировать.

  • Это интересно —

В настоящее время ношение лент — это больше дань традиции. Моряки сохраняют бескозырку после службы на флоте, надевают ее во время праздников. Она является своеобразной визитной карточкой моряков и является поводом для гордости.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии




Бескозы́рка (фуражка-бескозырка) - форменная фуражка без козырька .

История

Прототипом бескозырки в России была фуражная шапка - форменный головной убор у фуражиров в русской армии , которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для матросов русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зелёным цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах .

Особой лентой бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утверждённая вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета, что соответствует цветам георгиевской ленты (существует указание 1769 года , где сказано, что цвета даны: оранжевый - цвет пламени и чёрный - цвет порохового дыма).

Кроме того, лента служила для удерживания в ветреную погоду бескозырки на голове - концы ленты обвязывались вокруг шеи (или же ленты зажимали зубами). Длина ленты была больше, чем у современных бескозырок, и составляла около 160 см.

В России и СССР на флоте носили бескозырки с чёрным и белым верхом. Чёрные бескозырки носятся в холодный сезон, с белым верхом - летом. Так как белый верх очень маркий, то его стали делать в виде легкосъёмного чехла (аналогичную конструкцию имеют белые военно-морские фуражки), который можно быстро снять и постирать.

Следует отметить тот факт, что для своего времени бескозырка - достаточно прогрессивный форменный головной убор , и по этой причине бескозырки были введены на многих флотах (с теми или иными изменениями) в качестве форменного головного убора для матросов. Однако Вторая мировая война показала непрактичность повседневного ношения бескозырки (так же, как и фуражки) - налицо её маркость, неудобство ношения и полное отсутствие защитных (от солнечного света и т.п.) функций. Поэтому в военно-морском флоте поэтапно стали внедряться иные, более приспособленные головные уборы - береты, пилотки, шлемы, кепи, а в целом ряде случаев матросы работают вообще без головных уборов. Бескозырка остаётся большей частью символом ВМФ и носится моряками в строю, в нарядах или в торжественных случаях.

Основные детали бескозырки

  • лента на матросской бескозырке
  • белый - летний или парадный - чехол
  • кокарда (в некоторых армиях, видах вооруженных сил и родах войск)

Современная бескозырка матроса

Ниже представлены марки из юбилейных выпусков:

  • Серии почтовых марок
  • Stamp of USSR 1241.jpg

    30 лет Советской Армии (1948)

    1958 CPA 2124.jpg

    40 лет Советских Вооружённых Сил (1958)

Галерея

    Norwegian sailor WW2.jpg

    Норвежский матрос в бескозырке

    LithuanianNavyGuard2008.jpg

    Литовские матросы в бескозырках.

    Chinese sailors qingdao.jpg

    Китайские бескозырки.

    Czapka.marynarska.ORP.SĘP.JPG

    Польские бескозырки.

    US Navy 080923-N-4965F-009 Navy Region Hawaii Ceremonial Guard forms up in preparation of a burial.jpg

    Американская бескозырка.

    Polish destroyer"s range-finder.JPG

Напишите отзыв о статье "Бескозырка"

Отрывок, характеризующий Бескозырка

– Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство.
– Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской.
– Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу.
– А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать.
– Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал.
В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа.
– Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают?
– Знаешь, ma chere, я вот что хотел тебе сказать… ma chere графинюшка… ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай!.. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть. Знаешь, думаю, право, ma chere, вот, ma chere… пускай их свезут… куда же торопиться?.. – Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, – и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном.
Она приняла свой покорно плачевный вид и сказала мужу:
– Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше – детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говоришь, что в доме на сто тысяч добра. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей.
Граф замахал руками и, ничего не сказав, вышел из комнаты.
– Папа! об чем вы это? – сказала ему Наташа, вслед за ним вошедшая в комнату матери.
– Ни о чем! Тебе что за дело! – сердито проговорил граф.
– Нет, я слышала, – сказала Наташа. – Отчего ж маменька не хочет?
– Тебе что за дело? – крикнул граф. Наташа отошла к окну и задумалась.
– Папенька, Берг к нам приехал, – сказала она, глядя в окно.

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса.
Он 1 сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
– Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье?
– Один предвечный бог, папаша, – сказал Берг, – может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они – оно, – поправился он, – показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), – я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой. – Генерал Барклай до Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого то вопроса, смотрела на него.
– Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее.
– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…

Из ИСТОРИИ!


Обычай у моряков всех стран носить на фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков и моряков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие. Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.

В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года, когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку. Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и на другой день у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями. Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.


Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораб¬лей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии - золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый- цвет пламени и черный - цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

И наши матросские ленты, как черные птицы летят….

Одним из атрибутов военно-морской формы одежды, пришедшей еще из прошлого века, является матросская ленточка на бескозырке. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала определяется тип головного убора для матросов со специальной ленточкой с номе-ром экипажа. В этом же приказе определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.


19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название ко-рабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Дли-на ленточки определена в 140 сантиметров.


С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих эки-пажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».



Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.
После Октябрьской революции в 1921 году произошло некоторое изменение флот-ской формы одежды. Претерпела изменения флотская бескозырка. Стала меньше тулья, исчезла белые выпушки (которые связывали с монархическими атрибутами), укоротилась длина ленточек и было отменено ношение георгиевских ленточек. На ленточках стали исчезать названия кораблей и появились названия флотов. В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который существует до сегодняшнего дня. Однако на линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.
Во время Великой Отечественной войны получили новую жизнь георгиевские ленты, ставшие называться гвардейскими. Гвардейские флаги и ленточки получили за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками 16 подводных лодок, 18 над-водных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.
После Великой Отечественной войны названия кораблей исчезли полностью с военно-морских ленточек и их заменили безликие «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д., а то и просто «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Сохранили лишь свою специфику ленточки курсантов военно-морских училищ. «ВВМУ ИМ. ФРУНЗЕ», «ВВМУС ИМ. ПОПОВА». «ВМИУ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО» и т.д. К этому времени наверно и следует относить первое появление большого количества флотских значков определявших названия военных кораблей. Стремясь, каким-либо образом выделиться из безликой массы всех моряков на форменках матросов и тужурках офицеров, мичманов и матросов появились значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями «ГРОЗНЫЙ», «СВИРЕПЫЙ», «АЗОВ» и т.д. Начальство боролось с этими, как тогда назывались неуставными значками. Коменданты различных гарнизонов срывали их с груди арестованных матросов, а политработники вели негласную борьбу под видом сохранение военной тайны принадлежности к кораблю. И тем не менее традиция появилась и жила.



Появились так называемые «дэмэбовские» ленточки с надписями корабля славянской вязью и золотыми полосками на концах по количеству отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально, как правило, в похоронных бюро. Командованием ставились задачи офицерам кораблей по изъятию этих ленточек. Ленточки изымались, выбрасывались, но матросы продолжали их изготовлять и одевать их на увольнение в запас.
Так продолжилась старая традиция несмотря на все усилия командования и прежде всего политорганов, видевших в этой традиции прежде всего восстановление традиций цар-ских времен. И наверно им было невдомек, что это было прежде всего проявление патрио-тизма, верности своему кораблю и флагу своего корабля.


Новые времена несколько ослабили прежнее отношение к «неуставным» ленточкам и сами командиры кораблей стали нелегальным порядком изготовлять матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями «БЕСПОКОЙНЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», «МОСКВА», «БЕСПОКОЙНЫЙ» и т.д.
Меня всегда восхищало, когда на день ВМФ взрослые 40-50-летние мужчины одева-ют на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу и идут встретиться и праздновать вместе с бывшими сослуживцами, этот действительно ставший для них родным праздник и вспомнить службу на своих кораблях и будни в далеких океанских походах. Они гордились и гордятся своими кораблями, своей службой и хранят как память для внуков и правнуков свои бескозырки с ленточками.
В Балтийском военно-морском институте в 2001 году прошла выставка матросских и курсантских ленточек из коллекции капитана 1-ого ранга Мекелита С.В. По его словам он начал собирать ленточки кораблей ВМФ в начале 90 годов, когда встретил в городе курсанта Каспийского военно-морского училища имени Кирова. С горечью офицер подумал, что исчезло это училище, исчезли училища имени Павла Степановича Нахимова, Севастопольское военно-морское инженерное училище, Киевское военно-морское политическое училище и ряд других. Ушли традиции, ленточки, знаки. Стремление сохранить и оставить что-то для потомков возникло в душе у него и он начал собирать нагрудные знаки и матросские ленточки. Сегодня ленточек в коллекции уже больше 100, различных времен, кораблей, флотов и даже стран. Штатные и нештатные, новые и старые, красивые и не очень.
На выставке были предоставлены обозрению посетителей ленточки практически все военно-морских учебных заведений, всех флотов и некоторых кораблей различных времен. На фоне других прекрасных экспонатов выделяются наиболее значимые и ценные экспонаты - это матросская ленточка 1917 года эскадренного миноносца типа «Новик» «КАПИТАН 1 РАНГА МИКЛУХО-МАКЛАЙ» и гвардейская ленточка крейсера «КРАСНЫЙ КАВКАЗ», ленточка знаменитого крейсера «АВРОРА».
Есть в коллекции ленточка сторожевого корабля Украинского военно-морского флота «ГЕТМАН САГАЙДАЧНЫЙ», ленточки военных флотов Польши, Германии, Швеции. Есть нештатные ленточки таких кораблей, как «БЕСПОКОЙНЫЙ», «НАСТОЙЧИВЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ» и некоторых других. На выставке представлены ленточки всех флотов и различных времен, всех военно-морских училищ, простые и гвардейские. Выставка очень интересна с точки зрения военно-морской истории, военно-морских традиций и весьма познавательна.
Матросские ленточки - это прежде всего традиция военно-морского флота. Сегодня они напоминают о тех кораблях и людях, которые сражались и многие погибли за свободу и независимость нашей Родины. А значит, они имеют право на существование и наверно пора возродить славную традицию военно-морского флота России и ввести именные ленточки кораблей и подводных лодок, чтобы каждый служивший на них мог гордиться своей принадлежностью к славному и орлиному племени моряков, как писал об этом когда-то славный писатель -маринист Леонид Соболев.


Close