Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Методическая разработка - это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

Разработку конкретного занятия;

Разработку серии занятий;

Разработку темы программы;

Описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

Сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

Пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

Определение форм и методов изучения содержания темы;

Раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

Описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;

Описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

Использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

Структура методической разработки

Общая структура:

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

4.Литература.

5.Приложения.

Общие требования к оформлению и содержанию

Методической разработки

Название методической разработки

Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки.

По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.

Введение

Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:

Актуальность данной работы.

Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.

Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.

Основная идея педагогической деятельности.

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.

Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.

Различают три степени новизны:

1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

3.Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.

Основная часть

Основная часть может состоять из двух и более разделов.

В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий.

На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.

Современных приемов и методов образования;

Организации творческой деятельности воспитанников;

Педагогических идей и инициатив;

Новых методик и технологий обучения;

Результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы . Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Пример оформления методической разработки

Название методической разработки (на титульном листе).

1. Введение

2. Основная часть. Название основной части

Раздел 1. Название раздела

1.1. Название подраздела

1.2. Название подраздела

Раздел 2. Название раздела

2.1. Название подраздела

2.2. Название подраздела

Раздел 3. Название раздела

Внимание! Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла.

3. Заключение

4. Литература

5. Приложения

Заключение

В заключении формулируются:

Выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов Вашей педагогической деятельности.

Например:

Изменения в качестве знаний воспитанников, в овладении практическими умениями;

Изменения в уровне воспитанности;

Изменения в развитии интереса к предмету и т.д.

Значение применения использованной формы работы.

Возможность использования методической разработки в практике работы других воспитателей.

Литература

Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.

Приложения

Приложения структурируются, озаглавливаются и нумеруются в соответствии с последовательностью их упоминания в основном тексте.

Методические разработки уроков (занятий) - разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, воспитателю, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков, занятий и конспекты уроков, занятий.

План занятия - разновидность методической разработки, представляющая собой логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на занятии, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход занятия. Важнейшим требованием, предъявляемым к плану занятия, является точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход занятия.

Структура плана занятия:

Дата проведения занятия с указанием группы, в котором оно проводится; его номер по тематическому плану;

Тема занятия;

Цель занятия;

Задачи занятия;

Тип занятия;

Перечень этапов занятия;

Методы, используемые в ходе занятия;

Перечень используемого оборудования.

План-конспект занятия - разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов занятия, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе занятия. Характеризуется многоадресностью: воспитатели, администрация ДОУ и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала.

Различают следующие виды планов-конспектов :

По объему (по степени свертывания информации): краткие, подробные или развернутые, смешанные (допускающие совмещение краткого - в виде пунктов плана, тезисов, схемы - и полного, развернутого изложения информации);

По форме: текстовый конспект, конспект-таблица, конспект-схема, смешанный конспект занятия, в котором объединяются названные виды.
Структура плана-конспекта урока:

Дата проведения занятия с указанием группы, в которой оно проводится; его номер по тематическому плану

Тема занятия;

Цель занятия;

Задачи занятия;

Тип занятия;

Структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

Методы и приемы работы воспитателя в каждой части занятия;

Учебное оборудование, необходимое для проведения занятия;

Задания для детей на каждом из этапов;

Методическая разработка мероприятий - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического вечера, викторины, конкурса, игры, фестиваля и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Структура методической разработки мероприятий:

Дата проведения мероприятия с указанием группы, в которой оно проводится

Тема мероприятия;

Цель мероприятия;

Задачи внеклассного мероприятия;

Тип мероприятия

Структура (сценарий) мероприятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

Методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия;

Оборудование, необходимое для проведения мероприятия;

Задания для детей на каждом из этапов мероприятия;

Алгоритмы выполнения заданий.

Екатерина Дурникова
Требования к оформлению методической разработки

1. Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, при необходимости приложения.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензий) (вверху страницы) ; название работы (в центре листа; сведения об авторе (Ф. И. О., должность, квалификационная категория, педагогический стаж работы) (справа внизу) ; год написания разработки (по центру внизу) .

Аннотация

Указываются :

Проблема, которой посвящена методическая разработка ;

Вопросы, которые она раскрывает;

Потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка ) .

Введение

Раскрываются :

Новизна методической разработки ;

Цель методической разработки ;

Условия применения (что нужно для того чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);

Трудоемкость, ограничения, риски.

Основная часть

Заключение

Приводятся :

Основные выводы по теме разработки ;

Информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

Информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. выписка из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий и пр. обязательно помещается в приложении.

Список литературы

Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями . Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет –ресурсы) . Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Приложения

Приложения пронумеровать;

Указать название каждого приложения;

Каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение» , которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1»

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте не обязательны)

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Малькова Л.А.

Москва

2014

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Как написать методическую разработку

Некоторые типы и виды уроков


Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Как написать методическую разработку. Некоторые типы и виды уроков. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием здоровьесберегающих технологий ./ Л.А.Малькова – М.: ГАПОУ МОК им. В.Талалихина. 2014. – 26 с.

Знакомясь с материалами брошюры, преподаватель узнает, что такое методическая разработка, ее виды и научится правильно распределять материал, правильно и грамотно оформлять материалы из своего опыта. Кроме того, в брошюре представлены некоторые материалы по типам и видам уроков и некоторые рекомендации к ним.

ГАПОУ МОК им.В.Талалихина

2014-10-08

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой :

Разработку конкретного урока.

Разработку серии уроков.

Разработку темы программы.

Разработку общей методики преподавания предметов.

Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания.

М етодические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо:

    Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

    Определить цель методической разработки.

    Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

    Составить план и определить структуру методической разработки.

    Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке :

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1. Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Как написать педагогическую разработку

Педагогическая разработка – квалификационная работа преподавателя, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.

Виды педагогических разработок


Преподаватель

Педагогические разработки


Частные Методические Методические Учебные


Методические Учебно-методические Учебники

разработки пособия

Рис.1.

Методические разработки : содержат конкретные материалы в помощь преподавателям, подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий, конспекты отдельных тем.

Методические указания : разрабатываются по составу и выполнению курсовых работ (проектов), конкретных работ, подготовке к экзаменам, зачетам, к итоговой Государственной аттестации, самостоятельной работе студентов и т.п., а также по лабораторно-практическим работам и практикам, где важно обратить внимание на последовательность действий и (или) предполагается соблюдение определенных мер предосторожности.

Методические рекомендации : охватывают общеметодические вопросы ведения учебной документации, организации курсового проектирования, промежуточной и итоговой аттестации, планирования учебной и воспитательной работы и т.д., предлагают технологии работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям, освещают вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин.

Учебно-методическое пособие :

1. Произведение, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.

2. Вид учебника, предназначенный обучающимся для самостоятельной работы.

Состав педагогической разработки

Титульный лист

Аннотация

Предисловие

Педагогическая Части

Содержание

разработка Разделы

Введение

Главы

Основная

часть

Параграфы

Заключение

Абзацы

Приложения

Текстовые

суждения

Список

литературы

Рис 2.

Такая структура педагогической разработки логико-лингвистически ориентирована, что максимально облегчает восприятие текста читателем.

Основная часть необходима для детального и полного понимания педагогической разработки, а аннотация, предисловие, содержание, введение и заключение необходимы и в принципе достаточны для понимания общего смысла педагогической разработки, ее основных идей.

Количество рубрик (рубрика – раздел, подразделение в печатном произведении) может быть сокращено в зависимости от вида педагогической разработки, ее объема, целей и т.д., но в любом случае правильная композиция материала педагогической разработки независимо от ее содержания и актуальности темы будет являться показателем методической культуры автора.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей педагогической разработки, на которой приводится выходные сведения, перечень которых должен быть следующим:

Наименование образовательного учреждения;

Название педагогической разработки (заглавие).

Это доминирующая надпись на титульном листе и поэтому она выполняется самым крупным шрифтом из используемых на титульном листе. Оно должно быть достаточно кратким, четким, адекватно выражать содержание работы, не иметь придаточных предложений, тавтологий и смысловых поворотов;

Под названием могут быть помещены подзаголовочные данные, которые включают сведения:

а) поясняющие название (например, указывается вид педагогической

разработки);

б) о литературном жанре;

в) о читательском назначении (например, начинающему преподавателю, студенту-дипломнику и др.).

Географическое место (город);

Год выполнения.

Если педагогическая разработка требует официального рассмотрения, согласования, утверждения, то соответствующие грифы помещают выше названия разработки. Гриф утверждения должен состоять из слова Утверждаю (без кавычек), наименование должности лица, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например:

Рассмотрена Утверждаю

цикловой методической комиссией Зам. директора по

учебной работе

Дисциплин _______ И.И. Иванова

Протокол заседания ЦМК 03.02.200__ г.

От 16.01.200 __ г. №6

Подписи и даты должны быть выполнены только черными чернилами.

Аннотация

Аннотация – краткая характеристика содержания педагогической разработки. Располагается сразу за титульным листом (на обороте титульного листа, если печать двусторонняя). В ней в сжатой, лаконичной форме указываются лишь существенные признаки содержания работы, не отраженные в выходных сведениях на титульном листе, новизна и отличие от других работ, близких по тематике и целевому назначению, читательский адрес.

Аннотация включает в себя:

Название работы;

Конкретная форма аннотируемой работы (учебно-методическое пособие, методические рекомендации и др.);

Объект изложения и его основные характеристики;

Отличительные черты работы по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению: то новое в содержании, что несет в себе работа, а также особенность подачи материала, например, систематическое изложение вопроса, постановка проблемы, решение частного вопроса, новая методика, обобщение новых данных по различным источникам, новая оценка фактов, новая концепция (гипотеза), конкретные рекомендации практического характера и др.;

Конкретный читательский адрес – специальность или специализация читателя, которому адресуется работа, дополнительный круг читателей, помимо основного.

Предисловие

Назначение предисловия – помочь читателю лучше представить произведение, выбрать его из ряда других. Предисловие может быть совмещено с введением.

Содержание

В педагогической разработке объемом менее 10 страниц печатного текста рубрика «Содержание» необязательна. Расположение рубрики «Содержание» в начале разработки (в сравнении с расположением в конце разработки) более удобно читателю как для знакомства с работой, так и для пользования. По содержанию можно сделать предварительную оценку предлагаемой информации и поэтому помещение данной рубрики в начало разработки методически оправдано.

Как писать: «Содержание» или «Оглавление»?

Если текст разбит на главы, то уместно слово «Оглавление». Если разбивки текста на главы нет, то более универсально название рубрики «Содержание».

В содержание должны выноситься названия всех частей, разделов, параграфов и пунктов (если они имеют название) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала частей, разделов, параграфов, пунктов. Написание названий рубрик в содержании должно быть точной копией названий рубрик в тексте и словесно, и по графической форме, например, если в тексте написано «часть первая», то и в содержании надо писать «Часть первая», а не «Часть I ».

Принципы рубрикации текста

Обычно введение и заключение бывает цельными, а основная часть подвергается более дробный рубрикации на главы и параграфы. Она осуществляется посредством нумерации заголовков.


1.1

1.2

не более 7+2

1.7

2.1

2.2

2.3

2.3.1

2.3.2

2.3.2.1 ← такая дробность нежелательна

2.3.3

2.3.4

3.1

Рис 3.

Требования к заголовкам

В заголовках рубрик должно соблюдаться правило логической субординации: заголовок рубрики более крупный ступени в смысловом отношении должен быть шире заголовков структурных единиц, объединенных этой ступенью или проще, название главы должно быть шире названия каждого из входящих в нее параграфов, а название разработки должно быть шире любого из названий входящих в нее глав.

Каждый заголовок должен строго соответствовать содержанию следующего за ним текста. Заголовки рубрик следует делать ни слишком многословными, ни чересчур краткими. Длинные заголовки, занимающие несколько строк, выглядят громоздкими и с трудом воспринимаются. Слишком короткие названия, особенно состоящие из одного слова, нехороши тем, что теряют всякую конкретность и воспринимаются как предельно общие и поэтому оказываются по смыслу шире соответствующего им содержания.

В заголовки не следует включать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиатуры, формулы.

Введение

Введение – это вступительная, начальная часть педагогической разработки. Во введении дается информация, подготавливающая читателя к восприятию основной части. Это может быть:

Обоснование необходимости появления данной педагогической разработки, ее актуальность;

Описание ситуации по обозначенной теме, проблеме на текущий момент,

оценка ее состояния, степень разработанности в существующих публикациях;

Формируются цели и пути решения обозначенной темы, проблемы;

Место разрабатываемой темы в учебном процессе, связь с другими

дисциплинами и др.;

Сведения о порядке размещения материала в разработке с объяснением

причин такого размещения;

Основная часть

В основной части раскрывается замысел. Раскрываемая тема должна быть соизмерима с ролью и местом темы в программе, учебном плане, образовательном стандарте и соответствовать времени, отводимому на ее изучение. В сущности, все педагогические разработки обучающегося направления преподавателей профобразования посвящаются технологии передачи информации по какой-либо теме (разделу, дисциплине). Такие педагогические разработки, с одной стороны, представляют собой компиляцию (компиляция – работа, составленная путем соединения лучших мыслей, исследований и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций), а, с другой стороны – творчество преподавателя, так как надо:

Тщательно отобрать информацию, проверить ее соответствие действующим нормам, стандартам, законам и т.д.;

Провести дозировку информации в соответствии с образовательным стандартом, программой дисциплины и переработать под уровень восприятия обучаемых;

Методически правильно ее преподнести или, сказав по-другому, разработать технологию представления учебной информации.

Некоторые советы:

Первоначально педагогическую разработку надо написать самому, стараясь не заглядывать в какие-либо источники, и только затем обращаться к различным публикациям по данной теме и сопоставлять с ними свои идеи, ход рассуждения, сам текст. В этом случае педагогическая разработка в наибольшей степени будет носить черты авторской индивидуальности, содержать «изюминка»;

Неукоснительно соблюдать принцип научности;

Где возможно, использовать один из дидактических приемов советского физика Я. Френкеля: упрощенно, до карикатуры, излагай сложное и досконально, излагай простое.

Из законов Мерфи:

Даже если Ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет Вас неправильно.

Заключение

Роль заключения в структуре текстового произведения Н.В.Гоголь определил следующим образом: «Заключение должно повторить дело трактата и в сокращении обнять его снова, чтобы читатель мог повторить самому себе».

В заключении можно отразить:

Краткий вывод изложенного выше;

Итоговый синтез всего значимого и нового, что содержится в разработке;

Обобщение предлагаемых педагогических средств;

Оценку результатов (полученных или ожидаемых);

Наметки на продолжение;

Перспективу раскрываемой темы и др.

Объем заключения должен занимать не более 10% от общего объема текста педагогической разработки.

Из законов Мерфи:

Вывод – это место в тексте, где Вы устали думать. Первые 90% работы отнимают 10% времени, а последние 10% - оставшиеся 90%.

Приложение

Приложение – это часть текста дополнительного характера, но необходимая для более полного освещения темы или для удобства пользования педагогической разработкой.

Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться читателем независимо от основного текста педагогической разработки. Его рекомендуется снабжать тематическим заголовком, кратким, но точно и во всем объеме отражающим содержание приложения.

Приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте педагогической разработки. Могут быть приложения и не связанные с ссылкой напрямую с текстом. Такие приложения называются информационными.

Приложения должны иметь общую с остальной частью педагогической разработки сквозную нумерацию страниц и быть перечислены в рубрике «содержание» с указанием их номеров, заголовков и страниц.

Список литературы

Заглавие «Список использованных источников» присуще научным отчетам, исследованиям, рефератам, монографиям.

Заглавие «Библиографический список» означает перечень (список) печатных произведений по какому-либо вопросу, теме.

Заглавие «Литература» по определению нейтрально и может включать в себе смысл перечисленных выше заглавий.

Обычно источники в перечне литературы размещают по алфавиту, но может быть порядок размещения хронологическим, тематическим, а также может быть подразделение на официальные источники, учебные, журнальные и др. Каждый источник должен быть описан в соответствии с ГОСТ 7.1-84 («Библиографическое описание документа»).

Библиографическое описание – совокупность сведений о произведении печати или другом документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.

Рассмотрим примеры библиографических описаний.

Пример 1 . Описание книги, написанной одним-двумя авторами:

Образец : Новикова Э.А., Егоров В.С. Информация и исследователь. – Л.:Наука, 1974 – 99 с.

Пример 2. Описание книги, написанной несколькими авторами:

Основное заглавие / Инициалы и фамилии авторов; Инициалы и фамилия ответственного редактора. – Сведения о повторяемости издания. – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц.

Образец: Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов / Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев и др.; Под ред. В.И.Журавлева, - М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

Пример 3. Описание статьи:

Образец: Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. – 1990.

1. – С. 5-33.

Пример 4. Описание многотомного издания:

Основное заглавие: Общее количество томов / Сведения о редакторах. – Сведения о повторяемости издания. – Место издания: Издательство, год издания. – Том. – Количество страниц.

Образец: Словарь современного русского литературного языка: В 20т./ Гл. ред. К.С.Горбачевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1993. – Т. 4. – 576 с.

К.А.Гельвеций:

Чтобы передать свои мысли, надобно гораздо больше ума, чем чтобы иметь их.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

    Характеристика темы.

    Планирование изучение темы.

В характеристике темы указываются :

Образовательные цели и задачи темы;

Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

Место и роль темы в курсе;

Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

Дается дидактический анализ содержания материала;

Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо :

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения .

В основной части можно выделить следующие разделы:

    Методическое обоснование темы.

    План урока (с технологической картой).

    Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).

    Список литературы (источников) для учащихся.

    Список литературы для педагогов.

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Тип урока.

4. Вид урока.

5. Цель методическая.

6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.


Дидактическая

Структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятель-

ности

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

    Урок изучения нового учебного материала.

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Урок контроля знаний, умений и навыков.

    Комбинированный.

    Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

    Урок совершенствования умений и навыков.

    Урок по выполнению комплексных заданий (работ) и другие.

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

    Лекция.

    Беседа.

    Самостоятельная работа.

    Практическая работа.

    Лабораторная работа.

    Конференция.

    Семинар.

    Контрольная работа.

    Зачет.

    Деловая игра.

    Экскурсия.

    Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

    Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

    Формирование новых понятий и способов действий.

    Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся:

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки .

    Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

    Объем основного содержания не менее половины всей рукописи.

    Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

    Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

    Количество и объем разделов не лимитируется.

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Методическая разработка оценивается по следующим показателям:

    Соответствие содержания разработки выбранной проблеме.

    Грамотность изложения и качество оформления разработки.

    Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала.

    Обоснованность и доказательность выводов.

    Практическая значимость работы.

Примеры формулировок целей занятий

Выработать умения, навыки по теме (разделу, …).

Выявить уровень знаний, умений, навыков по теме (разделу, …).

Добиваться автоматического выполнения (операций), закрепления, овладения, повышения (качества знаний), расширения (области применения знаний, умений, навыков, профессиональных навыков), рациональной (логической) последовательности действий.

Достичь выполнения нормативов (определенных показателей).

Закрепить знания, умения, навыки, новый материал.

Завершить формирование, изучение, исследование ….

Изучить основные этапы творческого пути.

Исследовать зависимость … .

Мотивировать развитие умений, навыков … .

Научить анализировать, выделять (главное, существенное, основные эпизоды из изучаемых произведений), готовить (микропрепараты, пищу), отличать, пользоваться, применять, проводить, самостоятельно работать.

Обобщить знания, умения, навыки, учебный материал.

Обучить навыкам, операциям, действиям, пользоваться (справочниками), конструкторско-техническими умениями.

Объяснить принцип действия, организации, устройства.

Овладеть знаниями, умениями, навыками по … .

Ознакомить, ознакомиться с принципами организации, действия, устройства (прибора, механизма, производства, содержанием произведения, выбора лучшего решения из заданных вариантов).

Отработать приемы, навыки, действия.

Показать взаимосвязь, роль, значение, преимущества, недостатки, достоинства.

Пояснить свойства, сущность, принцип действия.

Развивать профессиональные умения и навыки.

Расширить знания, сферу, область (применения знаний, умений, навыков, участия)

Разъяснить взаимосвязь, основные положения, идеи, понятия.

Систематизировать знания, умения, навыки (по теме, разделу, предмету, в работе с книгой, приборами).

Содействовать формированию ….

Способствовать изучению, отработке, развитию (конструкторских навыков), выработке умений.

Сформировать, формировать знания, умения, навыки, исследовательские умения, умения по конструированию и изготовлению (деталей), умения по налаживанию (технического устройства).

Углубить знания (по теме, разделу, предмету, в работе с книгой, приборами).

Установить взаимосвязь, зависимость, уровень знаний от ….

Экспериментально подтвердить, проверить (расчеты, формулы).

Вызвать чувство восхищения, гордости, интереса, коллективизма, ответственности, сопереживания, сочувствия, радости, уважения, негодования, отвращения, презрения.

Выработать, вырабатывать умения мыслить, привычки, черты характера.

Воспитывать, патриотизм, любовь к Родине, идейность, гуманность, трудолюбие, честность, бесстрашие, бескорыстность, бдительность, активность, аккуратность, вежливость, великодушие, верность, внимательность, выносливость, добродушие, доброжелательность, дисциплинированность, исполнительность, культуру поведения, любознательность, наблюдательность, толерантность, находчивость, откровенность, объективность, смелость, сообразительность, справедливость, способности, старательность, тактичность, устремленность.

Выявить взгляды, склонности, способности.

Добиться осознанности (цели занятия, необходимость образования).

Мотивировать необходимость (знаний).

Изучить положения, принципы.

Научить оценивать.

Объяснить сущность мировоззрения, идей, понятий, принципы.

Охарактеризовать исторические условия, идеи, взгляды.

Побудить к деятельности.


по проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.

В наше время все больше внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя в этой сфере. Большинство критериев, по которым традиционно проводятся занятия по данной технологии, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Предлагаемые методы применения урока являются для учителей ориентирами. Учителю на уроке при применении здороьесберегающих технологий целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока.

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота , температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски. Наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Отметим, что утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности , используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомлению учащихся, как это бывает,например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем учителю необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

    Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут (если урок длится 45 мин.).

    Число использованных учителем видов преподавания : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

    Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

    Использование методов , способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся:

методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

методы активные (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинары и др.);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.

Между творческой активизацией учащихся на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

8. Умение учителя использовать возможности показа видео материалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных так и воспитательных задач.

9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителю необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в образовательном учреждении. Психофизический комфорт учащихся на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10, Физкультминутки и физкультпаузы , которые сегодня являются
обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15 -20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную
часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения кчеловеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни: выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного повеления и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве те вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма

    Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
    интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе
    разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

    Благоприятный психологический климат на уроке, который так же служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных обучающимися и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие обучения на здоровье.

И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и обучающихся свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

    Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и
    учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления
    дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие
    эмоционально-негативные«всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

    Преобладающее выражение лица учителя , к примеру, различные проя вления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости -
    угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующие четыре показателя.

1). Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного:
обучающимися непосредственно на учебную работу.

2). Момент наступления утомления учащихсяи снижения их учебной
активностиопределяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и
пассивных отвлечений обучающихся в процессе учебной работы.

Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

К нежелательным показателям относятся:

- неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

Отсутствие времени на вопросы учащихся;

Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это - ненужный стресс, как для обучающихся, так и для учителя. Крометого, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможностьзадать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание надом, попрощатьсяс учащимися.

16. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсеспокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние обучающихся; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное».

Методическое пособие -комплексный вид методической продукции,включающий в себя систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса, либо направления. Включает в себя обширный дидактический материал.

Структура методического пособия.

1. Титульный лист:
- название учреждения;
- фамилия,имя,отчество разработчика;
- название пособия;
- название города;
- год разработки;
2. Аннотация:
Располагается на 2 листе сверху.
- суть рассматриваемых вопросов (чему посвящена);
- предназначение (кому и какую помощь оказывает);
- источник практического опыта;
- возможные сферы применения;
- сведения об авторе(внизу 2 листа Фамилия,имя, отчество,должность, место работы, квалификационная категория).
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности разработки. Для кого предназначена и в какой направленности образования используется. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими разработками. Цель и задачи методической разработки.Область применения, краткое описание ожидаемого результата.
Содержание (произвольное).
В основной части пособия, в зависимости от назначения и целей, могут быть различные главы.Их название,количество,последовательность, определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.
Например:
1. Излагается изучаемый теоретический материал.
2. Описываются основные методики, технологии,используемые или рекомендуемые для успешного решения.
3. Перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению.
4. Контрольные задания для проверки и усвоения материала.
5. Список литературы в помощь педагогу и ученику.
6. Приложения:
- схемы;
- образцы;
- видеосюжеты;
- творческие проекты детей;
- тематический фотоальбом.

Ответ прост: те, кто умеют работать, часто не умеют писать. Между тем опыт наших экспериментальных площадок показывает, что любой учитель может описать свои разработки, если ему немножко в этом помочь.

(Рекомендации-шаблон для педагогов по созданию методической разработки)

Аннотация

Этот материал поможет читателю-педагогу написать собственную методическую разработку . Руководители методических служб образовательных учреждений могут использовать этот шаблон для проведения обучающего семинара по созданию методических материалов.

1. Введение

Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.

Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева , чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.

2. Состав и содержание методической разработки

Тема

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Объект указывает на область, к которой принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет, улучшает.

Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ – для чего нужно улучшить данный объект.

Использование модели «Точка зрения» (ПРЕДМЕТ) как средства

интеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ)

для формирование системного восприятия и эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ).

Интеграцией курсов природоведения и развития речи занимались и до вас, в данном случае это та область, в которой вы хотите сказать свое новое слово (объект). А вот использование модели «точка зрения» в качестве средства для интеграции этих курсов – это то новое, что вы разработали (предмет).

Предмет может иметь разную степень новизны, возможны формулировки типа «проблемы применения методики…», «особенности использования методики… в условиях…». В данном случае сама методика будет объектом (если она существовала уже до вас), а проблемы ее применения, особенности ее использования в каких-то новых условиях будут предметом исследования.

Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы решаете педагогическую проблему, вы не обязаны знать сразу, какими средствами ее удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее. Рекомендации по формулированию целей даны ниже.

Информация об авторе

Пример : Иванова, Анна Петровна, педагог начальных классов школы №1 г. N, учитель 1-й категории, [email protected]

Условия применения

В этом разделе укажите

— Контингент учащихся, особенности контингента (если есть).

— Программа, в рамках которой применяется ваша методика.

Пример :

— Начальные классы (1-2).

— Курс развития речи в рамках курса русского языка

— Методика составления описательного рассказа по картинке (Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.).

Актуальность, цель и задачи

Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт достижения такой цели нельзя проверить. Укажем требования к формулировке цели и задач:

1. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.
2. Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.
3. Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учеником и проявиться в его поведении или в результатах его работы (например, в текстах, которые он пишет) в результате применения вашей методики. Они описываются глаголами совершенного вида: научить составлять загадки типа…; научить различать имя и значение признака; научить применять системный оператор для составления вопросов об историческом событии и т.п. Педагогам, знакомым с ОТСМ-ТРИЗ, посоветуем описывать изменения с помощью модели «элемент – имена признаков – значения признаков».

Ниже предложены несколько шагов, которые полезно сделать для того, чтобы качественно сформулировать цели и задачи. Этот фрагмент текста (выделенный курсивом) не нужно включать в методическую разработку, он нужен в процессе работы над материалом.

Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:

1. Ответьте на вопрос: «что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО… А затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Пример: БЫЛО: дети дают устный ответ о природном объекте, бессистемно, пользуясь штампами, рассказывают без удовольствия, говорят с трудом. – СТАЛО: дети составляют связный эмоциональный, образный рассказ, рассматривают объекты с разных сторон, используют собственные сравнения, рассказывают с энтузиазмом.

2. Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.

Пример. Дети умеют составлять связный, целостный рассказ – Зачем? – Чтобы целостно, системно воспринимать окружающий мир. – Зачем? – Чтобы осознанно относиться к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы уметь изменять окружающий мир.

Дети составляют образный рассказ, используя собственные сравнения – Зачем? – Чтобы построить собственное эмоциональное отношение к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы лучше понимать себя и окружающий мир.

3. Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.

Дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры…

Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки (см. ниже).

1. Обоснование актуальности вашей работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ?» см. пункт 2 (пример : «Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем. Вместе системное и образное описания позволяют эмоционально пережить и присвоить способы системного восприятия мира»).
2. Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО) см. пункт 1 (пример : «Обучить построению образного рассказа об объекте на основе использования модели «Точка зрения»»).
3. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО?» см. пункт 3 (пример : «Научить выделять признаки объектов, от имени которых строится рассказ; научить выделять признаки окружающих объектов, важные с точки зрения рассказчика, научить строить образные сравнения от лица рассказчика; научить строить системные сравнения от лица рассказчик, объединяя образы с единую систему»).

Средства

Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.

Пример : Используются модели: «Элемент – имя признака – значение признака», «Точка зрения», морфологический анализ.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.

Пример : используется пособие «Круги Луллия» (ссылка).

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.

Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких уроков, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы (рис. 1 ). Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает.

На примере (рис. 2) показан фрагмент описания методики, на котором видно, как связываются между собой отдельные упражнения. Упражнение «сравнить объект от имени какого-либо волшебника» могут предлагаться в различной последовательности, но они предшествуют системному сравнению. Эмпатия может вводиться параллельно с упражнением «На что похоже?». «Системная эмпатия» должна предваряться эмпатией и системным сравнением.

Для читателей, не знакомых с ОТСМ-ТРИЗ педагогикой, поясним содержание рисунка 2. В методиках развития речи и воображения используются образы волшебников, олицетворяющих приемы преобразования объектов (Мурашковска И.Н., Сидорчук Т.А.). Дели-Давай делит объекты на части и объединяет части в целое; Великан-Кроха уменьшает или увеличивает размеры объектов, Отставай-Забегай двигает объекты по линии времени.

Таблица 1. Состав методики

Задание, упражнение, процедура Что делает учитель Что делают дети Время, порядок работы Рекомендации, установки Что получается в результате
Сравниваем объект с любыми другими объектами Предлагает объекты, задает вопросы Отвечают на вопросы 3-5 минут в начале урока. Тренинг проводится до достижения результата Вначале выбирайте известные детям объекты, имеющие интересную форму.

Настраивайте детей на оригинальные ответы: («Вася сравнил сапог с трубой, Маша – с каналом. А волшебник Д-Д сгруппировал ответы Васи и Маши (как?). Кто даст ответ, который Д-Д трудно было бы объединить с предыдущими?»)

Дети находят множество сравнений, стремятся найти оригинальное, нешаблонное сравнение.

Примеры

Часто в методических разработках примеры занимают львиную долю места и внимания читателя. Это приводит порой совсем не к тем результатам, на которые рассчитывал автор. Нам приходилось сталкиваться со случаями, когда учитель, прочитавший методический материал, искренне уверен, что использовать этот материал можно только с теми примерами, которые в нем описаны. Чтобы использовать «Картинку без запинки» ему нужна та же самая картинка с уточками, а упражнение «на что похоже?» необходимо производить исключительно с ключом от класса и очками. Методическая разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего учебного процесса, не нарушая предложенную вами технологию.

Примеры иллюстрируют, делают более понятными и конкретными ваши предложения. Но ни в коем случае не заменяют их.

Пример. Играем в игру «На что похоже?» На начальном этапе используйте знакомые детям объекты с интересной формой (например, ключик, очки, ветку дерева, зонт и т.п.). Затем переходите к объектам с другими яркими признаками (кран с капающей водой — звучание, горящая лампочка – температура и т.п.).

Диагностика

Диагностика – тема, требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут ярко и без специального обучения, иногда вмешательство учителя только портит дело.

Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии. При публикации вашей разработки мы решим, каким образом ее проиллюстрировать детскими работами.

Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники.

Если вы решились предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить на два вопроса:

1. По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть

— наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);

— продукты творческой деятельности детей (сочинения, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

— результаты выполнения специальных заданий и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете оценивать?

Это могут быть

— наличие определенных высказываний учащихся в процессе работы,

— определенные виды поведения учащихся (например, если ребенок собирает копилку, практически не обращаясь за помощью к учителю и одноклассникам и получает результат, можно судить о самостоятельности в данном виде деятельности); если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить о сформированности умения такие сравнения составлять);

— количество правильных ответов на предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.

Если вы оцениваете работу в баллах, ни в коем случае не считайте среднее арифметическое результатом по классу. Два ученика, схвативших в этот день грипп, не выполнившие работу и получившие единицы, сведут на нет результаты как минимум четырех отличников. Просто сосчитайте количество двоек, троек, четверок, пятерок и т. д. и процентное отношение количества данной оценки к числу учеников, выполнявших работу. Если работа оценивается, например, десятибалльной шкалой, можно подсчитать число учеников, чьи результаты попадают в определенные промежутки (например, 0-5; 6-10; 11-20 и т.д.). Результаты можно отразить в диаграмме.

Выводы

Кратко повторите, чему была посвящена ваша работа. Какие проблемы вам пока не удалось решить? Поставьте себе задачи на будущее.

Не забывайте, пожалуйста, что ваши материалы ждут сегодня очень многие учителя в разных концах страны.

Библиографический список и ссылки

В этом списке должны быть приведены все материалы, которыми вы пользовались во время создания собственной методической разработки.

— Материалы, размещенные на Интернет-сайтах (в том случае приводится адрес материала в сети, например Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. URL http://trizminsk.org/e/2312.htm)

— Материалы, размещенные на CD-дисках (пример описания: Нестеренко А.А., Белова Г.В. Мастерская знаний: инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2008. – Вып. 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – 9,72 Мб.)

В тексте статьи ссылки можно делать на номера публикаций в списке, желательно – с указанием страниц , а можно пользоваться европейской системой (ФИО автора, год, когда опубликован материал), например (Иванов И.И., 2007, стр. 34).

Если вы используете идеи коллег, которые были сообщены в частной беседе, вместо ссылки в скобочках можно написать (Иванов И.И., частное сообщение)

3. Список литературы

1. Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 117-133; Педагогические технологии. — 2004. — № 2. — С. 88-108.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000, 240 с.


Close