Противоречивость жизни и личности Фета, времени, в которое ему выпало жить, практически не отразилась в его лирике, гармоничной, по преимуществу светлой, жизнеутверждающей. Поэт сознательно стремился противопоставить собственным неудачам и испытаниям, прозе жизни, угнетающей человеческий дух, «чистый и свободный воздух поэзии».
Обращаясь в стихотворении «Поэтам» (1890) к собратьям по перу, Фет писал:
С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть так радостно тонкие краски,
В радугах ваших, прозрачно-воздушных,
Неба родного мне чудятся ласки.
Оригинальный взгляд на поэзию он формулировал так: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». В этом высказывании выражена мысль об иррациональности поэзии. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей», — вот задача поэта. Творчество Фета в соответствии с этой установкой чрезвычайно музыкально. Он, как правило, не стремится создавать картины, а говорит о своем впечатлении от увиденного, услышанного, осмысленного. Не случайно Фета называют предшественником импрессионизма (от франц. Impression — впечатление), направления, утвердившегося в искусстве рубежа XIX—XX вв.
Стихотворение «Майская ночь» (1870) показательно для уяснения творческой методологии Фета. Оно являет собой оригинальный сплав романтизма и реализма. Поэт, вроде бы, говорит о невозможности счастья «на суетной земле... в среде убогой», «оно — как дым», но идеал Фета все же реализуется в сугубо земной, хотя возвышенной и прекрасной любви, в столь же полных жизни, красок, запахов картинах природы. Социальное, житейское поэт последовательно противопоставляет иным проявлениям земного бытия, полным эстетического содержания.
Природа — не просто одна из тем лирики Фета, но важнейший источник поэтической образности большинства его стихотворений.
В стихотворении «Вечер» (1855) с удивительной тонкостью передан сам процесс перехода природы от дневного к ночному состоянию. Вся первая строфа составлена из безличных предложений, призванных выразить текучесть, переходность момента, движение, в котором находится мир:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Затем синтаксис становится более полным, как бы создавая впечатление ставших в вечернем свете более четкими контуров предметов.
Переходные, пограничные состояния природы особенно привлекают поэта. Они запечатлеваются как слепок тайных желаний человеческой души, стремящейся к возвышенному и любящей земное. В стихотворении «Заря прощается с землею...» (1858) этот человеческий аспект восприятия происходящего в мире выражен отчетливо. Позиция лирического героя обозначена уже в первой строфе:
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Именно ему принадлежат восхищенные восклицания двух последующих четверостиший, он размышляет о том, что деревья, стремящиеся в небо вслед за уходящими солнечными лучами:
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
...Как душа человека — в этом убеждает одухотворенная картина вечернего леса, созданная поэтом.
Фет не акцентирует связь человека с природой, она проявляется как естественное качество изображаемой жизни, героев. В этом, кроме проанализированных выше, убеждает и стихотворение «Еще весны душистой нега» (1854). Полные снега овраги, гремящая по утренней морозной земле телега, пролетающие вестниками весны птицы, «красавица степная с румянцем сизым на щеках» изображены как естественные части общей картины жизни, ждущей очередного и вечно нового прихода весны.
Синтаксическая «крайность» характеризует и строй стихотворений «Это утро, радость эта...» (1881), «Шепот, робкое дыханье...» (1850). Здесь поэт вовсе отказывается от глаголов. При этом стихотворения наполнены событиями жизнью, движением. В пейзажном стихотворении «Это утро, радость эта...» перечисление, нагнетание примет весны может показаться «голым», безоценочным: «Эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчелы, этот зык и свист». Но все перечисляемое окрашено в совершенно определенные тона первой строкой, как первым лучом утреннего весеннего солнца. И повторяющееся 23 раза в разных вариантах местоимение — «это», «эта», «этот», «эти» — как бы связывает разрозненные кусочки бытия в единую живую и движущуюся картину Каждый повтор — как вдох и выдох восторга перед открывающейся красотой преображенной весенней природы.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» при отсутствии сказуемых поэт создает последовательный рассказ о любовном свидании, вечерней встрече (первая строфа), дивной ночи, проведенной любящими наедине (вторая строфа), расставанье на утренней заре (третья строфа). Природа дает поэту краски для создания картины полной неги и в то же время целомудренной любви. Прием психологического параллелизма использован здесь поэтом с высшим мастерством. Любовь в изображении Фета драгоценна каждым своим мигом, даже слезы расставания — одно из проявлений счастья, переполняющего любящих и выплеснувшегося в финальной строке:
И заря, заря!
Стихотворения «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом...» также являются классическими образцами любовной лирики Фета. Впрочем, как всегда у Фета, можно говорить лишь о доминирующей в произведении теме, но ее развитие включает в орбиту художественного изображения иные темы, мотивы, образный мир расширяется, стремясь охватить бытие в целом.
В «Я пришел к тебе с приветом...» (1843) лирический герой стремится приобщить любимую к тому миру, который любит, которому органически принадлежит. В первых двух строфах он является ей, как вестник вечно радостного, прекрасного, обновляющегося с каждым новым днем мира живой природы. И как органичная ее часть, естественное продолжение должны восприниматься любовь, песня, о которых идет речь дальше.
Характерной особенностью картин Фета является обобщенность, частое отсутствие конкретики, индивидуального лика того, о чем идет речь. Излюбленные им образы — солнце, луна, свет, лес, воздух, день, вечер, утро, ночь — едины для всех. И в этом стихотворении речь идет о лесе, листьях, ветках, птицах вообще. Каждый читатель имеет возможность наполнить образы, воплощенные поэтом в индивидуально-неповторимой стихотворной форме, собственным зрительным, звуковым, чувственным содержанием, конкретизировать их в своем воображении за счет знакомых, дорогих и близких только ему картин, деталей.
То же можно сказать и о возлюбленной, к которой обращается лирический герой. Очевидно, что ему нет необходимости рисовать ее индивидуализированный портрет, говорить о каких-то личностных психологических качествах, потому что он ее знает, да к тому же и любит, и эта любовь делает прекрасным все окружающее. Читатель через собственный жизненный опыт может прикоснуться к доступному для всех, хрупкому и прекрасному чувству, которое так эмоционально вылилось в восклицаниях лирического героя стихотворения. Предельная обобщенность сочетается у Фета с удивительной интимностью переживания.
Так же естественно, как светит солнце, непреднамеренно, как приходит любовь, рождается и поэзия, песня, о которой идет речь в заключительной строфе стихотворения. И неважно, о чем она будет. Радость, счастье, «веселье», доступные каждому, явятся в ней — это важнее. Красота природы, любви, поэзии, жизни воплощается в этом стихотворении Фета в неразрывном и естественном единстве.
Лирика А.А.Фета по праву считается одним из наиболее ярких и оригинальных явлений русской поэзии. Она серьезно повлияла на развитие поэтов последующих десятилетий, и главное, позволяет новым поколениям читателей приобщиться к миру непреходящей красоты человеческих чувств, природы, тайной власти загадочного и прекрасного музыкального слова.

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Уссурийский агропромышленный колледж»

Структура поурочного плана преподавателя

План занятия №28 по предмету Литература

Тема: Художественные особенности лирики

А.А. Фета. Анализ стихотворений.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия:

Цели:

А) образовательная – создать условия для изучения материала о биографии и художественных особенностях лирики А.А. Фета.

Б) развивающая – способствовать совершенствованию навыков монологической речи, умению составлять тезисы, выделять главное, работать в группах.

В) воспитательная - способствовать привитию интереса к истории и литературе родной страны, к творчеству А.А. Фета; развитие способности понимать и выслушивать друг друга, ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование

Ход занятия:

    Организационный момент (Запись урока в журнале. Подготовка рабочего места.) (1-5 мин.)

    Проверка домашнего задания (10мин.)

    Слово преподавателя.

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья

Для звуков сладких и молитв,-

так писал А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» о поэтическом творчестве, провозглашая требования независимости поэзии от власти и народа. Представление о поэзии как Богом вдохновленном творце было подхвачено романтиками второй волны под именем искусства для искусства, среди которых был Афанасий Афанасьевич Фет.

В творчестве Фета не отразились социальные события, реформа 1861 года, народная жизнь. Николай Гаврилович Чернышевский, отрицая идею «чистого искусства» о поэте высказался так: «Хороший поэт, но пишет пустяки». Да и сам поэт в письме Якову Полонскому о поэтическом творчестве писал: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». Но что же такое – поэзия А.А. Фета: «пустяки», «божественный вздор»? Или поэзия, которая «органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени»? Эту проблему нам и предстоит разрешить на уроке.

    Поэтический концерт

(стихи читают заранее подготовившиеся студенты)

-Давайте вслушаемся в стихи А.А. Фета, чтобы погрузиться в художественный мир поэта.

А. Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот глазами

Проводил и все поет;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот. 1842

Б. У камина

Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьется огонек.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылек.

Видений пестрых вереница

Влечет, усталый теша взгляд,

И неразгаданные лица

Из пепла серого глядят.

Встает ласкательно и дружно

Былое счастье и печаль,

И лжет душа, что ей не нужно

Всего, чего глубоко жаль. 1856

В. Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. 1887

Г. На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон, немая

Безвестно уносилась прочь.

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся в бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону. 1857

Д. Как здесь свежо под липою густою -

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опохал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

Колеблется, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почующей природы,

Волнистые проходят облака. 1854

Е. Слушать романс в записи .

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билась больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит! 1842

Ж. Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету,-

Хоть на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь

Не одну ты житейскую грозу, -

Но в стихе умиленном найдешь

Эту вечно душистую розу. 1887

- Вы послушали стихи Фета разных лет. О чем они? Какие чувства вызвали у вас? Расскажите.

(Стихотворения Фета красивы, мелодичны. Они вызывают светлые, радостные чувства. В них воспевается красота природы, человеческих чувств – «прелесть русской природы» и «внутренний мир души» идут параллельно.)

    Биография А.А. Фета.

(доклады обучающихся по индивидуальным заданиям, остальные конспектируют в тетради).

-В судьбе Фета много необычного, порою даже загадочного, что, несомненно, сыграло огромную роль в становлении личности и творчества поэта. Расскажите об этом.

Рождение А.А. Фета загадочно, ибо известен только год – 1820, а точная дата неизвестна: в октябре или ноябре.

В 14 лет мальчик узнал, что он незаконнорожденный, поскольку отец и мать обвенчались после его рождения.

Целью его жизни стало возвращение утраченного звания русского дворянина.

Носил немецкую фамилию Фет родственников матери, мещан, которые согласились признать ребенка своим.

В 1838 году он был зачислен в Московский университет на словесное отделение философского факультета, где проучился 6 лет вместо 4, так как учился неважно.

Студенческие годы провел в доме родителей своего друга – Аполлона Григорьева, будущего известного критика и поэта.

Стихи стал писать случайно: во время пребывания в погодинском пансионе одному из учителей понадобилось стихотворное сатирическое осмеяние соперникав любви. Фет написал стихи и они подошли к случаю. Заказчик заявил автору: «Вы несомненный поэт и вам надо писать стихи».

Итогом поэтического творчества юноши стал сборник стихотворений «Лирический пантеон», во многом подражательных, но талантливых.

В 40-х годах Фет печатал свои стихотворения в журналах «Московитянин» и «Отечественные записки».

Под стихотворением «Я пришел к тебе с приветом» поэт впервые подписался – А.Фет. Наборщик потерял точечки над «е», и таким образом немецкая фамилия превратилась в псевдоним русского поэта – Фет.

Желание получить дворянское звание заставило его пойти на военную службу. Служил кавалерийским офицером 13 лет, но желаемого не добился. В эти годы литературой почти не занимался.

Во время военной службы встретил девушку – Марию Лазич, умную, образованную, тонкую ценительницу поэзии, музыкантшу. Возникло сильное взаимное чувство. Однако от женитьбы уклонился из-за своего полунищенского существования. Они расстались.

Вскоре Мария Лазич умерла страшной смертью: от неосторожно брошенной спички загорелось ее платье. Возможно, это было самоубийство. Глубокое чувство к ней Фет пронес через всю свою жизнь, до конца дней своих посвящая ей стихи.

В 1853 году Фет добился перевода в Петербург. Он возвратился в литературный мир, сблизился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым.

Женился на немолодой дочери богатого купца, взяв хорошее приданное, стал помещиком, купив имение в Орловской губернии. Тургенев вспоминал: «Он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл…»

Общественная позиция Фета-монархиста, практическая деятельность Фета-помещика, его далекое от социальных проблем поэтическое творчество стало предметом резких нападок, ибо в стихах «крайняя незначительность содержания».

Наконец Фет добился признания своих прав на фамилию своего отца, столбового дворянина Шеншина и даже придворного звания камергера.

В 1877 году Фет переехал в купленную им старинную усадьбу в Курской губернии – Воробьевку, которая стала обителью лирики до конца жизни поэта. Здесь были написаны стихотворения, которые образовали 4 сборника под общим названием «Вечерние огни».

Загадочна и смерть поэта. Дожив до 72 лет, он хотел кончить самоубийством, а когда прислуга воспрепятствовала этому, умер от разрыва сердца.

-Из этой угловато сложившейся жизни, из мрачной души, странной системы взглядов на поэзию возникла лирика, которую можно назвать чудом. Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о прошлом и надеждой на будущее, эта лирика своеобразна и образует одну из величайших вершин русской литературы.

6. Своеобразие поэзии А.А. Фета

- Обратимся к стихотворениям Фета и попробуем провести небольшое исследование, чтобы постараться понять, в чем же состоит своеобразие его поэзии.

    Задание: послушайте маленькое стихотворение из ранней лирики, 1845 года:

Облаком волнистым

Пыль встает вдали,

Конный или пеший –

Не видать не зги!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

А. Ответьте на вопросы:

1.Какая картина рисуется в вашем воображении?

(Вид бешеной скачки в необразимой дали куда-то уходящей дороги.)

2.Поэт, как художник, запечатлел один момент из жизни природы и человека. Но что дополняет в картине глагол 1 лица единственного числа «вижу»?

(Главный герой – человек, «я», который наблюдает эту скачку, и мы видим картину его глазами.)

3.Какие строчки самые важные в стихотворении?

(Увиденная картина ослепила яркой зримостью, заставила думать, вызвала душевное переживание, совсем иной ход мыслей: «Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!»)

-Давайте сопоставим маленькое стихотворение А.А. Фета со стихотворением

А.С. Пушкина «Осень». Какие темы затрагивает «Осень»?

ОСЕНЬ

(ОТРЫВОК)

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

Державин

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ox, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить себя -

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят - я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн - таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

И звонко под его блистающим копытом

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит - то яркий свет лиет,

То тлеет медленно - а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем -

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута - и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу!- матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывет. Куда ж нам плыть? ......

..............................

.............................

    Тема свободы внешней и внутренней

    Развитие творческого начала в человеке

    Отношение человека с природой и чувственно-предметным миром и возникающие «думы долгие».

Вывод: стихотворение А.С. Пушкина многотемно, а стихотворение Фета?

Пушкин развертывает целую панораму природных явлений, а Фет?

Вот эпизод из «Осени», внешне близкий фетовским стихам:

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Вывод: Фет как бы из целой панорамы берет один эпизод, чтобы в связи с ним показать «думы долгие». Поэт считал, что сюжет лирического стихотворения не должен выходить «за пределы одноцентрости».

-Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Можно ли его разделить на части?

Вывод: стихотворение построено на скрещивании двух рядов: один ряд – это картина чувственно-предметного (природного) мира, а другой – картина душевного, психологического движения. Т.Е. стихотворение двуплановое. Такое построение является характерной особенностью поэзии Фета, которую он выработал очень рано и которая прошла через все его творчество.

- Поэзия Фета насквозь суггестивна. Суггестия – лат. – внушение. Поэт очень точно умеет передать, навеять свое настроение, состояние, чувство. Сейчас вы послушаете стихотворение позднего Фета. Подумайте, о каком чувстве идет речь, хотя оно не называется.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, чтоя молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу. 1885

(Прозвучало признание в любви.)

-Можно ли какое-то из стихотворений А.С. Пушкина сравнить со стихотворением Фета?

(«Я вас любил…»)

- Почему же нам кажется, что признание в стихотворении Фета все-таки произошло?

(В музыкальности, той нежности, которой исполнено стихотворение, в точности передачи состояния, которой обладает поэт.)

-Что заметили особенного в построении стихотворения?

(Повтор двух первых строк в конце в обратном порядке – зеркальность – создает впечатление полной завершенности.)

- В центре стихотворения – видение ночных цветов, раскрывающихся только в тишине, когда отступает суета жизни.

В последней строчке строфы видение как бы расступается, открывая метафорический образ цветущего сердца. Неслучайно здесь и слово «слышу». Слышать цветение – значит любить тайное. Умолчание в этом стихотворении становится важнее слов.

7.Исследовательская работа по группам.

-Разнообразна строфическая и ритмическая организация фетовского стихотворения. Сейчас вы получите карточки со стихотворениями или отрывками из стихотворений Фета. Попробуйте определить, что необычного в построении строфы, стиха, в рифме. Подготовьте выразительное чтение. Работать будете по группам. На анализ 3 мин.

Задание 1 группе

Обратите внимание на построение строфы. Чем достигается особая музыкальеость стихотворения?

На черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкой тайною печали

Я одинок.

Я не влеку могучей силой

Очей твоих,

Но приманю я взор твой милый

На краткий миг.

И точка трепетного света

Моих очей –

Тебе печальная примета

Моих страстей.

(Должны заметить: стихи разной длины усиливают напевную интонацию, музыкальность.)

Задание 2 группе

Обратите внимание на звучание стихотворной строфы, что усиливает особенное ее звучание?

Ветер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

(Должны заметить: Фет использует аллитерацию: в стихотворных строках повторяются звуки «ж», «ш». Это дает возможность в мелодии стихотворения передать шум леса во время ветра.)

Задание 3 группе

Обратите внимание на построение строф. Как в стихотворных строках располагаются предложения?

Не еду в город: «смесь одежд и лиц»

Так бестолкова! Лучше у камина

Засну – и черт мне кучу небылиц

Представит. Пусть прекрасная Алина

Прекрасна. – Завтра поздней стаей птиц

Потянется по небу паутина,

И буду вновь глядеть на небеса:

Эх, тяжело! Хоть бы одна слеза!

«Хандра»

(Должны заметить: особое построение строфы – разбивка фраз по стихотворным строчкам позволяет поэту показать перебои мыслей. Ярко врезается в эту картину «душевной смуты» образ протянувшейся паутины.)

Задание 4 группе

Обратите внимание на рифму, сопоставьте звучание 1 и 2 стихотворных строк. Что заметили?

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени, Усыпленья

Легким роем преходящие …

«Сны и тени» 1859

(Должны заметить: в строфе перекрестная рифма. Совпадают либо близки по звучанию звуки в 1, 2 стихотворных строчках. Это панторифма (панто – греч. – весь), рифма охватывает всю стихотворную строчку, а не ее конец. Усиливается музыкальность.)

Задание 5 группе

Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения. Что заметили?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

(Должны заметить: все стихотворение – одно предложение, отсутствуют глаголы, использованы назывные предложения.)

-Это стихотворение вызвало шум в литературных кругах: восторг, растерянность, насмешки. Прежде всего современникам бросилось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который можно сравнить с пуантилизмом замечательного художника Поля Синьяка. (Пуантилизм – манера живописи – мазками в виде точек, относится к неоимпрессионизму). Художник бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Так и в стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:

Звуки музыки и трели,

Трели соловья,

И под липами густыми

И она, и я.

И она, и я, и трели,

Небо и луна,

Трели, я, она и небо,

Небо и она.

На самом деле у Фета хаоса нет. И в нашем воображении возникают картины. Какие?

(Вначале - вечер, встреча влюбленных. Затем – ночь, проведенная наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастья и расставанья.)

Фет выстроил свое стихотворение на приеме параллелизма, строго выдержал соответствие между миром природы и человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.

8.Итог

Итак, мы заметили, что живописность у Фета особенная, он создал свой, суггестивный и импрессионистический, стиль. Стихи его красивы и гармоничны. В них звучит романтическая тема «двоемирия»: «природы» и «духа». Фет стремится добиться их полного слияния, совпадения. Отсюда и радостное восприятие мира. В стихотворениях Фет запечатлел мгновения из жизни природы и состояний души человека. А из мгновений состоит вечность, из мимолетных ощущений – жизнь космоса.

Эта космичность особенно ощутима в «ночных» стихотворениях Фета. Почти все «ночные» стихотворения его озарены звездным светом:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь,-

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал… не помню, что думал;

И слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор…

Фет передает свое ощущение космического единства мира и человека, и кажется, что таинственная связь возникает между поэтом и читателем…

Так можно ли утверждать, что Фет писал «пустяки»?

(Нет)

Л.Н. Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»

Традиции Фета были подхвачены поэтами «серебряного века» в ХХ столетии.

9.Рефлексия.

10. Домашняя работа.

11. Литература.

1.Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1989г.

2.Сухова Н.П. Повесть о жизни и творчестве А.А. Фета.- М.: Дет. лит., 2003 г .

Подпись преподавателя ___________________

В преддверье 60-х гг. Фет включается в литературную и эстетическую полемику, поначалу как бы разделяя взгляды таких своих друзей, как Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, выдвигавших категорические возражения против материалистической эстетики и бурного вторжения политической проблематики в искусство.

Однако у Тургенева и Толстого эти эстетические выступления сочетались с вдумчивым анализом современных социальных явлений, с готовностью объективно и глубоко вникать во внутренний смысл общественных процессов, у Фета же они отражаливзгляды, формировавшиеся на фоне упрямого, все более укреплявшегося консерватизма, упорного стремления отделить искусство от всего современного, принадлежащего интересам общественной жизни.

Стремясь «развести» поэзию с политикой, наукой, практической деятельностью человека, с философией, Фет, хотевший выявить специфику искусства и «защитить» его, фактически его обеднял, умаляя его социальное значение, отгораживая искусство от питающих его интеллектуальных истоков.

Однако многие крайние суждения Фета, возмущавшие современников, не воплотились в его творчестве. Конечно, они сказались на известной избранности, ограниченности проблематики его произведений, но ни от философии, ни от современных умонастроений Фету не удалось полностью укрыться в лирике.

Подлинный художник, Фет не перенес в свою поэзию практицизма помещика-предпринимателя, который он культивировал в себе в быту, не отразил своих политических предрассудков.

Эти стороны его личности не представлялись ему поэтичными, достойными стать объектом литературного воспроизведения. В поэзии он выражал чувства и мысли современного человека, волнуемого философскими вопросами и таящего в глубинах сознания боль и скорбь своей эпохи, но утоляющего ее в общении с природой, в гармонии природного существования.

Эта особенность поэзии Фета сделала возможным обращение его к философской поэзии, которую он принципиально отрицал с позиций эстетики «чистого искусства».

Философские вопросы по существу составляли неотъемлемую часть духовной его жизни во все ее периоды. В сборнике 1850 г. «зимние», осенние, сумрачные мотивы хотя и сочетались со светлыми картинами цветения, весны, с изображением любви и юности, но все же имели особенно важное, конструктивное значение. В сборнике 1856 г. «гамлетическая» лирика явно оттесняется антологической.

В 50-е гг. в творчестве Фета преобладающим становится «антологическое», внутренне уравновешенное, идеальное поэтическое начало. Тема умиротворяющей силы искусства, которое вступает в союз с вечно живой и обновляющейся природой, делается ведущей в его поэзии, что придает творчеству Фета этой поры классическую ясность и художественную завершенность.

Конечно, противопоставляя таким образом первый и второй периоды деятельности Фета, мы можем говорить лишь о ведущих тенденциях в отдельные годы, не упуская из виду того, что такое деление достаточно условно, что обе тенденции (тенденция изображения дисгармонического, противоречивого характера природы и психики человека и тенденция «воспевания» их гармонических начал) сосуществовали в его творчестве и служили друг другу фоном.

В конце 50-х и в 60-х гг. идея гармонии человека и природы в творчестве Фета теряет свое абсолютное значение. Если в первый период изображению природы как стихии, существующей иразвивающейся в форме противоречий, соответствует внутренне конфликтный духовный мир человека, а в 50-х гг. гармония природы сливается с гармонией человеческой души, то в последующий период намечающееся расхождение не дает гармонии.

Гармония природы углубляет дисгармонию жизни человека, который жаждет быть вечным и прекрасным, как природа, но обречен борьбе и смерти.

В 70-е гг. это противоречие нарастает в сознании Фета. Мысль о смерти, о необходимости «остановки» процесса жизни человека все более и более подчиняет себе поэта.

Выработанные им в 40—50-х гг. «решения» проблемы «ограниченности» человеческой личности во времени, сознание возможности «растянуть» время за счет выявления его содержательности, «валентности», т. е. наполненности, перестали казаться ему ответом на мучительный вопрос о тайне небытия.

Поэт принимает обрушившиеся на него сомнения и трагические ощущения с присущим ему стоицизмом. Подобно тому, как в предшествовавший период своей жизни он «порвал» с обществом, бросил вызов историческому прогрессу и «ушел» в природу и чистое искусство, теперь он «порывает» с природой, отказывает ей в правах господства над собой и провозглашает союз своего разума с космосом.

Фет, отрекшийся в 60-х гг. от рационализма, объявивший приоритет инстинкта над умом и до хрипоты споривший с Тургеневым, доказывая ему, что искусству не по пути с логическим сознанием, обрушивает на инстинктивное, «природное» чувство — страх смерти — мощный арсенал логических аргументов, берет в союзники Шопенгауэра для пополнения своих доказательств.

Поэт погружается в чтение философских трудов, переводит в 1888 г. знаменитый трактат Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В поздних стихотворениях Фета обнаруживаются непосредственные отзвуки концепций этого философа.

В 1882 г. после длительного перерыва выходит новый сборник стихотворений Фета «Вечерние огни», вслед за чем поэт издает под тем же названием еще три сборника, обозначая их как второй (1884), третий (1887) и четвертый (1890). Философская концепционная мысль определяет самую структуру стихотворений, вошедших в эти сборники, составляет их содержание.

Теперь низкой действительности и жизненной борьбе поэт противопоставляет не искусство и единение с природой, а разум и познание. Именно ум, чистое познание, мысль подымают, как утверждает Фет в эти годы, человека над толпой, дают ему власть над миром и полную внутреннюю свободу.

Раньше он постоянно выражал в стихах одно и то же убеждение — убеждение в том, что он принадлежит к природе, что ончасть ее, что в стихах его звучит ее голос.

При этом следует отметить, что, говоря о боге, он разумел силу, определяющую законы природы в космическом масштабе, силу, властвующую во вселенной, но совершенно лишенную этического содержания. Конечно, обращения к богу во всех его стихах имели поэтический, а не религиозный смысл.

Человеческая личность — бесконечно малая часть вселенной — оказывается равна целому, к которому принадлежит. Замкнутая в пространстве личность — благодаря своей способности мыслить — вездесуща, мгновенная — она вечна, и это-то соединение противоположностей в человеке есть чудо вселенной.

Стремление выйти за пределы времени и пространства — один из постоянных мотивов поздней лирики Фета. Этот мотив выражает «разрыв» поэта с природой и богоборческий, непримиримый характер его поэзии этих лет. Поэт начисто отметает обычный для христианских религиозных представлений и традиционный для поэзии мотив освобождения человеческого духа от земной ограниченности через смерть.

Фет не устает повторять, что только жизнь — и жизнь физическая, жизнь тела — уподобляет человека божеству. Отрицая власть над собою времени, он утверждает вместе с тем, что условием безграничной внутренней свободы является единство души и тела и их горение в творчестве, мысли и любви.

Поэтическая тема свободного полета приобретает в стихотворениях этих лет устойчивую форму философской мечты о преодолении власти времени и пространства. Ограниченность человеческого бытия в пространстве и времени — вопрос, который в течение всей жизни был предметом его философских раздумий, — теперь становится трагическим лейтмотивом его философской лирики.

«Родное пространство», свой «круг», своя сфера перестает в конце жизни поэта быть для него убежищем, он охладевает к ней и покидает ее не ради приобщения к природе, а ради гордого господства над нею в сфере духа. Он одержим жаждой жизни и наслаждения ею.

Развивая в своих рефлективных стихах мысль о философии, мудрости, о познании как пути преодоления страха смерти, а следовательно — и самой смерти, Фет видел и показал относительность этого выхода. Его «языческая», по выражению Н. Страхова, любовь к жизни не могла быть преодолена умозрением, и сильнейшим средством борьбы за счастье и жизнь на склоне лет поэта становится его любовная лирика.

В «Вечерних огнях» появляется целый цикл стихов (не выделенных формально в цикл), посвященных трагически погибшей возлюбленной юности Фета Марии Лазич. Вечность, неизменность, постоянство любви к ней поэта, его живое восприятиедавно ушедшего человека выступают в этих стихотворениях как форма преодоления времени и смерти, разделяющих людей.

В последний период своей деятельности Фет создает новый цикл стихов о любви, в которых он, тяжело болевший старец, бросает вызов трагизму жизни и самой природе, обрекающей человека на смерть. На полях тома произведений Фета около подобных стихотворений Александр Блок, не только любивший творчество этого поэта, но изучавший его, записал многозначительные указания на возраст поэта, сопроводив некоторые из них восклицательными знаками.

М. Горький в одном из эпизодов «В людях» рассказывает о том огромном впечатлении, которое произвело на него, мальчика, подавленного «свинцовыми мерзостями» жизни, случайно услышанное им стихотворение Фета, которое незадолго до того появилось в сборнике поэта «Вечерние огни».

Стихи, обращенные читавшим их человеком к красивой женщине,

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо

— прозвучали для услышавшего их гениального подростка как призыв к преклонению перед красотой бытия.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892) – поэт, переводчик. Первые стихи начал писать в юности. Впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 г.

Особенности поэзии:

Воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания

Функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки, и целостная картина мироздания, и крошечная деталь привычного мира

Мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не слышит

Трудно определить адресата стихов, в центре внимания сам лирический герой

Образы героя и героини у Фета начисто лишены будничности, приземленности, социально-бытовой определенности, они наполнены любовью, мелодичностью, особым тактом. Вся поэзия А. А. Фета наполнена мелодией, особым ритмом, тактом, его стих льется, как песня, которую хочется петь снова и снова. Относясь к поэтам “чистого” искусства, Фет большую часть своих произведений посвятил любви, природе и искусству. Тесное переплетение этих мотивов дает нам возможность почувствовать всю красоту, духовность, лиричность чувств влюбленного человека, человека, безумно любящего свою страну, природу, окружающий его мир. («Сияла ночь», «Учись у них»).

О «поэтической дерзости» Фета говорил Л.Толстой, которого приводила в восторг стихи Фета. Нельзя не почувствовать в его восклицании душевного волнения, вызванного поэтическим талантом Фета и знакомого каждому, кто хоть однажды соприкоснулся с фетовской музой. Источник лирической дерзости Фета, чистоты, искренности, свежести и неувядающей молодости его поэзии - в неугасающем и ярком пламени, которым наделила его всемогущая природа.

Импрессионизм означает впе­чатление, то есть изображение не предмета как та­кового, а того впечатления, которое этот предмет производит. Стремление Фета показать явление во всем мно­гообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. При всей правдивости и конк­ретности описания природы прежде всего служат средством выражения лирического чувства.

Фет считал, что назначение поэта - "воплотить невоплощенное". Он понимал, что поэт видит то, что обычному человеку недоступно, видит так, как обычный человек без подсказки не может. Там, где первый видит траву, поэт созерцает бриллианты. Только поэт способен овеществить словами весну, осень, ветер, закат, надежду, веру, любовь.

Поклонник Пушкина, Тютчева, он никогда не подражал другим авторам.

Анализ новаторства поэзии Фета стоит начать с выявления особенностей его поэтического мироощущения. При сходстве поэзии Фета с романтической лирикой начала века (преобладание эмоциональной стихии нал рациональной, стремление выразить «невыразимое», устремлённость к идеалу и т. д.) есть принципиальное различие. Если для романтической традиции важнейшим является понятие двойственности, разлада, дисгармонии (мечты и реальности, человека и природы, любящего и любимой и т. д.), то для поэзии Фета основополагающее понятие — единство, слияние, гармония.

Анализ стихотворения «Ещё майская ночь » убеждает, что человек предстаёт у Фета центром вселенной, любимцем и избранником природы, для которого всё в ней радостно трепещет и блистает красотой. Благодарная песня в ответ — всё, чего ждёт природа от поэта. Для Фета природа не сфинкс и не равнодушная богиня с металлическим голосом. Ему не надо уверять себя самого, что в ней «есть душа... свобода... любовь и язык». Фет ежеминутно слышит этот голос в тревожной песне соловья, видит эту душу в кротком взгляде звёзд, чувствует эту любовь в застенчивом трепете берёзовой листвы. Природа для Фета жива и одухотворена. Но и сам поэт предельно открыт всем природным стихиям. Его душа как совершенный музыкальный инструмент, настроенный в лад с гармонией вселенной. Поэт буквально пронизан этими токами, колыханьями, звуками.

Такое же единство свойственно любящим. Их могут разделять невысказанные слова, годы разлуки, даже смерть, но слияние душ не знает предела и препятствий. За людей говорит благовонная ночь, огонь камина, кленовый лист, рыдающие звуки рояля.

Именно в этой особенности мироощущения Фета ключ к его поэтике. Отсюда кажущаяся «замкнутость» поэта на самом себе, его внимательность к тончайшим переливам собственных переживаний. Отсюда нежелание высказываться полными синтаксическими конструкциями, развивать последовательно мысль, «объяснять». Эмоциональный резонанс — вот то действие, к которому стремится поэт и которому подчинены (которым обусловлены) все конкретные приёмы его лирики. Так, например, обратившись к стихотворению «Это утро, радость эта... », мы можем выявить некоторые особенности его формы:

Простота композиции: без всякого вступления нанизываются признаки, перечисляются приметы и последняя строка подводит итог: «Это всё — весна».

Единообразие повторяющихся синтаксических конструкций (сочетаний указательного местоимения этот всё с новыми существительными) и на фоне их повторяемости, задающей быстрый, летучий ритм стихотворения, интонационно выделяются строки, где единообразие нарушено каждый раз по-другому (то определением: «этот синий свод», то дополнением: «этот говор вод», то особым знаком, придающим другой смысл строке: «эти капли — эти слёзы» (вместо перечисления — пояснение с оттенком противопоставления), то отрицательным оборотом «этот пух — не лист»). Так достигается ощущение разнообразия в единстве, движения в статичном на первый взгляд образе.

Безглагольность поэтической речи — излюбленный приём Фета, нарушающего привычные представления о возможностях языка.

Ещё один его любимый приём — смешение ритмов, разнообразие строфики. В данном случае общий хореический рисунок разнообразится довольно сложным строением каждой строфы, в которой четырёхстопные попарно зарифмованные строки перебиваются укороченными 3-й и 6-й строками, рифмующимися между собой, причём в 1—2-м и 4—5-м стихах рифма женская, а в 3—6-м — мужская.

Динамика заключена и в движении лирического сюжета от утра к свету дня, к вечерней заре и ночной мгле с соловьиными трелями.

В веренице весенних примет образы природы (стаи, ивы, берёзы, мошки, пчёлы) и обозначения человеческих состояний (радость, слёзы) перемешаны, даны в едином потоке.

Так же парадоксально смешаны просто названия предметов, явлений, самих по себе не связанных именно с весенним временем (ивы, берёзы, горы, долы), и метафоры, олицетворения (мощь света, говор вод, капли — слёзы), изображающие черты весны. Благодаря этому создаётся ощущение, что горы и долы заново возникли, только что родились вместе с весной.

Недоговорённость, непроявленность образов (этот зык и свист, этот вздох ночной селенья, эта мгла и жар постели), допускающих многозначные истолкования.

В итоге все особенности стихотворения подчинены одной цели: создать неповторимое чувство весенней захлёбывающейся радости, оглушённости звуками, переполненности неясными, но могучими чувствами. Ещё раз отметим, что Фет далёк от тщательного воссоздания весенних картин. Мгновенность впечатления передаётся распадением законченного (оформленного) образа на живописные детали (ивы — берёзы — капли — слёзы — пух — лист). Если попробовать «восстановить» законченность образа в «академической манере», получится что-то вроде «на листьях ив и берёз, нежных, как зелёный пух, блестят капли, похожие на слёзы». После импрессионистических мазков Фета подобный образ кажется старомодно тяжеловесным и слишком рационалистичным. Конечно, лирика Фета не сводится к этим воздушным видениям, невесомым образам. В ней есть и воплощение вполне реального житейского опыта, и раздумья о человеческой судьбе, и конкретные приметы времени. Однако именно поэзия неуловимых мгновений составляет её новаторскую черту и потому находится в центре нашего внимания.

Новаторство поэтического языка не было для Фета самоцелью, не являлось стихотворным экспериментаторством. Своеобразие лирики было обусловлено особым духовным обликом поэта, словно бы оставившим всё «материальное», рассудочно-приземлённое своему двойнику Шеншину и в результате достигшему нечеловеческой тонкости и чуткости в поэзии.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014


Close