Учащимся старших классов, которые готовятся сдавать ЕГЭ по русскому языку, обязательно стоит вспомнить, как образуется форма повелительного наклонения глагола. Многолетняя практика еще раз подтверждает тот факт, что подобные упражнения в экзаменационном испытании вызывают у выпускников определенные сложности.

При этом уметь правильно выполнять такие задания следует всем старшеклассникам, независимо от уровня их подготовки. Это позволит им успешно пройти аттестационное испытание по русскому языку.

Базовая информация

Чтобы упражнения, в которых учащемуся предлагается поставить глагол в форму повелительного наклонения, давались легко, рекомендуем освежить в памяти основные правила.

Важно усвоить, что:

    Наклонение глагола позволяет выразить то, как именно действие, о котором идет речь в предложении, соотносится с действительностью.

    В русском языке различают три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

    Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, происходящие в прошлом, настоящем или будущем. Например: я учил, я учу, я буду учить.

    Глаголы в условном наклонении выражают действие, которое может быть совершено при соблюдении ряда условий. Например: если у меня будет учебник, я бы подготовился.

    Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, выраженное в форме просьбы, совета или приказа; они не изменяются по временам, но могут иметь различные лица и числа. Есть одно исключение. Это форма первого лица единственного числа. В повелительном наклонении ее не существует, т. к. автор предложения не может просить или приказывать самому себе.

    Наиболее часто употребляемой является форма второго лица. Для ее образования в единственном числе с глаголом в повелительном наклонении используется суффикс -и- (например: положат - положи ), а во множественном числе - суффикс -те- (например: возьмут - возьмите ); мягкий знак, находящийся после шипящих, сохраняется (например: ешьте, режьте ).

Формы третьего лица предполагают использование частиц пусть, пускай, да. Например: Они читают - пускай они читают.

При образовании формы первого лица множественного числа могут использоваться суффикс -те- и частица давай.

Чтобы учащемуся было понятно, как определить повелительное наклонение глагола, исходя из спряжения, приведем наглядную таблицу с примерами.

Занятия на сайте «Школково» - залог успешной подготовки к единому государственному экзамену

Чтобы не допускать ошибок при выполнении заданий во время прохождения аттестационного испытания по русскому языку, выбирайте наш образовательный портал. На сайте «Школково» вы найдете весь необходимый материал для повторного изучения основных разделов.

Процесс занятий мы предлагаем выстроить по-новому. Переходя от простого к сложному, учащиеся смогут вначале вспомнить теоретическую часть. После этого мы предлагаем старшеклассникам ознакомиться с онлайн-примерами и проверить собственные знания, попрактиковавшись в выполнении упражнений. Большая подборка заданий представлена в разделе «Каталог» на сайте «Школково». Наши специалисты регулярно обновляют перечень упражнений.

Если вы уже успели освежить в памяти теоретическую информацию, тогда предлагаем вам прямо сейчас проверить свои знания, выполнив несложное задание на нашем сайте в онлайн-режиме. Если никаких затруднений при этом не возникло и много времени не потребовалось, тогда рекомендуем вам попробовать справиться с упражнениями экспертного уровня. А если определенные сложности все же появились, тогда вам непременно стоит включить в свое ежедневное расписание дистанционные занятия вместе со «Школково». Улучшать собственные знания и оттачивать практические навыки могут не только школьники из столицы, но и учащиеся из других российских городов. Вместе с сайтом «Школково» подготовка к аттестационному испытанию будет эффективной и качественной!

1. Простое побуждение. Расскажи подробнее: время у нас есть.

2. Шутливо-ироническое побуждение. Кричи шибче, чтоб соседи услыхали.

3. Приказание. Оставьте это, не смейте…

5. Угрозу. Ты у меня пикни.

6. Команду. Постройся!

7. Позволение, разрешение. Поезжай, уж если тебя так тянет. Ладно уж, беги.

8. Пожелание. Будь здоров! Расти большой! Крепни и славься!

9. Призыв. Пионеры! Горячо любите Советскую Родину!

10. Совет. Старайтесь зимой спать не меньше восьми часов.

11. Предостережение, напутствие, напоминание. Берегите себя! Осторожно, не упади! Не разбей чашку!

12. Просьбу и мольбу. Не стреляйте в белых лебедей.

Особенности образования форм повелительного наклонения.

1. Глаголы с –ва давать даjут давай сохраняется –ва

2. Глаголы с корнем на и (бить, пить, - бей, пей). Основы не совпадают ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего времени.

3. Есть – ешь, дать – дай, ехать – поезжай

Вариантные формы высунь, высуни, лезь, полезай, высыпь, высыпи, уведомь, уведоми.

Употребление видов.

Совершенный вид Несовершенный вид

совет, просьба побуждение, приглашение


приказание (дайте)

частицы –ка, смотри

Употребление других форм глагола в значении повелительного наклонения.

1. Инфинитив. Встать!

2. 2 лицо простого и сложного будущего времени. Пойдешь, найдешь, передашь.

3. Прошедшее время. Поплыли!

Употребление форм повелительного наклонения в других значениях.

1. Сослагательное наклонение. Да будь я…(если бы я был) в условном или уступительном контексте.

2. Изъявительное наклонение. И блесни (блеснула) мне мысль.

3. Вынужденное действие субъекта, который обязан выполнить. Субъект недоволен. А мне расупутывай.

В форме императива кроме прямого значения могут использоваться в переносном значении.

1. Для выражения реального действия, которое невозможно или трудно осуществить (чаще разговорный, интенсивный контекст). Попробуй его поймай. Жди от него помощи.

2. Формы императива используются для обозначения действия, которое осуществлялось в прошлом. (тоже реальный объект = глаголу совершенного вида прошедшего времени). Частица возьми. А он возьми да и прыгни со второго этажа.

Обязательно обозначение трагического названия – называется драматическим императивом

3. Могут выражать предположительное действие. Форма повелительного наклонения употребляется в значении сослагательного наклонения (экспрессивный контекст). Знай я такое раньше – ни за что бы не согласился. Попросил бы меня по-хорошему.

4. Значение возможного действия. Она такая красавица, хоть картину с нее пиши.

Не все глаголы имеют форму повелительного наклонения. Ограничивает семантика глагола.

a. модальные – мочь, хотеть;

b. реляционные глаголы (глаголы отношения) значить, весить, состоять, принадлежать;

c. безличные глаголы – светать, не спится, хочется, рассвело;

d. глаголы, которые обозначают действие не лица, а только предмета – таять, кипеть, колоситься, зеленеть.

В контексте императивное значение может приобрести инфинитив. Но нельзя считать его формой императива, потому что императив выражается только интонацией.

Сослагательное наклонение

Глагольное семантическое значение предположительности действия:

· желательность

· возможность

· условность

Покататься бы на лыжах инфинитив + частица бы

покатался бы на лыжах -л + частица бы (выражается формой сослагательного

наклонения, 1 не сослагательное наклонение) в Не сделал бы я

без вашей помощи

2 Знал бы я об этом – лучше бы промолчал


усл. возм. и жел.

Форма сослагательного наклонения – условное по первому из значений, поэтому форма этого наклонения всегда аналитична.

Форма сослагательного наклонения – в наследство от древнерусского языка из формы на –л омонимична форме прошедшего времени + частица бы (из формы аориста)

Парадигма из 4 форм глагола:

М.р. знал бы

Ж.р. знала бы

Ср.р. знало бы

Мн. ч знали бы

Реализуется в форме рода и числа (история)

Не выражает значение времени. Частица бы не имеет закрепленного положения и даже сливаться с союзом.

Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

Нам сказали, чтобы мы собирались в зале.

Формы сослагательного наклонения кроме прямого значения могут употребляться в переносном значении для выражения просьбы, т.е. значения повелительного наклонения (или совета). Помогли бы вы мне книги разобрать. (форма сослагательного наклонения – значение повелительное). Сходили бы вы к декану.

Частица бы может употребляться с инфинитивом или повелительным наклонением. Приди бы он раньше, знать бы мне раньше.

Такое употребление частицы бы выходит за рамки сослагательного наклонения

Изъявительное наклонение

Семантический признак – выражение реального действия.

В грамматике очень важное место занимает временное понятие, которое показывает отношение глагольного действия к моменту речи.

1. Лексические средства выражения временного значения сейчас, давно.

2. Синтаксические средства. Вот наш дом (нулевая связка есть).

На основе различных временных отношений сформировалась категория времени. Существует три отношения:

1. Действие совпадает с моментом речи;

2. Действие может предшествовать моменту речи;

3. Может следовать за моментом речи.

Каждое из времен имеет свою систему грамматических форм. Каждое время имеет свою внутреннюю парадигму. Прошедшее время противопоставлено непрошедшее время.

1). У прошедшего времени яркий формальный показатель –л, у будущего и простого настоящего формальных показателей нет.

2). Прошедшее время обладает наибольшей семантической определенностью. Временное значение прошедшего времени ярко выражено (идея предшествования). Формы прошедшего времени употребляются в прямом значении. Настоящее и будущее время употребляется в прямом, чаще в переносном (семантическое противопоставление).

3). Прошедшее время имеет все глаголы русского языка. А настоящее и будущее время ограничено видом.

Прошедшее время

Грамматическое значение связано с идеей предшествования. Форма прошедшего времени сложилась исторически от перфекта. В современном языке прошедшее время образуется от основы инфинитива возить – возил регулярное образование. ^

В некоторых глагольных формах используется ǿ прошедшего времени. Это непродуктивный способ:

1). глаголы на с, з. расти – рос (консонантная основа),

2). глаголы на чь печь – пек,

3). сти, зти нести – нес,

4). ну исчезнуть – исчез.

Прошедшее время в парадигме, состоит из 4 форм (род и число)

М.р. пошел

Ж.р. пошла

Ср.р пошло

Мн.ч. пошли

Глаголы несовершенного вида. Прямые.

1). регулярно совершающееся действие (аористическое, повторяющееся). Старик ловил своим неводом рыбу.

2). конкретное единичное действие (конкретно-процессным), очень ярко выражена идея процессуальности. Я долго рассказывал о ней. Это имперфектное значение.

3). факт прошлого. На берегу моря высились небоскребы гостиницы. Аористическое значение.

Глаголы совершенного вида.

1. завершенное действие как факт прошлого, результат его неважен для настоящего, конкретное фактическое аористическое. Нас пригласили к столу. Рассказчик умолк. Дед прошел всю войну.

2. завершенное действие, но результат сохраняется в настоящем, важен для настоящего, оставил зримый след в настоящем (довольно много). Снег запорошил землю. Дерево зазеленело. Как вы посвежели. Перфектное значение.

Строгих границ провести нельзя.

Переносное значение.

1. В значении настоящего или будущего времени (экспрессивный контекст). Так тебе и поверили (значение будущего времени). Боялся я его, как же (значение настоящего времени).

2. Пошли (форма совместного действия). Взяли! Поехали!

Кроме нормативной формы используется экспрессивные формы.

1. Глагольное-междометные

Хлоп, мах, скок, стук, прыг, цап, щелк. Заинтересовался Шахматов. Называл их глагольно-междометными. Виноградов – к глаголу они обозначают внезапно глагольное действие, совершенное в прошлом.

Нет внутренней парадигмы – неизменяемая форма (нет лица, рода, числа)! Есть вид. Но глагольная сильная.

a. Вид и время

b. Управление существительным

c. Выполняет функцию сказуемого

2. Форма давно прошедшего времени. Это формы бесприставочных глаголов с суффиксами –ва, ива, -ыва, которые обозначают регулярное повторяющееся действие, в прошлом знавал, хаживал, говаривал, едал.

Только в прошедшем времени. Непродуктивный класс (очень активен в XVIII – XIX в.в.) остаток старины, как стилистическое средство.

Настоящее время

Это грамматическое значение, которое показывает, что деятельность совпадает с моментом речи. Только глаголы несовершенного вида.

Особенности: не имеет особого формального показателя, образуется от основы настоящего времени прибавлением личных окончаний. В парадигме 6 личных форм.

ед. ч мн. ч.

I служу служим

II служишь служите

III служит служат – косвенный показатель (у будущего времени)

Опора на вид

Значение настоящего времени. Прямое.

I. Настоящее актуальное (собственно настоящее) идея совпадения действия с моментом речи выражена ярко.

Вы хотите чаю?

Что ты делаешь? Я читаю.

Вы спите? Сплю.

Дождь идет.

В диалогах, с места события, репортаж, описание с натуры

II. Настоящее неактуальное. Действие не совпадает с моментом речи.

1. Чаще всего обозначает действие, которое очень часто повторяется, привычное, неограниченное во времени, нелокализованное. Дети обычно спят крепко. Он всегда все знает. Мед от простуды помогает.

Абстрактное настоящее (настоящее вообще) часто используется в обобщениях, афоризмах.

2. Может обозначать расширенное действие, оно шире момента речи, оно частично совпадает с моментом речи (давно). Я давно уж живу не сердцем, а головой. Несколько лет я собираю материалы статьи.

3. Постоянное действие, которое протекает без всякого перерыва или обозначают какие-то постоянные отношения (часто теоретические). Волга впадает в Каспийское море. Ребенок растет быстро.

4. В ремарках (в сценическом произведении) комментирующее. Сергей (Стоит. Задумчиво сидит, затем подходит.). Совпадает со сценическим временем.

5. Не деятельность, а способность что-то делать. Потенциальное действие. Варюша хорошо поет.

6. Используется при поэтическом описании, настоящее – преобразительное. Роняет лес багряный свой убор.

Переносное значение (очень часто).

1. В значении прошедшего времени (в художественной речи) для оживления прошлого времени. Настоящее историческое. Швед, русский, колет, рубит, режет. языкового контекста – частица бывало, вдруг. Вдруг слышу – кто-то в дверь стучит. Бывало выйдешь утром в сад.

2. В значении будущего времени. Для обозначении воображаемого или намеченного действия. Завтра я иду к врачу. Представьте, что вы приезжаете летом в Ленинград

Будущее время.

Действие следует за моментом времени. Имеют все глаголы, но различают по виду, синтетическую или простую.

Будущее простое – от основы настоящего времени путем прибавления личных окончаний. В парадигме 6 личных форм глагола.

Основные значения будущего простого времени.

1). Конкретное будущее (употребляется чаще всего). Значение единичного, неповторяющегося действия. Я вернусь, когда растает снег. Весной мы посадили сирень.

2). Абстрактное будущее. Повторяющееся действие (пословицы, поговорки). Что посеешь, то и пожнешь.

3). Переносное значение употребляется для обозначения события прошлого. Будущее историческое. Проведет, бывало, по струнам, и вздрогнет сердце.

4). Внезапное действие в прошлом. Стою, слышу, и вдруг как полыхнет!

Будущее сложное

1). Все грамматические значения – лицо, число, чисто аналитическим способом.

Конкретное значение после момента речи.

Абсолютное и относительное время

Абсолютное время определяется по соотношению с моментом речи. Выражается в простом предложении. Относительное – в сложном предложении.

Если время выд. от других ориент. при сопоставлении одного действия с другим – относительное время проявляется в придаточной части сложного предложения.

абсол. относит.

Он сказал, что жалеет о случившемся. Идея совпадения с действием основного глагола.

Он сказал, что долго жалел о случившемся. Идея предшествования.

Он сказал, что будет жалеть о случившемся. Идея последующего действия.

В сложном предложении два момента ориент 1)момент речи (абсолютное время), действия, временной план глагола главной части предложения. С ним связано употребление относительного.

Глагол тесно связан с производителем действия, это выражается формальными средствами, большинство в сочетании с субъектом в именительном падеже. Такие глаголы – личные (термин невыразительный, что могут присоединяться личные, сочетаться с личными. Я пишу, слушаю. Личным противопоставляются безличные глаголы, т.е которые не способны сочетаться с субъектом в именительном падеже. Но верится с трудом. Слышится, видится. Противопоставление личных и безличных глаголов. Личные глаголы имеют особую систему форм, которое выражает отношение глагольного действия к его носителю. Знаю, знаешь, знает – знала, знающий.

Личные глаголы могут использоваться в личной или родовой форме (противоречие в термине).

Личная форма глагола имеет в своем составе личное окончание, которое указывает на определенное лицо. Условно 3 лица:

Лицо говорящее у, ем, им

На собеседника ашь, ишь, ете, ите, и, ǿ

На лицо и предмет, не участвующее в разговоре ет, ит, ат, ят, ут, ют

1и2 – личное значение в прямом смысле, собственно личные, 3-предметное значение, форма сильно нагруженная. Каждая личная форма имеет систему значений. На значении обобщенном сформировалась категория чисто грамматическая, словоизменительная. Сформировалась исторически, почти без изменений, раньше была более широкая.

Спорные моменты

Имеет строгое формальное выражение, но вопрос о показателях лица спорный.

1. Широкое понимание категории лица В.В. Виноградов. Считал, что значение лица может быть выражено двояко: аналитически, т.е. с помощью личных местоимений и синтетически. При таком понимании категория лица распространяется на все глагольные формы, только в одних – аналитические, в других – синтетические.

Он считал, я считал – аналитические, я считаю, ты считаешь – синтетические.

Аналитизм выражают самостоятельные части речи.

Отражено у Шанского, Галкиной-Федорук.

2. Узкое понимание. Значение лица выражается только морфологические средства внутриглагольной формой. При узком понимании категории лица суживается сфера распространения. Выявляется только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и повелительном наклонении (грамматика-70, 80, школьный учебник). Категория лица имеет свою парадигму, которая состоит из 11 форм у совершенного вида и 17 форм у несовершенного вида.

Подарить буд. прост. повел. накл.

подарю/им подари/ите

подаришь/ите подарит (пусть)/ят

подарят/ят ФСД давайте

подарите

Основные значения личных форм

Форма 1 лица единственного числа.

1. Основное значение – указание на лицо говорящего.

2. Для обозначения субъекта вообще – обощенно-личное значение. Мыслю, следовательно существую. Чужую беду руками разведу. Не кланяюсь богачу – свой хлеб молочу.

Во множественном числе 1 лица.

1. Действие совершается группой лиц, в составе которго есть первое лицо.

2. В значении второго лица (! Переносном) для выражения участия. Почему не спим? Что читаем?

3. Обобщенно-личное значение (переносное). Поживем – увидим.

Форма 2 лица единственного числа!!! очень часто употребляется в: а) обобощенно-личном значении (афоризм), специализируется в узком значении. В карете прошлого далеко не уедешь. Врагов шапками не закидаешь. Пойдешь в науку, примешь муку.

б) в значении 1 лица. Весь день крутишься, как белка.

Форма 3 лица единственного числа:

1. Лицо, не участвующее в диалоге или предмет.

2. Безличное значение. На улице светлеет. Субъекта нет, но формальные показатели 3 лица. Пустая форма. Меня знобит.

3. Форма 3 лица множественного числа. !!! В неопределенно-личном значении. Без конца тебе звонят. Такие туфли сейчас не носят. О ребенке никто не заботится.

У личных глаголов 4 значения

1. определенно-личное

2. обобщенно-личное

3. неопределенно-личное

4. безличное значение

Личные формы глагола имеют разную функциональную направленность, наиболее сильная и частотная форма 3 лица, ее имеют все глаголы. !!! Формы 1 и 2 л. образуют не все глаголы. Часть глаголов имеет недостаточную парадигму.

1. Отсутствие 1 л. по фонетическим причинам висеть, убедить, победить (чередование)

2. Все безличные глаголы смеркается, живется, дышится

3. Глаголы, которые обозначают действие не лица, а предмета буксовать, звенеть, белеться, таять, колоситься, возникать.

В отличие от недостающих с избыточной парадигмой изобилующие: махать – машу – махаю (разг.), полоскать – полощу – полоскаю, полыхать.

Литературными считаются следующие формы повелительного наклонениявысунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, а не высуни, выстави, выправи, высыпи, почисти, не порти, не корчи, не морщи, уведоми, лакомися, закупори, откупори, взглянь, глянь, выдь, не крадь, положь.

Существуют также определенные трудности при образовании форм повелительного наклонения от следующих глаголов:
глядеть
гляди, глядите , но не глянь, гляньте;
ехать поезжай, поезжайте, езжай и езжайте , но не ехай, ехайте,едь,едьте;

ездить - езди, ездите , но ездь, ездий, ездийте, ездьте;
лечь ляг, лягте , но не ляжь,ляжьте;
трогать трогай, трогайте , но не трожь, трожьте.

бежать - беги, а не бежи; бегите, а не бежите;

лазать - лазай , а не лазь; лазайте , а не лазьте;

положить – положи , а не положь; положите, а не положьте;

класть – клади , а не ложи; кладите , а не ложьте.

3. В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать, мерить – мерять первые глаголы – книжные, а вторые – разговорные.

Недопустимо при изменении формы литературных глаголов II спряжения мучить, мерить, лазить добавлять перед окончанием лишнюю букву.

Надо говорить мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат, а не мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают.

4. Литературными считаются следующие формы глаголов в 3 л.ед.ч. наст.вр. полощет, машет, плещет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает а не полоскает, махает, плескает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит. Обратите внимание на произношение этих глаголов и в других формах.

5. У глаголов сыпать, трепать, щипать во всех формах перед окончанием необходимо добавлять Л .

Например: сыпл ю, сыпл ешь, сыпл ет, сыпл ем, сыпл ете, сыпл ют, а не сыпю, сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпют.

6. Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах, иссяк, привык, поник, погас, окреп, замерз, а не сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул, иссякнул, привыкнул, поникнул, погаснул, окрепнул, замерзнул.

7. Глаголыс корнем – лож – употребляются только с приставкой во всех формах: возложить, выложить, доложить заложить, наложить, низложить, обложить, отложить, переложить, положить, подложить, разложить, расположить, сложить, уложить. Ни в коем случае нельзя говорить ложу, ложишь, ложит, ложим, ложите, ложат.

8. Глагол класть употребляется только без приставки : кладу, кладешь, кладет, кладем, кладете, кладут , а не укладу, укладешь, укладет, укладем, укладете, укладут.

9. Глагол ужареть является диалектным, так говорить недопустимо. Надо говорить: Мне стало жарко.


10. Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить - я езжу, ты ездишь, он ездит, мы ездим, вы ездите, они ездят (неправильно: я ездию, ты ездиешь и т.п.);

Жечь - я жгу, ты жжешь, он жжет, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут (неправильно: ты жгешь, он жгет и т.п.);

Печь - я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут (неправильно:ты пекешь, он пекет и т.п.);

Беречь - я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут(неправильно: ты берегешь, он берегет и т.п.);

Стеречь - я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут (неправильно: ты стерегешь, он стерегет и т.п.).

11 . Нормативное употребление глаголов кушать и есть :

Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (Кушать подано) или при обращении к ребенку (Машенька, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол «есть». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я кушаю», правильно будет сказать: «Я ем». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»

12 . Не следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я извиняюсь». Это можно понять так: «Я извиняю себя», именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ». В этом случае надо говорить: «Извините (Простите) меня ».

Цели:

  • организовать деятельность учащихся к изучению нового материала, помочь осознать его практическую значимость, способствовать повышению качества знаний, грамотности;
  • способствовать развитию исследовательских навыков, речевой и коммуникативной компетентности, создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
  • способствовать развитию интереса к урокам русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Технология: проблемного обучения.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки; печатный учебный материал (Приложение 2 , Приложение 3 ), презентация (Приложение 1 ), Приложение 4 .

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу и начнём работать.
На предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать с двумя из них. С какими, вы скажете сами.

2. Словарная работа

В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?
1 2 3
приготовить
приобрести
прикажете
прикажите
приготовьте
приобретите
приобретёте
приказать
приготовите

– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?

Во втором. Давайте в этом убедимся.

Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете ). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).

Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать ). Докажите.

А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).

А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).

Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.

Проверьте.

– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.

Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)

– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3 )

(Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).

– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?

Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.

3. Повторение теоретического материала

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить .) Приведите примеры.

– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить .) Приведите примеры. Таблица.

– Как образуются глаголы повелительного наклонения?

4 этап

– Ребята, перед каждым из вас лежит лист исследования (см. Приложение 2 ). Каждый будет работать по нему самостоятельно. В листе вам встретится неизвестное слово ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?

Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?

(Самостоятельная работа учащихся.)

5 этап

– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали. (Слайд 4 )

Фронтальная проверка.

– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)

– Назовите наклонение каждого глагола.

– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите )

– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете ). Почему?

– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?

Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.

– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.

– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.

Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).

Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).

Найдите окончание глагола (ите ) Почему? (т.к. он второго спряжения)

Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения)

Вывод: вспомните ваше самостоятельное исследование и нашу совместную работу, давайте подумаем, какой вывод можно сделать.

Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?

6 этап

Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. Построение схемы. (Слайд 5 )

А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите наше правило друг другу.

А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на странице 202. Кто хочет нам его рассказать?

7 этап

Проведём устный диктант. Приготовьте карточки с буквами Е , И .

Кто будет испытывать затруднения при выполнении задания, обращаётесь к нашей схеме.

Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Поднимите нужную карточку. Докажите.

Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…

8. Самостоятельная работа учащихся

– А теперь поработайте самостоятельно.

Найдите в учебнике упражнение 497, прочитайте задание. У кого есть вопросы?

Самопроверка по ключу.

Кто доволен свое выполненной работой? Поднимите, пожалуйста, руки.

9 этап

Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его формы мы должны употреблять правильно, в соответствии с грамматическими и речевыми нормами.
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку. (Слайд 6 )
Как вы думаете, какая ситуация на ней изображена?

– Сестра сказала: “Покладите всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

Всё ли правильно сказано? Исправьте. (Слайд 7 )
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно употреблять их в речи.

10 этап

И последнее задание нашего урока.
Выполните тест, обведите букву правильного ответа в кружок. (см. Приложение 3 )

11. Заключительный этап. Рефлексия

(Слайд 8 )

– Чему сегодня мы учились на уроке? Для чего?
– Вспомните, какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое задание показалось самым трудным?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё?

12. Домашнее задание

Задание по выбору: упражнение 496 по заданию учебника или составить карточку для товарища.

Тема: Глаголы повелительного наклонения. Образование глаголов повелительного наклонения. Ь знак в глаголах повелительного наклонения. Образование формповелительного наклонения.

Цели урока:

    Обучить в ходе урока знаниями учащихся о глаголах в формеповелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:

    образование и употребление в речи глаголов в формеповелительного наклонения

    условия употребления Ь знака в глаголах в формеповелительного наклонения

    правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;

    Развивать у учащихся умения:

    отличать глаголы в формеповелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,

    правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений

    логично излагать мысли в беседе с учителем при анализе глаголов.

    продолжить развитие навыков самостоятельной работы.

    Воспитывать любовь к родному языку, чувства ответственности за качества знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тесты по теме урока, мультимедиапроектор.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания

(Сочинение «Если бы я был…»)

Вопросы: Как образуются глаголы условного наклонения

Глаголы условного наклонения образуются от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы/б

Они изменяются по числам, а в единственном числе-по родам.

Стук в дверь

Извините, простите, разрешите войти?

Ответь, где был?

Проявите милосердие, позвольте войти и сесть?

Проходи, садись!

Учитель

Ребята, маленький эпизод, но какой интересный разговор с употреблением глаголов… какого наклонения?

Повелительного

    Объявление темы и цели урока

    Изучение нового материала

Объяснения учителя (у доски)

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или прости выполнить.

    Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении

Повелительное наклонение

Единственное число

Множественное число

Уч ,науч

Спряч ся

Бросают(ю= у)

Уч , науч

Спрячь ся

Бросай

Уч , науч ,

Спрячь сь

Бросай

    Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе– -те.

    Найдите глаголы в повелительном наклонении. В каких предложениях по цели высказывания они употребляются? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа

О б р а з е ц : создавай- создавай[те.]

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель.

Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется:

    Поехать – поезжай – поезжайте

    Ездить – езди – ездите

    Орфограмма, которую учащиеся должны запомнить

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных пишется буква Ь.

Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся- и [те]. Исключение : ляг, лягте.

Познако м ь , познако м ь те, познако м ь ся. Отре ж ь , отре ж ь те.

    Поставьте глаголы в повелительном наклонении:

прятаться - прячьтесь,

плакать - плачь,

упрямиться-не упрямься,

печалиться - не печалься,

избавиться – избавься.

    Определите в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких– -ете? Почему в скобках дана форма второго лица единственного числа?

Когда выйд гулять? Выйд побыстрее!

(ты выйд ) (выйд )

Когда выгон гусей со двора? Выгон гусей!

(ты выгон ) (выгон )

Ответ: 1)во 2-ом лице во множественном числе –ите пишется в повелительном наклонении, 2) в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения; -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

    Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

    Для образования повелительного наклонения со значением 3-го лица употребляется форма 3-го лица изъявительного наклонения, к которой прибавляются слова пусть, пускай, да.

А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поет о нас страна! И звонкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена. Эй, грянем сильнее, подтянем дружнее! Да здравствуют звонкие песни и радость улыбки вокруг!

    Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Напишите по 3 лозунга к приближающимся праздникам

Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наш трудовой союз!...

    У доски четыре ученика с карточками, а остальные работают в парах…

Если бы вам потребовалось кому-то дать рецепт или какие-то советы, как бы вы это сделали?

Пример рецепта

Салат из фасоли

Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите. Вареную морковь нарежьте кубиками, а сельдерей - соломкой. Промойте зеленый салат, нарежьте и смешайте с остальными овощами. Соус приготовьте так: в отдельную посуду положите горчицу, соль, сахар, подлейте растительного масла и прибавьте уксуса. Этим уксусом заправьте салат.

    Карточка №1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительно наклонения? Как называется такое явление?

Ответ: омонимия, перед нами омоформы.

    Карточка №2

Во что превратятся существительные бури, дроби, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний?

Ответ: перед нами омонимия, перед нами омографы.

    Карточка №3

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка, слог – ка отделить дефисом?

Ответ: получится повелительное наклонение глаголов. Слог – ка смягчает приказ, такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

    Карточка №4

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш…те быстро!

Когда напиш…те, сдадите тетради.

Какое явление мы наблюдаем?

Ответ: это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.


Вы поверьте мне, друзья:

Без обману здесь нельзя.

Бросьте, не спорьте, покупайте,

Время даром не теряйте.

Не держи язык за зубами,

Покупай пироги с грибами.

Уж потешь меня, дружок,

Скушай этот пирожок!

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

Люди, подходите-ка!

Платки поглядите-ка!

Мои куклы разбирайте-ка!
Детям радости доставляйте-ка!

Сами мы - рязанские!

Сельди - астраханские!

Налетай - покупай,

Выбирай – забирай!

    Если есть время, выполняется упражнение 285, 286 стр.144.

    Подведение итогов

Составление синкана или ассоциативного ряда.

Наклонение

Требовательное, просительное

Учит, приказывает, образует.

Наклонение, без которого нельзя обойтись глаголу в случае приказа или просьбы.

Повелительное.

А если попробуем стихотворение «Я» применить к повелительному наклонению?

Образуюсь от глаголов настоящего и будущего времени.

Я - повелительное наклонение,

Пишусь с суффиксами -и- и –те-, или без них.

Я - повелительное наклонение,

Включаю в себя правописание мягкого знака.

Я - повелительное наклонение,

Образуюсь с помощью частиц пусть, пускай, да .

Я - повелительное наклонение,

Наклонение, без которого нельзя ни попросить, ни приказать!

    Рефлексия

Этот урок для меня оказался…

На уроке я узнал(а)…

Сегодня я получил(а)…


Домашнее задание:

Отработать параграфы 20, 21; выполнить упр. 290; привести примеры из жизни, где используется повелительное наклонение.


Close