Ночь в Индийском океане. Тропики. Космически черная ночь. Свет только от звезд, мерцающим шатром раскинувшимися над бесконечностью. Оказывается, наша память сохраняет для нас знакомые с детства звездные россыпи привычного, ночного, северного неба. Здесь, в тропиках, смотришь вверх и понимаешь, что над тобой звездное небо, но не то, к которому ты привык с детства.

Свалился в другую сторону Млечный путь и не вертится привычно над головой вокруг своего хвоста «Малая медведица». Пропала за горизонтом и северная царица «Большая медведица», самые яркие звезды оказались в окружении незнакомых созвездий. И вместо пышной красавицы Веги сверкает Альфа Центавра, а в другом конце на черном бархате лежит алмаз Канопуса. Подковку Северной короны, состоящую из небольших сверкающих звездочек, но хорошо видную на ночном небе и узнаваемую, сменил Южный крест – символ южных широт.

Полный штиль, и наш танкер «Инкерман» беззвучно летит в черное пространство космоса, навстречу к незнакомым звездам. Беззвучно потому, что машинное отделение расположено в корме, а штурманская рубка в носовой надстройке, и шума машин практически не слышно. Выходи на крыло мостика, где не слышно пощелкивания навигационных приборов и тебя обволакивает влажная полная тишина, ложись на встречные горячие струи воздуха и представляй себя где угодно, только не на Матушке Земле.

Но вот, под бортом, внизу, расширяясь зазмеилась фосфорно-белая, искрящаяся полоса вывернувшейся из под форштевня волны, и побежала в сторону пропадая, кувыркаясь и затухая. А ей на смену другая, такая же яркая и игривая. Оглянись назад, а там за кормой сверкающей изумрудной полосой уходит вдаль, назад до горизонта след, кильватерная струя закрученная винтом танкера.

Тропические воды Индийского океана, прерии подводного мира, так насыщены планктоном, фосфорицирующем при любом попадании на них самого слабого лучика света, что в ночи, как будто отражая звезды, то здесь, то там вспыхивают неожиданные огни. Луч ручного сигнального прожектора, узкий, как лазерный меч в руках фантастического воина, опущенный вертикально в глубину вод сверкает вихрями разноцветных звездочек далеко, на несколько метров под водой.

Нереальная тишина, только палуба под ногами чуть подрагивает, вибрирует от работы машин. В стороне, на предполагаемой поверхности океана появляются несколько изумрудно-белых черточек, приближающихся, удлиняющихся и все больше напоминающих след от быстро несущихся в борт судна нескольких торпед. Зрелище, на первый взгляд пугающее. У самого борта происходит поворот на девяносто градусов и вот уже разбойники дельфины мчатся рядом с судном, разрезая плавниками черную воду и оставляя за собой белый искрящийся след. Невольно приходит в голову, что только разумные существа выберут такой способ пошутить с людьми.

Придет утро, и в рассветной дымке моряки увидят от горизонта до горизонта сопровождающее их многотысячное войско этих удивительных существ. Такого количества дельфинов в обозримом пространстве мне не приходилось видеть больше не в одном уголке мира. В одном месте они мчатся вместе с судном одним курсом, в другом, толи играя, толи охотясь на косяк рыбы они сотнями одновременно выныривают из воды, подлетая на три-четыре метра, даже кувыркаясь, и без всплеска уходя снова в воду.

Одна группа «выделена» для сопровождения нас через их территорию. Они неотступно следуют рядом с бортом, уходя периодически под корпус судна, или пристроившись в метре перед форштевнем, прокладывают нам прямой путь. Чтобы мы поскорее убрались? Или мы им интересны? С нами не скучно. Несколько часов мы идем в окружении тысяч жителей Индийского океана.

несколько тетрадей; упражнение не записано; читал не размыш­ ляя; не сделав ничего хорошего; путь нелёгок; нехоженая доро­

га; никем не нарушаемая тишина, стекло не круглое, а прямо­

угольное; не выдуманная, а правдивая история.

Буквы Н и нн в наречиях на -о и -е Море гудело разъярённо, странно видеть, повторять неодно­

кратно, обсудить всесторонне, самоотверженно защищать, твердил безустанно, учиться постоянно, вёл себя непринуждён­ но, бессмысленно возражать, медленно поднялась, поступать

ветрено, нечаянно задеть, выглядеть естественно, звучать ро­

мантично, верить неизменно, выступать ответственно.

Буквы Н и нн в именах прилагательных и причастиях (обобщение)

Ветка сломана ветром, запечённое в тесте яблоко, погашен­ ный костёр, песчаный пляж, усеянный камнями берег, невспа­ ханное поле, не замеченная ранее речонка, студёная роднико­ вая вода, утомлённые длинным переходом юные туристы, се­ ребряный иней, искусаны комарами, картошка испечена в золе, нечаянная встреча, копчёные продукты, жаренные в масле гри­ бы, плетённый из хвороста, туманная завеса раннего утра, раз­ бужены петушиным криком.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий, в суффиксах и окончаниях имён существительных,

имён прилагательных и причастий «Диктант на засыпку»

Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёст­ ком диване и пил дешёвый желудёвый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой

обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пус­ тился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь силь­

ным, ЧТО в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала ло­

шадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совер­ шив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и об­ жёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткоЙ. Ожог был очень тяжёл. Огорчённый чёрт куцей овцой кинулся к бочонку с мочё­ ными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что не бережёного Бог не бережёт», - чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

(С. ВОЛКОВ)

Буквы О и А на конце наречий Вытереть насухо; прибыть засветло; заведомо ложные пока­

зания; сначала повернул вправо, затем влево; вымыть дочиста;

беседовал доверительно; глядит испуганно; расположиться справа; вырастить заново; посмотреть искоса; объяснить до­

ходчиво; накормить досыта; возвращаться затемно; делать ис­

правно; чувствовать себя стеснительно; приходить запросто;

учиться заочно; наскоро поесть.

Дефис в наречиях Строить работу по-новому, встретиться где-нибудь, делиться

по-братски, когда-то жил в деревне, шёл еле-еле, завязать креп­

ко-накрепко, по-осеннему свежо, появиться нежданно-негадан­

но, мало~помалу приближаться, изъясняться по-английски, идти

куда-то, птиц видимо-невидимо, прыгает по-заячьи, вышло по­

твоему, сделать кое-как, когда-нибудь придёт, кое-где желтеет рожь, вот-вот наступит, влюблён по-юношески, всё-таки не со­

всем рассвело.

Обобщение изученного о дефисе

в других частях речи

Иссиня-чёрное облако, железнодорожный переезд, поехать

на северо-восток, выпукло-вогнутая линза, написать автопорт­

рет, сварливый штабс-капитан, наблюдать за ледоходом, зани­ маться велоспортом, голубовато-фиолетовые колокольчики, мясо-молочные продукты, прийти через полчаса, съесть пол-ли­ мона, приехать из Ростова-на-Дону.

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

и отрицательных местоимениях

Нисколько не удивился, никак не ожидал, некуда яблоку

упасть, не из-за чего ссориться, ниоткуда ничего не слышно, не иметь никаких прав, ничуть не растерялся, некогда сходить к

друзьям, ни у кого не вызывал удивления, шагу ступить негде,

никакой звук не доходил, не с кем было посоветоваться, где некогда был пустырь, ей ни в чём никто никак помочь не хочет, не у кого искать поддержки, никогда и нигде не пропадёт.

ь после шипящих на конце наречий

и в других частях речи

Посадить хвощ, упасть навзничь, несмело улыбнёшься, ста­ ло ему невмочь, прячешься в тени, правильный чертёж, падает с крыш, спрячьте подальше, пройти мимо рощ, взять реванш, приготовить борщ, похож на родителей, уж замуж невтерпёж, сделать из удилищ, пробить брешь, не собьёшься со счёта, хо­

чется прилечь, малыш неуклюж, сплошь покрыты мхом, пустить­

ся вскачь, открывается настежь.

Повторение по теме «Наречие» Пел по-соловьиному, подняться наверх, едва-едва услышать,

уехать надолго, сделать безбоязненно, сказать сгоряча, упасть

замертво, дело запутанно, ручьи заиграли певуче, ложишься

навзничь и отдыхаешь, по-осеннему скучно, ползти по-пластун­

ски, подойти вплотную, встать навытяжку по-военному, участво­ вать в сценке вчетвером, разойтись по-хорошему.

Контрольный диктант

Уловки косого Издавна принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что

он боится своей тени.

Не всегда он бросается в бегство от опасного врага. Зата­ ившись где-нибудь в сугробе под кустом, терпеливо выжидает, высматривает, авось не заметят. Лежит, сжавшись в упругий, мускулистый комок. Убедившись, что опасность миновала, сно­ ва спокойно укладывается отдыхать. Невольно удивляешься ­ какая выдержка, какие крепкие нервы! Нередко заяц загляды­ вает в деревню, чтобы поживиться чем-нибудь в огороде и в саду. Иной раз невдалеке от дома, не обращая внимания на лай собак, шаги, голоса, лакомится капустной кочерыжкой. Не каждый дикий зверь отважится на такое.

Не очень-то удачны некоторые шутки и прибаутки, насмешки над зайцем ...

«Зайцами» называют безбилетных пассажиров в трамвае, троллейбусе, автобусе или поезде. Наверное, потому что они чувствуют себя весьма настороженно, с оглядкой, точь-в-точь, как зайцы в лесу.

(По Я. Суханову)

Предлоги

Из-под Тулы, в течение полугода, в продолжение дня, по-над Доном, вследствие неудач, из-за дверцы, навстречу госпоже,

ввиду изменения расписания, в заключение конференции, на­ ряду с другими, вслед за перебежчиками, наподобие статуэт­ ки, аппликации вроде бабочек, в виде огромной звезды, по при­ чине непогоды, во избежание недоразумения, обойти вокруг па­

мятника, пришлось узнать впоследствии.

Контрольный диктант Воробьи

На дворе весна. Капает, течёт с крыш, шумит вода по жело­ бам. Всё вокруг нас оживает, прихорашивается. Даже воробьи хотят встретить весну понаряднее. Зимой воробей был крайне неуклюж. Теперь вместо жёлтого клюва у него чёрный, пёрышки блестят. Говорлив стал на удивление. Хвост поднят кверху, кры­ лышки опущены. Весь воробей выглядит наподобие франта.

Весна идёт без остановки. Воробьи весело летят навстречу весне. Вроде лес только листвою оделся, а внутри гнёзд у во­ робьёв уже сидят крошечные воробьята. Кормят воробьи своих птенцов червячками и гусеницами. Ловлей гусениц занимаются они в течение трёх недель, пока воробьята не вырастут. А как оперятся, так вслед за родителями будут добывать себе корм

Сейчас малыши беззаботно чирикают по причине непонима­ ния близкой опасности. Старые воробьи вроде охранников.

(По М. Богданову)

Позвонил, чтобы напомнить; он также отдыхал на юге; утро

тоже нерадостное; в одно и то же время; спрятались за то дере­

ягод; ушёл, чтобы не мешать; дождь так же лил, как и вчера; что бы ни сказал - всё интересно.

Контрольный диктант

Ясхан Среди песков Туркмении лежит удивительное озеро Ясхан.

Что бы о нём ни говорили учёные, это озеро по-прежнему оста­ ётся загадкой природы. 110 своему виду озеро так же необычно, как и по содержащейся в нём воде. Ясхан похож на подкову, одна половина которой содержит пресную воду, другая - солё­ ную. Пресная вода очень холодная. Кажется, что её специально кто-то остудил, чтобы утолить жажду усталого путника.

Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, зато Ясхан изобилует прекрасной водой, и её так же много в озере, как и в другие времена года. Предполагают, что добрым волшебником служит подземное море пресной воды. За то время, что суще­ ствует озеро, о нём сложили много легенд. Одна из них расска­ зывает о добром страннике, который пожалел людей, выгнал

духов из озера и опреснил воду.

(Из «Популярной энциклопедии рек и озёр»)

Правописание частиц НЕ и НИ Не помню ни строчки; в комнате ни души; не раз это слыша­

ли; ни шагу назад; не видел ни разу; никак не сделать; ни с кем

не разговаривай; ничто не удивляет; не рад никому; платье не голубое, а зелёное; красивые незабудки; не мог не прийти; не произнести ни звука; сделал не думая; путь не ближний, а даль­ ний; ни дна ни покрышки; где он только не бывал; нельзя не рассказать; совсем не интересный сюжет.

Раздельное и дефисное

написание частиц

1. Погляди-ка, не наши ли дети жгут костры на ночном прива­ ле? 2. Но всё-таки к обеду наша лодка через край наполнилась дичью. 3. Неужели так поздно? 4. Что бы подарить другу, чтобы не обиделся? 5. Нет ли сегодня нам письма? 6. Сядь-ка, отдох­ ни. 7. Да будет он отца достоин, да будет дух его спокоен. 8. Читай же быстрее! 9. Кто-то постучал в окно. 10. Вечером он кое с кем познакомился. 11. «Начинайте же выступление», ­

сказала учительница детям.

Частица НЕ с разными частями речи 1. Недисциплинированность заключается не в шалостях, а в

невыполнении обязанностей. 2. Никто в доме не знал о пред­ полагаемом побеге. 3. Осень стояла небывалая, сухая, бодрая. 4. Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться не с кем. 5. Мы сидели и переговаривались, не зажигая огня. 6. Не удивительно ли само по себе озеро? 7. Не стыдно мол­ чать, когда нечего сказать. 8. Никогда не беритесь за после­ дующее, не усвоив предыдущего. 9. Недоумевая, он стал пе­ речитывать письмо. 10. Заспанное лицо было не злое, а ско­ рее доброе.

Повторение по теме «Частицы» Мне нечем тебя угостить; мне куда-нибудь хочется пойти; ни

с кем не посоветовался; никаких условий не принимаю; не мог­

ла меня не удивить; как ни старались, не смогли решить задачу;

не прочитано ничего; не было ни пылинки; палец о палец не ударит; не объяснив ничего; не видно ни зги; не затихал ни на миг; план-то хороший; молодцы-то вы молодцы; ни под каким предлогом; во что бы то ни стало; как ни в чём не бывало, не у

кого спросить.

Контрольный диктант

Тюльпан Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригиналь­

на его форма, но почему-то ни греческая, ни римская мифоло­ гия не создали о нём никакого сказания. И это тем более стран­ но, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции,

где их не могли не заметить как сами жители, так и все те,

которые были творцами мифологии.

Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде фонаря или кубка цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма», Он воспет многими персид­ скими поэтами, которые утверждали, что с девственной красо­ той этого растения не могут сравниться ни нежные движения

кипариса, ни даже сама роза.

Но ещё большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник

тюльпанов.

(По Н. Золотницкому)

Контрольный диктант за I четверть

Медвежонок Из приземистого, исхлёстанного ветрами ельника прямо мне

под ноги выкатился медвежонок. Малыш растерялся, склонил голову набок и с удивлением стал меня разглядывать.

Я показался медвежонку безобидным. Он засопел и спокой­ но стал почёсываться. Его всклокоченная тёмно-бурая шубка была вся в еловых иголках, причинявших ему боль.

Я погладил малыша и стал вытаскивать из его шёрстки игол­ ки. Неуклюжий приятель сопел от удовольствия.

Тут послышался треск, призывное урчание, и справа от меня

из леса вывалилась злющая медведица.

Прижался я к стволу лиственницы, даже дыхание старался сдерживать. Спас меня малыш. Медвежонок увидел в зарослях какую-то птицу и кинулся налево в чащу её догонять. Медведи­

ца ринулась за ним.

По верхушкам папоротника, раскачивающимся всё дальше и

(По В. Бурлаку)

(Проверяемые безударные гласные и согласные в корне сло­ ва; гласные и, у, а после шипящих; гласные 0 - ё после шипя­ щих в корне слова, в суффиксах существительных; приставки

на з- и с-; приставки пре- и при-; ь после шипящих на конце

имён существительных;безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий; дефис в сложных именах прила­ гательных и неопределённыхместоимениях; н и нн В причасти­

ях; не с именами прилагательными;однородные члены преДJlO­

жения; причастные обороты; сложные предложения.)

Контрольныйдиктант за 11 четверть Сбор КЛЮКВbI

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нём нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.

Высокие пышные кочки, устеленные светло-зелёным мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, кото­ рые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ве­

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его про­

сто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную

яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближай­ шую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжёлыми, западающими в мох алыми

каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцвета­ ми, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кис­ лоту прохладной твёрдой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину)

(Чередующиеся гласные е - и в корне слова, ь после шипя­ щих на конце глаголов, дефис в неопределённых местоимениях и наречиях, гласные о - ё после шипящих, не с именами прила­ гательными и глаголами, правописание сложных имён прилага­

тельных, н и нн В причастиях, однородные члены предложения,

причастные обороты, сложные предложения.)

Контрольный диктант за 111 четверть Тропики

Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ве­ терка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из от­ верстий какого-то озарённого светом храма, сверкают милли­ оны огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играю­ щая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть

ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не

отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ниче­ го, но уйдёшь В каком-то чаду раздумья ...

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устре­ мляешься мыслями к далёкой родине.

1.Я углубился в виноградную аллею которая вела в грот.
2.Днем на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза.
3.Ветер гонит облако с дождями,листья перевертывает скопом.
4.Неожиданно кончился лес и, распахнувшись для дальнего синего неба,ударила в глаза росистая яркость лугов.
5.Если хочешь быть счастливым,будь им.
6. Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.
СРОЧНО!ПОМОГИТЕ НАЙТИ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...!

Пожалуйста помогите!

Прочитайтк текст,озаглавьте его.Определите роль прилагательных.В каком значении употребляется в данном тексте слово ряд?
Исторические улицы Москвы складывались в определённом порядке.Твёрдо соблюдалось правило торговли в специально отведённых для этого рядах.
ИспокОн веков существовали в столице такие торговые ряды,как ИкОнный,Котельный,Шапочный,Масляный,Лапотный,Красильный,Золотой,Серебряный,Сапожный,Яблочный и др.
От названий бывших рядов в центре Москвы остались названия переулков:ВЕтошный,Рыбный и т.п
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ НУЖНО!!

прошу пожалуйста помогите: (1)Меня

прошу пожалуйста помогите:
(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.


(10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.


(13)Какая диковинная память, а! –
радостно говорит он. –
(14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:


(18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в
огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.


(34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! –
воскликнул отец.


(36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, –
заключила мама. –
(37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) –
писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на
кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь –
важнейшая часть
не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Издательство: Лениздат. 1982

OCR amp; SpellCheck: The Stainless Steel Cat ( )

Синей выпуклой грудью изогнулся на глобусе Атлантический океан. Ногами уперся в Антарктиду, широкими плечами далеко раздвинул материки. На голове у него, охлаждая буйный характер, как пузырь со льдом, лежит Гренландия. А по лицу россыпью веснушек разбросаны острова.

Острова в океане… Было время, марсовой смахивал слезы с воспаленных от ветра и соли глаз, срывал с головы красный, завязанный по-пиратски платок и хрипло кричал:

– Земля! Земля!

Просмоленный солнцем капитан, сбив с седых волос простреленную треуголку, дрожащими руками прикладывал к единственному оку отделанную серебром подзорную трубу. Полуголые татуированные матросы с криком бросались на ванты. Толстый бомбардир с серьгой в ухе крестил заросшую рыжим волосом грудь и подносил фитиль к пузатой мортире, с дымом и грохотом пуская каленое ядро по лазурным волнам. А корабельный лекарь, разгладив бороду, опытной рукой выбивал дно обвитого паутиной бочонка с ромом…

Нет больше в океане забытых миров. Лоции и гирокомпасы, радиомаяки и спутники безошибочно приводят к давно открытым островам дымящие трубами теплоходы. Гладковыбритые капитаны равнодушно смотрят на землю, встающую посреди океана: на шумные архипелаги юга и молчаливые, обернутые туманом северные острова, на загадочные коралловые атоллы и на мирные торговые островки с лавочками индусов и туземными сувенирами.

Только новички, тая волнение, открывают для себя новые миры. Это для них дымятся вулканы, чернеют непрочитанные надписи на базальтовых утесах, спят пиратские шхуны в прозрачных глубинах и розовые ибисы взлетают над зеленым морем джунглей…

Острова в океане… Коснись их – и они заговорят с тобой. Горстью причудливых камней в ладони, эхом прибоя в прибрежных скалах, легендой об Атлантиде.

Штормовой декабрьский ветер дует с моря, осыпает колючим снегом окна больничных корпусов на набережной Фонтанки. Поднятые воротники, как паруса, подгоняют редких пешеходов на застывших до звона гранитных тротуарах. На Фонтанке синеет лед. Под низкими арками горбатых мостов дышит в промоинах черная вода. Теснятся озябшие дома с лепными карнизами и не по сезону раздетыми кариатидами. В стеклах верхних этажей – холодный блеск зимнего неба.

Стрелки часов над. приемным покоем только перевалили за полдень, а куцый день уже смеркается. Вечереет. В окнах больницы горит свет, выдавая однообразную белизну палат и коридоров.

В перевязочной хирургического отделения слепят глаза рефлекторы бестеневой лампы. Заведующий отделением Виктор Андреевич Шевцов стоит у высокого окна, прислонившись к подоконнику, и держит перед собой руки в резиновых перчатках. Жар раскаленных батарей отопления припекает его голую под халатом спину. В марлевой маске душно, потеет лицо, колется недавно отпущенная бородка.

Шевцов вздыхает. Его ординаторы – врачи старой закваски, с почти министерской внешностью. А у него, как назло, ни живота, ни седины, ни даже приличной лысины. Чтобы не расстерилизовать руки, Шевцов плечом потирает свою бороду – спасительный атрибут солидности молодого зава.

– Ну и топят, черти! – ругается он. – Угля им казенного не жалко.

Перевязочная сестра Валя, рослая, широкая в плечах и бедрах, сердито сдергивает с пунцовых щек маску и за веревку рывком открывает фрамугу запотевшего окна. Ледяной воздух врывается в перевязочную, банным туманом клубится под потолком.

– Ты что, – возмущается Виктор Андреевич, – больных мне простудишь!

– Ничего им не сделается! Здоровее нас будут, – парирует Валя и прицеливается курносым носом в открытую фрамугу.

– Морем пахнет… – нахально улыбается она. – Понюхайте!

Валя начисто лишена почтения к начальству. Найти ей замену почти невозможно – никто не хочет работать в перевязочной. И она это знает.

Вдоволь надышавшись, Валя высовывает голову в коридор и басом кричит на пост:

– Везите больных, пока мы тут не зажарились!

– Много еще перевязок? – сквозь маску спрашивает заведующий.

– Две: резекция желудка – десятый день и старуха с холециститом.

– Какая еще старуха?

– Ну эта, из четвертой палаты.

– Валя! Во-первых, она не с холециститом, а уже без оного, а во-вторых… ей всего сорок пять лет!

– А в-третьих?

– В-третьих, закрой фрамугу!

Валя нехотя дергает веревку.

– Ну вот, опять будет как в Африке…

– А ты была в Африке? Нет? Вот и я не был…

Открылась дверь, заглянула молоденькая, в веснушках медсестра из новеньких. Прикрывая для стерильности рот ладошкой, – она была без маски – взволнованно выпалила:

– Виктор Андреич! Вас срочно вызывает главный врач!

Вызов к главному врачу – лицу непостижимо значительному для молодой медсестры – не произвел на Валю никакого впечатления:

– Подумаешь, "срочно"! Подождет – мы тут не чаигоняем.

– Валя, – поколебавшись, решил заведующий, – швы после резекции я все-таки сниму, а старуху… то есть вторую больную перевяжи уж сама.

Наверстывая время, Шевцов через две ступеньки взбежал на четвертый этаж. По дороге перебрал в уме свои прегрешения за последнюю неделю: никто не умер, особых ЧП не было…

В приемную вошел не спеша, улыбнулся секретарше и потянул на себя тяжелую, отделанную под дуб дверь.

В просторном кабинете, как посадочный знак, буквой "Т" стоял длинный стол с разноцветными.телефонами. Над столом – портрет Ленина, слева во всю стену – большая карта мира.

– Здравствуйте, Александр Александрович! – от двери поздоровался Шевцов.

Главный врач в расстегнутом на груди халате и в хирургическом колпаке бросил на рычаг телефонную трубку и молча посмотрел на заведующего. Главный и сам был хирургом, до сих пор не бросал скальпель и к хирургам благоволил.

– Здравствуй, Виктор! Что стоишь? Садись, кури.

"На „ты" – это хорошо, значит, не разнос, – подумал Шевцов, – но не курить же меня Сан Саныч вызывал…"

Главный врач сдвинул со лба накрахмаленный колпак, потер серые от проседи виски. Потом встал, шумно отодвинул стул с высокой спинкой и подошел к карте. Сказал кратко:

– Тебе открыли визу в загранплавание. Пойдешь в рейс на пассажирском лайнере "Садко". Им срочно нужен хирург. Отход послезавтра… Куда? – он вынул из нагрудного кармана ручку "Паркер", тупым концом провел по изгибу африканского материка: – Африка… Потом острова: Канарские, Бермудские, Вест-Индские…

Из синей бумажной глади поднялась волна, сверкнула на солнце и беззвучно разбилась о коралловые, рифы…

Шевцов вытер с лица испарину. Действительно, он заполнял когда-то анкеты, писал автобиографию, учил английский, немецкий… Но чтобы так – сразу в рейс?…

– Вы бы хоть предупредили, дали подумать…

– Некогда, Виктор Андреевич, думать. Судно осталось без хирурга. Выбор пал на тебя.

– А что скажет моя жена?

– Ну, – улыбнулся главврач, – какая же женщина откажется от заграничных нарядов?

– Наряды тут ни при чем. Вы не знаете мою жену.

Александр Александрович достал сигареты, чиркнул зажигалкой.

– Как у тебя дома? – спросил он, выпуская дым и глядя на заведующего отделением. – Все нормально?

– Нормально… – тихо ответил Шевцов.

– Тогда семь футов и попутного ветра… – тряхнул ему руку главный врач.

Шевцов вышел из кабинета, опустив голову. Радости он не ощущал. Он только что обманул Александра Александровича. "Как дома? Все нормально?" – звучал у него в ушах голос главного врача.


Предварительный просмотр:

Материалы к итоговой аттестации по русскому языку. 7 класс(трад.)

Нулевой срез.

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

Диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе».

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, у этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

Тест по теме «Причастие».

  1. Укажите правильный ответ:

Причастие-особая форма глагола, которая имеет признаки:

а) глагола; б) наречия и глагола; в) прилагательного; г) глагола и прилагательного.

2. Укажите глагольные признаки, которые имеет причастие:

а) время(настоящее и прошедшее); б) время (будущее); в) вид; г) возвратность.

3 . Укажите предложение (предложения) с причастным оборотом(знаки не расставлены):

А) Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы. Б) Взволновавшая меня мелодия доносилась с правого берега. В) Летящая стрела поразила противника. Г) Обработанная земля дала хороший урожай.

4. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот(знаки не расставлены):

А) Тянувшийся позади дома сад выходил за село.

Б) Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

В) За село выходил тянувшийся позади дома сад.

5. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот (знаки не расставлены):

А) Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.

Б) Освещенная бледной луной дорога выглядела таинственной.

6. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

А) Тишина прерывалась звуками, доносившимися издали.

Б) Доносившиеся издали звуки, прерывали утреннюю тишину.

В) На тропинке, согреваемой солнцем, быстро таял снег.

7. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А) Припудренные утренним инеем деревья радовали глаз.

Б) В саду стояли припудренные утренним инеем деревья.

В) Деревья припудренные инеем, радовали глаз.

8. Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие:

а) гонимый осенним ветром; б) цветущие поздней осенью; в) колеблемые ветром.

9.Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие:

а) любимый учениками предмет; б) исследующий почву ученый; в) пишущий историю.

10. Укажите номера слов, которые являются краткими причастиями:

(1) Освещенная солнцем поляна. Поляна была (2) освещена солнцем. Поверхность земли была (3)изрыта тракторами. Цветы, (4)залитые полуденным солнцем, источали сладкий аромат. Цветы, (5)издававшие сладкий аромат, были (6)залиты ярким полуденным солнцем.

11. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о.

б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы.

в) пече..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.

12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы.

б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо.

Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 1.

  1. Укажите слова, пишущиеся с Н:

а) завороже..ый; б) завороже..; в) застое..ый.

2. Укажите слова, пишущиеся с НН:

а)жаре..ый картофель; б) жаре..ый во фритюре картофель; в) картофель пожаре..

3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о;

б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы;

в) печ..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы;

б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо;

в) грибы собра..ы; дорожки подмете..ы; слома..ая вещь.

5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН:

(1)плете..ая корзина; (2) плете..ая из веток корзина;(3) сплете..ая корзина; (4) груже..ые баржи; (5)стари..ый глобус; (6) серебря..ое кольцо; (7) изране..ый человек; (8) ране..ый человек; (9) рва..ое

пальто; (10) разорва..ое пальто; (11) варе..ая рыба; (12) сваре..ая рыба; (13) варе..ая в (14) соле..ой воде рыба.

6. Закончите предложения:

А) НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть …….

Б) НЕ с краткими причастиями пишется …..

7. Укажите слово (или слова) , которые пишутся с НЕ раздельно:

а)(не)годующий; б) (не) написанная еще книга; в) (не) полученная посылка.

8. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно:

а) дом (не) отремонтирован; б) (не) отремонтированный еще дом; в) (не) отремонтированный дом.

9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ слитно:

(1) (не) кошеная трава; (2) никем (не) кошенная трава; (3) (не) скошенная трава; (4) трава (не) скошена; (5) (не)доумевающий взгляд; (6) никем (не) рассказанная история; (7) (не) законченная рукопись;

(8) (не) завершенная в срок работа; (9) хата (не) выбелена; (10) окно (не) вымыто.

Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 2.

1. Укажите слова с Н: а) ране..ый; б) украше..ый; в) белье высуше..о.

2. Укажите слова с НН: а) взбудораже..ый; б) украше..о цветами; в) украше..ый цветами.

3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н: а) моще..ая дорога;

Моще..ая булыжником дорога; прерва..ый разговор; б) плете..ая корзина; суше..ые фрукты; моче..ые яблоки; в) плете..ая из веток корзина; суше..ые на солнце фрукты; моче..ые в бочке яблоки.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН: а) цветы сорва..ы; дети расстрое..ы; расстрое..ый

ребенок; б) нарисова..ый; приобрете..ый; ухоже..ый; в) дом сожже.. врагами; сожже..ый дом; обрече..ый.

5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН: (1) вываля..ый в снегу; (2) испеч..ый

в печи; (3) пече..ый пирог; (4) пече..ые бабушкой пирожки; (5) заряже..ая винтовка; (6) деревя..ый дом;

(7) улицы застрое..ы домами; (8) сбереже..ые деньги; (9) увиде..ый впервые; (10) он озадаче..; (11) ва-

ре..ое мясо; (12) сваре..ое мясо; (13) краше..ая скамейка; (14) краше..ая в зеленый цвет скамейка.

6. НЕ с краткими причастиями: а) всегда пишется слитно; б) пишется всегда раздельно; в) может

быть написано и слитно, и раздельно.

7. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно: а) (не)доумевающий; б) (не)разгаданная тайна; в) никем (не)разгаданная тайна.

8. Укажите причастия, которые пишутся с НЕ слитно: а) окно (не) вымыто; б) (не) замеченная учителем ошибка; в) (не) замеченная ошибка.

9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно: (1) (не) дочитанный роман; (2) (не) дочитанный мной роман; (3) урок (не) доучен; (4) (не) окрепший после болезни дедушка; (5) (не) годующий человек;

(6) (не) замерзший пруд; (7) (не) замерзший к утру пруд; (8) (не) окрепший после болезни; (9) в доме еще (не) прибрано; (10) еще (не) украшенная елка.

Диктант по теме «Деепричастие».

Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.

Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.

Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь издали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

Наречие.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалеку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку»,--шепотом говорит мне мой спутник.

Стихло. Все вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди. .

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

Служебные части речи.

Тест по теме «Служебные части речи (союз, частица). 7класс. Вариант 1.

1. Укажите среди данных примеров сочинительный союз.

1) потому что; 2) также; 3) же; 4) так как.

(Не) смотря на (не)ожиданно ударившие в марте морозы, н.. яблони, н.. сливы у нас (не) пострадали.

1) НЕ СМОТРЯ –деепричастие с НЕ пишется раздельно.

2) НИ яблони, НИ сливы-соединительный союз ни-ни при однородных членах.

3) НЕОЖИДАННО -наречие с приставкой НЕ, без НЕ не употребляется.

4) Не пострадали-частица НЕ пишется с глаголом отдельно.

4. В каких предложениях зато

1)Я спрятался (за) то дерево, что росло у дороги. 2)Морозило сильнее, (за) то было тихо. 3) Научить себя работать со справочной литературой трудно, (за) то полезно. 4) (За) то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового.

5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени. В чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.

1) что бы-чтобы; 2) то же--тоже.

А видел ли слона?

Да разве там он?

Там.

–Ну, братец, виноват:

Слона –то я и не приметил.

9. Пишется через дефис: 1) лишь(бы) ; 2) все(таки); 3) что(же); 4) вряд(ли).

10. Заполните таблицу:

Тест по теме «Служебные части речи(союз, частица). 7класс. Вариант 2.

1. Укажите среди данных примеров подчинительный союз.

1) ни-ни; 2) также; 3) же; 4) так как.

2. К служебным частям речи относится: 1) междометие; 2) местоимение; 3) наречие; 4) частица.

3. Укажите ошибку в объяснении написания слова. (Не) смотря на усталость, мы н.. могли н.. восхищаться (не) превзойденными шедеврами живописи, и (н..) кто н.. проронил (н..) звука за время экскурсии.

1) НЕСМОТРЯ НА – производный предлог, пишется с НЕ слитно.

2) НИ могли НИ восхищаться-соединительный союз ни-ни.

3) НЕПРЕВЗОЙДЕННЫМИ-прилагательное, без НЕ не употребляется.

4) НИКТО-приставка НИ в отрицательном местоимении в безударном положении.

4. В каких предложениях зато является союзом и пишется слитно?

1) Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел. 2) Его прозвали Знайкой (за) то, что он много знал.3) Все умолкли, (за) то громче затрещали, разгораясь, ветки. 4) Незнакомец был невысок ростом, (за) то плечист.

5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены).

1) Вечерело и мы заторопились домой. 2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. 3) Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг. 4) Догорает костер разложенный в снегу и последний дымок его стелется низко. 5) Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок. 6) Белая пена сверкает и кипит буграми и с грохотом бьет в громадный черный утес.

6. Выпишите союзы в две колонки: сочинительные и подчинительные. Выполните морфологический разбор двух союзов (1 соч. и 1 подч.)

1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.

7. Запишите предложения с парами слов: 1) что бы-чтобы; 2) так же-также.

8. Выписать частицы, определить их разряд.

А видел ли слона?

Да разве там он?

Там.

–Ну, братец, виноват:

Слона –то я и не приметил.

9. Пишется через дефис: 1) как(бы) ; 2) (как)будто; 3) что(ли); 4) дай(ка).

10. Заполните таблицу:

11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание частиц НЕ и НИ.

1) Вокруг нет (н..) души. 2) Н..льзя (н..) поражат..ся кр..соте окружающ..й вас мес..ности. 3) Чего только (н..) увидишь в горах! 4) Идеш.. и идеш.., пока (н..) устанеш.. 5) (Н..) одной птиц.. (н..) слышно было в чащах. 6) Мы долго (н..) могли сказать (н..) слова. 7) Как (н..) любить стари..ых русских городов! 8)Сколько (н..) броди по берегам Волги, это никогда (н..) наскучит.

Итоговый диктант.

Тропики.. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у вас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…

Но как ни привыкнешь к краостам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.



Close