Заболоцкий Н.А. – поэт, который интересен своими поэтическими произведениями, в которых он поднимает вечные вопросы о человеческих ценностях, отчего его работы остаются актуальными и в наше время. Сегодня нам предстоит сделать анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», написав по нему сочинение.

Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» — это одно из знаменитых работ писателя, где автор стиха в очередной раз не просто размышляет и философствует, а призывает всех нас трудиться. Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» должно стать для нас девизом по жизни, ведь оно напоминает нам о том, насколько важно постоянно работать над собой, насколько важно не давать своей душе лениться.

Нужно постоянно заставлять ее работать «и день и ночь, и день и ночь», «не разрешай ей спать в постели», он говорит нам о том, чтобы мы «держали лентяйку в черном теле». А все потому, что если дать хоть малейшую поблажку себе, стоит это сделать хотя бы один раз и наша лень будет властвовать над нами «она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет».

Работая над стихом «Не позволяй душе лениться» и анализируя его, мы видим главную мысль, которую автор хочет до всех донести: наша душа должна трудиться, мы должны гнать лень прочь, ведь только трудолюбивый народ может дальше развиваться, только в стремлении познать больше, мы добиваемся в жизни высот. Человек не должен спать, а то и вся жизнь так пролетит. Нам необходимо получать знания, развивать душу и тело.

«Учи и мучай дотемна», — призывает нас автор, ведь, по мнению автора, только в труде есть развитие и здесь не обязательно физический труд должен преобладать, важен и умственный, и духовный труд. И главное, все в наших руках, только мы определяем быть нашей душе ленивой или работницей, будет она царицей, где лень и безразличие будет главенствовать или душа будет нам подвластна и станет нашей рабыней, которой мы будем управлять. И здесь трудно не согласиться с автором.

Не позволяй душе лениться слушать

"Признание"

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,

Словно с тёмного неба сошедшая,

Ты и песня моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою

И слезами и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжёлые,

В эти чёрные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,

Что не сбудется - позабудется...

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или это мне только чудится?

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Награды:

Орден Трудового Красного Знамени - 1958 г.

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии - 14 октября 1958, Москва) - русский советский поэт.

Родился недалеко от Казани - на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864-1929) - агроном - работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)-1926) - сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.

В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии - символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой.

В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея с собою, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призывают на военную службу.

Служит он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году увольняется в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он пишет первые свои настоящие поэтические произведения, обретает собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвует в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.

Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу - «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.

Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения - и первое их измерение, заметное сразу же - это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.

Сборник «Стихотворения. 1926-1932», уже набранный в типографии, не был подписан в печать. Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли Заболоцкого. Угрожающие политические обвинения в критических статьях всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением. Это породило у него
разочарование и творческий спад во второй половине 1933-го года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…» И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936))

Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»). На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее благополучие было обманчивым.

В заключении

19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. По просьбе НКВД критик Николай Лесючевский написал отзыв о поэзии Заболоцкого, где указал, что «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».

Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях;
Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938-1944 годов» - выдержки из писем к жене и детям.

С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве.

В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на удары судьбы, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам.

Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным. В написанных тогда стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества и вдохновения.
Большинство стихотворений 1946-1948 годов получили высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие общих бед. В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта.

В этой роще берёзовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей, -

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей...

В 1949-1952 годах, годах крайнего ужесточения идеологического гнёта, творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы. Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал. Положение изменилось только после XX съезда КПСС, с началом хрущёвской оттепели, ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.

На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.

Цикл лирических стихов «Последняя любовь» вышел в 1957 году, «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», посвящённое Н. А. Роскиной, позже переработанное питерским бардом Александром Лобановским (Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина…).

Смерть

Хотя перед смертью поэт успел получить и широкое читательское внимание, и материальный достаток, это не могло компенсировать слабость его здоровья, подорванного тюрьмой и лагерем. По мнению близко знавшего Заболоцкого Н. Чуковского завершающую, роковую роль сыграли семейные проблемы (уход жены, её возвращение). В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, в 1958 году - второй, а 14 октября 1958 года он умер.

Перед уходом он прочёл мне ещё одно своё новое стихотворение, которое потрясло меня больше, чем «Рубрук». Это было суровое требование, обращённое к самому себе:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя безжалостно сорвёт.

А ты хватай её за плечи.

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Когда я думаю о Заболоцком, я всегда вспоминаю это стихотворение. В нём он отчетливо и сильно выразил самую главную черту своего характера. Все беды, которые наваливала на него судьба, он побеждал, заставляя свою душу трудиться. Только этим он её и спас - и во время травли тридцатых годов, и в лагерях, и потом, когда его оставила жена. Прочитав мне это стихотворение, он ушёл - весёлый, не знающий, что больше ни одного стихотворения он уже никогда не напишет.

После инфаркта он прожил ещё полтора месяца. Состояние его было тяжёлым, но не казалось безнадёжным. По-видимому, только он один из всех и понимал, что скоро умрёт. Все свои усилия после инфаркта - а он не позволял душе лениться! - он направил на то, чтобы привести свои дела в окончательный порядок. Со свойственной ему аккуратностью он составил полный список своих стихотворений, которые считал достойными печати. Он написал завещание, в котором запретил печатать стихотворения, не попавшие в этот список. Завещание это подписано 8 октября 1958 года, за несколько дней до смерти.

Ему нужно было лежать, а он пошёл в ванную комнату, чтобы почистить зубы. Не дойдя до ванной, он упал и умер.

/Nikolay_Chukovskiy_O_Zabolotskom.doc Николай чуковский

Задача данной статьи - выяснить, как заложена смерть от инфаркта русского советского поэта НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЗАБОЛОЦКОГО в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

9 10 12 27 39 54 73 91 102 112 122 136 146 157 172 184 185 195 196 208 214 225 243 249 255 258 268 292
З А Б О Л О Т С К И Й Н И К О Л А Й А Л Е К С Е Е В И Ч
292 283 282 280 265 253 238 219 201 190 180 170 156 146 135 120 108 107 97 96 84 78 67 49 43 37 34 24

14 24 35 50 62 63 73 74 86 92 103 121 127 133 136 146 170 179 180 182 197 209 224 243 261 272 282 292
Н И К О Л А Й А Л Е К С Е Е В И Ч З А Б О Л О Т С К И Й
292 278 268 257 242 230 229 219 218 206 200 189 171 165 159 156 146 122 113 112 110 95 83 68 49 31 20 10

ЗАБОЛОТСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ = 292 = 91-УМИРАНИЕ + 201-ОТ ИНФАРКТА МИОКАРДА.

292 = 219-УМИРАНИЕ ОТ ИНФАРКТА + 73-МИОКАРДА.

292 = 165-ЖИЗНЬ ЗАКОНЧЕНА + 127-ОТ ИНФАРКТ\ а \.

292 = 78-ВНЕЗАПНО + 214-УМИРАЕТ ОТ ИНФАРКТА.

292 = 120-УМИРАЕТ ОТ... + 172-\ 94-ИНФАРКТА + 78-ВНЕЗАПНО \.

292 = 86-УМИРАЕТ + 206-ВНЕЗАПНО ОТ ИНФАРКТА.

292 = 112-ВНЕЗАПНО ОТ... + 180-ИНФАРКТА УМИРАЕТ.

Проведём дешифровку отдельных столбцов:

102 = СМЕРТЬ

201 = ОТ ИНФАРКТА МИОКАРДА

91 = УМИРАНИЕ
_________________________________
219 = УМИРАНИЕ ОТ ИНФАРКТА

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 14.10.1958. Это = 14 + 10 + 19 + 58 = 101 = УМЕРШИЙ.

292 = 101-УМЕРШИЙ + 191-ГИБЕЛЬ ОТ ИНФАРКТА.

306 = УМЕРШИЙ ВНЕЗАПНО ОТ ИНФАРКТ\ а \.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 306-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ + 77-\ 19 + 58 \-(код ГОДА СМЕРТИ) = 383.

383 = 128-ОТ ИНФАРКТА + 128-ОТ ИНФАРКТА + 127-ОТ ИНФАРКТ\ а \.

383 = 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ + 263-ВНЕЗАПНАЯ ОСТАНОВКА СЕРДЦА.

383 - 292-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 91 = УМИРАНИЕ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 176-ПЯТЬДЕСЯТ + 96-ПЯТЬ = 272.

272 = 78-БЕЗЖИЗНЕН + 194-ВНЕЗАПНЫЙ ИНФАРКТ.

272 = 96-ВНЕЗАПНАЯ + 176-\ 102-СМЕРТЬ + 74-ИНФАРК(т)\.

292 = 20-ВЕК + 272-ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ.

272-ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ - 20-ВЕК = 252 = 86-УМИРАЕТ + 166-ИНФАРКТ МИОКАРДА.

Это стихотворение появилось на свет в 1958 году, всего за несколько месяцев до того, как автор ушел из жизни. Этот текст представляет собой своеобразное напуствие для более молодого поколения.

Главная тема стихотворения

Стихотворение имеет поучительный смысл, и передает главную мысль автора, заключенную в необходимости воспитывать в себе способность к самодисциплине. Только так, по мнению поэта, можно достичь гармонии в личной жизни и мироощущении.

Автор отмечает, что самодисциплина является главным и необходимым условием для достижения успеха в жизни. Как гласят строки стихотворения, душа, которая предпочитает лениться и занимать время безделием, не сможет добиться ничего от жизни. Добиться роста личности человек сможет только при условии активной работы над собой и строгого самоконтроля независимо от ситуации.

Структурный анализ стихотворения

Автор обращается к читателю на "ты", и весь тон произведения поучительный. Это выдает в стихотворении тот факт, что обращается поэт, в первую очередь, к тем, кто значительно моложе его, и только начинает свой жизненный путь. Мысль о необходимости самоконтроля и самовоспитания высказывается в первых же строках, а уже во второй строфе автор дает развитие данной темы.

Работа над собой представлена в виде тяжелого, полного трудностей, пути по дороге к совершенству личности. Эта метафора позволяет более красочно и образно представить себе то, о чем написано в стихотворении, и понять его суть.

Наставления к концу произведения сменяются предостережениями о том, что будет, если не следовать советам опытного человека. Также в конце подчеркивается основная мысль поэта о том, что динамика духовного развития имеет невероятную важность в процессе достижения жизненной гармонии.

В произведении использована перекрестная классическая рифма, и это делает строчки музыкальными и достаточно легко читаемыми. Такие стихи легко запоминаются, хорошо читаются и не имеют сложных конструкций или внезапных смен ритма повествования. Ритм ровный и спокойный, подчеркивающий нравоучительный тон.

Вывод

Несмотря на то, что стихотворению почти 70 лет, оно все равно актуально, поскольку саморазвитие и самодисциплина во все времена являются залогом успешной жизни и гарантированных успехов в карьере.

КГУ «Школа- гимназия №43 имени Кумаша Нургалиева»

акимата города Усть-Каменогорск.

учитель русского языка и литературы

Кауменова Гуляим Мухтарбековна

Русская литература 8 класс

Тема: Труд души по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Тип урока:

Цели урока:

    Обучающая – применение имеющихся у учеников знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для выявления авторской позиции Н. А. Заболоцкого.

    Развивающая – развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения.

    Воспитательная – формирование собственной нравственной позиции.

Тип урока: Урок-проект по лирике Н.Заболоцкого

Оборудование: Портрет Н.Заболоцкого, сборники стихов Н.Заболоцкого, итоговые работы каждой группы: исследовательские работы, интерактивная доска , постеры, карточки, презентации.

Ход урока – проекта

I Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Преданность своему делу была характерной чертой Н. Заболоцкого, и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления его таланта, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, произведения для детей, немногочисленные статьи и заметки о литературе. И за каждой его строкой встаёт образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного, проникновенного человека. А тем, кто пристальнее вглядится в личность Заболоцкого и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений, скрытая игра страстей и вдохновения.

Мы с вами провели большую предварительную работу. При подготовке к уроку работали две отдельные группы. И сегодня вы поделитесь своими мыслями и выводами, к которым пришли в ходе исследования жизни и творчества поэта.

Цели проектов:

1. Изучить основные вехи биографии Н.А.Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.

Выявить в творчестве поэта традиции русской классической поэзии; совершенствовать навык анализа лирического произведения, обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.

2. Формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности с использованием материалов литературных источников; учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого; обратить внимание на мысль об ответственности каждого за сотворение в себе человеческого; о необходимости утверждения идеалов красоты, чести, совести.

В процессе работы над проектом были созданы группы учащихся по разным направлениям.

Группа 1.

Изучить основные вехи биографии поэта, дать обзор поэзии, используя различные источники.

Найти высказывания писателей и современников о личности и творчестве Н.Заболоцкого.

Группа 2.

Исследуя творчество поэта, представить в письменном виде исследовательскую работу по данному вопросу

Сообщение группы 1.

Жизненный путь Н. Заболоцкого (презентация)

Сообщение группы 2.

Творческий путь Н. Заболоцкого (презентация)

Слово учителя: Николай Алексеевич жил и творил в первой половине прошлого века. Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы- собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? (Душа)

Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову “душа” и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.

2) Индивидуальная работа.

3) Проверка результатов. Запись ассоциаций на доску.

4) Работа со значением слова.

Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова, которые мне удалось записать на доске.

Составляется одно общее определение.

5) Чтение работ. Группа предлагает свое определение.

Чтение учителем своего “определения” или подобранных.

А) Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой)
Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
В) Душа – это человек.

6) Работа со словом.

Учитель. Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души (по 2-3 глагола в каждый столбик)

Для работы предлагается заполнить два столбика: первый со знаком “+”, второй со знаком “-”.

радуется

страдает

ликует

тревожится

7) Чтение глаголов и их запись на доске.

Учитель. Я позволю себе добавить в каждый столбик по одному слову. В первый “трудится”, во второй “ленится”. Первое слово помогает нам самосовершенствоваться, а второе приближает нас к бездушным роботам. Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души.

Учитель. Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом “душа”. У него есть стихотворение “Не позволяй душе лениться”. С ним мы и будем работать в нашей мастерской. Почему, на ваш взгляд, “нельзя позволять душе лениться”? (до знакомства со стихотворением)

Не позволяй душе лениться”. Читает подготовленный ученик.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

    К кому обращено это стихотворение? (Не только к читателям, но и к себе самому. Писал его уже смертельно больной человек, подводящий итоги своего жизненного пути и размышляющий об огромном смысле человеческого существования на земле).

    В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души). Как вы понимаете выражение “труд души”? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью). Запись в тетрадь: “Не позволяй душе лениться”.

Учитель . А теперь приступим к работе в группах. У каждой группы есть задание, выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится.

    Задания для групп:

1 группа

    1) 1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.

    2) 2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.

    3) Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?

2 группа

    Объясните значение слов и выражений.

    1) 3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”

    2) 4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.

    3) Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

Выступления групп.

    Задание. О чем это стихотворение?

    Какое настроение вызывает? С помощью каких средств создается это настроение?

    О чем заставляет задуматься стихотворение? К чему призывает автор?

    Какие мысли посетили вас после прочтения стихотворения?

Задание. Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

    В группах ученики работают над постерами.

    Защита постеров

Итоги урока:

    Почему автор считает труд души необходимостью? (Ответ в предпоследней строфе: иначе ты перестанешь быть человеком, именно наличие души делает нас людьми. Чтоб не стать людьми с “холодными мертвыми лицами”, необходим этот постоянный, тяжелый внутренний труд).

    Какой прием лежит в основе стихотворения? (олицетворение).

    Какие еще приемы использованы автором? (фразеологические обороты, повторы).

    Какова роль последней строфы? (она является своеобразным итогом, заключением). Как построены две первые строфы? (на антитезе). Как ее понимать? (Душа – главное в человеке, растишь в себе душу, как ребенка, но рост этот возможен только путем неустанного труда, иначе душа умрет).

    Сравните первую и последнюю строфы. Как называется такая композиция? (Кольцевая). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения

Даже вопреки трагическим обстоятельствам жизни человек у Заболоцкого поднимается, если он сохранил “душу живу”.

III Рефлексия

Учитель. Итак, ребята, ваша глубокая исследовательская работа помогла раскрыть ясность и гармоничность одного из самых загадочных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

Домашнее задание . 1. Стихотворение Н.А.Заболоцкого выучить наизусть.

2. Написать по желанию сочинение на тему «Труд души».

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Психологический настрой к уроку
II.Предкоммуникативная фаза

1) Скороговорка

2) Работа со словом

В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души).

Как вы понимаете выражение “труд души”? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью).

Запись в тетрадь: “Не позволяй душе лениться”.
А) проблема жизненной цели

Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз лени, ты становишься её заложником («она последнюю рубашку…»)

Б)проблема освоения новых жизненных рубежей : только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации.

4)Исследовательская работа в группах

А теперь приступим к работе в группах. У каждой группы есть задание , выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится.

Задания для групп:

Группа № 1) Мастера художественного слова

Задание :

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, пользуясь памяткой..

Группа №2) Мастера слова

Задание:

1) Объясните лексическое значение непонятных слов (должны были подготовиться дома)

Бурелом – поваленный бурею лес.

Ухаб – выбоина, яма на дороге.

Коль – если.

Узда – то, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего-нибудь.

Поблажка – нестрогое, излишне снисходительное отношение к кому-чему-нибудь.ъ

2) Объясните значение фразеологизмов.

«чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», « пустырь», «держи лентяйку в черном теле», «дать поблажку», сорвать «последнюю рубашку», «хватать за плечи», «жить по-человечьи».

Толочь воду в ступе – заниматься бесцельным, бесполезным занятием. (Комментарий учителя: душа человека должна постоянно обогащаться новыми впечатлениями, новыми мыслями).

Держать в чёрном теле – плохо обращаться с кем-нибудь, притеснять кого-либо. (Комментарий учителя: человек по натуре ленив. Лень свою нужно держать в чёрном теле).

Не снимать узды – держать в повиновении. (Комментарий учителя: лень, эгоизм, равнодушие, чёрствость – всё это нужно держать в повиновении).

Сорвать последнюю рубашку – разорить, довести до нищенского состояния. (Комментарий учителя: эгоизм, злоба, зависть, равнодушие уничтожают, разоряют духовный мир человека).
3)Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Почему такое обилие глаголов?

4) Найдите в стихотворении художественно-изобразительные средства. (фразеологизмы, восклицательные предложения, повторы, олицетворение, анафора, антитеза). Какова их роль в тексте?

5) Размер стиха. Вид рифмы.

1 /2 1 /2 1 /2 1 /2 1

О|на| ра|бы|ня| и| ца|ри|ца, а

Она работница и дочь, б

Она обязана трудиться а

И день и ночь! б

Размер – ямб. Расположение рифм – перекрёстное.


5)Выступления групп
6)Коллективный анализ текста, осмысление его. Работа над проблемой урока

А)Работа с таблицей. Деление на микротемы

- Попробуем разделить стихотворение на микротемы.


п\п

Текст

Микротемы

1

Не позволяй Душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

2

Гони её от дома к дому,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды !


Что же для этого необходимо? Как заставить ее это делать?

3

Коль дать ей вздумаешь поблажку ,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт .


Что произойдет, если она обленится?

4

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна ,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


Что делать, если она испытала на себе прелести лени?

5

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь !


Образы, в которые душа перевоплощается. И вновь лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

-Какова основная мысль стихотворного текста? «душа обязана трудиться»

-Зачем она должна трудиться?

«Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время.

(«Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)

- Что произойдет, если душе «дать поблажку»?

Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)

- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

-Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой?

- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам .
-
Какие слова в стихотворении повторяются? (кольцевое обрамление). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.
6)Формулирование проблемы урока

-Какова идея стихотворения? (человеческая душа должна работать, трудиться) В каких строчках она заключается?( Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь)

-Помните, перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него?( Душа – это целый мир. Но этот мир нужно постоянно обогащать. А для этого душа должна трудиться. Именно труд души позволяет стать тем, кем хочешь. Такими людьми держится жизнь.
-Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали?

(Воспитание души, труд души)

Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его строки. Это и наказ нам, и совет, и завет…
Свободный микрофон. Выводы

Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной цели.

Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни . Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. У человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится»

О том, какой должна быть душа, мы еще будем с вами рассуждать

Рефлексия

-Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.

Домашнее задание :

Задание №1

Написать сочинение- миниатюру на тему « Что делать, если душа сопротивляется?»

Задание №2

Выучить стихотворение наизусть (по выбору). Пользуясь сочинением-миниатюрой, объясните свой выбор.


Close