Цена победы в Великой Отечественной войне

Цель: используя исторический материал выяснить какой ценой была достигнута победы в Великой Отечественной войне.

  1. Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свой народ на примере героизма и мужества советских людей на примере Великой Отечественной войны; уважительного отношения к памяти предков; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
  3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
  4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: образовательное путешествие.
Цель: познакомить обучающихся с периодом феодальной раздробленности на Руси на примере истории Владимиро-Суздальского княжества. Показать, что раздробленность была обязательным этапом в истории феодальных государств.
Задачи:
личностные - содействовать воспитанию уважения к истории своей Родины,
метапредметные - развивать умение работать с картой, историческими источниками, систематизировать данные в таблицу,
предметные - определить особенности развития Владимиро-Суздальского княжества.

Оборудование: медиапрезентация "Владимиро-Суздальское княжество", рабочие листы с заданиями, исторический источник "Оценка Н.И. Костомаровым деятельности А. Боголюбского", проектор, ПК для учителя с выходом в Интернет, экран.
Данный материал соответствует УМК под редакцией А.В. Торкунова.

Конспект содержит следующую структуру:
- вводная часть(закрепление предыдущей темы- тест)
-основная часть(изучение нового материала, работа в группах)
-заключение(рефлексия, выставление оценок, домашнее задание)
Данная работа сопровождается мультимедийной презентацией.
Разработка соответствует требованиям ФГОС.

Целевая аудитория: для 7 класса

Цель: формирование понимания политической обстановки в стране и мире на примере российско-японских отношений на современном этапе, повышение интереса к истории родного края;

  • личностные - воспитание патриотизма, гордости за свой край, чувства сопричастности судьбе России;
  • метапредметные - работа с навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, со способностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, с умением работы с документами;
  • предметные - изучение истории послевоенного устройства мира на Дальнем Востоке, изучение документов конференций по послевоенному устройству мира на Дальнем Востоке.

Целевая аудитория: для 10 класса

Внешняя политика СССР во второй половине 1930-х гг.
Форма проведения урока: лекция.
Цель: используя исторический материал выяснить причины провала политики коллективной безопасности в Европе, что привело к началу Второй мировой войны.
Задачи: 1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своей страны; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.



Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Целевая аудитория: для 11 класса

Форма проведения урока: урок-путешествие.
Цель: знакомство с произведением православной архитектуры, с культурой Византии, которая повлияла на культуру Руси через крещение и православие.
Задачи:
Личностная - приобщение к культуре народов страны, воспитание чувства уважения и восхищения к культуре народов в диалоге культур;
Метапредметная - формирование и развитие умения понимать произведения искусства как знак, читать этот знак;
Предметная - изучение особенностей крестово-купольного типа храма, мозаики как вида искусства; изучение культуры государства, которое повлияло на становление культуры, религии и государственности Русского государства.

Целевая аудитория: для 6 класса

В афинских школах и гимнасиях
Урок - образовательное путешествие
Форма проведения урока: образовательное путешествие с элементами ролевой игры.
Цель: используя исторический материал выяснить особенности образования в Афинах.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к образованию; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация «В афинских школах и гимнасиях», исторический текст: «Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», греческий алфавит и цифры, проектор, ПК для учителя, экран.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке»
Урок - систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели:
Содержательная: выявление уровня знаний учеников

М.: 2011. - 368 с.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "Конспект лекций. В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "История России ".

Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.

Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Формат: djvu

Размер: 5,1 Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 16,6 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Предмет, метод курса "История России" 3
Вопрос 2. Движущие силы истории. Влияние идеологии на историческую науку 4
Вопрос 3. Заселение древнерусских земель 6
Вопрос 4. Образование Киевской Руси 9
Вопрос 5. Расцвет Киевской Руси. Укрепление феодального строя 12
Вопрос 6. Феодальная раздробленность и удельные княжества 14
Вопрос 7. Монголо-татарское вторжение на Русь 17
Вопрос 8. Отражение агрессии с запада. Александр Невский 22
Вопрос 9. Золотая Орда 24
Вопрос 10. Сущность монголо-татарского ига 26
Вопрос 11. Централизация русских земель, возвышение Москвы...29
Вопрос 12. Куликовская битва 1380 г 31
Вопрос 13. Позднее иго. Великая феодальная война 1533 - 1553 гг 34
Вопрос 14. Освобождение Руси от монголо-татарского ига. Иван III 36
Вопрос 15. Реформы раннего Ивана Грозного 39
Вопрос 16. Борьба Ивана Грозного с боярством. Опричнина и контрреформы 43
Вопрос 17. Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение территории Руси 48
Вопрос 18. Кризис династии Рюриковичей. Борис Годунов 51
Вопрос 19. Смута начала XVII в 54
Вопрос 20. Первый этап Смуты. Воцарение Лжедмитрия I и его феномен 55
Вопрос 21. Второй этап Смуты. Двоевластие Василия Шуйского и Лжедмитрия II 58
Вопрос 22. Третий этап Смуты. Национально-освободительная война 60
Вопрос 23. Россия з 1613 - 1682 гг. (от Смуты до воцарения Петра I) 64
Вопрос 24. Социальные бунты середины XVII в. Крестьянская война 1667 - 1671 гг 66
Вопрос 25. Воссоединение с Украиной, освоение Сибири и Дальнего Востока 68
Вопрос 26. Культура Руси (России) в IX - XVII вв 70
Вопрос 27. Начало реформ Петра I (ранние петровские реформы) 72
Вопрос 28. Северная война. Военная деятельность Петра 1 76
Вопрос 29. Реформы государственного устройства 1700 - 1725 гг 80
Вопрос 30. Сущность дворцовых переворотов. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна 83
Вопрос 31. Возрождение России при Елизавете I Петровне в 1741 - 1761 гг 87
Вопрос 32. Царствование Петра III. Воцарение Екатерины II в 1762 г 89
Вопрос 33. Внутренняя политика Екатерины II (1762 - 1796) 91
Вопрос 34. Народные восстания конца XVIII в. Репрессивная политика Екатерины II 95
Вопрос 35. Внешняя политика Екатерины П. Русско-турецкие войны конца XVIII в 98
Вопрос 36. Внешняя и внутренняя политика Павла I (1796 - 1801) 102
Вопрос 37. Реформы Александра 1 105
Вопрос 38. Общеевропейская война против Франции и Наполеона 1792 - 1814 гг. Отечественная война 1812 г 111
Вопрос 39. Восстание декабристов 1825 г 116
Вопрос 40. Правление Николая I 120
Вопрос 41. Внешняя политика в эру Николая I Крымская война 1853 - 1856 гг 122
Вопрос 42. Реформы Александра II. Отмена крепостного права в России 126
Вопрос 43. Русско-турецкая воина 1877 - 1878 гг 130
Вопрос 44. Правление Александра III. Контрреформы 1880 - 1890-х гг 133
Вопрос 45. Культура России в XVIII - XIX вв 136
Вопрос 46. Промышленный переворот в России в конце XIX - начале XX вв 138
Вопрос 47. Эволюция революционного движения в России в XIX в 141
Вопрос 48. Русско-японская война 1904 - 1905 гг 147
Вопрос 49. Революция 1905 - 1907 гг..152
Вопрос 50. "Третьеиюньская монархия" и столыпинская аграрная реформа 157
Вопрос 51. Становление революционных партий в России 161
Вопрос 52. Первая мировая война и последствия участия в ней для России 164
Вопрос 53. Февральская буржуазная революция 1917 г. 168
Вопрос 54. Развитие революционного процесса после Февральской революции в 1917 г 171
Вопрос 55. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. Правительство большевиков 178
Вопрос 56. Провозглашение РСФСР и диктатуры пролетариата в январе 1918 г 182
Вопрос 57. Брестский мир 1918 г 186
Вопрос 58. Конституционное оформление диктатуры пролетариата в 1918 г 189
Вопрос 59. Периодизация, противоборствующие силы гражданской войны 193
Вопрос 60. Гражданская война в России (1917 - 1922) 195
Вопрос 61. Образование СССР в 1922 г. Эволюция государственности СССР 201
Вопрос 62. Борьба за дипломатическое признание СССР 207
Вопрос 63. Новая экономическая политика (нэп) 1921 - 1929 гг 210
Вопрос 64. Установление в СССР тоталитарного политического режима. "Культ личности" И.В. Сталина 215
Вопрос 65. Индустриализация в СССР. Первые пятилетки 224
Вопрос 66. Коллективизация в СССР 230
Вопрос 67. Распространение фашизма. Начало гитлеровской интервенции в Европе 233
Вопрос 68. Внешняя политика СССР 1939 - 1941 гг 239
Вопрос 69. Начало Великой Отечественной войны. План "Барбаросса", генеральный план "Ост" 244
Вопрос 70. Стратегическая оборона 1941 г. Битва за Москву 248
Вопрос 71. Стратегическая оборона 1942 г. Сталинградская битва 253
Вопрос 72. Коренной перелом в ходе войны. Курская битва 1943 г 257
Вопрос 73. Освобождение территории СССР в 1943 - 1944 гг 259
Вопрос 74. Окончательный разгром Германии. Освобождение Европы 261
Вопрос 75. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Суд над военными преступниками 266
Вопрос 76. Международная обстановка в мире в 1945-1953 гг. "Холодная война" 268
Вопрос 77. СССР в период позднего сталинизма (1945 - 1953) ...274
Вопрос 78. Борьба за власть в 1953 - 1957 гг. Возвышение Н.С. Хрущева 280
Вопрос 79. Реформы Н.С. Хрущева. "Оттепель" начала 1960-х гг 284
Вопрос 80. "Антихрущевский переворот" 1964 г. Причины, значение, последствия 289
Вопрос 81. СССР в эпоху "развитого социализма" (1964 - 1985) 291
Вопрос 82. Нарастание системного кризиса тоталитарного социализма в 1970 - 1980-е гг 296
Вопрос 83. Перестройка в СССР (1985 - 1991) 300
Вопрос 84. Внешняя политика СССР в годы перестройки 305
Вопрос 85. Суверенизация России (1990 - 1992) 308
Вопрос 86. Кризис перестройки и распад СССР 310
Вопрос 87. Радикальная экономическая реформа 317
Вопрос 88. Принятие Конституции РФ 1993 г 322
Вопрос 89. Политическое развитие России в 1994 - 1999 гг 327
Вопрос 90. Экономическое развитие России в 1994 - 1999 гг 333
Вопрос 91. Культура России и СССР в XX в 337
Вопрос 92. Россия и чеченский конфликт 341
Вопрос 93. Россия в XXI в. Первый срок президентства В.В. Путина (2000 - 2004) 347
Вопрос 94. Россия в XXI в. (2004 - 2008) Второй срок президентства В.В. Путина 349
Вопрос 95. Деятельность Д.А. Медведева на посту Президента РФ (первая половина президентского срока 2008-2010 гг.) 354

Древняя Русь
Борьба Руси с внешней агрессией в ХIII–ХIV вв
Возникновение и развитие Московского Княжества в ХIV–ХV вв
Восточные славяне.
Культура Древней Руси
Образование Киевской Руси Роль варягов в этом процессе Социально-политическая структура Киевской руси.
Распад Киевского государства. Основные экономические, политические и культурные центры средневековой Руси
Социально–экономический и политический строй единого русского государства (вторая половина XV – первая треть XVI в

История Российской Федерации
Августовский (1991 г.) путч. Россия на путях реформирования
Перестройка от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития.
Россия в 90-е гг. – начале XXI века (Современная Россия)

История СССР
Внешняя политика СССР В 20–е гг.
Внешняя политика СССР в 1965–1985 гг.
Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Внешняя политика СССР накануне и во время Второй Мировой войны
Внешняя политика советской России в октябре 1917–1920 г
Гражданская война в России
Индустриализация СССР
Коллективизация
Культура СССР в 20–30 гг
НЭП историческая необходимость. Сущность. Значение
Начальный период Великой Отечественной Войны
Образование Советского Союза. Характеристика СССР как многонационального государства.
Общественно-политическая жизнь в СССР в 30-е гг. Формирование и сущность сталинского режима
Общественно–политические преобразования в СССР 1953–1964 гг. Хрущевская оттепель.
Победоносное завершение Великой Отечественной Войны (1944–1945 гг.). Военные операции 1944 г.
Политика военного коммунизма в советской России
Россия от февраля к октябрю 1917 г. Взятие власти большевиками
СССР в межгосударственных отношениях (1945–1965 гг.)
СССР в послевоенный период. Укрепление тоталитарно–бюрократической системы
Сталинградская и Курская битва. Коренной поворот в Великой Отечественной Войне.
Февральская революция. Общественно-политическая ситуация в России после падения царизма
Формирование большевистского режима и начало гражданской войны в России (октябрь 1917 – май 1918 г.).
Эпоха развитого социализма. Нарастание застойных явлений во внутренней жизни СССР.

Россия в XIX - XX вв
Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война
Общественно-политическая жизнь России на рубеже XIX – XX вв, создание РСДРП и партии социалистов-революционеров. Земско-либеральное движение
Революция 1905–1907 гг. Причины. Движущие силы и ход революции. Попытка установления парламентской монархии
Россия в первой мировой войне. Нарастание политического кризиса в стране
Социально–экономическое развитие России в конце XIX – начале XX вв. (1895–1914).
Третьеиюньская монархия 1907 г. Столыпинские реформы

Россия в XIX в
Внешняя политика России во второй половине XIX в
Движение декабристов идеология и организация. Восстание декабристов и его историческое значение.
Крымская война. Причины поражения России
Культура России в первой половине XIX в
Международное положение России в начале XIX в. Ее участие в антинаполеоновских коалициях 1805–1807 гг. Отечественная война 1812 г.
Общественное движение в России в 30–50-е гг. XIX в. Теория официальной народности. Западники и славянофилы. Революционные демократы
Оппозиционное движение 60–80-х гг. народничество и буржуазный либерализм
Предпосылки падения крепостного права. Революционная ситуация в 1859–1861 гг. Отмена крепостного права в России
Российская перестройка 60–70-х гг. XIX в
Социально-экономическое развитие России в 60–90-е гг. XIX в. Специфика формирования капиталистических отношений
Социально–экономическое развитие России в первой половине XIX в. Кризис крепостнической системы хозяйства

Россия в XVII-XVIII вв
Внешняя политика России в XVIII в. На западе польский вопрос и разделы Польши Семилетняя война Русско-шведские войны
Внешняя политика России в XVIII в. на Востоке возникновение восточного вопроса войны с Турцией начало присоединения Кавказа.
Внешняя политика России при Петре I. Северная война
Гражданские воины в России ХVII–ХVIII вв. (Народные движения под руководством С.Разина, К.Булавина, Е.Пугачева) Общее и особенное
Культура России в XVIII в
Реформы Петра Замыслы. Основное содержание. Ход и итоги
Россия в 1725–1762 гг. Попытка установления конституционной монархии в 1730 г. Дворцовые перевороты. Основные направления внутренней политики
Россия при Екатерине II. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия 1767 г. Усиление позиций дворянства. Новые тенденции в развитии промышленности и торговли

Россия в ХIV-ХVI вв
Внутренняя и внешняя политика России в 30–е – 80–е гг. XVI в. Формирование деспотической монархии при Иване Грозном
Крепостное право в России причины и время возникновения. Основные этапы его юридического оформления
Культура России в XVII в
Присоединение и освоение Сибири в конце XVI – XVII вв
Развитие культуры в ХIV–ХVI вв
Смута в России в конце XVI – начале XVII вв Причины. Основные этапы и итоги.
Экономическое и политическое развитие России в XVII в. Новые тенденции в экономике. Сословно-представительная монархия и укрепление абсолютизма

Сразу хочу оговориться, что какой-то специальной методики подготовки конспектов у меня не было и нет. Поэтому данный пост - это всего лишь попытка обобщить некоторые простые и очевидные советы по составлению конспектов.

Совет 1. Цель должна оправдывать средства.

Если вы приняли решение писать конспекты, то стоит сразу для себя решить - будете ли вы это делать по всему курсу истории, только по какой-то самой сложной и/или малоизученной для вас части (теме), или просто ограничитесь краткими отрывочными записями «на всякий случай» и «авось прокатит».

Это актуально, потому что примеров, когда люди неправильно рассчитывали время и многое просто не успевали - масса. Либо у них исчезала мотивация, когда они начинали понимать, что объем работы очень большой, а написание конспектов продвигается очень медленно. Отсюда вытекает следующая рекомендация.

Совет 2. Краткость - сестра таланта.

Это значит, что информация в конспекте должна быть изложена сжато. Казалось бы, капитан Очевидность, но часто оказывается, что далеко не для всех. Конспект - это не переписывание целых предложений и абзацев из учебника, а осознанная работа с текстом с целью уменьшить существующий объём до «выжимки» наиболее ценного материала. Конспект должен содержать самые важные из упоминаемых в параграфе (главе, разделе) имён, дат, событий.

Как их выбрать? Здесь два пути.

А) Полагаться на уже имеющиеся указания (иногда в тексте ключевые моменты могут быть уже выделены полужирным шрифтом, курсивом , цветом ). Также можно опираться на присутствующие в начале-конце учебника (справочника) или их разделов словари терминов, списки персоналий, дат и т.д. и т.п.

Б) Опираться на собственный выбор. Скорее всего, идеальный путь, как это часто бывает - «золотая середина», т.е. сочетание обоих способов.

Совет 3. Сделать экономик у - экономной, а конспект - пон ятным.

Следовать первой части высказывания и призыву Л.И. Брежнева совсем необязательно, но вот сделать свои записи не только сжатыми по объёму, но и содержательными по качеству - необходимо.

Я бы выделил два основных способа достижения этой цели.

А) Составление развёрнутого плана-конспекта (т.е. выделение смысловых частей - подпунктов в тексте). С помощью данного метода удастся структурировать даже большой текст и облегчить его понимание, а значит, и запоминание информации.

Б) Составление схем (рисунков, таблиц и т.д.). Здесь основная цель примерно та же, только бОльшую роль играет метод визуализации, позволяющий как сократить количество написанного, так и не запутаться в причинно-следственных связях, логике поступков исторических лиц и т.п.

Совет 4. Конспе кт - не рос кошь, а средство обучения.

Это значит, что конспект должен быть удобным в использовании. Я всё чаще прихожу к мысли, что возможно, удобнее использовать для записей не тетради - «гроссбухи», своей толщиной напоминающие полное собрание сочинений Ленина, а обычные листы бумаги А4. Дело в том, что уже после написания конспекта вы можете найти какие-то новые сведения и важные моменты, которые также захочется зафиксировать в письменном виде. Записи в тетрадях здесь неудобны, поскольку трудно рассчитать необходимое место, которое следует оставить для внесения изменений (дополнений). Минусом здесь является то, что нужно постоянно следить, чтобы все необходимые материалы были под рукой и ничего не потерялось.

Тем не менее, из этого вытекают следующие советы.

Совет 5. Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

Здесь имеется в виду, что если Вы пишете на отдельных листах, то, по крайней мере, заведите себе специальные папки (лучше с файлами), в которые и упаковывайте плоды своей учебной деятельности. Это особенно касается, например, исторических сочинений, которые стоит не только регулярно писать, но, и что не менее важно, переписывать, (исправляя последствия неудачного опыта), а затем и бережно сохранять. Это нужно, чтобы перед экзаменом не пытаться купить/скачать весь пакет возможных текстов «без смс и регистрации», а спокойно перечитать собственные опусы.

Совет 6. «У кого руки чешутся, чешите в другом месте», и пишите так, чтобы потом не чесать (в затылке).

При всём уважении к В.С. Черномырдину и его крылатой фразе в заголовке, но некоторых проблем со своими текстами лучше избегать. Поэтому если вы всё же пишете в тетради, то обязательно:

А) Оставляйте место после конспекта для внесения вполне могущих появиться уточнений (исправлений), дополнений. Не стоит лепить слова и предложения друг на друга так, будто вы пишете на дефицитном материале. Не жалейте бумагу и она будет вам признательна!

Б) Используйте бумажные закладки для обозначения разделов, маркеры и ручки для выделения цветом наиболее значимых моментов (но не переборщите). Это сэкономит вам немало времени при поиске необходимых сведений при повторении и не только.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект урока

по истории и обществознание

в 10 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дюллюкинская средняя общеобразовательная школа

на тему « Личность Петра I »

Разработал: Иванов Дьулустаан Спиридонович

слушатель курсов профессиональной переподготовки « История теория и методика преподавания в образовательной организации »

Проверил: Иванов Иннокентий Вячеславович - учитель истории и обществознания

Москва, 2016

Тема: «Личность Петра I »

Дата проведения 12.12.2016 года

Тип урока: комбинированный.

Технические средства (оборудование урока): I », «Екатерина I I

Цель: I .

Задачи:

1.Образовательные:

I Алексеевича;

I .

2. Воспитательные:

I ;

3. Развивающие:

I ;

Методы:

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Раскрытие темы урока.

    Закрепление знаний.

    Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

    Мнения историков о личности реформатора.

    Внешность и личная жизнь Петра I .

    Петровские реформы.

    Внешняя политика.

Ход урока:

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

Слайд 2

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.

Учитель: «А как вы считаете?» (опросить 8 учеников о Петре) Опрос длится 2-3 минуты, идет диалог с детьми. Поправить их, если они ошибаются. Выдать 8 карточек с мнениями известных историков (позднее они выступят с обоснованием полученных мнений). Содержание карточек находится в Приложении № 1.

Актуализация : «Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и другое».

Учитель: «Записываем тему…» (она уже на доске - «Личность Петра I »)

«Поскольку вы изучили события XVII века, то вы должны уже знать, как пришел к власти Петр I ?» (опрос с поднятием руки). По окончании опроса показать видеозапись из цикла «Российская империя».

«Мне необходимы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре выполнять секретное творческое задание, а в конце получат оценки» (двум ученикам дать задание совместно придумать к концу урока тестирование для всего класса по основным событиям).

Основной материал.

«Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая 1672 года - 28 января 1725 года) - последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)» (Записывают даты).

«Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события).

«В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки».

«И сейчас мы заслушаем тех, кто получил карточки с мнениями историков» (выступают 8 учеников, проводится оценивание их мастерства изложения).

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

«Для того, чтобы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его внешности».

Внешность ( по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора ).

«Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста - 204 см (6 футов 7 дюймов) - он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения - носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом».

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь» (Слайд 5, пригласить ученика для зарисовки схемы родственников царя ).

«Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу» (Слайд 10).

«24 июня (5 июля) 1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости» (записывают дату и событие).

«От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715-1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714-1728)» (следующий ученик продолжает схему).

«В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1761)» (слайд 4 и продолжение составления схемы).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

После смерти Петра в январе 1725 года Екатерина Алексеевна стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича. Первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, пережила свою счастливую соперницу и умерла в 1731 году, успев увидеть царствование своего внука Петра Алексеевича» (завершаем зарисовку схемы).

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715-1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха» (записывают дату и событие).

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

В завершении урока проводится голосование – каждому раздается «бюллетень», который ученик отдаёт в пользу положительного, отрицательного, или нейтрального отношения к первому императору после услышанного и увиденного на уроке.

Подводятся итоги, выставляются оценки .

Домашнее задание : «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность Петра I ».

Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.

1. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.

2. Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов

С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся.

3. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

4. Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра

Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу - его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.

5. Н. М. Карамзин , признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

6. С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

8. В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра

Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников

9. П. Н. Милюков , в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Приложение № 2. Таблица Реформ Петра I .

Название реформы

Годы

Суть преобразований

Краткие результаты реформы

Реформа государственного управления

1699-1721 гг.

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат . Создание 12 коллегий , имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 по делил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций , управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллегии, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

с 1699 г.

Введение рекрутской повинности , создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий , единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества . В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1 , которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых – большая часть этих доходов разворовывалась.

Календарная реформа

Самоанализ открытого урока истории, проведенного в

Тема урока: « Личность Петра I ».

Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I .

Задачи:

1.Образовательные:

создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I .

2. Воспитательные:

способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I ;

привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I ;

развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

    устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

    наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

    практический, с использованием документа, карты.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Петр I », «Екатерина I », презентация «Личность Петра I », карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. - М., 2010. - 544 стр.

Цель и задачи урока реализовывались

    Цель и все образовательные задачи реализовывались в процессе описания внешности, характера и личной жизни императора, а также при изучении его внешней и внутренней политики.

    Воспитательные задачи решались путем ознакомления с постепенным превращением России при помощи реформ и удачной внешней политики Петра I в великую европейскую и морскую державу.

3. Развивающие задачи: развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, в процессе опросов, работа в паре). Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время зарисовки схемы семьи императора, а также в процессе обсуждения мнений историков о личности Петра I .

На данном занятии я старался реализовать важные для современного урока истории подходы :

    Интегрированный. Связь с Всеобщей историей осуществлялась через повествование о событиях войны со Швецией, Турцией.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении тестирования, практической работы с карточками.

    Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу со схемой семьи.

    Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, проведение опросов.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Актуализация (повторение пройденного материала и переход к новой теме);

3. Раскрытие новой темы;

4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;

5.Дано домашнее задание;

6. Итоги урока были подведены учащимися в виде голосования.

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные слайды презентации с иллюстрациями, видеозапись. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная в виде карточек, работа в паре в виде подготовке тестирования и групповая в виде осмысления поставленного вопроса и голосования. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Оценки учащимся объявлены.


Close