В ладимир Маяковский не сразу начал писать стихи - сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» - Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.

Владимир Маяковский с сестрой Людмилой. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский с семьей. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский в детстве. Фотография: rewizor.ru

Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский - еще ребенком - впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных» .

В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец - от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.

После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было» . В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи , но тетрадь с лирическими опытами - «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, - отобрали охранники.

В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи - сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже - с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы - «Пощечина общественному вкусу».

У Давида - гнев обогнавшего современников мастера, у меня - пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.

Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

Футуристы выступали на собраниях - читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.

Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи - и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.
<...>
По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад.

Поэт-футурист Петр Незнамов

Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп».1929. Фотография: subscribe.ru

Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой». 1918. Фотография: geometria.by

Владимир Маяковский (третий слева) и Всеволод Мейерхольд (второй слева) на репетиции спектакля «Баня». 1930. Фотография: bse.sci-lib.com

Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом - начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники - Казимир Малевич , Давид Бурлюк, Илья Машков и другие - рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик . Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» - оба в главных ролях.

В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд , а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер» . «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.

Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты - их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.

В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.

В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь - Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.

Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com

Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru

Владимир Маяковский. Фотография: piter.my

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.

Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции.

Актриса Вероника Полонская

Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие - критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили - до 1953 года.

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.

Поэтесса Ольга Берггольц

Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо» .

После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.

Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор.

Разделы: Литература

Тема. В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире.

Цели урока:

  • познакомиться с неизвестными страницами биографии, личностью и ранним творчеством В.Маяковского, новаторством его лирики, вспомнить ранее изученное о поэте;
  • развивать речь, творческие способности учащихся, умение анализировать стихотворения;
  • воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, родного города, любовь к родному слову.

Форма урока: урок - ролевая игра с использованием мультимедиа.

Оборудование к уроку:

урок проводится в компьютерном классе, на экране высвечиваются слайды фотографий В.Маяковского, его семьи, друзей, тексты его стихотворений, запись чтения стихов самим автором и известными артистами, страницы пребывания поэта в Армавире.

ХОД УРОКА

Эпиграф

Я сам расскажу о времени и о себе…
И чувствую – “я” для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
В.Маяковский

1. Вступительное слово учителя.

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Маяковский – одно из ярчайших имён в литературе XX века.

О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто полярны. Перед вами лежат листочки с тремя высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними.

Чтение высказываний о Маяковском. (Приложение 1)

Не спешите соглашаться с каким-либо мнением, сначала прослушайте материал урока, а потом сделайте вывод.

А сейчас давайте вспомним, кто написал эти строки.

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

Всем известны эти строки с детства. Это В.Маяковский. Оказывается, его творчество нам знакомо с раннего детства. Сегодня мы узнаем новые страницы жизни и творчества, личности поэта, вспомним ранее изученное, почитаем его ранние произведения, узнаем о пребывании Маяковского в нашем городе.

Эпиграфом к уроку станут слова В.Маяковского “Я сам расскажу о времени и о себе…”. И ещё одни строки: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”. Вы услышите на уроке строки из биографии поэта, написанной самим Маяковским, которая так и называется “Я сам”. Это рвущееся наружу “я” невозможно не заметить в его автобиографии.

Сегодняшний урок - ролевую игру мы проведём в форме круглого стола. Творческая группа заранее получила задание изучить жизнь, творчество и личность В.Маяковского. И теперь представят нам итог своей работы. За круглым столом у нас разместятся литературовед, критик, корреспонденты, близкие и знакомые В.Маяковского. Главный гость – это сам поэт.

Все учащиеся в течение урока ведут необходимые записи, чтобы в конце урока представить отчёт о работе круглого стола. На столе у каждого лежит бланк с вопросами, который необходимо заполнить к концу урока. Дополнительные вопросы нашему гостю может задать любой желающий.

Итак, начинаем заседание нашего круглого стола. Ваши вопросы.

2. Заседание круглого стола.

Корреспондент газеты “Известия”. Известно, что вы родились 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия. Ваш отец – Владимир Константинович, лесничий. Мать – Александра Алексеевна. Две сестры – Ольга и Люда. Расскажите о вашей семье, о детстве.

Маяковский. Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности.

Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо, обзавёлся новыми друзьями.

Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Я вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях.

Но вскоре в нашей семье произошло событие, которое круто переменило нашу жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.

В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Я прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Меня стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины.

В гимназии дела пошли неважно. Я всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года я ушёл из гимназии.

Корреспондент газеты “Труд”. Когда вы впервые попробовали писать?

Маяковский. В гимназии и попробовал писать. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим “социалистическим достоинством”, бросил вовсе.

Корреспондент газеты “Труд”. Известно, что вы неоднократно подвергались в эти годы аресту. За что и как это повлияло на формирование ваше мировоззрения?

Маяковский. 1908 год, мне 14 лет – вступил в партию РСДРП. Затем нелегальная деятельность в типографии, за что и был арестован. При аресте ел блокнот с адресами и в переплёте.

Слежка, общение с профессиональными революционерами, чтение марксистской литературы, снова аресты.

За 11 бутырских месяцев перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни.

Вышел взбудораженный. Но до чего же нетрудно писать лучше их. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу.

Я зашёл к тогда ещё товарищу по партии – Медведеву. Хочу делать социалистическое искусство. Он долго смеялся: кишка тонка.

Думаю всё-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я сел учиться.

Корреспондент газеты “Известия”. Но учиться вы начали живописи, которой увлекались с первых гимназических лет. Как получилось, что попали в литературу?

Д. Бурлюк. Разрешите, я объясню. Позвольте представиться: Давид Бурлюк, художник и поэт. С Владимиром мы познакомились в училище живописи. Сначала задирались – вскоре подружились. Это мне он прочёл свои первые стихи, выдав их за “чьи-то”. Я сразу понял, чьи это стихи, увидел в нём “дикого самородка” и на следующий день представил друзьям Маяковского как “гениального поэта”. Это смутило его. “Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение”, – сказал я ему. Но слово было сказано о том, что скрытой мечтой жило в нём: поэт. Совсем не исключено, что он ждал этого слова, и его оказалось достаточно, чтобы преодолеть сомнения.

Маяковский. Всегда с любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.

Литературовед. Да, девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”. В автобиографии сказано: “Родился русский футуризм”.

Маяковский. Хочу от вас услышать, как вы понимаете, что такое футуризм.

Ответы учащихся. Проверка домашнего задания.

Д.Бурлюк : Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, мы предприняли поездку по городам России. Наши выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей нам широкую известность. Желтая кофта и цилиндр М., его остроумие бьющие наотмашь реплики – ответы на “каверзные” вопросы из зала, наконец, стихи выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорикой, сделали его самой заметной фигурой в нашей группе.

Корреспондент газеты “Труд”. Прочитайте нам что-нибудь из ранней лирики.

Звучит запись чтения Маяковским стихотворения “А вы могли бы?”

Затем чтение артистом В. Шерстяным стихотворения.

Словарная работа: ноктюрн – небольшое музыкальное произведение лирического характера.

Учитель. Анализ стихотворения “А вы могли бы?”. Ответы на вопросы.

Какие образы вы нашли в этом стихотворении? (Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы с поперечными “рёбрами” похожи на флейту, кларнет – они звучат при ветре, дожде, становятся частью “музыки большого города”.)

В каких строчках слышится скрежет? Как называется этот приём? Какие звуки повторяются? (Аллитерация)

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

Обратите внимание на лексику. Что вы заметили? (Сталкивание в смысловом ряду разностильных слов: зовы, ноктюрн, Флейта и… стакан, студень, водосточные трубы.)

Литературовед. Это стихотворение очень близкое по настроению с уже известным всем стихотворением “Послушайте! ”, с которым мы познакомились в 9-м классе. Давайте вспомним его. (Чтение наизусть стих. “Послушайте!”)

Критик: Позвольте прокомментировать это стихотворение.

А.С.Субботин считает, что стихотворение “Послушайте!” - это “прямое обращение к слушателю”: “Поэт ещё плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду. В мольбах и уверениях “тревожного, но спокойного наружно” персонажа стихотворения, не выносящего “беззвёздную муку”, много затаённых надежд и желаний автора”.

А.А.Михайлов утверждает: “Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоумённо вопрошает: “Послушайте!..”. Несовершенство, резкое несоответствие мечты и действительности порождало эти недоумённые вопросы”.

Поэт Б.Пастернак пишет: “Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна”. Поэт использует здесь вечный поэтический образ – звёзды, заменяя его своим – “плевочки”.

Литературовед С.Бавин пишет: “Традиционный для Маяковского пренебрежительно вызывающий тон не мог скрыть внятного чуткому слушателю крика боли за страдающую душу современного человека”.

Литературовед. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение “Нате!” - с его вызывающим названием оно нашло своего адресата в благопристойной буржуазной публике, когда Маяковский прочитал его на открытии кабаре “Розовый фонарь” 19 октября 1913 года.

Чтение наизусть стихотворения “Нате!”.

Литературовед или учитель. Проанализировав эти стихотворения, можно назвать особенности лирики Маяковского:

Необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна;

Видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

Видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;

За резкость скрывается глубокая лирика;

В стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.

Корреспондент газеты “Труд”. Как вы отнеслись к войне 1914 года? Участвовали ли в ней?

Маяковский. Отвращение и ненависть к войне. Война отвратительна. Пошёл записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадёжности. Позже идти на войну сам не хотел. Но забрили. Притворился чертёжником.

Корреспондент газеты “Известия”. А как вы приняли революцию?

Маяковский. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция.

В 19-м году езжу с моими вещами и товарищей по заводам. Радостный приём. Пошёл в агитацию РОСТа.

Корреспондент газеты “Известия”. Я много слышал об этой стороне вашей деятельности, интересовался. Вот что я узнал. (Сообщение учащегося по учебнику об окнах РОСТа).

Корреспондент газеты “Труд”. Позвольте один личный вопрос. Была ли в вашей жизни настоящая любовь?

Лиля Брик. На этот вопрос я могу ответить. Позвольте представиться:

Лиля Брик.

С Маяковским мы познакомились в 1915 году. “Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками”, - записал Маяковский много лет позже в автобиографии. Наш дом скоро стал и его домом, наша семья - его семьей. Маяковский сразу влюбился в меня.

Маяковский ухаживал за мной бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Мы встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Я же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Я любила его, но не без памяти.

Втроем мы жили во всех квартирах в Москве, на даче в Пушкине. Одно время снимали домик в Сокольниках и жили там зимой, ибо в Москве была теснотища. В те годы обручальные кольца для меня являлись признаком буржуазности. Поэтому мы обменялись перстнями-печатками. На моём перстне он выгравировал инициалы Л Ю Б. По кругу они читались, как ЛЮБЛЮ - ЛЮБЛЮ. Эти три буквы поэт будет ставить как посвящения, художники - вписывать в орнаменты на его книгах.

Любовь наша была не простой, она не раз достигала кризисных рубежей. В годы, когда революция ломала и пересматривала все на свете, казалось, что и человеческие отношения должны найти новую форму, новые взаимосвязи. Осенью 1922 г. отношения наши выдержали кризис: мы приняли решение прожить два месяца врозь. 28 февраля в три часа дня истек для Маяковского “срок заключения”. В восемь часов вечера мы встретились на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя в купе, Маяковский прочитал мне только что законченную поэму “Про это” и заплакал …

Маяковский виделся с нами в последний раз 18 февраля 1930 г., когда мы уезжали за границу. Последнюю открытку Маяковскому мы отправили из Амстердама 14 апреля, в день его самоубийства...

Любовь наша была очень непростой. Многое в наших отношениях остается непонятным.

Маяковский. Организуем “Леф” (Левый фронт) – новую литературную группу. Мы выдвинули три новых принципа искусства:

Принцип социального заказа;

Принцип литературы факта;

Принцип искусства-жизнестроения.

В работе сознательно перевожу себя на газетчики. Пишу в “Известия”, “Труде”, “Рабочей Москве”. Вторая работа – продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Харьков, Париж, Ростов, Берлин, Казань и т.д., и т.д. За 4 года я выступил с лекциями и стихами в 52 городах Советского Союза. Личное общение с читательской аудиторией считаю работой радостной и изнурительной. Был и на юге. Кстати, в вашем провинциальном городке тоже был.

П.И.Лавуту. Разрешите представиться: П.И.Лавуту – организатор выступлений поэта. Я везде сопровождал Маяковского.

В Армавир Маяковский приехал 30 ноября 1927 года. Он остановился в “1-й Советской гостинице”, располагавшейся на месте теперешнего универмага.

Больной и переутомленный, поэт предупредил, чтобы его не беспокоили и никого к нему не пускали, хотя обычно двери у Владимира Владимировича для всех были открыты настежь. Однако публика, узнавшая о приезде Маяковского, не желала признавать никакого запрета, иные настойчивые посетители подолгу и требовательно стучали в запертую дверь номера, так что мне - организатору выступлений поэта - приходилось объясняться.

Вечером кинотеатр “Марс”, заполненный в основном молодежью, взволновано гудел. Наконец, в зрительном зале погас свет. И вот перед аудиторией появился Маяковский - высокий, молодой, энергичный. Все с любопытством разглядывали поэта. Преподаватель литературы С.В. Киранов, присутствовавший на этом вечере, вспоминал в 1951 году: “ Маяковский начал читать чуть срывающимся голосом, видимо сильно волнуясь (да и болезнь, безусловно, давала о себе знать), но уже через минуту другую голос его окреп, слова и строки, произносимые им, приобрели сокрушающею силу”. После каждого стихотворения слушатели горячо аплодировали. Большое впечатление на армавирскую публику произвели такие стихотворения, как “Письмо Горькому”, “Письмо Есенину”, “Левый марш”. Потом Маяковский начал читать отрывок из поэмы “Хорошо!”.

Выступление поэта нашло широкий отклик у публики. На вечер Маяковского было продано 222 билета. В конце вечера, затянувшегося до глубокой ночи, состоялось нечто вроде диспута. 38 записок, поданных Владимиру Владимировичу на вечере, ныне хранятся в Государственном музее В.В. Маяковского в Москве. Вот некоторые из них: “Почему Ваша группа называется “левым фронтом”?”, “Что левого в Лефе?”, “Тов. Маяковский, Вы член партии или нет? А если нет, то почему?”.

В словесном турнире Маяковский был непобедим. Обладая феноменальной находчивостью и остроумием, он беспощадно разил противников. В выступлениях участников диспута отразились разноречивые оценки творчества поэта. Одни говорили, что поэзия Маяковского для широких масс малопонятна и трудна, что Маяковскому нужно “опроститься”. Другие утверждали, что поэт массам вполне понятен.

Радостным возвращался Маяковский в гостиницу. Поэт остался доволен встречей с читателями. Окружная газета “Трудовой путь” 4 декабря 1927 года писала по поводу выступления Маяковского: “К сожалению, армавирской аудитории не пришлось полностью познакомиться со всей поэмой “Хорошо!”, так как Маяковский по болезни читал лишь отдельные места...”. И далее газета продолжает: “Его выступление в Армавире, несомненно, представляет событие, мимо которого нельзя пройти. Армавирская публика, в известной части имеющая сумбурное представление о Маяковском, имела возможность близко познакомиться с его творчеством и поэзией. И нужно лишь пожалеть, что выступление поэта, по случаю его болезни, в Армавире было не полно и коротко”.

О пребывании в Армавире В.В. Маяковского, о его выступлении перед широкой читательской аудиторией напоминает мраморная доска, установленная на здание кинотеатра по улице Комсомольской, 129. Надпись гласит: “В этом здании 30 ноября 1927 года читал стихи В.В.Маяковский”. Одна из улиц Армавира носит имя талантливого советского поэта.

Маяковский. На этом разрешите проститься, меня ждут неотложные дела. До свидания, товарищи.

Корреспондент газеты “Рабочая Москва”. Корней Чуковский верно заметил: “Быть Маяковским очень трудно”. Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Совместная жизнь с Осипом и Лилей Брик стала тяготить поэта. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. В литературе шла острая борьба. В пьесе “Клоп” официальная критика учуяла “антисоветский душок”, а в “Бане” обнаружила “Издевательское отношение к нашей действительности…”. Выставка “20 лет работы” была бойкотирована прессой и писателями. Маяковский заболел, врачи запретили ему выступать. Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать свою нормальную семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии.

4 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. В предсмертном письме он писал… (Зачитывается записка. Приложение 2)

Но никто никогда не узнает, каким был последний мотив этого поступка.

3. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем участникам круглого стола. Вы проделали большую работу. Особое спасибо нашему Маяковскому. В его словах вы слышали строки из автобиографии поэта “Я сам”.

Маяковский… Кто же ещё соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили – о нём злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели.

И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”.

А теперь сделайте вывод вы и выберите одно из высказываний о Маяковском, с которым вы можете согласиться. Заполните бланк с вопросами, сдайте. (Приложение 3)

Все участники круглого стола получают оценки.

Домашнее задание: рассказывать о Маяковском, читать поэму “Облако в штанах”, пьесы “Клоп” и “Баня”.

Литература

1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Москва, “Вако”, 2005 г.

2. В.В.Маяковский. Автобиография “Я сам”. Сочинения: В 2 т. Москва, 1987. Т.1.

Владимир Владимирович Маяковский - самый известный русский поэт-футурист. Время его творческого расцвета пришлось на драматичный период истории России, время революций и Гражданской войны .

Детство и юность поэта Маяковского

Владимир Маяковский родился в 7 (19) июля 1893 года в городке Багдати (ныне на территории региона Имеретия, Грузия). Его отец служил лесником, а мать происходила из кубанских казаков. В 1902 году Владимира отдали в гимназию города Кутаиси. Там он впервые познакомился с агитационными материалами русских и грузинских революционеров. Через четыре года умер отец Маяковского, и семья переехала в Москву. Владимир перевёлся в московскую гимназию № 5, но проучился там только около года и был отчислен за неуплату. В 1908 году Маяковский вступил в РСДРП. В том же году его впервые арестовали за нелегальную деятельность. В последующие годы юношу арестовали еще несколько раз.

Начало поэтической деятельности Маяковского

Ещё в гимназии Маяковский начал писать стихи. Но строки, написанные им в ранней юности не сохранились. Сам поэт позже признавался, что считал свои ранние работы плохими. В 1910 году, после 11 месяцев ареста Маяковский вышел из партии, чтобы полностью посвятить себя поэзии. Вскорости подруга Маяковского Евгения Ланг побудила его заняться также живописью. Какое-то время Маяковский учился в школе МУЖВЗ, но не окончил учебный курс.

В 1912 году в сборнике «Пощёчина общественному вкусу» вышла первая публикация Маяковского - стихотворение «Ночь». В следующем году был напечатан собственный сборник поэта «Я». Рукопись Маковского снабдили несколькими рисунками и размножили литографическим способом. В 1913 году также была поставлена трагедия «Владимир Маяковский», в которой молодой поэт сыграл самого себя.

В 1914 году Владимир Маяковский чётко выразил свою антивоенную позицию. Когда поэта призвали в армию, Максим Горький посодействовал, чтобы его направили не на фронт, а в часть, расположенную в Петербурге при Учебной автомобильной школе. Невзирая на правительственные ограничения, Маяковский продолжал печататься. В 1915 году он познакомился с четой Брик и вскоре стал жить с ними. Летом 1917 года Маяковский был комиссован.

Восприятие революции В.Маяковским

Маяковский с восторгом принял Октябрьскую революцию . Позднее Маяковский говорил, что годы Гражданской войны были лучшими в его жизни. К годовщине Революции по тексту Маяковского в Петрограде прошла премьера пьесы «Мистерия-буфф» в постановке Мейерхольда и с костюмами Казимира Малевича. В послереволюционные годы к Маяковскому пришло признание. Его новые поэмы выходили большими тиражами. Восхищение поэта советской властью проявляется в «Стихах о советском паспорте», поэме «Владимир Ильич Ленин» и в «Советской азбуке». В 1919-1921 году Маяковский сотрудничал с агентством РОСТА (ныне агентство ТАСС) и выпускал агитационные плакаты «Окна РОСТА», сопровождая сатирические изображения собственными стихотворениями.

Специфика творчества В.Маяковского

Общепризнанно, что Маяковский - наиболее выдающийся из русских футуристов. Его работы отличаются такими особенностями: использование короткого стиха и разрывов строк («лесенки»); смешивание лирического и сатирического элемента; употребление эмоционально окрашенной, в том числе нецензурной, лексики; автобиографичность и отождествления автора и лирического героя.

Последние годы и смерть Мяковского

В двадцатые годы вышли поэма Маяковского «Хорошо», а также пьесы «Клоп» и «Баня». С 1922 по 1928 год он возглавлял объединение «ЛЕФ», в которое входили бывшие футуристы. В конце двадцатых годов на страницах правительственной печати всё чаще появлялась острая критика футуризма вообще и творчества Маяковского в частности. В 1928 году Маяковский окончательно расстался с Лилей Брик. Другие любовные связи поэта также были неудачными. К 1930 году Маяковский страдал от глубокой депрессии. В начале апреля 1930 года поэт начал планировать самоубийство.

14 апреля 1930 года Маяковский выстрелил себе в сердце. Со временем не раз возникали предположения о том, что Маяковского убили. В пользу этой версии якобы свидетельствует конфликт Владимира Владимировича со Сталиным . Однако биографы поэта уверены, что он свёл счёты с жизнью сам. На похоронах поэта присутствовали десятки тысяч людей. Со временем Маяковский стал самым узнаваемым поэтом первых лет советской власти, а его произведения в течение десятилетий входили в обязательную программу по русской литературе.

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на страницы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее страницах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

Маяковский буквально ворвался в мир своими будоражащими душу, необычными стихами. Красив, могуч, широк в жестах, мыслях и чувствах - таков этот поэт, разговаривающий на «ты» с Солнцем.

Детство и юность

Начинался жизненный путь Маяковского в грузинской деревне Багдади Кутаисской губернии, где он появился на свет 19 июля 1893 в обедневшей дворянской семье. Маяковский родился в день рождения отца, вот и назвали его Владимиром.

Семья жила небогато. Отец, преисполненный чувством ответственности за домочадцев, много и тяжело трудился. В 1906 году его не стало - умер от заражения крови. В это время Володе тринадцать, он - ученик Кутаисской гимназии. После смерти отца мать с детьми, сыном и дочерями, переехала в Москву. Немного проучившись в пятой классической гимназии, будущий поэт был из нее исключен за неуплату.

А дальше бунтарское начало Владимира Маяковского начало реализовываться в революционной деятельности. В 1908 он становится членом партии большевиков. Результат этого - одиннадцать месяцев Бутырской тюрьмы. Именно отсюда юноша вынес первую тетрадь стихов. После освобождения из тюрьмы его партийная работа прерывается.

Активная творческая деятельность

Он начинает активно заниматься литературой, примкнув к футуризму - скандальному течению в искусстве. В их программном сборнике «Пощечина общественному вкусу» публикуются в 1912 году первые стихотворения поэта «Утро» и «Ночь». Поэма с необычным названием «Облако в штанах» увидит свет во второй половине 1910-х благодаря Осипу Брику, с которым Маяковский познакомился летом 1915. С тех пор Осип и Лиля Брик стали его друзьями. С Лиличкой, так ласково называл ее Владимир Владимирович, связаны искренние любовные чувства, выраженные в последствии в поэзии.

Занимая активную жизненную позицию, Маяковский всегда откликался на политические события. Так стихотворение «Война и мир» посвящено первой мировой войне, «Левый марш» - революционным событиям 1917 года.

Этот человек-трибун не только творил гениальные стихи, но и писал сценарии, играл в кино, был великолепным чтецом, рисовал агитационно-сатирические плакаты в «Окнах РОСТА» - Российском телеграфном агентстве, занимавшимся агитационным искусством.

Многочисленные поездки

В первой половине двадцатых поэт посетил западные страны - Латвию, Германию, Францию, а в 1925 - США, Кубу, Мексику. Писал стихи и статьи о европейских впечатлениях, читал свои поэтические произведения, выступал с докладами. Америке поэт посвятил целый цикл стихотворений и очерк «Моё открытие Америки».

Во второй половине 20-х много ездил по Советскому Союзу, выступая перед различными аудиториями.

Сатирическая направленность творчества

Одно из важных направлений творчества Маяковского - сатира. Она проявилась в многочисленных поэтических произведениях и комедиях конца двадцатых «Клоп», «Баня», поставленных в театре Мейерхольда, - об обществе, которое забыло об истинных революционных ценностях. В это время в творчестве уже звучат трагические мотивы.

Конец короткого пламенного пути

Жизнь великого поэта оборвалась четырнадцатого апреля 1930. Он выстрелил себе из пистолета прямо в сердце. Споры о неоднозначности этой смерти продолжаются до сих пор.

Маяковский остался в сердцах потомков как человек, не терпящий лжи и фальши, и как поэт, написавший обжигающие душу стихи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя


Close