ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста в настоящее время стала очень актуальной. Педагоги отмечают рост количества детей с речевыми нарушениями. Для того, чтобы вовремя оказать помощь ребёнку с речевыми нарушениями педагог должен чётко представлять, как развивается речь ребёнка-дошкольника в норме и на что нужно обращать внимание, чтобы предупредить и вовремя исправить речевые нарушения. (см. табл.)

На что воспитателю необходимо обратить внимание:

Как часто болеет ребёнок (соматически ослабленные дети, как правило, имеют недоразвитие не только физических процессов, но и психических, познавательных, речевое недоразвитие);

Развитие общей и мелкой моторики;

Речевое развитие

ЕСЛИ:

  • Ребёнок не говорит совсем.

Отсутствие речи в 3 года - не просто запаздывание - это сигнал о грубом речевом нарушении!

  • Задержка на стадии называния.(после 3-х лет)

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи - жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

  1. Говорит, как маленький.
  2. При разговоре виден язык между зубами.
  3. Невнятная речь.
  4. Не хочет говорить.
  5. В речи появились запинки.
  6. имеется сильное течение слю-ны;

НЕОБХОДИМО СРОЧНО ОБРАТИТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ-ДЕФЕКТОЛОГУ

Ошибочно надеяться на само-произвольное исчезновение недо-статков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут проч-но закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Основными проявлениями речевой патологии являются:

  • задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2-3 года, фразы - к 3-4 годам);
  • наличие той или иной степени выраженности нарушений подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических);
  • удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно)
  • нарушения звукопроизношения (в норме к 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки речи).
  • Речевые запинки в речи (заикание) или патологически ускоренный темп речи.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Воспитателю необходимо внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться проговаривания правильного варианта.

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и сло-вах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется воспитателем на каждом занятии в сочетании с другими речевыми задачами.

Возрастные нормы развития детской речи

Возра-стной

период

Норма звукопроиз

ношения

Лексико-грамматическое развитие речи

Связная речь

с 2-х

до

3-х лет

Произносятся все гласные звуки. Могут искажаться йотовые гласные (я, ю, ё, е), замена ы на и. Чётко твёрдо произно- сятся:б-п, м, н, сь, т-д, г-к. Могут наблюд-сясмешения артикуляционно близких звуков.

В словарном запасе - 30 прилагательных. Правильно используют личные местоимения. Появляются предлоги (в, на, у, с), союзы (и, а, потому что, тогда, когда).

Часто опускают, неправильно используют приставки слов.

Появляются в речи сложные предложения.

с 3-х до 4-х лет

Чётко произносятся все гласные звуки и согласные (й, с-з, ц, л, ль, в-ф,

г-к-х)

Употребляют обобщающие понятия (игрушка, семья, посуда, мебель). Соотносят единств. и множ. число существит. Используют слова, обозначающие качества, свойства, величину, цвет, предметов. Используют в речи предлоги (по, до, вместо, после), союзы (что, куда, сколько). Чётко проговаривается слоговая структура слов.

Воспроизводит короткие рассказы и знакомые небольшие сказки. Составляет короткие рассказы (3-5 предложений) по картинкам, игрушкам.

Употребляют предлож. с однородн. членами; читают наизусть неболь потешки и стихотвор-я

с 4-х до 5 лет

Правильно произносят звукиж-ш-ч-щ, р.

Понимают и правильно употребляют словосочетания, обобщающие слова (одежда, птицы, звери, фрукты, овощи, обувь, цветы, деревья и др.). Образуют антонимы для обозначения цвета, величины. Пользуются уменьшит-ласкатель.и увеличитель суффиксами сущ-х.

Пересказывают небольшие сказки и рассказы, составляют короткие рассказы по содержанию картин, описания предметов. Составляют сюжетный рассказ. Творческий рассказ по представлениям

с 5 до 6 лет

Чётко, правильно произносят все звуки речи

Чётко, правильно произносят сложные слова. Подбирают синонимы, антонимы. Понимают и употребляют в речи многозначные слова. Понимают образные выражения в загадках. Образуют глаголы с помощью приставок. Изменяют слова по числам и падежам. Усваиваются все частные грамматические формы слов.

Объясняют смысл поговорок. Связно и последовательно передают диалог действующих лиц, характер-ку героев. Составляют описатель и сюжетный рассказ по картине, серии картин. Делят предлож-я на слова, слова на слоги, слоги на звуки.

Для чего нужна диагностика речевого развития детей дошкольного возраста? Эта специальная методика применяется для оценки и распознавания правильного развития речи. Каждый ребенок изучает новые для него звуки и слова с разной скоростью. На ранних стадиях развития речи у детей часто бывают незначительные отставания. Для того чтобы они негативно не повлияли на формирование речи у ребенка, определенные методы диагностики помогут их вовремя устранить.

Правильная динамика развития речи у детей

Речевые навыки ребенка продолжают совершенствоваться в подростковом возрасте. Основных этапов развития в речи дети достигают до 5-6 лет.

Уже с рождения ребенка, родители должны тщательно следить за тем, как у малыша протекает формирование речи. Для занятий с детьми необходимо использовать развивающий учебный материал, с помощью которого будет улучшаться речь ребенка.

Общение у детей дошкольного возраста состоит из имитации звуков, выразительности языка жестами, понимания слов и их использования в речи

В соответствии с возрастом, динамика развития речи у детей делится на несколько этапов. Таблица, указанная ниже, показывает перечень коммуникативных навыков, которые приходятся на определенный детский возраст.

До 1 года От 1 до 3 лет От 3 до 5 лет
В первые месяцы жизни, младенцы изучают звуки. Они распознают голос своей матери, различают ритм звуков и отвечают на них гулением. К первому году рождения, младенцы знают голос и остальных членов семьи (папы, сестер, братьев). Они также могут произносить краткие слова (к примеру, «мама», «баба», «деда»). Некоторые дети уже в год знают несколько слов, запоминают услышанные звуки и стараются их повторять Речевые навыки ребенка стремительно улучшаются. Каждое слово обретает для него смысл. В этом возрасте дети могут указывать на предметы, которые вызывают у них интерес. Они также понимают значения словосочетаний (кошка пушистая, летний день). В 2 года ребенок знает примерно 50 слов и понимает значение предметов, расставленных в доме или изображенных в книгах. Кроме этого, дети понимают короткие фразы: «мама пришла», «твой папа», «мишка хороший» и т.п.

Все, кто старше 2 лет, знают наизусть некоторые части тела и пытаются назвать предметы, опираясь на первые буквы их названия («булка» - «бука», «киса - кики», «мышь» - «мыса»)

В 3 года дети используют в своем общении 100-150 слов и понимают указания родителей (например, «убери игрушки», «положи книгу на стол», «помой руки»). В эти же годы дети могут выговаривать сложные для них буквы («ф», «р») и составлять предложения в разных временах глагола и называть слова во множественном числе.

В 4 года дети общаются длинными предложениями, умеют задавать вопросы, описывать произошедшие события и пересказывать истории.

В целом, к 4 или 5 годам ребенок может поддерживать диалог с взрослым человеком. Более того, в 5 лет, некоторые дети способны изучать язык и выражать слова в письменной форме

Эти возрастные рамки помогут родителям контролировать правильное развитие речи у детей.

Методы диагностики речевого развития у детей

В каких случаях родителям не стоит избегать проведения диагностики в речевом развитии ребенка? Поводом для визита к врачу служит нарушение динамики в совершенствовании речи у детей 3-4 лет. Как правило, в этом возрасте лексический запас ребенка составляет более 200 слов и при этом, он продолжает стремительно расти. В 4-5 лет дети умеют выговаривать сложные для них буквы, такие как «р», «ф», «щ» и др. Они отдают меньшее предпочтение жестовому языку и пытаются как можно больше общаться со сверстниками и взрослыми в словесной форме.

Диагностический метод на выявление задержки и дефектов в развитии речи поможет ребенку своевременно скорректировать коммуникативные навыки

Обычно обследованием и лечением нарушений в речи занимается дефектолог. Путем диагностики этот врач находит основные причины, которые могут мешать развитию речи (к примеру, плохая память, проблемы со слухом и некоторые дисфункции речевого аппарата).

Дефектолог диагностирует нарушение речи и когнитивных способностей у ребенка с помощью нескольких видов тестирования, таких как аудирование, восприятие ритма речи, способность воспроизведения услышанных звуков. Сюда же относятся тесты на ассоциативное и логическое виды мышления.

Если ребенок не отстает в когнитивных способностях и у него выявлены только мелкие дефекты речи (к примеру, невыговаривание букв «л», «ф»), в таком случае, с ним должен заниматься не дефектолог, а логопед.

Родители также могут проводить диагностику развития речи у детей дошкольного возраста в домашних условиях. Одним из таких методов считается авторская работа, которую разработала Ф.Г. Даскалова (логопед-дефектолог). Практически каждая организация, школа и клиника, деятельность которой направлена на раннее развитие ребенка, использует материал Ф.Г. Даскаловой в целях диагностики.

Родителям рекомендуется использовать этот метод только в том случае, если их ребенок не страдает умственными или аутическими расстройствами. При таких нарушениях дети нуждаются в профессиональном обследовании и серьезном лечении.

Все, что нужно знать о речевом развитии ребенка, смотрите видео ниже.

Оглавление 1.Направления и задачи диагностической работы в области развития детской речи……………………………………………………………………..3 2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи, произносительных навыков……………………………………………………..4 Список использованной литературы…………………………………………..13 2 1.Направления и задачи диагностической работы в области развития детской речи Направления: 1. исследования проблематики языковых обобщений; 2. изучение детской речи как обращения; 3.разработка проблем преемственности в развитии речи в дошкольных учреждениях усвоения родного языка в начальной школе (в системе развивающего образования). Направления разработки психолого­педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: 1.структурное ­формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического; 2.функциональное ­формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, речевого общения; 3.когнитивное, познавательное ­формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи. Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников (Ф. А. Сохин). Основная масса исследований и диагностики речевого развития ведется по основному направлению: исследование речи как одного из показателей умственного развития (диагностика речи ребенка при поступлении в школу, при решении вопроса об обучении по программе школы и т.д.) - диагностируются конкретные функции речи, непосредственно указывающие 3 на уровень умственного развития: понимание, осознание собственной речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй. Основные задачи развития речи: 1.Воспитание звуковой культуры речи. 2.Развитие словаря. 3.Формирование грамматического строя речи. 4.Развитие связной речи. 5.Подготовка к обучению грамоте. 6.Ознакомление с художественной литературой. Эти решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания работы, меняются и методы обучения. 2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи, произносительных навыков Организация диагностики, выбор методик, качественный анализ результатов обусловлены возрастом детей, индивидуальными особенностями и программными требованиями. В свете программных требований рассматриваются конкретные речевые задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи. Пример: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной. 1.Звуковая культура речи (проверка звукопроизношения). 2. Словарь. 3.Грамматика (словообразование, словоизменение). 4 4. Связная речь. Все диагностические и коррекционные методики обычно предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких этапов (блоков). Для каждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия и тактика. Всего может применяться от трех до десяти этапов диагностического обследования. Процедура изучения уровня речевого развития включает в себя следующие области исследования: состояние артикуляционного аппарата; состояние звукопроизношения; характеристика устной речи: словарный запас; грамматический строй языка. Обычно исследователи выделяют 3 уровня развития речи: низкий, средний, высокий. Пример: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной. Общий показатель развития речи определяется следующим образом: Высокий­ высокие показатели по 3­4 параметрам при наличии среднего. Средний­ средние показатели по 3­4 параметрам. Низкий­ низкие показатели по 3­4 параметрам. Для определения уровня каждый исследователь определяет параметры и критерии, охватывающие все стороны речевого развития (Г.А. Любина). Часто кроме описательного оценивания детских ответов используется А.Г. Арушанова, Т.М. количественное оценивание (Ф.Г. Даскалова, Юртайкина). Оценивание в баллах в отечественной педагогике так же мало разработано. В основном оценивают по 3­х балльной системе, где «0» ­ отказ от ответа. О.С. Ушакова, Е. М. Струнина предлагают комплексную методику для выявления уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития детей четвертого года жизни. 1. Словарь. Выявить умения: 5 1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это? 2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая? 3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать? 4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки); 5) понимать противоположные значения слов (большой - маленький, громко - тихо, бежать - стоять). 2. Грамматика. Выявить умения: 1) образовывать наименование животных и их детенышей в используя уменьшительно­ единственном и множественном числе, ласкательные суффиксы (кот - кошка - котенок - котик - котята); 2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка); 3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым. 3. Фонетика. 1) Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; 2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи. 4. Связная речь. 1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым; 2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки; 3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка; 6 4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте). По тем же разделам проходит диагностика речевых умений в среднем и старшем дошкольном возрасте. Каждый раздел оценивается в баллах. Существует ряд методик, изучающих отдельные речевые умения и навыки. Методика выявления уровня семантического развития детей младшего дошкольного возраста. Данная методика изучает не столько количественный состав его словаря, сколько качественное состояние лексики. Методика состоит из трех групп заданий: 1 группа – умение называть предметы, их действия и качества, способность относить названия предметов к тематическим группам; 2 группа ­ навыки использования в речи противопоставляемых языковых единиц; 3 группа ­ навыки, позволяющие оперировать значениями грамматических элементов языка, а также навыки семантического отбора слов в связном монологическом высказывании. Для проведения обследования семантического развития младших дошкольников с использованием описанной системы заданий требуются наглядные пособия. Продолжительность беседы с одним ребенком составляет не более 20 минут. Детям младшего дошкольного возраста предлагаются задания, которые связаны между собой общей темой или определенным сюжетом. Пример заданий. I группа заданий. 1. Что это? (Кукла, куколка.) 2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая...) II группа заданий. 7 1. Куклы покушали и захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая ­ ... (короткий). 2. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке два человечка. Один ­ веселый, а второй ­ ... (грустный). III группа заданий. 1. Кто­то пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.) Как его можно ласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.) 2. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (На стул, под стул, за шкаф.) Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова . Направлена на выявление понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова. Состоит из ряда заданий на: составление предложений с многозначными словами; составление предложений со словами синонимического ряда; оценка (и исправление) словосочетаний и высказываний по смыслу; подбор синонимов к словосочетаниям; подбор антонимов к изолированным словам; подбор синонимов и антонимов к ситуациям; определение значения слова; придумывание рассказов. Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития ребенка: как он понимает значение слова, умеет ли правильно по смыслу сочетать его с другими словами. Педагогическая диагностика отдельных речевых навыков у дошкольников продиктована практикой и жизненно необходима в дошкольном учреждении. С ее помощью администрация сада и воспитатель могут отслеживать реализацию годовых речевых задач, поставленных перед педагогическим коллективом, которые носят достаточно узкую направленность (например: развитие связной речи дошкольников). Все исследователи речевого развития детей отмечают огромную вариативность в состоянии развития речи у дошкольников. такая индивидуализация требует определенного подхода, когда по результатам 8 срезов по отдельным речевым навыкам педагог может составить коррекционную работу для детей, отстающих в каком­то плане и для детей, опережающих развитие. Методики диагностики отдельных речевых навыков экономичны по затрате временных усилий. Это позволяет воспитателю быстро получить необходимые для работы данные и вовремя скорректировать воспитательно­ образовательный процесс. Эти методики не трудоемки, что позволяет воспитателю группы или администрации использовать их самим в рабочем процессе, не выделяя отдельного дополнительного времени для их реализации. Краткость методик не утомляет дошкольников. Их игровой мотив делает выполнение заданий привлекательным для детей. Требования к проведению речевого обследования предъявляются те же, что и к методикам, определяющим общий уровень речевого развития. Методика выявления уровня речевого развития детей методом ассоциативного эксперимента. Эта диагностическая методика используется для детей с более высоким уровнем умственного и речевого развития. Ассоциативный эксперимент глубже других методик выявляет подготовку ребенка к дальнейшему обучению в школе, умение логически мыслить и передать свои суждения в связном высказывании (при толковании и объяснении выбранных слов­реакций). Для первого обследования (в начале учебного года) можно предложить 15 многозначных слов разных частей речи (по пять каждой): имена существительные ­ игла, ручка, звонок, молния, лист; прилагательные ­ старый, легкий, тяжелый, острый, твердый; глаголы ­ идти, стоять, бить, плыть, лить. Задание 1. Взрослый предлагает ребенку: «Давай с тобой поиграем в слова. Я назову тебе свое слово, а ты свое, какое хочешь. Какое придет тебе в голову, то и называй». Педагог называет слово игла, ребенок говорит шьет 9 (фиксировать ответы может второй человек ­ записать ручкой или на диктофон); затем называется второе слово, за ним следующее. Задание 2. Когда получены ответы на все слова, педагог возвращается к высказыванию ребенка: «Я сказала слово игла, а ты назвал слово шьет. Почему ты подобрал это слово? Объясни». Высказывания­объяснения (толкование значений слов) также фиксируются ­ это важный показатель речевого развития детей. Задание 3. Составление рассказа (сказки) на тему многозначного слова игла. Это задание выявляет понимание детьми разных значений многозначного слова и умение в сюжете отобразить это понимание. Рассказ лучше записывать. Для анализа очень важно, какие предложения использует ребенок для рассказа ­ простые или сложные, правильно ли они грамматически оформлены и связаны ли между собой, передается ли содержание рассказа в логической последовательности и соответствует ли заданной теме. После выполнения трех заданий анализируются ответы детей. Все ответы детей на задания разделяются на типы реакций, которые в свою очередь оцениваются в баллах от 1 до 3. на основании качественного и количественного анализа делается заключение о речевом развитии дошкольника. Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор мало разработаны. В основном встречаются зарубежные тесты. В нашей стране чаще всего используются составные методики, примеры которых представлены выше. Проведение обследования речевого развития должно осуществляться в режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка, поддержки его педагогом. Результаты и качество выполнения тестовых заданий ребенком будут зависеть от того, насколько естественно и раскованно он себя чувствует. 10 При обследовании уровня развития речи очень важно отследить адекватное восприятие и понимание методики и цели задания дошкольником. Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания. Пример: «Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников» по О. Ушаковой. Задание: Объясни, почему ты к слову «игла» подобрал слово «….». Все проверочные задания рекомендуется подбирать таким образом, чтобы игровая мотивация деятельности маскировала тестирующий характер общения и делала задания привлекательными для детей. Пример: «Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников» по О. Ушаковой. Задание: Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое слово, а ты мне свое: ­ игла, звонок, молния; ­ легкий, острый, глубокий. ­ идти, падать, бежать. Подбор содержания проверочных вопросов определяется возрастным своеобразием детской речи и программными задачами. Пример: Методика Г.А. Любиной (и коллектива) определяет особенности речевого развития детей третьего года жизни и выявляет уровни речевого развития детей в возрасте от двух до трех лет; речь детей четвертого года жизни; речь детей пятого года жизни. Наиболее трудным в диагностике являются анализ, интерпритация и оценка результатов. При оценивании следует учитывать, что всякое оценивание условно. Главной задачей обследования является контроль за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему, а не оценивание. Достоинства методик, определяющих общий уровень развития речи в том, что они дают наиболее полную информацию о состоянии развития детской речи в группе. Педагог получает представление об индивидуальных темпах речевого развития, о количественных и качественных изменениях, о «речевых приобретениях» детей и о тех «западающих звеньях», на которые 11 необходимо срочно обратить внимание. Так же в методиках можно заимствовать отдельные задания для узкого исследования состояния определенных сторон речевого развития. При этом результаты сохраняют свою достоверность. Однако эти методики требуют больших временных затрат от педагога, и для подготовки материала, и для проведения самого обследования, и для обработки данных. Эти методики трудоемки в обращении, что так же требует выделением педагогом личного свободного времени для их проведения. В следствии вышесказанного, результаты обследования ожидаются долго, отсутствует мобильность их использования в корректировки воспитательно­ образовательной работы. 12 Список использованной литературы 1.Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития // Дошкольное воспитание. – 1991. ­ №7. – с. 76­82. 2.Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Мн.: Науч.­метод. Центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с. 3.Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М.: Научная мысль, 1990. – с. 45­49. 4.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2­е изд. – М.: Академия, 2007. – 256 с. 5.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Институт психотерапии, 2001. – 256 с. 6. Ушакова О.С., Струнина Е. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб­метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с. 7.Юртайкина Т.М. Обследование речевого развития дошкольников // Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 1990. – с. 127­136. 13 8. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка) / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М.: Аркти, 2000. – 54 с. 14

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила: Гаравская Мария Сергеевна

2013

Содержание:

Пояснительная записка

1) Словарный запас:

Методика № 1 (Ю.С. Ляховская, Ч. Осгуд).

2) Изучение лексико-грамматического строя речи:

Морфология:

Словообразование:

Методика № 2 « Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Методика № 4 «Проверка умения сравнительной степени прилагательного».

Синтаксис: методика «Проверка умения конструировать предложения».

3) Изучение звуковой стороны речи: методика «Обследование звукопроизношения».

4) Изучение связной речи: методика «Обследование связной речи».

5)Приложение.

Пояснительная записка.

Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

При обследовании ребенка следует уделить внимание следующему:

Развитие фонематического слуха и звукового анализа;

Развитие словаря, коммуникативных умений и связной речи;

Формирование грамматического строя речи;

Осознание речевой деятельности.

Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделяется качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их в речи. Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; для определения возрастных и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; для выявления уровня лексического развития ребенка в целом (для умственного развития, уровня речевой готовности к школьному обучению).

Для обследования грамматического строя речи используются задания на понимание грамматических структур, проверяется сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям, проверяют умения образовывать слова и умения конструировать предложения. Выявление уровня является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, ее прогнозированию. В процессе общения не очень эффективно изучение лексико- грамматического строя, т.к. в этой ситуации ребенок пользуется простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы словоизменения и словообразования.

Проверка уровня фонематической речи производится путем выполнения заданий на произношение звуков в различных позициях. В процессе проверки необходимо: определить характер нарушения гласных и согласных звуков, произношение в различных условиях (изолированно, в закрытых и открытых слогах, в логах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах).

Проверка уровня развития связной речи производится на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. В естественной форме связной речь трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношения между участниками общения.

Подобранные методики можно использовать как для детей с речевой патологией, так и без нее, т.е. они подбирались с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Предложенные задания доступны детям и не вызывают у них трудностей при выполнении.

Для проведения диагностики необходимо использование наглядного и словесного материала. Ко всем процедурам прилагается инструкция и критерии для оценки полученных результатов.

Организация обследования:

Отбор слов для проверки (словари-минимумы);

Обследование проходит индивидуально с каждым ребенком;

Материал подбирается с учетом максимальной доступности ребенку;

Должны быть созданы специальные условия для проведения диагностики;

Речь экспериментатора должна быть доступна и понятна ребенка;

Диагностику эффективнее проводить в несколько этапов.

1) Изучение словарного запаса.

Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

Инструкция:

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Результаты:

Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Цель: проверить понятия значений слов.

Оборудование: тест- словарь (для детей 5 лет).

Инструкция:

Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест- словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест- словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

Результаты:

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

Оценка: высокий уровень- правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

Методика № 3 «Классификация понятий».

Цель: выявить уровень обобщения.

Оборудование: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек.

Инструкция:

Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных.

Результаты:

В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Высшая оценка- 30 баллов.

Оценка: высокий уровень- от 20 до 30 баллов, средний- от 10 до 19, низкий от 0 до 9.

Методика № 4 «Подбор синонимов».

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Результаты:

Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

Методика № 5 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).

Результаты:

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

2) Изучение лексико- грамматического строя речи.

Морфология.

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».

Методика № 2 «Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные».

Цель: проверить умение употреблять в речи несклоняемые существительные.

Оборудование: словесный и наглядный материал (альбом О. И. Соловьевой).

Инструкция:

А) Дети должны рассмотреть картинки в альбоме и ответить на вопросы полным предложением:

Сколько пальто висит в шкафу?

Какого цвета пальто висят в шкафу?

На чем играет мальчик?

Б) Дети должны закончить предложение:

Оля учится играть на … (пианино);

Утром мы пьем чай или … (кофе);

Мне мама налила целую чашку … (кофе или какао).

Методика № 3 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

Цель: проверить употребление разноспрягаемых глаголов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Педагог предлагает прослушать предложение «Девочка хочет гулять»:

Как можно сказать про многих девочек? (девочки хотят гулять).

Мальчик хочет петь, а как можно про многих мальчиков?

Как сказать про Колю? (Коля хочет петь).

Оля, ты хочешь петь? (хочу).

Оля и Катя, вы хотите рисовать? (хотим).

Методика № 4 «Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа».

Цель: проверить употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Оборудование: словесный материал, игрушки, картинки, реальные предметы.

Инструкция:

А) Игра «Чего не стало?»: сапог, туфель, сандалей, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров; медведей, волков, лисиц.

Б) Для освоение слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесное упражнение «Закончи предложение»:

Мама печет оладьи, так мне захотелось … (оладий);

На день рождение купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор … (тортов).

Словообразование.

Методика № 1 «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм».

Цель: проверить языковое чутье, восприятие и понимание словообразовательных форм.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается ответить на вопросы:

Как ты объяснишь, кто такой учитель, строитель, мойщик?

Человек может работать велосипедистом, читателем?

Можно назвать писателем человека, который умеет писать?

Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?

Методика № 2 «Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Цель: проверить умение критически оценивать речь, умение находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение (можно так сказать? как сказать правильно?).

Масло лежит в «масленице» (масленке).

Соль насыпана в «сольницу» (солонку).

Бабушка положила вкусное варенье в «вареницу» (вазочку для варенья).

На картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки» (поросята и котята).

Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей».

Цель: проверить умение образовывать формы имен существительных и их детенышей.

Оборудование: наглядный материал.

Инструкция:

Проводится игра «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа (у лисы- лисята, у лисы много лисят).

Методика № 4 «Проверка употребления сравнительной степени прилагательного».

Цель: проверить употребление сравнительной степени прилагательного.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается закончить предложения:

Этот дом высокий, а этот еще … (выше).

Наша река глубокая, а пруд еще … (глубже).

Этот цветок красивый, а тот еще … (красивее).

Трава зеленая, а после дождя еще … (зеленее).

Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее).

Синтаксис.

Методика: «Проверка умения конструировать предложения».

Цель: проверить умение конструировать предложения.

Оборудование: словесный материал:

Инструкция:

Ребенку предлагается три слова, из которых он должен составить предложение:

Дети, гулять, парк;

Рыбка, аквариум, плавать.

Методика № 1 «Обследование звукопроизношения».

Цель: проверить звукопроизношение.

Оборудование: наглядный и словесный материал.

Инструкция:

1) Ребенку предъявляются картинки с нужными звуками в начале, середине, конце слова. Для старших дошкольников это свистящие, шипящие и сонорные звуки.

Принцип подбора картинок:

Возможность проверки произношения всех звуков во всех позициях;

Доступность по содержанию;

Реалистичность изображения.

Ребенку предлагают самостоятельно назвать изображенный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, кА тот произнесет звук, а затем повторить. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.

2) Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков: свистящие- шипящие, звонкие- глухие.

3) Проверяется нарушение слоговой структуры слов и слов со стечением согласных в виде сокращения слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, пакетик, аквариум, телевизор, мотоциклист и др.

5) Изучение связной речи.

Цель: обследовать связную речь.

Оборудование: словесный и наглядный материал.

Инструкция:

1) Ребенку предлагается прослушать незнакомую сказку или рассказ небольшого объема. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям (результаты, оценка):

Понимание текста: правильное формулирование основной мысли;

Структурирование текста: умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

Лексика: полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

Грамматика: правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения;

Плавность речи: наличие или отсутствие длительных пауз;

Самостоятельность: наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

2) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно- логического содержания и языкового оформления.

Критерии:

Целостность: единство темы;

Последовательность и структурное оформление;

Связность: оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

Развернутость рассказа, его объем: измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

Самостоятельность: оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

Плавность: оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Результаты:

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведенного текста 12 баллов. 2 балла- правильно воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений. Отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл- незначительное отклонение от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок. 0 баллов- неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

Оценка: высокий уровень воспроизведения текста- 12 баллов, средний- свыше 6 баллов, низкий- меньше 6 баллов.

Приложение:

1) Словарный запас:

Методика № 1 (Ю. С. Ляховская, Ч. Осгуд).

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Езда

Врач

Змея

Фрукты

Девочка

Язык

Стул

Ухо

Зуб

Товарищ

Смерть

Деньги

Удовлетворение

Суп

Любовь

Мир

Смех

Боль

Жара

Голод

Методика № 3 «Классификация понятий».

Береза

Девочка

Яблоко

Лиса

Методика № 4 «Подбор синонимов»

Методика № 5 «Подбор определений» (см. Методику № 3).

2) Протокол № 1. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Морфология».

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

1. Девочка «рисовает» красками.

2. А мальчик лепит из глины «матрёшков».

3. Я ем «красный спелый яблок».

4. Я построю много домов «из песков».

2) Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные. Закончи предложение:

1. Оля учится играть на … (пианино)

2. Утром мы пьем чай или … (кофе)

3. Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао)

3) Проверка употребления разноспрягаемого глагола «хотеть». Продолжи предложение.

1. Девочка хочет гулять. Как можно сказать про многих девочек?

Девочки … (хотят гулять)

3. Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?

Мальчики … (хотят петь)

5. А как сказать про Колю? Коля … (хочет петь)

4) Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа. Игра «Чего не стало».

Сапоги

Туфли

Сандалии

Тапочки

Апельсины

Яблоки

Груши

Помидоры

Протокол № 2. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Словообразование».

Цель:______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

1. Как ты объяснишь, кто такой строитель?

2. Как ты объяснишь, кто такой врач?

3. Человек может работать велосипедистом? Читателем?

2) Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

1. Масло лежит в «масленице»? (масленке)

2. Соль насыпана в «соленицу»? (солонку).

4. На картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки». (поросята и котята).

3) Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей.

1. Собака

2. Кошка

3. Корова

4. Белка

5. Коза

6. Утка

7. Курица

4) Проверка умения образовывать слова:

А) С помощью слияния двух основ (морфолого- синтаксический способ).

1. У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)

2. У бабочки пестрые крылья. Какая бабочка? (пестрокрылая)

3. У жука длинные усы. Какой жук? (длинноусый)

Б) Путем перехода из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико- морфологический способ).

1. Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

2. Если горшочек из глины, он глиняный.

3. Если нож из стали, он стальной.

4. Если тарелка из бумаги, она бумажная.

5. Если чайник из фарфора, он фарфоровый.

5) Проверка умения подбирать однокоренные слова.

1. Снег

2. Зима

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол № 3. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Синтаксис».

Цель:______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка умения конструировать предложения:

1. Дети, гулять, парк

2. Рыбка, аквариум, плавать

2) Самостоятельное составление предложения по предложенной картинке:

1. Картинка № 1

2. Картинка № 2

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Изучение звуковой стороны речи.

Методика: «Обследование звукопроизношения».

4) Изучение связной речи.

Методика: «Обследование связной речи».

Структурирование текста

Лексика

Грамматика

Плавность речи

Самостоятельность

Заключение и рекомендации педагога по изучению развития связной речи:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методическое пособие

Диагностика уровня развития детей по речевому развитию

Перова Вера Николаевна,
старший воспитатель ГДОУ д/с №62
Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.

Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.

Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.

Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики.

IIМЛАДШАЯ ГРУППА

1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда».

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий..

Материал:картинки с изображением: игрушек - кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д.

2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./

Цель:определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет действия - 3 балла

Допускает 2 и более ошибки - 1 балл

3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи.

Цель:Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Много ошибок - 1 балл

4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку.

Цель:определение понимания предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5.Назови у кого что?

Цель:Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога.

Это хвост кого? - Лисы.

Это сумка кого? - Мамы.

Это машина кого? - Мальчика.

Это уши кого? - Зайца.

Материал:картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - ….

Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и употреблять их в речи..

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает две и белее ошибок - 1 балл

Инструкция к проведению:

2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает.

3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам.

4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции..

5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит.

6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково.

Итоговая оценка:

14- 18 баллов - высокий уровень

10 - 14 баллов - средний уровень

9 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

Чайник - блюдце - тарелка - кастрюля … /посуда/

Куртка - шапка - свитер - брюки…/одежда/

Тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги…/обувь/

Огурец - помидор - капуста - картофель - морковь …/овощи/

Яблоко - груша - апельсин - банан …/ фрукты/

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

животные, игрушки, мебель

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает 1-2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает 1 ошибку - 2 балла

Допускает 2 и более ошибок - 1 балл

4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……

Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

5. Скажи правильно:

Яблоко. У Тани много …..

Дерево. В лесу много …..

Туфли. У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного

Числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина

Кофта бабушки - …

Газета папы - …

Нора лисы - …

/Чей? Чья? чьё?/

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./

Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./

Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./

Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.

Критерии:

Ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10.Скажи правильно:

У меня есть карандаш. /ручка/

У меня нет …

Я рисую …

Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

Материал:

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.

6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.

8. Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

22 - 27 баллов - высокий уровень

15 - 21 баллов - средний уровень

14 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3. Много чего? Шар - шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

Множественного числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными

Суффиксами.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца - …

Лапа медведя - …

Шерсть волка - …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

/Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Закончи предложение:

Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама - белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

Одна кукла, две …

Один шар, два …

Один жук, два …

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит.

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать чьи это части.

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

24 - 30 баллов - высокий уровень

14 - 23 баллов - средний уровень

13 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1. Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь.

Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля.

Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло.

Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор.

Цель: Развитие высших психических функции мышления - внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибки - 1 балл

2. Кто что делает? /с использованием профессии/

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3.Закончи предложение: карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла

Допускает небольшое количество ошибок - 2 балла

Много ошибок - 1 балл

4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …,

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал:картинки с изображением животных и их детенышей.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева - деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - …

Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/

Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7. Что делает мальчик?

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.

2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются.

6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети.

7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик.

Итоговая оценка:

17- 21 баллов - высокий уровень

12 - 16 баллов - средний уровень

11 и менее баллов - низкий уровень


Close