В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

Вариант 2

Рассказ Бунина, вероятно, описывает события из личной жизни автора, его взаимоотношения с собственным племянником, в доме которого он гостил. Отношения с маленьким мальчиком автор описывает трепетно и нежно, он явно любит своего племянника и относится к нему с уважением, достаточно почтительно.

Сюжет рассказывает о том, как мальчик и взрослый поругались из-за непослушания ребенка. Ключевым фактором являются «цифры», которым дядя обещает обучить своего подопечного, но откладывает обучение и мальчик начинает капризничать. После этого происходит ссора, которая только усугубляется радикальными высказываниями мальчика, заявляющего, что больше не будет любить дядю и даже ничего ему больше не купит и не подарит.

С одной стороны мы видим как Бунин умело выводит особенности детского поведения и психики, с другой – наблюдаем какими всеобъемлющими являются переживания в детской душе. Мальчик полностью погружается в свои переживания, для него эти высказывания не являются бравадой. Иногда он, конечно, впадает в некоторую театральность и пробует манипулировать взрослыми, как свойственно детям, но в остальном он предельно серьезен и поглощен происходящим.

Наверное, с возрастом люди утрачивают подобное ощущение, становятся более обыденными и пережитый опыт не позволяет относиться ко всему так поглощено и увлеченно. Ребенок в свою очередь действительно существует будто в другом мире, который представляет собой пространство предельной серьезности. Он видит, по мнению взрослых, довольно мало, но для него увиденное является невероятно масштабным.

Бунин указывает на интересное соотношение между «цифрами» и счастьем. Автор понимает, что на самом деле обучение и склонность узнать нечто новое представляется для ребенка возможностью пережить настоящее счастье. И здесь в действительности трудно не согласиться. Даже, если мы посмотрим с нашей, условно взрослой, стороны, то поймем, что цифры в действительности являются довольно полезным знанием и изучение этого знания позволяет практически вступить в иной мир. Оказаться там, где есть математика и астрология, закономерности существования космических пространств и человеческого восприятия. На мой взгляд, именно соотношение обучения цифрам и счастья является ключевым элементом рассказа.

Анализ произведения Цифры Бунина

Иван Бунин уникален в плане написания рассказов, что способны воздействовать положительно на человека. Действительно, всё творчество писателя наполнено духовным смыслом. Поэтому каждый читатель, что обращается к творениям Бунина, делает собственную жизнь и внутренний мир богаче и ярче.

Знаменитый рассказ творца - "Цифры", где проблема кроется в нравственном выборе человека при сложившихся обстоятельствах.

История представляется в ссоре между маленьким ребенком и его дядей. Дитя жаждало того, чтобы взрослый позанимался с ним, рассказал о цифрах. Однако на дядю налетела усталость, он не желал уделять время своему близкому. Здесь и завязался узел между героями. Ребенок начал топать ногами, кричать, требовать того, чтобы взрослый потратил драгоценное время на учение мальчика. Но все безуспешно. Когда мама дитя потребовала объяснений по поводу того, что же произошло, дядя свалил всю вину на маленького ребенка. Почему он это сделал? Гордыня, что сказать. Разве можно выставить себя перед бабушкой и матерью сына в плохом свете? Нет, конечно.

С одной стороны виноват дядя, который своим равнодушием убивал в ребенке стремление к познаниям. С другой, всё дело в ребенке, что спровоцировал собственной настойчивостью отрицание, негативность по отношению к мальчику. Ситуация довольно-таки проблематичная и актуальная, ибо подобное происходит и сейчас. Многие взрослые люди, имеющие детей, часто пренебрегают общением с ними. А ведь это самые счастливые годы: детство любимого ребенка. И если упустить такое, то потом будет слишком поздно что-либо менять. Важно понимать, как необходимо внимание детям. Без этого взаимопонимания трудно добиться. Об этом и предупреждает Бунин: стоит осознавать весь груз и ответственность перед теми, кто нам действительно дорог.

Писатель изобразил, казалось бы, обыкновенный случай, но глубина ситуации просто неоспоримо потрясает. Всё просто, да много истины. В этом и проявляется талант Бунина: акцентировать внимание на том, что особо не явно замечаешь.

В итоге ребенок просит прощения за собственное поведение, ему не до обид и расстройств, в отличие от дяди, которого съедала день из дня гордыня. Дитя просто стремится к знаниям. И, в конце концов, взрослый их даёт. А это главное!

Не нужно отнимать у малышей, что жаждут познать мир, желание осязать и чувствовать, и развиваться! Ни в коем случае!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина

    Денис Иванович касается периодов жизни, которые способствуют развитию и становлению детей. Недоросль Митрофанушка оказался в необыкновенном положении.

  • Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)

    Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.

  • Образ и характеристика Анны Николаевны в повести Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Анна Николаевна является одним из второстепенных персонажей произведения, сестрой главной героини романа Веры Николаевны Шеиной.

  • Анализ рассказа Чехова Ванька сочинение

    А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году

  • Высокие технологии стремительно развиваются. Еще десять лет назад сложно было представить, какое значение будут играть в современном обществе компьютеры и специальные программы.

И. А. БУНИН. РАССКАЗ «ЦИФРЫ».

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

Цели урока :

раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков;

вызвать раздумья подростков о своих взаимоотношениях со взрослыми.

Запись на доске : деликатный - вежливый , мягкий в обращении;

алкать (лат.) - сильно желать чего-нибудь.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит встреча с удивительным русским писателем – Иваном Алексеевичем Буниным.

Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое, и в глаза - удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит. Читая его раннюю прозу, Л. Н. Толстой признавал: «…идет дождик,- и так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего». Именно эта великолепная, живописная проза принесла Бунину всемирную славу! Он стал первым из русских писателей нобелевским лауреатом.

Попробуем сегодня заглянуть в мастерскую Бунина и узнать, что и как писал он.

2. «В мастерской писателя». (Выступление 1 группы учащихся)

Да, критика оценила творчество его высоко. Зато сам Бунин был чрезвычайно придирчив к своей работе. Создавая свои самые знаменитые вещи, он нередко жалуется на «каторжный труд» писателя. «Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство!»

Характерно то, что Бунин вовсе не хотел, чтобы кто-нибудь видел следы этих тяжких творческих мук, т. е. черновики. «Их непременно нужно уничтожить», - говорил он. А сохранившиеся бунинские черновики – вещь поучительная. Он не терпел многословия, освобождался от лишних эпитетов, выверял каждое слово, каждую фразу, создавал свою прозу плотной, сжатой.

Бунин говорил, что иногда он пишет, казалось бы, самую простую фразу и вдруг спохватывается: да ведь она уже была сказана кем-то до него: не то Лермонтовым, не то Тургеневым. И начинает переделывать написанное, и опять остается недоволен.

Как удивительно точно сказал А. М. Горький: «Выньте Бунина из русской литературы , и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния». А каков был жизненный путь человека, умевшего создавать «живой радужный блеск и звездное сияние».

3. Краткое сообщение о жизни И. А. Бунина . (Выступление 2 группы учащихся)

4. Слово учителя.

Да, И. А. Бунин - писатель счастливой и трагической судьбы. В его произведениях все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.

Литературное произведение, как айсберг : малая часть лежит на поверхности, а большая - скрыта от нас, и ее надо научиться видеть. А для этого необходимо внимание, вдумчивое чтение, работа ума. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

Будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя. Итак, рассказ Бунина «Цифры».

5. Анализ рассказа

Инсценирование первых строк рассказа учащимися 3 группы.

В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении, на каждой строке? (^ Ты. И у нас возникает ощущение, будто обращается к каждому из нас. Мы словно становимся свидетелями чьего-то объяснения, оправдания.)

Прочитана I глава рассказа. Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры? (Дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.)

Да и Женя не просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат словам и поступкам дяди.

Почему же произошел конфликт? (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел их показывать ему.)

Давайте проследим по тексту, с чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому взрослому. Прослушайте 2 главу (чтение по ролям учащимися 4 группы ) и подумайте над вопросом: «Почему дядя не выполнил просьбу племянника?».

(Оказывается: знакомство с цифрами было отложено на завтра только потому, что взрослому лень этим заняться. «Уж очень не хотелось мне идти в город».)

На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок?

Итак, добрые отношения нарушены. На чьей вы стороне?

Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий грех»? («Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости.)

Верно. А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание? (Бунт.)

Итак, глава 3. Она прозвучит в исполнении учащихся 5 группы

Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный ребенок? (^ Нет, он не сдержан из-за отчаяния. Это не каприз, ведь у него хорошее желание, он хочет познать мир .)

Он еще не научился сдерживать себя, и поэтому его поступки принимают некрасивый, неуправляемый характер. И все же на чьей стороне автор? Обоснуйте свой ответ. Найдите в 3 главе слова, с помощью которых писатель оценивает в этой ситуации поведение взрослого и ребенка.

(Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.)

(Для взрослого автор находит такие слова и выражения : «в бешенстве вскочил, рявкнул во все горло, какой черт окатил меня, ушат злобы, дернул за руку, с наслаждением шлепнул, вытолкнул из комнаты.»

А о ребенке говорится иначе: « переполненная жизнью душу, звонкий крик божественной радости, сам Господь Бог улыбнулся бы…»)

ВЫВОД: рассказ написан не только для того, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны…

Прослушайте отрывок из следующей главы и найдите приметы переживаний бабушки, мамы, дядя. Подумайте, сочувствуют ли взрослые мальчику. И если да, то почему они не утешили его? (Соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже порывов собственного сердца.)

Прочитайте начало 6 главы . Ее начало по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев. Какими? («Грустно, сумрачно».)

Ребята, как вы думаете, что самое горькое в этой главе? (Сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения.)

Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. И Женя отступил.

Итак, заключительная глава. Прослушайте и подумайте: Каким становится мальчик? Как он себя ведет, после того как смирился?

Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово. (Обращение к записи на доске.)

Найдите в тексте сцену, которая показывает, что герои рады примирению и простили друг друга.

Рассказ прочитан, какое чувство у вас осталось? (Доброе, чувство удовлетворения, горечи…)

Ребята, скажите, а возникали ли в вашей жизни ссоры со взрослыми и что было причиной конфликта?

Подведем итог нашему разговору. В тот вечер дядя научил мальчика писать волшебные цифры. А сам дядюшка получил от ребенка какой-либо урок? (Надо любить детей, хотеть понять их поведение.)

Поэтому этот взрослый запоздало как будто извиняется перед мальчиком, иронизирует над собой. Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души. Выходит, не напрасно мы обратились к рассказу «Цифры».

5. Домашнее задание

Письменно поразмышляйте об одной из ваших ссор со взрослыми, продумайте заголовок рассказа, можете придерживаться предложенного плана.


Когда это было и с кем?
Как складывались ваши отношения раньше?
Что в характере этого человека вы особенно ценили?
Что явилось причиной ваших разногласий?
Что думали и как переживали вы сами ссору?
Сумели ли вы помириться и радовались ли вы этому?
Как бы вы назвали рассказ, почему?

Конспект урока по рассказу И. А. Бунина “Цифры”

Какая мука наше писательское ремесло!..
А какая мука найти звук, мелодию рассказа - мелодию,
которой определяется всё последующее.

И. А. Бунин

1. Слово учителя. “Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа - мелодию, которой определяется всё последующее”. Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что “всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…”

На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи.)

2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.

Чем необычен этот рассказ?

(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)

По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я - ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)

Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)

О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)

Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)

Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)

Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащиеся активно обсуждают проблему, приходят к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.)

Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.

(В ходе работы и появляется следующая запись.)

Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.

Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него - заветная мечта.)

Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)

Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста... Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)

Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава - начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты - узнать цифры - и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)

Подтвердите эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех - лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)

Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты - мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)

Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)

Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе.)

Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)

Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность - ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)

Какие главные выводы мы можем сделать?

Учитель помогает детям сформулировать выводы и записать их в тетрадь. В результате совместной работы появляется следующая запись:

Вывод 1. Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.

Вывод 3. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я - ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.

3. Подведение итогов урока. Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ… А сколько ещё загадок таится в рассказе! Я предлагаю вам дома подумать над смыслом названия рассказа.

4. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И. А. Бунина назван «Цифры»? Объясните смысл заглавия.

Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»

Задачи урока

Тип урока: урок - размышление

Технология: критического мышления

^ Методические приёмы

Оборудование : тексты с рассказом И. А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И. А.Бунине, запись музыки Свиридова Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.

^ Ход урока

I Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы

II Слово учителя .

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.(рассказ ученика о писателе)

^ Тема нашего урока: «Смерть ради жизни»

III Вызов . Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

О войне.

О смерти.

- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?

Смерть помогла кому-то выжить.

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры .

-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

-Как вы думаете будет связана тема урока с названием рассказа?

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»

IV Осмысление содержания.

Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)

^ 1-я остановка

-С какими героями вы познакомились?

Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин».Кто знает, что оно обозначает?

Открываем файл.

Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

-В какое время года происходит действие рассказа?

Вьюжной зимой.

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

Пятый день несло непроглядной вьюгой.

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

Эпитет – «непроглядная вьюга»

- Что просит больной ребёнок?

Больной ребёнок просит красные лапти.

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

У крестьянских детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

Нефёд был слугой.

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный…

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

Добрые. Она называет его Нефёдушкой.

- Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?

Ответы детей.

- Об этом узнаем из следующего отрывка.(читает Галина Ольга до слов …степном море)

2 остановка .

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

- Что взял с собой Нефёд? Для чего?

Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Догадывался.

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?

Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

Ответы детей.

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читает Сазонов Алексей (до слов…стук в окно)

- Переживали ли домашние о Нефёде?

Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.

Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

Он предвещает что - то плохое.

3- я остановка

Так как привезли мертвое тело Нефёда.

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

Думаю. Что он выздоровеет

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

Да. Ради жизни мальчика.

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

^ V Физкультминутка .

^ VI Рефлексия .

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова - подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда.(схема синквейна на экране)

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их в слух

VII Итог урока .

VIII Д/з по выбору: 1)подготовить рассказ о творчестве И. А.Бунина;пересказ рассказа «Лапти»

2) составить характеристику Нефёда;

3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране)

Тема урока : «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»

Задачи урока : развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Технология: критического мышления

Методические приёмы : чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.

Оборудование : тексты с рассказом И. А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И. А.Бунине, запись музыки Свиридова «Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

II. Слово учителя .

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (Рассказ ученика о писателе)

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

III. Вызов .

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)

Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то выжить)

А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

IV. Осмысление содержания.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

1-я остановка

С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

Словарная работа.

Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)

Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

Рассмотрите портреты И. Н. Крамского «Полесовщик», В. Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

Похож Нефёд на них? Чем?

Почему – больше на старца Перова?

Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение, сила)

Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)

Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

(Ответы детей.)

Об этом узнаем из следующего отрывка.

…Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…

2 остановка .

Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.)

Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)

Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

…Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

…Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

3- я остановка

Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.)

Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

V. Физкультминутка .

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

VI. Рефлексия .

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема синквейна на экране)

· Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

· правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

· вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

· третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.

VII. Итог урока .

Что понравилось сегодня на уроке?

VIII. Д/з по выбору: 1) подготовить рассказ о творчестве И. А. Бунина; пересказ

рассказа «Лапти»;

2) составить характеристику Нефёда;

3) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть

место подвигам» (д/з на экране)

В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ссора между героями выводит нас на взаимоотношения взрослых и детей. Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? Прийти к взаимопониманию иногда бывает очень сложно, и особенно от этого страдают дети. А взрослые могут совершить непростительные ошибки.

Автор поднимает не только проблемы взаимоотношений между взрослыми и детьми, но и философские проблемы о противостоянии человека общепринятым законам жизни, с которыми может смириться взрослый, который их понимает, но ребенок еще не может.

Повествование в рассказе ведется от первого лица, точнее, от лица героя-повествователя. Для автора важно понять, что чувствуют и какими мыслями живут герой и его племянник.

«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, - это было после одной из наших ссор с тобой, - и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?
Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу! Если же дело происходит после ссоры, и если я в эту минуту скажу тебе хоть одно ласковое слово, то нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем! Как порывисто кидаешься ты целовать меня, как крепко обвиваешь руками мою шею, в избытке той беззаветной преданности, той страстной нежности, на которую способно только детство!»

Но на этот раз ссора между дядей и племянником была слишком сильной.

«Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте, которая так пленяла тебя весь этот день. И вечером, как только эта мечта опять овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня. Ты помолчал, собрал силы и вдруг, торопясь и волнуясь, сказал мне:
- Дядечка, прости меня... Я больше не буду... И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!
Можно ли было после этого медлить ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя».

Удивительно, что автор описывает своего героя такими эпитетами: умный, рассудительный, мудрый, - так рассказчик характеризует себя. Но является ли это действительностью? Очень часто эти слова звучат с иронией. Разве умный и рассудительный - это тот, кто поступает, как все остальные? Вторая глава позволяет нам увидеть начало конфликта.

«Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой, которая захватила всю твою душу.
Только что открылись для тебя еще не изведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши - непременно цветные! - и выучиться читать, рисовать и писать цифры. И все это сразу, в один день, как можно скорее. Открыв утром глаза, ты тотчас же позвал меня в детскую и засыпал горячими просьбами: как можно скорее выписать тебе детский журнал, купить книг, карандашей, бумаги и немедленно приняться за цифры…

Но радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше и больше. И вот, когда мы - бабушка, мама и я - сидели перед вечером за чаем, ты нашел еще один исход своему волнению».

Мальчик не согласен ждать исполнения мечты, и это внешний конфликт, но в то же время в душе дяди появляется внутренний конфликт. Дядя, как положено, должен выждать время, он поступает так, как требуют правила, и ребенок его не понимает. Но дядя продолжает проявлять свою твердость. «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех - лишаю тебя счастья, радости... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей». Так, внутренний конфликт развивается в душе дяди. Как же ему поступить: так, как велит сердце или так, как положено по правилам?

В третьей главе мы можем проследить за продолжением конфликта. «Я не только не забыл о тебе после твоего дерзкого крика, но весь похолодел от внезапной ненависти к тебе. И уже должен был употреблять усилия, чтобы делать вид, что не замечаю тебя, и продолжать разыгрывать роль спокойного и рассудительного». Все взрослые в этот момент объединяются против мальчика. Всем им больно, они все переживают, но выдерживают эту паузу.

«От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...
Затем паузы между верхней и нижней нотами стали сокращаться, - вопли потекли без умолку. К воплям прибавились рыдания, к рыданиям - крики о помощи».

«...Я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку. А у бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу…

И бабушка едва сидела на месте.
Ее сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на темневшую улицу и быстро стучала ложечкой по столу.
Понял тогда и ты, что мы решили не сдаваться, что никто не утолит твоей боли и обиды поцелуями, мольбами о прощения».

Мальчик кричит до изнеможения, в этот момент его состояние изображено не как каприз, а как настоящее человеческое горе. И взрослые понимают, что для ребенка каждый миг его жизни - это открытие чего-то нового и этот миг он переживает гораздо острее, чем взрослые. Ребенок чувствует эту обиду, гораздо сильнее она проникла в его сердце. Но конфликт продолжается. Что-то заставляет пойти ребенка на примирение. Бабушка ударила по самому живому.

«- А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал - туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, - прибавила она, - делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте.
И вышла из детской.
Кончено, - самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден».

«Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это.
С самых ранних дней моих я у нее во власти. Но я знаю и то, что чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен. Но что мог сделать ты?
Счастье, счастье!
Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!
Но жизнь ответила:
- Потерпи.
- Ну пожалуйста! - воскликнул ты страстно.
- Замолчи, иначе ничего не получишь!
- Ну погоди же! - крикнул ты злобно.
И на время смолк.
Но сердце твое буйствовало. Ты бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей твое сердце радостной жажды... Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь.
Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни... Смирись, смирись!
И ты смирился».

В следующей главе в душу героя вновь возвращается любовь и нежность. Конфликт преодолен, и преодолен он ценой детского смирения.

«Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне?
- Дядечка! - сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. - Дядечка, прости меня».

Ценой детской щедрости, чистоты и открытости преодолевается конфликт между дядей и племянником.

«- Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу...
И какой радостью засияли твои глаза!
Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть». (Рис. 2.)

Рис. 2. Дядя и племянник ()

Восприятие дядей племянника позволяет сделать вывод, что дядя очень хорошо понимает мальчика и видит, почему ребенок ведет себя именно так. Он любуется его радостью, но очень часто его сердце начинает возмущаться, когда ребенок не подчиняется велению взрослых. Острая жалость к мальчику переполняет дядю, и он понимает, что ребенок тоже способен испытывать оскорбления. Теперь посмотрим, как дядя воспринимает самого себя.

«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех - лишаю тебя счастья, радости... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…

Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди».

Все время дядя ведет себя неестественно и поступает так, как полагается. И здесь возникает еще один конфликт - конфликт между сердцем и разумом. В нашем случае побеждает разум, дядя выдерживает паузу, и ребенок первым идет на примирение. Но не зря спустя много лет мальчик уже не помнит об этом случае, а в душе дяди этот случай остался. И вот теперь сердце побеждает, и, несмотря на прошедшие годы, дядя понимает, что он был не прав.

Своим рассказом Иван Бунин хочет сказать, как в жизни важно понимать друг друга, пытаться не обидеть. Обидеть очень легко, а пойти первым на примирение бывает гораздо сложнее. Вернемся к названию рассказа. Цифры как мечта, цифры как символ расчета (дядя умный, он знает цифры). Но не всегда в жизни нужно быть умным и следовать правилам. Иногда нужно слушать свое сердце.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Вантенков И.П. Бунин-повествователь (Рассказы 1890-1916 гг.). / И.П. Вантенков. - Минск, 1974.
  3. Кучеровский Н.М. И.А. Бунин и его проза (1887-1917) / Н.М. Кучеровский. - Тула, 1980.
  4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat ().
  1. Lit-helper.com ().
  2. 5litra.ru ().
  3. 900igr.net ().

Домашнее задание

  • Ответьте на вопросы.

1. Как повел себя Женя после того, как дядя отказался показывать ему цифру? Подкрепите свои слова цитатами из текста рассказа.
2. Как чувствовал себя дядя в момент ссоры с племянником? Можно ли считать его отношение к Жене жестоким? Ответ обоснуйте.
3. Какой вывод можно сделать о характере мальчика? Какими качествами автор наделил его?
4. Почему взрослые не пожалели плачущего Женю? Справедливо ли это, на ваш взгляд?
5. О чем повествует рассказ И.А. Бунина «Цифры»?

  • Письменно ответьте на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»?
  • Напишите характеристику одного из героев рассказа.

Close