Лермонтов – гений. Но именно поэтому нашему современнику так трудно понять всю глубину отчаяния Мцыри, главного героя его прекрасной поэмы. Поклонники русского гения, воспевая убогие славословия в честь молодого монаха, лишь обнажают всю бездну собственного непонимания.
Сюжет поэмы весьма незатейлив. Маленький мальчик волею судеб оказался в плену. А потом стал послушником христианского монастыря, о котором Михаил Юрьевич ничего не желает рассказывать. Такая тихая обитель на каждого воздействует неоднозначно, по-своему. Для кого-то такое убежище – освобождение от власти греха, символ свободы, а для другого человека монастырь - умертвляющая душу тюрьма.
Молодой грузинский парень подрос, стал монахом и возжаждал свободы. Монастырские стены стали для Мцыри ненавистным казематом. Он задыхается в этой тюрьме. И это – особый вид чисто духовной асфиксии, испытываемой лишь вольнодумцами и бунтарями. Рабу не известен такой горячий порыв к драгоценной свободе.
Но что есть Свобода? Разве в монастыре ходят в наручниках и кандалах?
Этот вопрос так же сложен, как и вопрошание Понтия Пилата: «Что есть Истина?» Каждый бандит и каждая блудница жаждут свободы ничем не меньше, чем благовоспитанный индивидуум. И каждый из них понимает свободу по-своему. Одни желают освободиться от тлетворного влияния дьявола, другие – от докучливой благопристойности.
Возможно, никто из простых смертных не знает, что есть Свобода. Более того, не исключено, что и сам автор поэмы до конца не понимает, в чем именно она заключается. Общечеловеческая трагедия в том, что свободы жаждут все, без исключения. Даже самый одураченный раб желает, чтобы его не слишком уж часто наказывали, ибо жаждет, словно буддист, освобождения от страданий.
И этот прекрасный дух освобождения от тягот скучного бытия время от времени посещает каждого человека. А такие чудесные минутки всегда кажутся подарком Бога или ангелов, если человек религиозен.
Мцыри рвется к свободе, но не знает, где живет эта прекрасная Госпожа. Может быть, она где-то там, за монастырскими стенами? Поэтому монах хочет сбежать, неважно куда. Прочь «от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв»! Он готов совершить жертвоприношение Госпоже Свободе, но не знает, как это сделать:

«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог».

Поэтому Мцыри просто бежит, нарушив свои христианские обеты, ибо жажда свободы сильнее страха возмездия. Судьба, возможно, накажет его, но монах готов заплатить за мимолетное блаженство свободы любую цену. Свобода превыше всего! – таков абсолютный императив неиспорченного цивилизацией человека.
Но что же там, за крепостными стенами? Монах жадно пьет сладкий воздух свободы, но однажды слышит далекий звон колоколов. И в него, словно молния, входит страшная мысль: внешний мир не даст ему желанной свободы, ибо на нем клеймо вечного раба – человека, давшего нерушимый обет. Это звон, радующий большинство людей, звучит для него как приговор, как проклятие, лишающее последней надежды.
«Из сердца - будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».

Нет свободы в монастыре, но нет ее и снаружи! – вдруг осознает грузинский беглец. И это страшное понимание лишает надежды, оживотворяющей душу.
А жизнь без надежды ему не нужна. Смерть намного желаннее проклятой неволи. Раненный барсом монах умирает не от причиненных ему травм, его душа оставляет тело, ибо жизнь стала напрочь бессмысленной.
Лермонтов предвосхищает собственную судьбу. Его жажда свободы столь велика, что он невольно вкладывает ее в душу своего любимого персонажа. Великий поэт тоже не дорожит жизнью, соглашаясь на дуэль, от которой легко уклониться.
Его любимец, Мцыри, очень похож на древнегреческого легендарного Эзопа, решившего умереть свободным, а не рабом. Как гласит седая легенда, рабовладелица, отпустившая любимого поэта на свободу, в действительности решилась на хитрый маневр: она подложила в его котомку золотую чашу их храма. Она полагала, что когда Эзопа обвинят в краже, он назовет себя рабом, а рабов не наказывают. Их возвращают хозяевам. Но поэт сделал нечто немыслимое, невероятное: он показал обвинителям вольную – свой смертный приговор. «Лучше умереть свободным, чем долго жить рабом, мечтающим о свободе», - заявил великий поэт древней Греции.
Возможно, именно там, на сияющий Небесах, Лермонтов и Эзоп наконец-то обрели то, что почти невозможно обрести на земле – долгожданную, оживотворяющую Свободу. Два замечательных человека достойны ее. Ибо боролись за нее, не щадя своей жизни.

В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя, жаждущего свободы и независимости.

Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.

Юношу влечет свобода, вот поэтому он и совершает дерзкий побег. Мцыри рассказывает своему наставнику о переживаниях своей метущей души. В стенах монастыря он не нашел родственных для него людей. Ему здесь все чуждо. Он хотел найти родную душу и прижаться к ней. Целеустремленный юноша стремился повидать те места, где родился, но ему не суждено добраться туда. Три дня он скитался голодным, рисковал своей жизнью, но не жалеет об этом. Мцыри умирает гордым одиночкой. Его мечтам не удалось сбыться.

Он повествует своему наставнику, что все-таки повидал вольную жизнь и, хотя он и умирает, но не жалеет о днях, проведенных на свободе. Юноша увидел живописные пейзажи с горами и реками. Мцыри любовался красотой разбушевавшейся природы: бурей, грозой, загоревшимся деревом от молнии. Он встретился с красивой юной девушкой и у юноши даже проснулись чувства к ней. Мцыри, по–натуре борец, вступил в смертельную схватку с барсом. Он победил его, но получил смертельные раны.

В конце стихотворения мятежный юноша погибает. Но он умирает непобежденным. Лермонтов поэтическим слогом показывает нам, что ради желания обрести свободу он пожертвовал своей жизнью и не пожалел об этом. Образ Мцыри поэт отождествляет с самим собой. Лермонтов и сам стремится к независимости. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с бесправием. Поэта не любило высшее общество. Но до конца своей короткой жизни он сумел остаться самим собой.

Мцыри - тема свободы в поэме

Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался с высказываниями своего учителя, считая что счастье существует, но ощутить его можно лишь обретя чувство свободы и независимости.

Свобода и ощущение её полной грудью, вот что, для Лермонтова всю жизнь являлось первоосновой всей жизни.
Он всегда старался и пытался сделать всё возможное, чтобы отразить это в своих произведениях. Именно в них возникают размышления о свободе, причем не только внешней, но и внутренней свободы души человека.

«Каждый человек должен искать свободу и покой, ведь только так он может обрести истинное счастье!» – вот так объяснял свой взгляд на эту тему данный автор.

Тема свободы очень отчетливо отображается в таких произведениях поэта, как поэма «Мцыри», «Демон», и многих других. Фактически она просто становиться их главным смыслом.

Стоит отметить, что Лермонтов мечтал о свободе ещё с самого детства, именно поэтому ещё в юном возрасте он мечтает создать поэму о монахе-беглеце, который немалую часть всей жизни мечтает о том, чтобы обрести свободу и оказаться в родном доме, который и был для него признаком свободы.

Однако, справедливо будет заметить, что поиск идеальных героев для данной поэмы был настолько пристальным и тщательным, что создание данного произведения растягивается на долгие годы.

Всё это время он подбирал каждого героя, и продумывал каждую деталь своего произведения, к которому он относился с особым трепетом.

Несколько интересных сочинений

  • Интернет - добро или зло? сочинение 7 класс

    Так интернет тоже зависит от тебя – сам выбираешь, что смотреть. Тут уж, чего в тебе больше – добра или зла. С детства уже можно смотреть мультики по интернету. Но некоторые родители не разрешают своим детям интернет.

  • Образ поэта в творчестве Пушкина сочинение

    В поэзии Пушкина большое место занимает образ самого поэта, его предназначение. В 1814 году, на самом раннем этапе своего творческого пути, он пишет стихотворение «К другу стихотворцу». Там он утверждает, что не каждый человек создан для того

  • Характеристика и образ Варенуха в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Некоторые герои имеют непростое происхождение. Одним из таких героев является Варенуха Иван Савельевич. Варенуха относится к второстепенным героям эпопеи «Мастер и Маргарита».

  • Сочинение Значение Имен в романе Преступление и наказание Достоевского

    Данное произведение Достоевского просто пестрит различными символами. Портреты и пейзажи, имена и фамилии героев, вещи, все это - символы.

  • В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе

1. Идея свободы в более ранних поэмах.

2. Исповедь Мцыри.

3. Бой с барсом - кульминация поэмы.

4. Тщетность попыток вырваться на свободу.

Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Поэма «Мцыри» - это последняя романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым. Ее замысел («написать записки молодого монаха 17-ти лет»), поэт вынашивал десять лет. Но попытки воплотить идею личности, рвущейся к свободе из «душных келий» были предприняты писателем в более ранних поэмах.

Еще в 1830 году шестнадцатилетний он пишет небольшую поэму «Исповедь». Юный монах, осужденный на смерть за «преступную» любовь, поверяет старику свои мечты о несбывшемся счастье и жизни на свободе. Герой более поздней поэмы «Боярин Орша - раб, который также страстно мечтает о свободе. Более того, он осмеливается полюбить дочь своего господина, за что также предстает перед судом монахов. Строчки из этих двух поэм Лермонтов впоследствии включил в поэму «Мцыри».

Весной 1837 года, сосланный на Кавказ, поэт проезжал мимо станции Мцхеты, под Тифлисом. Там когда-то существовал монастырь, от которого остались лишь развалины. Среди этих развалин поэт встретил старого монаха-горца. Тот рассказал ему, как в юности был послушником в этом монастыре и страшно тосковал по родине, мечтая о возвращении домой. Но постепенно привык, втянулся в монастырские будни и принял постриг. Рассказ старого монаха наложился на собственные размышления писателя. Возможно, эта встреча подсказала Лермонтову и название поэмы - «Мцыри», что по-грузински означает «послушник», «чужеземец», «пришелец». Известно, что первоначально он хотел назвать поэму «Бэри» - по-грузински значит монах. Но, видимо, название «Мцыри» показалось автору более соответствующим замыслу.

Лишь в двух первых главах поэмы рассказывается о жизни героя с того момента, как он был привезен в монастырь ребенком, до того, как вновь оказался там после неудачного побега. Вся остальная поэма - это исповедь Мцыри, которая раскрывает нам его внутренний мир, его переживания за те три дня, что он прожил на воле. Именно эти три дня он считает настоящей жизнью, за которую он с радостью отдал бы две жизни, проведенных в плену: Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог…

Ты хочешь знать, что делал я

Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Выросший «в сумрачных стенах», юноша сохранил воспоминания о своей прежней жизни на родине. Как сон проносятся перед ним воспоминания: перед его мысленным взором предстает отец - отважный и гордый воин. Ему слышится звон отцовской кольчуги, голоса и песни его юных сестер. Юноша признается, что замысел побега созрел у него давно:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

И вот ночью в грозу, «в ужасный час», когда трепещущие от страха монахи лежат ниц перед алтарем и молят бога о защите, юноша убегает. Его не страшит гроза. Он опьянен свободой и чувствует свое родство с силами природы. Он долго бежал, не зная куда, пока не выбился из сил. Тогда он прилег в высокую траву и молча лежал, слушая голоса зверей. Но их крики не вызвали в нем страха. Он и сам чувствует себя зверем, который прячется от людей.

Утром герой проснулся на краю бурлящей пропасти и на мгновение испытал страх. Но это лишь минутное чувство. Он поражен красотой природы, которую увидел словно впервые:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев…

Томясь жаждой, юноша спускается к потоку. И здесь происходит его встреча с грузинкой - одна из кульминационных сцен поэмы. Откинув чадру, уверенная, что среди гор никто ее не увидит, девушка скользит по горной тропе. Эта встреча так взволновала и смутила юношу, что он опомнился лишь тогда, когда девушка уже ушла далеко Пока она идет к сакле, он смотрит ей вслед и любуется стройностью ее стана и легкостью шага:

Она была уж далеко;

И шла хоть тише, - но легко,

Стройна под ношею своей,

Как тополь, царь ее полей!

После дневного отдыха юноша устремляется к заветной цели - «пройти в родимую страну» и ради этого превозмогает трудность дороги и муки голода. Но, казалось, сама природа, частью которой ощущает себя путник, становится на его пути. Зайдя в лес, он теряет из виду горы и сбивается с пути. И вот этот юноша, из глаз которого даже в детстве ни отчаянье, ни телесные страдания не могли выдавить ни слезинки, падает на землю и иступленно рыдает.

И тут неожиданно у героя появляется враг - на поляну выходит могучий барс. И в его сердце зажигается жажда борьбы. Сжав рогатый сук, он ждет нападения, и хотя бешеный скачок зверя грозит ему страшной смертью, он предупреждает его верным ударом, рассекая зверю лоб:

И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Но раненый зверь еще опаснее, и бой закипает снова. Барс кидается на героя:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом и во мгле Бой продолжался на земле.

И юноша сам чувствует себя зверем, таким же злым и диким, казалось, забывшим человеческую речь.

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

И герой выходит победителе

м из этой схватки. Но, как и положено воину, он отдает дань уважения поверженному врагу:

Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Но эта победа - последние минуты его торжества. Выйдя из леса, юноша вскоре понимает, что вернулся снова к своей тюрьме, понимает тщетность всех своих надежд и мечтаний. Он еще не хочет верить этому, не соглашается признать, что все его стремления оказались напрасны:

Я думал - это страшный сон…

Вдруг дальний колокола звон

Раздался снова в тишине -

И тут все ясно стало мне…

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.

Таким образом, мы видим эволюцию переживаний героя - от радужных надежд и упоения свободой до осознания невозможности отыскать путь на родину. Он понимает, что «в тюрьме воспитанный цветок», не способен жить в цветущем саду. Его сожжет первый же луч солнца. Это осознание окончательно лишает героя сил. Он падает и томится в бреду. В таком состоянии его находят и приносят в обитель. Приносят умирать. И дело не в том, что он изможден физически. Когти барса нанесли ему глубокие раны. Он умирает, потому что не хочет и не может жить дальше, после крушения всех его надежд. Не хочет снова жить в неволе. Он просит своего воспитателя перенести его в сад, где он надеется получить прощальный привет с далекой родины.

Образ Мцыри противоречив и трагичен.’Герой неудержимо стремится на волю, но, выросший в тюрьме, он не приспособлен к жизни на свободе и никогда не найдет пути на родину.

  • Категория: Сборник сочинений 5-11 класс

Поэма "Мцыри" - одно из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова. На мой взгляд, главной его темой является тема свободы, желание вырваться на волю. Герой поэмы - обобщённый образ, который очень близок по духу автору, самому Лермонтову. Он изображён энергичным, нацеленным на свободу.
В первых главах поэмы рассказывается о детстве героя - как он был привезён в монастырь, будучи ребёнком. Большая часть произведению - исповедь молодого монаха, в которой мы можем узнать его внутренний мир, и чювства, которые он испытал за три дня проведённые на воле. Юноша трепетно хранит воспоминания о родине, о семье, о том, как давно задумал побег. И вот в грозу, в "ужасный час", он вырывается на волю, его не пугает непогода. Он чувствует себя частью природы. Лермонтов красочно описывает встречу героя с юной грузинкой, его попытки найти путь на родину, превозмогая муки голода и трудности дороги. Кульминацией поэмы является схватка юноши с барсом, когда он познал напряжение битвы и радость победы. Но эта победа - завершение его радости. Выйдя из леса герой понимает, что снова вернулся к своей тюрьме, что все его надежды были напрасны. Поэма помогает нам проследить, как менялись его чувства: от мечты выбраться на волю, наслаждения свободой, до понимания невозможности найти путь на родину. Крах надежд приводит его к гибели. Он умирает не столько от ран принесённых барсом, сколько от того что не хотел снова жить в неволе.
Образ героя поэмы "Мцыри" очень трагичен. Поскольку он не может жить без свободы и вместе с тем никогда не сможет существовать на воле.

Тема свободы в поэме «Мцыри»

История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Кульминация темы свободы, ее недостижимость в этом мире - одной из сквозных тем творчества - воплотилась в герое Лермонтова Мцыри - человека, обреченного на страдания, который рвется к гармонии и свободе, однако предпосылки к этому произведению можно проследить в более ранних произведениях, таких, как «Исповедь» 1831 г., «Простосердечный сын свободы...» 1830 г., «Прости! Увидимся ль мы снова...» 1832 г.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета к созданию поэмы «Мцыри».

Поэма Мцыри была написана в 1839 г.; дата поставлена самим Лермонтовым на обложке тетради, содержащей текст поэмы: «1939 года Августа 5». Первоначальное заглавие - «Бэри» - прокомментировано автором: «Бэри, по - грузински монах». Впоследствии заглавие было заменено на «Мцыри», что означает, во - первых «неслужащий монах, нечто вроде послушника» (примечание Лермонтова и, во - вторых, - «пришелец, чужеземец». Под эти вторым заглавием, более соответствующим содержанию, поэма и была опубликована в 1840г.

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, основываясь на свидетельствах родственников Лермонтова А. П. Шан - Гирея и А. А. Хасатова, свзывал возникновение замысла поэмы со странствиями поэта по старой Военно - Грузинской дороге; в Мцхете Лермонтов встретил «одинокого монаха… узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым… Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не смог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием такой попытки и стала долгая болезнь, приведшая его на край могилы». Достоверность этих сведений не доказана, вместе с тем этот рассказ достаточно правдоподобен. Работая над «Мцыри», Лермонтов не однажды обращался к ранним поэмам «Исповедь» и «Боярин Орша», откуда были зим заимствованы ряд отдельных стихов.

Известно, что поэт сам читал «Мцыри» своим друзьям и знакомым. По воспоминаниям А. Н. Муравьева (1806 - 1874) - поэта и мемуариста: «В ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне от начала до конца, всю великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления».

А. С. Пушкин «южными поэмами» («Кавказский пленник», «Цыганы» и др.) открыл, а М. Ю. Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» закрыл эпоху высокого романтизма.

«Мцыри» - одна из лучших поэм Лермонтова, вершина русского романтизма вообще. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы -- построены в виде монолога героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря.

Мцыри, полный пламенных страстей сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних поэмах. Если прошлое героя поэмы «Исповедь» нам не известно, и мы не знаем, в каких условиях был сформирован его характер, то строки о несчастливом детстве и отрочестве, за исключением жизни в родном ауле «И молодых моих сестер...// Лучи их сладостных очей // И звук их песен и речей // Над колыбелию моей...», Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -- «рассказать» -- душу. Романтическая поэма «Мцыри» свидетельствовала о росте реалистических тенденциях в творчестве Лермонтова. Например, ясно указано место, где происходят все описанные события: «Там, где, сливаяся, шумят, // Обнявшись, будто две сестры, // Струи Арагвы и Куры».

В контексте данного произведения само имя Мцыри помимо примечаний самого автора предстает в ином свете и его можно рассматривать как «одинокий человек, не имеющий родных, близких» что является весьма характерным для героя - романтика: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать»; «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».

На первый взгляд, композиция поэмы очень проста: краткая экспозиция, завязка -- побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором, и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь -- это «хранительные стены» «…и в стенах // Хранительных остался он, // Искусством дружеским спасен», а для героя монастырь -- тюрьма, символ его несвободы, невозможности вы собственной судьбы «Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог».

Герой совершает побег, фактически рискую жизнью, в очень опасный момент, в момент грозы в горах: «И в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле, Я убежал».

Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. «Ты хочешь знать, что делал я // На воле? Жил -- и жизнь моя // Без этих трех блаженных дней // Была б печальней и мрачней // Бессильной старости твоей». Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит» «Угрюм и одинок, // Грозой оторванный листок, // Я вырос в сумрачных стенах // Душой дитя, судьбой монах».

Попав на волю, герой жадно вглядывается, впитывая малейшие нюансы, в каждую открывающуюся ему картину, он отождествляет себя с природой, сливается с ней. Познает ее и себя в ней, понимает свое предназначение. И видит по иному, казалось бы совсем обыденные для обычного человека вещи: восход солнца «И вот, в туманной вышине // Запели птички, и восток // Озолотился; ветерок // Сырые шевельнул листы; // Дохнули сонные цветы».

Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи «Я видел груды темных скал, // Когда поток их разделял, // И думы их я угадал // Простерты в воздухе давно // Объятья каменные их, // И жаждут встречи каждый миг; // Но дни бегут, бегут года -- // Им не сойтиться никогда!».

Взор его обострен «гладкой чешуей блестя, // Змея скользила меж камней» и отливы серебра на шерсти барса «И на нем // Шерсть отливалась серебром», он видит зубцы далеких гор и бледную «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить прозрачную синеву неба полет ангелов.

«Кругом меня цвел божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез, // И кудри виноградных лоз // Вились, красуясь меж дерев // Прозрачной зеленью листов; // И грозды полные на них, //Серег подобье дорогих, // Висели пышно, и порой // К ним птиц летал пугливый рой. // И снова я к земле припал // И снова вслушиваться стал // К волшебным, странным голосам; // Они шептались по кустам, // Как будто речь свою вели // О тайнах неба и земли».

Лермонтов в поэме обращается к народному творчеству, например эпизод поединка Мцыри и барса навеян мотивами народной грузинской поэзии.

Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.


Close