Для того чтобы научиться четко делить слово на морфемы, нужно усвоить алгоритм морфемного анализа. Мы выделяем части слова в порядке, обратном их присоединению к слову. Этот алгоритм получил условное название «метода матрёшки».

Начинаем разбор слова с самой внешней оболочки - с выделения окончания .

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова (и поэтому служит для связи слов в словосочетании и предложении). Окончание выражает чисто грамматические значения: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и - только в единственном числе - род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

Этот пункт выполним, естественно, для тех частей речи и форм, которые имеют окончание. Не имеют окончания (являются неизменяемыми словами/формами) наречие, деепричастие, инфинитив глагола, сравнительная степень прилагательного, слово категории состояния, несклоняемые существительные, неизменяемые (аналитические) прилагательные, в том числе и неизменяемые местоимения-прилагательные (притяжательные местоимения его , её , их).

Для того чтобы выделить в слове окончание, нужно это слово изменить, то есть поставить в другую форму. Лучше всего поставить слово в несколько разных форм, чтобы исключить совпадение первого звука разных окончаний. Например, чтобы определить границу окончания в словоформе читаешь , недостаточно будет привести словоформу читает (есть риск ошибочно отнести гласный, обозначаемый буквой «е», к основе), нужно подобрать какую-нибудь еще личную форму этого глагола, например, читаю или читают:

чита[ю]

чита[ешь]

чита[ет]

Следует помнить, что окончание в слове может быть нулевым. Как понять в таком случае, что оно
в слове есть? Нужно опять же изменить это слово, и тогда окончание проявится в других формах: стол , но стол[а] , стол[у] и т. д.; взял , но взял[а] , взял[и] и т. д.

Кроме окончаний, формы слова могут образовываться с помощью суффиксов. Такие суффиксы называются формообразующими. Но эти формы не являются формами словоизменения. Так что, определяя границу окончания и основы, нужно слово именно изменять по каким-либо категориям.

Часть слова без окончания (и без формообразующих суффиксов, по мнению некоторых лингвистов) называется основой слова.

У каких слов, по вашему мнению, основа может быть прерывистой?

Основа прерывается и продолжается после окончания у возвратных глаголов (собираться) и количественных сложных числительных (пятьдесят - пят[и]десят[и]), сложных существительных (диван-кровать - диван[а]-кроват[и]).

На следующем этапе морфемного разбора слова мы анализируем основу, определяем, какие аффиксы в ней содержатся. Для этого нам потребуется произвести словообразовательный анализ - понять, от какого слова образовано данное и «вычесть» из данного слова то, от которого оно образовано. Полученная «разность» - те морфемы, которые прибавились за словообразовательный шаг, следовательно, мы можем их выделить в слове (обычно за один шаг прибавляется одна морфема, но при приставочно-суффиксальном способе словообразования могут прибавиться одновременно приставка и суффикс). Если слово образовано за несколько словообразовательных шагов, то мы повторяем эту операцию до тех пор, пока это возможно. В заключительную очередь выделяется корень.

Рассмотрим этот алгоритм на примере слова выносливость .

1. Выносливость - выносливост[и] , слово изменяется, грамматическое значение им. п. ед. ч. выражено нулём звука, следовательно, выделяется нулевое окончание.

2. Выносливость - это свойство кого-либо выносливого. Образовано от прилагательного выносливый. Вычитаем из производного слова найденное производящее: выносливость - вынослив[ый] + -ость - . Проверяем, есть ли у этого суффикса значение, - подбираем односуффиксные слова. Бодрость , хитрость - эти существительные также образованы от прилагательных и имеют значение опредмеченного признака. Значит, мы вправе выделить такой суффикс в этом слове.

3. Вынослив -ость вынослив-[ый] . Работаем уже с производящим словом - выносливый . Формулируем его значение: выносливый - это тот, кто многое выносит. Значит, образовано от глагола выносить . Вычитаем из слова выносливый слово выносить/вынести , не обращая внимания на окончание прилагательного и суффиксы, которые не вошли в производящую основу (суффикс инфинитива -ть и суффикс -и-, формирующий глагольную основу). Вынослив -ый - вынос-и-ть + -лив- . Подбираем односуффиксные слова: запасливый, догадливый . Значение то же самое - регулярно делающий то, что названо производящим словом. Следовательно, мы можем выделить суффикс -лив -.

4. Вы -нос -лив -ость вынослив -[ый] вы-носить . Вот мы и подошли к тому этапу, когда в слове осталось выделить один аффикс, отделив его от корня. Здесь метод поиска производящего слова может уже не сработать. Например, в данном случае слово выносить , если рассматривать его именно в этом значении - преодолевать трудности - является непроизводным (в отличие от того же глагола в словосочетании выносить мусор , образованного от глагола носить). Мы не можем никак истолковать значение этого глагола с помощью глагола носить. Значит, доказать наличие приставки нужно другим способом - следует подобрать однокоренные слова (так, чтобы корень в них имел то же значение) с другими приставками. Таким образом мы тоже можем установить границу между корнем и приставкой. Подбираем однокоренные синонимичные глаголы: сносить, переносить . Значит, приставка в этом слове действительно выделяется, а не срослась с корнем. Подберём также одноприставочное слово выдержать, чтобы доказать наличие такого значения (достижения результата, окончания процесса) у приставки вы- .

Итак, мы установили с доказательством следующий морфемный состав исходного слова: вы-нос-лив-ость- .

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая - сложная, членимая - нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).

7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

Примеры морфемного анализа слов

Дождался (до жд а л Ø ся )

  1. Глагол, изменяемое слово.
  2. Дождала сь , дождали сь . Нулевое окончание (Ø ) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показалØ ся , смеялØ ся .
  3. Основа дождал -ся - простая, членимая, прерывистая.
  4. Суффикс -а - - основообразующий, суффикс -л - - формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс -ся - - словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купа л ся , руга л ся .
  5. Приставка до - - словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: до ехал , до шёл , до летел .
  6. Корень -жд - ; жд ал - жд ёт - ожид авший ; -жд - //-жд "- //-жид - - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
  7. Исторических изменений в составе слова нет.

Кольцо (ко льц о )

  1. Существительное, изменяемое слово.
  2. Кольца , кольцом , о кольце . Окончание указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко , облако .
  3. Основа слова ко льц - - простая, нечленимая, непрерывная.
  4. Корень кольц - ; кольца - колец - колечко ; кольц - //колец- //колеч "- - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
  5. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кол ьц о (родственными словами были кол , колодец ). Опрощение. Причина - изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.

Условные обозначения:

Ø - нулевое окончание, -и - окончание, ** ** - основа слова, ** - суффикс, Ø - нулевой суффикс, *** - приставка, **** - корень слова: под пис чик Ø - под пис чик и .

МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
РАЗБОР СЛОВА

Т.А.РОЧКО

Морфемный и словообразовательный разбор слова очень близки по методике проведения и тесно связаны друг с другом. Однако в школьной практике – в большинстве школ, где обучение проводится по стандартным программам, – словообразованию уделяется слишком мало внимания (объясняются только способы словообразования), поэтому ученики остаются в неведении по поводу того, как происходит процесс словообразования и зачем вообще нужно знать, что такое словообразование.
В идеале изучение состава слова, исследование принципов соединения морфем в слово должно служить обучению словотворчеству и в целом творческому
овладению языком. В наиболее полном объеме эта задача решается коллективом авторов, создавших учебник по русскому языку под редакцией М.В. Панова.
С морфемным анализом слова ученики знакомятся еще в начальной школе: обучаясь грамоте, необходимо знать, какой в данном слове корень, чтобы подобрать однокоренное проверочное слово; нужно уметь выделять окончание, чтобы правильно образовывать слова, и т.д. Все исследование состава слова подчинено «правильнописанию», воспроизведению готовых «деталей» языка.
С младших классов учеников обучают обращаться к этимологии слова. Дело в том, что большое количество слов в русском языке пишется по традиционному принципу, т.е. объяснение их правописания лежит глубоко в истории слова. Кроме того, поиск дальних родственников слова, его «семейных» связей не только способствует запоминанию его внешнего вида, но и будит интерес как к истории языка, так и к самому языку.
Конечной целью этимологического анализа слова является поиск этимона (от греч. etymon – «истина») – первоначального значения и формы слова. Изучение происхождения слова – чрезвычайно интересное занятие, заставляющее детей заглянуть в такие словари, как «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Школьный этимологический словарь» Шанского и Боброва, «Этимологический словарь» Фасмера, в словари иностранных слов.
Например, слово палец в современном языке непроизводное. В Толковом словаре под ред. Д.Н. Ушакова находим объяснение: «Палец – одна из пяти подвижных конечных частей кисти руки или ступни ноги человека». В словаре В.И. Даля рядом со словом палец стоит слово палка . В объяснительной статье читаем о том, что «подвижные конечные части кистей рук» назывались раньше перстами и лишь та часть, что противопоставлена ладони, называлась метафорически палец по своему сходству с палкой , видимо, веткой, сучком дерева. Позже все персты переименовались в пальцы , а о сходстве с палками забыли.
Итак, при этимологическом анализе мы выделим корень -пал- , знакомый нам по словам пал-к-а и пал-иц-а (огромная дубина – боевое оружие былинных богатырей). А при синхронном словообразовательном и морфемном анализе мы назовем слово непроизводным и выделим только окончание.
Как мы видим, в языке существуют связи, которые уходят корнями глубоко в прошлое. Такие связи изучает диахрония (от греч. dia – «через, сквозь», и chronos – «время»). Но есть связи, которые существуют сейчас, здесь, они свежи, понятны любому носителю языка – это современные связи, модели, значения. В противоположность диахронии этот аспект изучения состояния языка называется синхроническим; синхрония (от греч. synchronos – «одновременный»).
Самое трудное при изучении того, как образовано слово, – различение живых и исторических связей слова.
Ощущается ли современными носителями языка родственная связь в словах зрачок – зоркий – беспризорный – зрение – зрячий – презрение – надзор – позор – зрелище и т.д.? Все эти слова связаны с понятием ‘видеть глазами’, ‘наблюдать’ и имеют корень -зор-/-зр- . Но, видимо, все же трудно современному человеку поставить рядом слова зоркий и позор (раньше: ‘некое действо, которое стоит у-зр-еть ’). Поэтому, если мы ощущаем и можем подтвердить этимологическими объяснениями родственные связи между словами, которые на современном этапе развития языка кажутся слишком далеко разошедшимися, следует обязательно пояснять, в каком аспекте – синхроническом или диахроническом – мы рассматриваем слова. К сожалению, школьные учителя почти никогда не уточняют характер изучения слова (и отдают предпочтение диахронии, хотя по замыслу школьный курс должен быть синхроническим). Кроме того, школьный учитель спрашивает учеников скорее о составе слова, а не о пути «сотворения слова», который в нем зашифрован.
В чем же различие между морфемным и словообразовательным анализом?

Морфемный анализ слова

Морфема (от греч. morphe – «форма») – одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода.
Произвести морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.
Морфемы делятся на две основные группы: корневые и аффиксальные (от лат. affixus – «прикрепленный»), т.е. такие, которые прикрепляются к корню.
Корень – носитель основного лексического значения слова.
Корни бывают свободными , тогда они встречаются в языке в виде самостоятельного слова без словообразовательного аффикса, т.е. с материально выраженным или нулевым окончанием или и без него, если слово не имеет грамматической формы: огонь, огненный, огниво; игра, сыграть, игрушка; там, тамошний; где, где-то;
метро
.

Аффиксальные морфемы тоже делятся на две группы: грамматические, или формообразующие, аффиксы и словообразовательные аффиксы.

Формообразующие аффиксы служат для образования формы слова; к ним относятся окончания, или флексии, и так называемые формообразующие суффиксы, например, суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий:. Формообразующие аффиксы не включаются в основу слова, которая является хранительницей лексического значения слова, залогом тождества слова самому себе при любом изменении грамматической формы .
Однако глагол имеет две основы, служащие базой для образования разных его форм. Одна основа – основа настоящего времени – служит базой для образования всех форм наст. вр., причастия действит. залога наст. времени, причастия страдательного залога наст. вр., дееприч. несов. вида, формы повелительного наклонения.
Вторая основа – прошедшего времени – служит базой для образования форм прошедшего времени, причастия действ. залога прош. вр. и причастия страд. залога прош. вр., дееприч. сов. вида, инфинитива.
Таким образом, все аффиксы, прикрепляемые к той или иной глагольной основе (например, суффикс прошедшего времени -л- ), рассматриваются только как формообразующие:

Среди имен существительных и прилагательных есть ряд слов, которые называются неизменяемыми, например, кино, метро, кашпо, кашне, карате; беж, бордо, авиа, люкс и т.п. Им нечем указать на форму, в которой они употреблены в предложении. У них нет окончания. Никакого! И нулевого тоже .

друг другу формы падежей. При противопоставлении одна форма отражается от другой, сигнализируя о своем существовании и одновременно о своем значении. Противопоставление одной грамматической формы другой – важное понятие грамматики. Без противопоставления не может быть грамматической формы. А раз ее нет, то и окончанию указывать не на что. Вот почему у неизменяемых слов никакого окончания нет.

«Па – под, недо , последие или унижение, низшая степень». Еще примеры слов с этой приставкой: пагуба, пабедить (творить беды за бедами), пащенок (бранное обращение к тому, кто якобы и до щенка не дорос), паволна (круглое волнение после бури, колышень, зыбь), паволока (ткань, чем обволакиваются либо одеваются), паворот (обратный путь).
Приставка по- отличается от других приставок, и от па- в том числе, прежде всего словообразовательным значением, которое она вносит в производное, вновь образованное слово.

Суффикс располагается за корневой морфемой. И только один суффикс располагается в самом конце слова, после всех грамматических аффиксов, – это суффикс, образующий возвратные глаголы -ся/-сь (обучался, прятался, ленился, недоучился, казнись) . Его особое местоположение – дань прошлому, памяти о том, что когда-то он был местоимением (безударный краткий вариант себя ) и даже мог занимать любое место в предложении, а не только после глагола. (Такое право сохранилось за словом ся в некоторых славянских языках, например, в польском.)
Количество префиксальных и суффиксальных морфем в языке не только ограниченно, но и невелико в сравнении с количеством корневых морфем.
В словарях, например, в «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой, морфемы, в частности, представлены отдельным списком. Список корней содержит 4400 единиц, приставки составляют около 34 единиц (у многих из них есть варианты, например: -без-/бес-, -из-/-изо-, -под-/-подо- и т.д.; варианты отдельно не учитывались). Суффиксов немного больше, чем приставок, но намного меньше, чем корней, – около 500.
Однако не все суффиксы одинаково активны в современном русском языке. Из наиболее активных (или, как их называют, продуктивных ) суффиксов назовем лишь несколько:

Процесс выделения суффикса в слове осложняется тем, что в русском языке не получается «механически прикладывать» одну морфему к другой. На стыке морфем происходят процессы, связанные с фонологическими ограничениями сочетания тех или иных звуков. Например: 1) чередование фонем пеку – печешь
<к>/<ч>, люблю – любишь <бл’>/<б’>, круг – окружить <г>/<ж>
и т.д.; 2) появляются дополнительная фонема или группа фонем, которые служат «амортизаторами» при соединении морфем друг с другом, сравните: бор-ец, твор-ец и жи-(л)-ец, пе-(в)-ец; сахар-н-ый, дорож-н-ый и шоссе-(j)-н-ый, кофе-(j)-н-ый; убеж-ищ-е и в-мест-и-(л)-ищ-е; приврат-ник и кино-(ш)-ник, домино-(ш)-ник .
То, что заключено в круглые скобки, разные ученые называют по-разному. Одни предлагают термин субморф (от лат. sub – ‘под’, т.е. неосновной, неглавный морфемный элемент, или нечто морфемообразное); другие предложили термин интерфикс (буквально: прикрепленный между морфемами; лат. inter – ‘между’).
Некоторые лингвисты включают добавочный звуковой элемент в состав суффикса, поэтому получается несколько однозначных суффиксов, ср., например, -шник- (пэтэу-шник) и -ник- (работ-ник) . Но носителем основного значения, ‘название лица’, является все же элемент -ник- , т.е. тот, который есть во всех словах с данным словообразовательным значением. Предлагаем называть этот лишенный значения (десемантизированный, асемантический) элемент субморфом и выделять его скобками, чтобы отчетливее выделить основной, значимый суффикс.
Дело в том, что термином интерфикс ученые предлагали называть и тот элемент, который школьникам хорошо известен под названием соединительная гласная, например, в словах: мор-е-продукты, овц-е-бык, дом-о-строй и т.д. Для ученых, рассматривающих цепочку морфем, объединенных в слово, важно выделить смыслообразующие элементы и как-то обозначить «прокладочные», незначимые элементы, и неважно: между двумя корнями они стоят или между корнем и суффиксом: древн-е-русский, там-о-(ш)-ний . А школьнику, давно знакомому с соединительной гласной и только что узнавшему о существовании «интерфиксов», не все равно – для него эти элементы разные. Пусть интерфикс остается за гласными о и е : снег-о-ход, пуст-о-брех, лж-е-свидетель, краj-е-вед, пыл-е-очиститель .
В некоторых словах соединительную гласную в слове найти трудно, так как она совпадает, сливается с частью слова по причине благозвучия: метро мост, досто примечательность . Иногда интерфикс трудно найти оттого, что «потерялась» целая часть слова – обычно слог. Такое явление в лингвистике имеет название гаплология (от греч. haploos – простой, logos – слово, учение) – выпадение одного или двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: знаменоносец > знаменосец; лермонтововед > лермонтовед; трагикокомедия > трагикомедия; розоват> розоватый .
Если первая часть сложного слова числительное, то окончание числительного выполняет и роль интерфикса:
Иногда ученые выделяют еще одну морфемную единицу – конфикс (от лат. co(n) – ‘с, вместе’): под-...-ник (подоконник, подстаканник), за-...-j- (заречье, загорье).
Кроме того, существуют морфемы, которые не повторяются в языке, но выделяются как таковые, потому что точно являются морфемами другие части слова: стекл-ярус, мел-юзг-а, почт-амт, мальч-уган . Такие морфемы называются унификсами (уникальными, неповторимыми).
Итак, названы основные морфемы. Как найти их в слове?
Правильное установление границ между морфемами определяется рассмотрением слова (или его формы, т.е. словоформы) в рядах однотипных по структуре образований (однокоренных и одноаффиксных).

Полный морфемный анализ предполагает, что мы установили форму и значение каждого элемента. В очевидных случаях с морфемным анализом справится любой школьник, но есть случаи, непростые даже для профессионалов, и школьнику остается тогда лишь одно – воспользоваться справочной литературой и сослаться на авторитет.

Словообразовательный анализ

Только дети постоянно занимаются сотворением слов. Для взрослого носителя языка – если он не лингвист и не поэт – слово является психологически неизменной данностью: его не нужно создавать, хотя можно анализировать. Поэтому морфемный анализ неспециалистом воспринимается как нечто естественное, а словообразовательный (цель которого – восстановить процесс возникновения слова в языке и понять, живы ли в современном языке механизмы, позволяющие воссоздать его) – как странная умственная гимнастика.
В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое. Допустим, есть в языке глагол учить ; отнимем от него -ть (суффикс, в котором заключена информация о том, что это глагол в форме инфинитива); добавим суффикс со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом»; получится существительное учитель . Поскольку язык – экономная система, обычно одна и та же словообразовательная модель используется в нем неоднократно. По одной и той же модели были образованы слова ваятель, читатель, ценитель, хранитель и многие другие.
Теория словообразования позволяет не только проанализировать существующие слова, но и предсказать появление новых слов. Словообразовательный анализ должен лежать в основе морфемного (а не наоборот, как думают некоторые школьники): ведь о существовании особого суффикса -тель - со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом», ученые догадались, сопоставляя пары слов типа учить – учитель, читать – читатель .
Словообразование изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах, что было открыто русским лингвистом профессором Л.В. Щербой. Отсюда два раздела словообразования: диахронический (исторический) и синхронический (современный). Есть точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О.Н. Трубачев).
Е.А. Земская назвала свою работу о синхроническом словообразовании «Словообразование как деятельность»: эта работа доказывает, что не только дети и поэты, но и все мы в речи нередко заново творим уже существующие в языке слова.

Основными понятиями словообразовательного анализа являются следующие:
Непроизводная основа – основа слова, которое ни от чего не образовано, например, море, синий, бегать, спать, еще .
Производная основа – такая основа, которая включает в себя исходную, или производящую, основу (которая может быть как производной, так и непроизводной и от которой слово образовано) и словообразовательное средство (словообразовательный аффикс).
Словообразовательное значение – наращение в значении производного слова по сравнению с исходным.
Способы словообразования. В первую очередь это способы аффиксальные :


Конверсия
– способ словообразования, состоящий в переходе слова из одной части речи в другую: любимый детьми (прич.) – любимый фильм(прилаг.); отдыхающий от трудов (прич.) – пляж для отдыхающих (сущ.); рабочие материалы (прил.) – рабочий и колхозница (сущ.)
Словосложение – способ словообразования, состоящий в морфологическом соединении двух или более корней (основ).

По способу соединения корней или основ в сложное слово выделяются соединение без соединительной гласной (т.е. без интерфикса) и с соединительной гласной.
Например:

а) основа присоединяется к целому слову при помощи интерфикса: сам-о-лет, син-(е)-зеленый ;

в) сложносокращенные слова при усечении первого компонента сложного слова: завхоз (заведующий хозяйством), колхоз (коллективное хозяйство), избирком (избирательная комиссия);

г) аббревиация – слово состоит из начальных букв длинного названия: МХАТ – Московский художественный академический театр, нэп – новая экономическая политика, загс – запись актов гражданского состояния.

Следующее важное понятие словообразования – словообразовательная модель (т.е. способ словообразования в сочетании со словообразовательным значением). А вот множество производных слов, в которых одно и то же словообразовательное значение выражено одним и тем же словообразовательным средством, называется словообразовательным типом . Например, слова салатница, игольница, конфетница, мыльница, сигаретница, макаронница объединяет общее словообразовательное значение «существительное образовано от существительного; обозначает название емкости, где хранится то, что названо исходной основой», и одно и то же словообразовательное средство – суффикс -ниц- .

Словообразовательная цепочка . Если исходная (производящая) основа слова является производной, то можно найти, от какого слова оно само образовано. В результате получается словообразовательная цепочка. Например, подсинивание < от подсинивать (суф. сп.) < подсинить (суф. сп.) < синить (префикс. сп.) < от синий (суф. сп.). Чтобы счесть основу слова производной, нужно найти более простое слово, через которое можно его объяснить. Такой критерий называют критерием Винокура (по имени Г.О. Винокура, который первым предложил его использовать). К примеру, слова понимать, достигать будут считаться непроизводными в современном языке. Между тем в приведенных выше словах легко выделяются приставка и корень, если мы откажемся от семантической производности, а будем анализировать лишь формальные соответствия (ср. занимать, постигать ). В этом случае можно говорить о частичном опрощении основы.
Если слово не поддается объяснению через более простое однокоренное слово, его нельзя считать на синхроническом уровне производным, даже если один из его звуковых комплексов очень похож на приставку или суффикс. Например, слово пригожий можно растолковать как ‘красивый, симпатичный, приятный’, но не как ‘подходящий к чему-то, годящийся для чего-то’, если вычленять в нем приставку со значением приближения, присоединения и корень- – ‘гожий, годится’, т.е. ‘подходит для какой-то работы, дела’. Объясняя это слово, мы применяли диахронический подход. Такие «экскурсы» к этимологии следует специально оговаривать при разборе слова.
Критерий Винокура принимается не всеми. Логика рассуждений может быть такова.
Попробуем определить членимость на морфемы (производность) таких слов, как малина, рябина, крушина, калина . Эти слова имеют много общего: 1) они называют ягодные кустарники и ягоды, которые на них растут; 2) имеют общий фонемный комплекс -ин- в исходе основы. Нужно определить: является ли их основа производной? Допустим, что это так. Тогда мы можем объяснить данные слова через более простое однокоренное слово, поскольку оставшаяся после выделения «суффикса -ин- » часть слова должна быть корнем:

ягода (?). Объяснения, согласитесь, нелепые. В современном русском языке нельзя растолковать значение этих слов через составляющие их морфемы. Значение есть только у всего слова в целом. Значит, эти слова непроизводные.

Пользуясь критерием Винокура, т.е. подбирая более простое однокоренное слово, можно объяснить членение на морфемы таких, например, слов: черн-ик-а – ягода черного цвета; рыж-ик – гриб рыжего цвета, ряб-чик – пестро окрашенная, рябая птица, рог-ат-ка – рогатая палка, с раздвоенными концами, как рога у животного, на-перст-ок – предмет, который надевают
на палец, перст для защиты от уколов иголкой,
пер-ин-а
– мешок для спанья, набитый чем-нибудь мягким, в том числе пером, покрыва-л-о – ткань, которая покрывает что-либо сверху), плет-ень – забор, плетенный из гибких веток, под-осин-ов-ик – гриб, растущий чаще всего под осинами, слов-арь – книга, где дается толкование словам, рук-авиц-а – то, что надевается на руку, замаск-ирова-ть-ся – спрятаться, укрыться, как будто под маской, морож-ен-ое – вкусная сладкая смесь, которую морозили, и т.д.

С помощью критерия Винокура мы находим более простое слово, присутствующее звено в цепочке производных слов:

Наблюдая последовательно звенья словообразовательной цепочки, мы открываем и отмечаем синхронические способы словообразования. Часто, однако, цепочка последовательностей может выстраиваться разными путями, например:

торопить --> торопливый --> торопливость --> неторопливость
или
торопить --> торопиться --> торопливый --> неторопливый --> неторопливость,
дырявить --> продырявить --> продырявливаться

или
продырявить --> продырявливать --> продырявливаться,
быстрый ® быстренький ® быстренько

или
быстрый --> быстро --> быстренько .

В таких случаях при словообразовательном анализе одно производное может иметь две или даже три исходные или производящие основы. А.И. Кузнецова и Т.Ф. Ефремова в предисловии к «Словарю морфем русского языка» приводят в доказательство таких случаев замечательные слова Ф.Шимкевича, автора «Корне-слова русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с 24 иностранными языками» (СПб., 1842): «Каждый судит по-своему; а кто на всех угодил, тот еще не родился».
Е.А. Земская вслед за Г.О. Винокуром предлагает такой способ подачи слова, чтобы прозрачными становились и способы словообразования, и морфемный состав слова. Этот способ осуществляется при помощи разного типа фигурных скобок. При этом в самое большое количество различных скобок заключены начальный этап образования слова, а за пределами скобок – грамматические аффиксы.
Иерархию строения слова самолетный можно изобразить таким образом {(сам- + -о- + -лет-) -н-} + ый . Читается эта запись так: слово самолетный образовано суффиксальным способом от основы самолет , которая сама образована путем сложения основ сам и лет (летать) при помощи соединительной гласной о .

Учительница: {(учи- + -тель) + -ниц-} + -а;
колхозник: {(кол- + -хоз-) + -ник};
преумный: {пре- + (ум- + -н-)} + -ый;
переписывание: [{(пере- + пис-) + -ыва-} + -ниj-] + -е.

Сравните, насколько короче такой тип записи последовательности образования слова, чем обычный: писать --> переписать --> переписывать --> переписываниj(е) .

Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова

Специальность: 021700 - Филология

Морфемный анализ слов

со скрытым j (й)


Курсовая работа

Выполнил студент 3 курса б

Феськов Кузьма Владимирович

Проверил кандидат пед. наук,

доцент каф. русского языка

Острикова Татьяна Александровна


Абакан, 1999

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………… 03

Глава 1. Теоретические основы обучения разбору слов

со срытым j (й)

1.1. Звукобуквенный состав русских слов ………………………………… 07

1.2. Морфемный (морфологический) анализ ………………………………… 12

1.3. Отбор слов со скрытым j (й) для

морфологического анализа ……………………………………………………………… 14

1.3.1. Скрытый j (й) на стыке корня и

суффикса ……………………………………………………………………………………………… 16

1.3.2. Скрытый j (й) на стыке основы и

окончания …………………………………………………………………………………………… 17

Глава 2. Обучение учащихся разбору слов со скрытым j (й)

2.1. Вопрос о форме фиксации слов со скрытым j (й) …… 19

2.2. Разбор слов со скрытым j (й) в словообразова-

тельном словаре ……………………………………………………………………………………… 20

2.3. План разбора слов по составу с элементами

фонетического разбора ……………………………………………………………………… 21

Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………… 24

Библиография …………………………………………………………………………………………………………………… 26


ВВЕДЕНИЕ

Истоки сложностей при изучении рассматриваемой нами проблемы заложены в способе подачи материала в школе. С целью упрощения и доступности материала для школьников из программы выведены некоторые важные понятия, например, фонема. Что заставляет учителя при подаче материала изыскивать различные «обходные» пути для объяснения языковых явлений. В частности, учащиеся часто путают понятия «звук» и «буква», испытывают затруднения при морфемном анализе, например, в случаях со скрытым j (й ) и др.

Исследуемая тема неотрывно связана со многими разделами русского языка, такими как: графика, фонетика, словообразование, морфология и др.

Русское письмо является звуковым, и его основными элементами выступают буквы. Назначение букв алфавита состоит в передаче звуков данного языка. Отношение букв к обозначаемым ими звукам речи рассматривается ГРАФИКОЙ. Графика определяет, какими общими приемами располагает письмо для передачи произношения. В зависимости от системы звуков русского языка и от складывающейся веками в русском письме графики отношения между буквами и звуками в современном русском правописании довольно сложны. Обычно одна буква в разных условиях обозначает несколько разных звуков. Особенностью русской графики является то, что не все буквы обозначают один звук, как это обычно бывает при звуковом письме. С этой стороны выделяется 3-и вида букв.

1. Большинство букв обозначает по одному звуку.

2. Ряд гласных букв может обозначать сразу два звука.

3. Кроме того, ъ , ь сами по себе не обозначают звука.

В нашем исследовании мы обратим подробное внимание на 2-ой из выделенных здесь видов букв, именно они составляют предмет нашего изыскания.

Раздел ФОНЕТИКИ включает изучение звуковой стороны русского языка. Важность этого раздела определяется тем, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет участникам речевого общения передавать другим содержание своих мыслей. Обеспечивая речевое общение, звуки речи выполняют специальную функцию.

Речевые явления двусторонни: каждое из них в неразрывной связи обладает, с одной стороны, значением, с другой – звуковым составом. В звуковой стороне ее различительные возможности приобретают особую социальную значимость. РАЗЛИЧИТЕЛЬНОСТЬ и выступает как наиболее общее свойство звуковой стороны.

Для обозначения звука речи в социальном аспекте введен термин ФОНЕМА, который уточняет обычные представления о звуках речи. Фонема проявляется в речи в отдельных конкретных звуках; она может включать в пределах известного диапазона несколько разновидностей звуков в физическом соотношении, поскольку они не выступают по отношению друг к другу различителями значимых элементов. Конкретные звуки, входящие в одну фонему, носят название ОТТЕНКОВ ФОНЕМ. Наблюдение оттенков фонем затруднено тем, что они не привлекают к себе внимания говорящих вследствие отсутствия у них самостоятельной различительной роли в процессе общения.

Наконец, следует отметить, что фонемы, служа для различения значимых единиц, сами по себе не являются носителями значений.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ является важной темой в учебной программе по русскому языку. Оно, в сущности, пронизы­вает ВСЕ ТЕМЫ МОРФОЛОГИИ и имеет большое зна­чение для понимания многих явлений языка. Элементарные сведения по этой теме учащиеся получают еще в начальной школе, а в средней школе знания по этому вопросу углуб­ляются и расширяются.

Вопросы словообразования интересуют всех, кто желает глубоко и сознательно изучить язык. Это понятно, так как словообразование в широком толковании – это наука не только о том, как возникают новые слова, но и о том, каков состав уже имеющихся в языке слов. Следовательно, в этом плане словообразование может быть определено как раздел науки о языке, изучающий морфемный состав слов и способы их образования.

Примерно такое же понимание термина «словообразова­ние» мы встречаем и в работах Г.О. Винокура, В.В. Вино­градова, Н.М. Шанского, Е.А. Земской и многих других лингвистов. В более узком значении словообразование - процесс производства новых слов от уже существующих в языке основ.

Необходимо учесть, что образование слов и анализ их морфемного состава являются СООТНОСИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ.

Следовательно, изучение словообразования тесно СВЯЗАНО И С ПРОБЛЕМАМИ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, И С ПУТЯМИ ПОПОЛНЕ­НИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА.

Находясь между лексикологией и морфологией, словообразование является как бы связующим звеном между ними.

Академик В. В. Виноградов замечает: «...слово­об­разова­ние занимает своеобразное место и ряду лингвистических дис­циплин, будучи тесно связано с лексикологией - наукой о словарном составе языка - и в то же время во многих отно­шениях сближаясь с грамматикой, с учением о формооб­разовании и даже с синтаксисом словосочетаний» .

Изучение словообразования, которое рассматривает строение и образование слов, дает возможность наглядно и глубоко раскрыть сложные языковые явления, выявить закономерности в развитии языка, выработать у учащихся умение самостоятельно наблюдать и анализировать язы­ковые факты.

Все это, несомненно, пробудит интерес к языку, вызовет желание изучать лингвистику, без чего нельзя по-настоя­щему овладеть языком и его грамматикой.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

1.1. ЗВУКОБУКВЕННЫЙ СОСТАВ РУССКИХ СЛОВ

Понятия «звук» и «буква» на первый взгляд весьма простые. И учащиеся, как и многие взрослые грамотные люди, обычно бывают искренне убеждены в том, что они хорошо представляют себе эти понятия, в то время как на самом деле они не различают в своем сознании представления о звуке и букве, смешивают их, принимают графический язык за язык произносительный. А подобное смешение звука и буквы недопустимо не только с точки зрения тех общих представлений о языке, которыми должен располагать всякий современный образованный человек. Такое смешение отрицательно сказывается на обучении орфографии, на осознании и усвоении ряда орфографических правил.

При рассмотрении звукобуквенного состава русского языка мы обратимся к ГРАФИКЕ и ФОНЕТИКЕ.

Прежде чем подойти к теме данного параграфа, дадим содержание основных понятий, которыми будем в дальнейшем оперировать.

ГРАФИКА - а)совокупность начертаний, через которые устная речь передается на письме: буквы алфавита, знаки ударения, апостроф; б)способы обозначения фонем и их сочетаний при помощи букв (или сочетаний букв) алфавита; графика связана с фонемами как с таковыми, и не учитывает смысловых единиц языка; в)в более широком понимании: система соотношений между буквами и фонемами в тексте (графика в широком охвате).

ФОНЕМА – это минимальная звуковая единица языка. Она обобщает представление о целом ряде звуков речи, противопоставленных в данном языке всем другим фонемам.

АЛФАВИТ – это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков-букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке.


Современные названия букв различаются на 2-а типа: КОМПЛЕКСНЫЕ названия букв и ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ. Комплексными можно считать названия букв, обозначающие целые классы звуков (фонем), объединенных в группы одним общим признаком, например: буквы гласных звуков, буквы согласных.


Названия гласных букв.

Не только в учебной, но и в научной литературе пользуются названием «гласные буквы». Они, конечно, неточны, что отмечалось в литературе (например, Д.Н. Ушаковым, В.А. Богородицким), но экономны.

1. Названия, состоящие из одного звука: а , и , о , у , ы , э . Это названия букв, обозначающие соответствующие гласные: здесь буквы называются тем звуком, который обозначают.

2. Названия, состоящие из двух звуков: гласного и предшествующего ему согласного звука j (й ): я йа , ю йу , е йэ , ё йо . Эти буквы называют еще ЙОТИРОВАННЫМИ гласными буквами. Йотированные буквы я , ю , е , ё , могут обозначать соответствующий гласный звук и без предшествующего j (й ) и в сочетании с j (й ). Поскольку в первом случае буквы я , ю , е , ё сигнализируют о чтении предшествующей согласной буквы как такой, которой обозначается мягкий согласный, эти буквы называют «смягчающими».

В связи с функцией йотированных букв обозначать «j (й )+гласный» следует еще раз обратиться к букве и . В ее названии нет предшествующего j (й ) (буква называется просто «и »): название состоит из одного звука (поэтому оно и отнесено нами к первой группе), но в отличие от всех остальных букв первой группы (а , о , у , ы , э ), обозначающих только тот звук, которым они называются, буква и может обозначать не только [и ] без предшествующего j (й ), как, например, в словах ли са, караси . в тех словах, где буква и следует после гласного, при намеренно тщательном произношении возможно произношение [и ] с предшествующим j (й ) (например сара [йи ]). Встречается произношение [йи ] на месте начальной буквы и и в местоимениях и х, и м, и ми, если они следуют после предлогов и союзов, например: в и х доме и тому подобное.

Как правило, сочетание j (й ) с и произносится после разделительного знака (воробьи (воробь [йи ]). Таким образом, можно утверждать, что буква и может обозначать не только [и ] без предшествующего j (й ), но также [и ] с предшествующим j (й ). В этом отношении она отличается от других букв первой группы.

Итак, для обозначения сочетаний «j (й )+гласный» употребляются особые буквы: я , ю , е , ё , но буква и выполняет эту функцию как бы «по совместительству». Я.К. Грот заметил по этому поводу: «редко встречающийся двоегласный йи … может обойтись без отдельного знака» .


Остановимся подробнее на двузначных гласных буквах я , е , ё , ю , и . Они имеют два основных звуковых сочетания.

Буква я обозначает либо звук [’а ]: пяльцы , либо сочетание звуков [йа ]: яма ;

Буква е обозначает либо звук [ э ]: перья , либо сочетание звуков [йэ ]: ель ;

Буква ё обозначает либо звук [ о ]: пёрышко , либо сочетание звуков [йо ]: ёлка ;

Буква ю обозначает либо звук [ у ]: пюре , либо сочетание звуков [йу ]: юла ;

Буква и обозначает либо звук [ и ]: пир , либо сочетание звуков [йи ]: муравьи .


Особых замечаний требует употребление буквы ё . Обозначая звук [ о ], буква ё по своему начертанию совпадает с буквой е (кроме добавочного надстрочного знака: двух точек над буквой). Это совпадение не случайно. Необходимость в особой букве для обозначения звука [о ], следующего после мягких согласных, появилась в русском письме примерно в XII-XIII вв., когда в русском языке начал действовать особый звуковой закон перехода ударенного звука [э ], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твердым, в звук [о ]: е ¢ ль [йэл ] – ёлка [йо ¢ лка ]. Осуществлялась замена [э ] на [о ] на конце слова, например: бельё .

Буква ё , предложенная Карамзиным, дает это особое происхождение звука [о ]. Однако в печати не привилось употребление буквы ё , хотя она и входит в официальный состав русского алфавита.


Названия согласных букв.

1. Названия букв для обозначения согласных, состоящие из соответствующего твердого согласного звука в соединении с последующим гласным э : «бэ », «вэ », «дэ », «жэ », «зэ », «пэ », «тэ », «цэ ». К этим названиям примыкает «чэ », хотя оно и состоит из мягкого согласного звука с последующим гласным э .

2. Названия букв для обозначения согласных, состоящих из соответствующего согласного звука в соединении с последующим гласным [а ]: «ка », «ха », «ша », «ща ».

3. Названия букв для обозначения согласных, состоящие из соответствующего согласного звука в соединении с предшествующим ему гласным [э ]: «эль », «эм », «эн », «эр », «эс », «эф ».


Названия букв, не обозначающих звуков.

1. Сюда относятся названия «ер » и «ерь » для букв ъ и ь . В научной литературе употребляются именно эти названия.

2. Особого внимания заслуживает буква й . Буква й была богата названиями, но в последних изданиях нового школьного учебника она никак не названа. Среди названий букв, приводимых под каждой буквой, под буквой й повторно в качестве ее названия указано то же «й » . В школьном орфографическом словаре для буквы й указывается принятое на протяжении многих лет название «и краткое».

Звук, обозначаемый буквой й , в школьной практике еще совсем недавно считался полугласным. В современных школьных учебниках он отнесен к согласным. Это хорошо, поскольку и звук, обозначаемый в русском письме буквой й , и звук, обозначаемый (вместе с соответствующими гласными звуками) буквами я , ю , е , ё (а иногда и буквой и ), являются «представителями» согласной фонемы йот.

Особенностью русской графики является и то, что в русском письме звук j (й ), находящийся перед непосредственно следующим за ним гласным звуком, вообще не обозначается самостоятельной буквой. Вместе со следующей за ним гласной j (й ) обозначается ОДНОЙ гласной буквой.

Особого внимания требует еще соотношение между звуком j (й ), обозначаемый гласными буквами я , ю , е , ё , и , и звуком, обозначаемым буквой й . Оба эти звука являются ОТТЕНКАМИ (вариантами), то есть видоизменениями одной и той же фонемы j (й ). Буквой й обозначается в русском языке один из вариантов фонемы j (й ), который встречается в русских словах в конце слога: май , май /ка , пой /дет .


1.2. МОРФЕМНЫЙ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ) АНАЛИЗ


При МОРФЕМНОМ АНАЛИЗЕ СЛОВА выделяются все живые (с точки зрения современного языка) морфемы, то есть значимые части, имеющиеся в анализируемом слове. При морфемном анализе нас не интересует порядок присоединения морфем. Морфемный анализ отвечает на вопрос: «Какие морфемы выделяются в данном слове с точ­ки зрения современного языка?», то есть искомой величиной морфемного анализа являются морфемы. Следовательно, морфемный анализ определяет НАЛИЧИЕ в слове тех или иных морфем, из которых оно складывается.

«Золотым правилом» морфемного членения слов являет­ся СОПОСТАВЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ И ОДНОСТРУКТУРНЫХ СЛОВ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЖИВЫХ АФФИКСОВ; причем анализируемое слово долж­но рассматриваться на фоне присущих ему грамматических форм. Именно такой способ гарантирует нас от механиче­ского членения слов.

Членение слов на морфемы всегда должно быть ОС­МЫСЛЕННЫМ, ОБОСНОВАННЫМ, ДОКАЗАТЕЛЬНЫМ. Нельзя поддаваться механическому члене­нию, порождаемому слепой аналогией. Вот почему при мор­фемном анализе мало сказать: «Слово делится на такие-то морфемы», «надо обязательно доказать, почему оно делится и состоит именно из этих, а не других значимых частей».

Не задумываясь над смысловой стороной слова, учащиеся часто механически рассекают слова, зрительно разыскивая знакомые морфемы. Такое членение приносит лишь вред. Необходимо помнить, что зрительный образ слова часто обманчив. Например, подбирая однокоренные слова, мы убедимся, что бессмысленно выделять мнимую приставку вос - в глаголах восторгаться и восхищаться , за - в глаголе забыть , по - в глаголе победить . Если подобная бессмысленная акция будет совершена, то мы невольно сблизим совершенно разные слова современного языка: восторгаться - торговать , восхищать - хищение , за­быть - быть , победить - бедствовать . Конечно, не­когда подобное членение было закономерным, но следует учесть, что словарь и семантика слов непрерывно изме­няются.

Правильное морфемное членение слов имеет большое значение и В ЛЕКСИЧЕСКОМ ПЛАНЕ.

Из всего сказанного следует, что важнейшим требова­нием к морфемному анализу является СИНХРОННЫЙ ПОДХОД к слову, то есть, анализируя слово, мы должны исходить из современного его состояния и не выходить за пределы тех связей и соотношений, которые характери­зуют синхронную систему языка. Профессор В.А. Богородицкий выдвигал требова­ние «рассматривать морфологический состав слов, как он чувствуется В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ, то есть ста­тически...». Такая же точка зрения излагается в современной лингвистической литературе (в трудах Н.М. Шанского, Н.Д. Арутюновой, А.И. Смирницкого и других).

Реальное стремление вникнуть в исторические связи внутри структуры слова, то есть генетический подход к ана­лизу слов, приводит не только к смешению различных аспек­тов, но и искажает представление об истинном состоянии современного языка.

Как известно, язык систематически ЗАИМСТВУЕТ слова из других языков. Но при анализе слов нельзя пере­носить в русский язык те членения, которые свойственны данным словам в языке-источнике.

Морфемный анализ не только эффективен, но и вполне доступен для каждого, практически владеющего языком. Вот почему А.М. Пешковскии, давший в своих работах блестящие образцы синхронного анализа состава слова, считал, что важнейшим принципом изучения морфологи­ческого состава слова В ШКОЛЕ является определение В СЛОВАХ СОВРЕМЕННЫХ КОРНЕЙ И АФФИК­СОВ.

Итак, МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЫЯВЛЯЕТ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА, ТО ЕСТЬ СОВОКУП­НОСТЬ ВСЕХ, В СИНХРОННОМ АСПЕКТЕ ВЫ­ДЕЛЯЕМЫХ В СЛОВЕ МОРФЕМ.

Неоднократные наблюдения показали: чем быстрее и увереннее учащиеся могут анализировать состав слова, чем быстрее и больше они могут подобрать необходимые родственные слова, а также изменять грамматические формы данного слова, тем выше орфографическая грамотность учащихся. Сознательный мотиви­рованный момент значительно повышает эффективность изучения орфографии.

1.3. ОТБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Звук j (й ), находясь перед гласным, не обозначается самостоятельной буквой, а вместе со следующим гласным обозначается одной буквой; так я йа , ё йо , е йе (э ), ю йу , и йи . Таким образом, эти гласные буквы обозначают слог. Разделительные знаки ъ (в приставках), ь (во всех других случаях) употребляются только перед буквами я , е , ё , ю , и для обозначения таких написаний: польёт (пал йо ¢ т ) – полёт (пал о ¢ т ); полью (пал йу ¢ ) – полю (пал у ¢ ); семьи (с е n м йи ¢ ) – семи (с е n м и ¢ ); белья (б е n л йа ¢ ) – беля (б е n л а ¢ ).

При морфологическом анализе особого внимания требуют случаи, когда буквы я , ю , е , ё , и обозначают два звука, один из которых j (й ) входит в одну морфему, другой – в следующую. В этих случаях морфологический состав слов и их форм на письме оказывается затемненным. Так, формы края , краёв , краям на письме допускают лишь такое деление: кра /я ¢ , кра /ёв , кра /ям , причем, корень кра - является бессмысленным и расходящимся в звуковом отношении с формой именительного падежа край , тогда как транскрипция обнаруживает, что в произношении во всех этих формах одинаковый корень край - (край /а ¢ , край /о ¢ ф , край /а ¢ м , край ). Еще больше скрыт на письме корень л й - в формах лью , льёшь , льёт , легко обнаруживаемый в транскрипции: л й /у , л й /ош , л й /от с такими же окончаниями, как н е n с /у ¢ , н е n с /о ¢ ш , н е n с /о ¢ т . поэтому для раскрытия произношения в подобных случаях используется транскрипция.

Как уже говорилось, в русском языке есть среднеязычный сог­ласный звук j (й ), который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая осо­бенность русской графики часто приводит к большим за­труднениям в членении слов, так как различное изображение звука j (й ) на письме затемняет морфологический состав слов.

Нужно помнить, что русский j (й ) по сравнению с дру­гими сонорными согласными(р, л, м, н ), несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я , е , ё , ю , а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим глас­ным звуком:

а)в начале слова: яма (йама ), ель (йэл" ), елка (йолка ), юла (йула ), их (йих );

б)после гласных: моя (майа ), моей (майэй ), моё (майо ), мою (майу ), мои (майи );

в)после ъ , ь разделительных знаков: объятия , съезд , объем , предъюбилейный , судья , судье , судьей , судью , судьи .

j (и ) в сочетании с и и (хозяй (ский ) + ин = хозяин , строй (ка ) + ить = строить , мой + и = мои .

Затруднения в анализе слов появляются в тех случаях, когдаj (и ) находится на стыке двух морфем: а)корня и суффикса, б)основы и окончания.

Рассмотрим конкретные примеры трудных случаев мор­фемного членения слов из-за наличия в словах j (и ).

1.3.1. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА

Основная трудность при изучении случаев, когда j (и ) находится на стыке корня и суффикса обусловлена тем, что учащиеся испытывают затруднения в определении истинного корня и суффикса. Часто они относят j (и ), который принадлежит корню к суффиксу, в результате чего искажается морфемный строй русского языка, возникают проблемы с родовым соотнесением слов. Например, в слове веять – корень вей - и суффикс а , учащиеся же могут выделить в этом слове неправильный корень вея - и вообще не выделить суффикса.

Подобные ошибки возможны не только в случаях, когда разбирается глагол. Они возникают также и при разборе других частей речи. В слове бо /ец истинный морфемный состав бой + ец (ср.: бойца ), воин - вой + ин (ср.: (вой (ск )а ). В слове военный й между двумя гласными сливается со звуком е ; в слове паять - корень пай (ср.: пайка ); в слове затеять - корень затей (ср.: затей /ник ).

Ниже приводим таблицу, в которой подобраны слова со скрытым j (й ) на стыке корня и суффикса. Цель данной таблицы состоит в том, чтобы наглядно показать частотность встречаемости подобной трудности, а так же снабдить учителя дополнительным рабочим материалом, для повышения качества уроков по теме.

Таблица 1. Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса.


Хоккеист – хоккеj/ист


Сергеевич – Сергеj/эвич

Кройка – кроj/ить

Лаять - Лаj/ать

Хозяин – хозяj/ин

Строитель - строj/итель

Батареец - батареj/эц

Боязнь - боj/азнь

Веялка - веj/алка

Веяние –веj/ание

Вклеивать – в/клеj/ивать

Гвардеец – гвардеj/эц

Героизм - героj/изм

Раздвоение – раз/двоj/эние

Доильщица – доj/ильщица

Паяльник – паj/альник

Заячий – заj/ачий

Змеёнок – змеj/онок

Китаец – китаj/эц

Клеёнка – клеj/онка

Кроильный – кроj/ильный

Нагноение – на/гноj/эние

Наслоение – на/слоj/эние

Освоение – о/своj/эние

Сеятельная – сеj/ательная

Таяние – таj/ание

Паевой – паj/эвой

Построение – по/строj/эние

Присвоение – при/своj/эние

Пробоина – про/боj/ина

Свояк – воj/ак

Скамеечка – скамеj/эчка

Струящиеся – струj/ащиеся

Таинство – таj/инство

Усваивать – усваj/ивать

Засеяли – за/сеj/али


1.3.2. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ ОСНОВЫ И ОКОНЧАНИЯ

В слове бакалея - основа бакалей и окончание -а (ср.: бакалей /н /ый ); авария = аварий + -а (ср.: аварий /ный ); дви­жение = движений + -э (род. п. мн. ч. движений ).

Часто не только учащиеся, но даже студенты-первокурс­ники филологических факультетов педагогических инсти­тутов затрудняются установить границу между основой и окончанием.

Причиной этих ошибок является то, что в школах мало занимаются морфемным анализом слов, в которых имеется расхождение между звуковым и буквенным составом.

Рассматриваемый нами трудный случай гораздо более частотен, в отличие от предыдущего. Также как и при рассмотрении случаев, когда срытый j (й ) находится на стыке корня и суффикса, приведем таблицу, в которой собраны типичные случаи, нахождения j (й ) на стыке основы и окончания.


Таблица 2. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания.


Делает – делаj/эт


Называют - называj/ут

Пользуj/утся

Надеется – надеj/этся

Героя - героj/а

Моя - моj/а

Вращается – вращаj/этся

Чешуя – чешуj/а

Создаётся – создаj/отся

Затея - затеj/а

Чаепитие – чаепитиj/э

Шея – шеj/а

Гвардию – гвардиj/у

Настроение – настроениj/э


Во второй главе мы рассмотри методическую сторону изучения слов во скрытым j (й ).


ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

2.1. ВОПРОС О ФОРМЕ ФИКСАЦИИ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)


Важным является вопрос о форме фиксации слов, имеющих на стыке морфемj (й ). Н.М. Шанский предлагает при анализе слов устранить «безйотицу» , то есть, вопреки русской графике, обозначать наличие j (й ) в слове.

С этим мнением нельзя согласиться. Как известно, за­пись усиливает восприятие слова и активизирует зритель­ное запоминание словесного начертательного образа. Вот почему крупнейшие лингвисты настоятельно требовали: «Оберегайте ученика со всей заботливостью от всякого вида неправильного написания слова, пусть он со всем при­лежанием запечатлевает правильные образы слов…» И дальше: «Ни под каким видом не допускать, чтобы дети видели, а тем более писали, слова орфографически непра­вильно» . Это требование вполне справедливо, так как зрительный образ слова при изучении орфографии имеет огромное значение.

Даже при фонетическом анализе нежелательно допус­кать изменение графического образа слова. Например, желая графически показать, что в слове героизм произво­дящая основа оканчивается на j (й ), можно сделать следую­щие записи: герой , герой /ск /ий , герой /ств /о , геро /изм . При­чем устно следует дать соответствующее пояснение. Можно также использовать прием надписывания (например, геро й /изм , армия йа , думаю йу ). Безусловно, что нельзя ми­риться с чисто буквенным делением слова на морфемы, но и нельзя искажать графический облик слова.


2.2. РАЗБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

В ШКОЛЬНОМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЛОВАРЕ

Словарная статья словообразовательного словаря содержит слова, расчлененные на морфемы (приставки, суффиксы, окончания). И расположенные в алфавитном порядке.

Для примера возьмем одно из слов со скрытым j (й ) на стыке морфем и приведем словарную статью, соответствующую этому слову.

Воевать – во/ева/ть 13 . Как видно из примера, скрытый j (й) в слове никак не обозначен. Цифра 13 при слове обозначает порядковый номер исторической справки, куда необходимо обращаться за разъяснением и за аналогичными примерами.

Что же предлагает нам словарь в качестве исторической справки.


«13. ЗВУК j (й) И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

В русском языке есть среднеязычный согласный j (й ), который на письме обозначается по-разному:

а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо j а (йа ) пишут я , вместо j у (йу ) пишут ю , вместо j э (йэ ) пишут е , вместо j о (йо ) пишут ё . Например, яма, заюлить , ель , ёлка ;

б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й . Например, мой , майка .

Двоякое изображение этого звука на письме иногда несколько затемняет морфологический состав слова. Следует также учесть что й в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй + ин = хозяин ).»

Далее приводится несколько примеров. Как видно из приведенного комментария, учащимся дается только лишь краткая справка относительно встреченной ими трудности и несколько примеров. Безусловно, этого не достаточно для того, чтобы дети могли разобраться со всеми случаями наличия срытого j (й ) на стыке морфем. Полный и исчерпывающий ответ они должны получить от учителя в школе.


2.3. ПЛАНЫ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

Анализ языка как метод обучения русскому языку находит себе широкое применение и при изучении грамматики, и на занятиях по правописанию, и в работе над словарем, и при изучении языка писателя.

Этот метод состоит в выделении по определенным признакам явлений языка и в характеристике их с определенной точки зрения.

Одним из видов анализа языка является грамматический разбор. Этот вид работы способствует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся.

Грамматический разбор является эффективным способом доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений.

Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучать части речи. Помимо умения выделять в слове его составные части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова и находить производящую основу слова.

Приведем пример плана разбора слова по составу .


Вклеивать

1) Выделить основу слова.

вклеива ть

Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова: вклеивать – вклеивает – вклеивают.

2) Выделить окончание в слова.

вклеива ть

Умение изменять слово также важно и при выделении окончания: вклеивать – вклеивает – вклеивают.


3) Выделить корень в слова.

вклеива ть

Как показывает опыт, при изучении состава слова наибольшую трудность для учащихся представляет выделение корня, в связи с чем именно на эту сторону надо обратить особое внимание. При выделении корня надо предупредить возможность допущения ошибок в таких случаях, когда одинаково звучащие корни двух разных слов принимают за один и тот же корень, в то время как между этими корнями нет ничего общего.

4) Выделить приставку(и) в слове.

Вклеива ть


5) Выделить суффикс(ы) в слове.

вклеива ть


Приведенная схема разбора не всегда позволяет выделить правильно морфемы. Мы намеренно взяли для разбора слово с трудностью, составляющей тему нашего исследования. В этом слове встретился скрытый j (й ) на стыке корня и суффикса, который мы никак не обозначили. Корень слова явно не полон. Это доказывает и подбор однокоренных слов: клей, клейкая (лента). Подобная «неполнота» слова может вызвать у учащихся сложность с подбором однокоренных слов и выделением суффикса.

Как поступить учителю в данной ситуации? Мы предлагаем использовать при морфемном анализе слов со скрытым j (й ) на стыке морфем элементы фонетического разбора.

Фонетический разбор является одним из важных методических приемов. Фонетический разбор может быть различным по своему характеру, степени полноты и углубленности.

При анализе слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики.

В параграфе 2.1 мы уже рассматривали возможные пути пометы скрытого j (й ) в разбираемых словах.

Мы предлагаем несколько путей интеграции словообразовательного и фонетического разборов .

1) Перед разбором слова со скрытым j (й ) учащиеся подбирают несколько (2-3) родственных слова, где корневая морфема оканчивается на й : клей , клей кий. Затем учащиеся разбирают слово как обычно: вклеива ть . После того, как слово разобрано, учащиеся делают следующую запись: в - (приставка) + -клей - (корень) + -ива - (суффикс) + -ть (окончание).

2) Второй способ заключается в применении приема надписывания. При разборе слово записывается следующим образом: вкле й ивать . Затем производится разбор слова: вкле й ива ть .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении этой работы мы подведем некоторые итоги и отметим важные моменты при изучении слов со скрытым j (й ).

Темой данной работы мы обозначили морфемный анализ слов со скрытым j (й ) и отметили следующие случаи:

1) в начале слова: яма (йама ), ель (йэл" ), елка (йолка ), юла (йула ), их (йих );

2) после гласных: моя (майа ), моей (майэй ), моё (майо ), мою (майу ), мои (майи );

3) после ъ , ь разделительных знаков: объятия , судья .


Также рассмотрели особо сложные случаи разбора слов со скрытым j (й):

1) скрытый j (й) на стыке корня и суффикса: воин - вой + ин ;

2) скрытый j (й) на стыке основы и окончания: авария = аварий + -а .


Были разработаны способы интеграции морфологического и фонетического разборов:

1) расписывание морфем по отдельности: вклеивать - в - (приставка) + -клей - (корень) + -ива - (суффикс) + -ть (окончание);

2) способ надписывания скрытого j (й ): вкле й ивать .


Важность изучения данной проблемы в школе велика, она помогает учащимся осознать, на сколько богат и разнообразен русский язык.

Практика показывает, что ученики (особенно в нацио­нальных школах) пишут значительно грамотнее, когда уме­ют осмысленно делить слова на морфемы.

В настоящей работе словообразовательная система рус­ского языка рассматривалась с синхронной (с современ­ной) точки зрения. Особое внимание уделено систематизации случаев наличия скрытого j (й ) и методике их разбора.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Д.И. Алексеев О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе//Русский язык в школе. – 1957. – №4.

2. Э.А. Бейкман Русское слово. – М., 1966.

3. В.В. Виноградов Русский язык. – М., 1986.

4. Г.О. Винокур Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

5. А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. – М., 1967.

6. Е.А. Земская Заметки по современному русскому словообразованию//Вопросы языкознания. – 1965. - №3.

7. Е.А. Земская Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

8. В.Ф. Иванова Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.

9. Е.И. Никитина Уроки русского языка в 4 классе (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М., 1975.

10. З.А. Потиха Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М., 1970.

11. З.А. Потиха Школьный словообразовательный словарь. – Волгоград, 1961.

12. Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

13. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М., 1997.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) - это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

Обратите внимание!

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе - слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск -их (имя существительное).
2. Окончание - -их . Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск -ая , парикмахерск -ой .
3. Основа формы - парикмахер-ск- .
4. Корень - парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □ , парикмахер -ш -а .
5. -ск - - суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск -ий , жен-ск -ий .

1. Начальная форма - парикмахерская .
2. Основа слова - парикмахерск- . Основа производная.
3-5. парикмахерск -ая (сущ.) ← парикмахерск -ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного - в существительное - субстантивация).

Жители

1) Морфемный разбор:

1. жи-тел -и (имя существительное).
2. Окончание - -и . Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □ , жител -я .
3. Основа формы - жи-тел- .
4. Корень -жи -. Однокоренные слова: жи -ть , жи -л -ой .
5. -тель - суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель □ , вод-и-тель □ .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - житель .
2. Основа слова - жи-тель . Основа производная.
3-4. жи-тель □ → жи -ть .
5. -тель - словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

Рождаются

1) Морфемный разбор:

1. рожд-а -ют-ся (глагол).
2. Окончание - -ют . Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет-ся , рожд-а -ем-ся .
3. Основа формы - рожд-а-…-ся .
4. Корень - рожд -. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. -а - - суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис-а -ть, реш-а -ть.
-ся мы -ть-ся , куп-а -ть-ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - рождаться .
2. Основа слова - рожд-а-…-ся . Основа производная.
3-4. рожда -ть -ся ← рожда -ть .
5. -ся - словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

Побриться

1) Морфемный разбор:

1. по-бри -ть -ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание - -ть по-бре -ет-ся , по-бре -ем-ся .
3. Основа формы - по-бри-…-ся .
4. Корень - бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы-бри -ть.
5. по - - приставка, ср.: по -сл-а -ть , по -сад-и -ть .
-ся - постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть-ся , куп-а -ть-ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - побриться .
2. Основа слова - по-бри-…-ся . Основа производная.
3-6. а) по-бри -ть-ся по -бри -ть; -ся - словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть-ся ← бри -ть-ся ; по - - словообразовательная приставка; префиксальный способ.

Освежить

1) Морфемный разбор:

1. о-свеж-и -ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание - -ть . Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им .
3. Основа формы - о-свеж-и- .
4. Корень - свеж -. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж .
5. о - - приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть .
-и - - суффикс глагола, ср.: о-бел-и -ть, о-светл-и -ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - освежить .
2. Основа слова - о-свеж-и- . Основа производная.
3-4. о -свеж-и -ть ← свеж -ий .
5. о- - словообразовательная приставка; -и - словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

Голову

1) Морфемный разбор:

1. голов -у (имя существительное).
2. Окончание - -у . Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов -а , голов -ой .
3. Основа формы - голов- .
4. Корень - голов -. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - голова .
2. Основа слова - голов- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

(В) уездном (городе)

1) Морфемный разбор:

1. уезд-н -ом (имя прилагательное).
2. Окончание - -ом . Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого .
3. Основа формы - уезд-н- .
4. Корень - уезд -. Однокоренные слова: уезд □ , по-уезд -н -ый .
5. -н - - суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост-н -ой , подъ-езд-н -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - уездный .
2. Основа слова - уезд-н- . Основа производная.
3-4. уезд-н -ый ← уезд □ .
5. -н- - словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

1. тиш-айш -ей (имя прилагательное).
2. Окончание - -ей . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш -ая , тиш-айш -ую .
3. Основа формы - тиш-айш- .
4. Корень - тиш -. Однокоренные слова: тих -о , тиш -ин -а .
5. -айш - - суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий - велич-айш -ый, свеж -ий - свеж-айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) - тихий .
2. Основа слова - тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

Влюблена

1) Морфемный разбор:

1. в-любл-ен -а (краткая форма причастия).
2. Окончание - -а . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □ , в-любл-ен -ы .
3. Основа формы - в-любл-ён- .
4. Корень - любл -. Однокоренные слова: люб -и -ть (чередование б/бл ), люб -овь □ .
5. в - - приставка, ср.: в -крапл-ённ -ый , в -плет-ённ -ый .
-ен - суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес-ен -а , в-плет-ен -а .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия - влюблённый .
2. Основа причастия - в-любл-ённ- . Основа производная.
3-4. в-любл-ённ -ый ← в-люб-и -ть .
5. -ённ - суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

1. мест-ком -а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание - -а . Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □ , мест-ком -ом .
3. Основа формы - мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест -; 2) ком(итет) - - в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н -ый , мест -о ; комитет □ , комитет -ск -ий .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - местком .
2. Основа слова - мест-ком- . Основа производная.
3-4. мест-ком □ ← мест -(н) -ый ком (итет) .
5-6. Сложение сокращённых до слогов основ - аббревиация.


Close